Евангельское чтение

Бегство в Египет. Избиение младенцев. Возвращение в Назарет (Мф., 4 зач., II, 13–23)

Джентиле да Фабриано. Бегство в Египет.

Когда же они отошли, – се, Ангел Господень является во сне Иосифу и говорит: встань, возьми Младенца и Матерь Его и беги в Египет, и будь там, доколе не скажу тебе, ибо Ирод хочет искать Младенца, чтобы погубить Его.

Он встал, взял Младенца и Матерь Его ночью и пошел в Египет, и там был до смерти Ирода, да сбудется реченное Господом через пророка, который говорит: из Египта воззвал Я Сына Моего.

Тогда Ирод, увидев себя осмеянным волхвами, весьма разгневался, и послал избить всех младенцев в Вифлееме и во всех пределах его, от двух лет и ниже, по времени, которое выведал от волхвов.

Тогда сбылось реченное через пророка Иеремию, который говорит: глас в Раме слышен, плач и рыдание и вопль великий; Рахиль плачет о детях своих и не хочет утешиться, ибо их нет.

По смерти же Ирода, – се, Ангел Господень во сне является Иосифу в Египте и говорит: встань, возьми Младенца и Матерь Его и иди в землю Израилеву, ибо умерли искавшие души Младенца.

Он встал, взял Младенца и Матерь Его и пришел в землю Израилеву.

Услышав же, что Архелай царствует в Иудее вместо Ирода, отца своего, убоялся туда идти; но, получив во сне откровение, пошел в пределы Галилейские и, придя, поселился в городе, называемом Назарет, да сбудется реченное через пророков, что Он Назореем наречется.

«Помните слово, которое Я сказал вам: раб не больше господина своего. Если Меня гнали, будут гнать и вас» (Ин. 15:20). Эти слова Спасителя нашего приходят на память сегодня, когда мы радостно и благоговейно празднуем Его Рождество. Он ещё не родился, Он ещё только соткался от Духа Святого в честнейшей утробе Девы Богородицы, когда тот, кто был поставлен хранить Её Девство, тот, кого Церковь именует «Праведным», святой Иосиф Обручник, уже помыслил об изгнании. Мы слышали эти слова евангельские в святую ночь Рождества: «Иосиф же муж Ее, будучи праведен и не желая огласить Ее, хотел тайно отпустить Ее» (Мф. 1:19). По праведности своей, по мягкосердечию своему он захотел было отпустить Матерь Божию на волю из своего дома, чтобы не совершилась над Ней страшная казнь, чтобы не побили Её камнями, потому что помыслил о Ней, Честнейшей Херувим, нечто дурное. Но спросим себя: куда захотел отпустить Праведный Иосиф Пречистую Деву Богородицу, одну, никому не нужную, с Младенцем под сердцем? В пустыню, в чистое поле, на все четыре стороны?

Мы знаем, что Ангел Господень, явившись ему во сне, не дал совершиться страшной ошибке. Но прошло совсем немного времени, и не родившийся ещё Бог вновь оказался лишним на этом празднике жизни. В городе предков, который «ничем не меньше воеводств Иудиных» (Мф. 2:6), в Вифлееме, Ему не нашлось места среди людей, и потому бессловесные скоты окружали Его младенческую колыбель; не дом, не человеческое жилище, а пещера сделалась первым обиталищем Бога, первым Его пристанищем, как бы прообразующим другую, скорбную, пещеру – склеп на склоне смертной Голгофы.

В отечестве Своём и роде Своём, среди сродников и знаемых Своих, Он был как чужой и в лучшем случае вызывал неприязненное раздражение. «Откуда у Него такая премудрость и силы? – недоумевали Его соплеменники из города Капернаума, – не плотников ли Он сын? не Его ли Мать называется Мария, и братья Его Иаков и Иосий, и Симон, и Иуда? и сестры Его не все ли между нами? откуда же у Него всё это? И соблазнялись о Нем» (Мф. 13:54-57). Они соблазнялись, они злились и завидовали, а одинокий Сын Человеческий шёл по земле Своего народа, «как написано о Нем» (Мк. 9:12). Шёл Он по каменистым дорогам Палестины, хоть и сопровождаемый толпами, хоть и теснимый отовсюду народом, но чудовищно одинокий, непонятый, непринятый. «Пришел к своим, и свои Его не приняли» (Ин. 1:11), – пишет апостол и евангелист Иоанн Богослов. «Свои» из Назарета, из города, в котором Он «не совершил… многих чудес по неверию их» (Мф. 13:58), попросту «исполнились ярости и, встав, выгнали Его вон из города и повели на вершину горы, на которой город их был построен, чтобы свергнуть Его» (Лк. 4:28,29).

«Если Меня гнали, будут гнать и вас». Сегодня мы вновь читаем Евангельское повествование о том, как «гнали» нашего Бога. Вслушиваясь в горестный рассказ о ночном бегстве в Египет, поминая четырнадцать тысяч невинных Вифлеемских младенцев, первых из неисчислимого сонма мучеников за Христа, мы вновь и вновь осознаём, что мы – Церковь Бога гонимого, Бога Изгнанника, Царство Которого «не от мира сего» (Ин. 18:36). Радостные дни праздника Рождества Христова завершаются печальным мотивом гонений и скорби: «Рахиль плачет о детях своих и не хочет утешиться, ибо их нет» (Мф. 2:18).

«Если Меня гнали, будут гнать и вас». Коли мы Христовы, то и над нами исполнится это обетование гонений. Дело вовсе не в том, что Ирод и Диоклетиан, Сталин и Хрущев из могущественных владык превратились в призрачные тени преисподней. «Довольно для каждого дня своей заботы» (Мф. 6:34), найдутся и на наш век новые гонители, обрящутся и на нашу долю «жестоковыйные ироды», ибо, как предупреждал святой апостол Павел своего возлюбленного духовного сына, апостола Тита: «Да и все, желающие жить благочестиво во Христе Иисусе, будут гонимы» (2Тит. 3:12). Поэтому выбор, который всегда, во все времена предлагался христианам, один и тот же: быть со Христом, то есть быть гонимым и унижаемым, осмеянным и преданным, или быть против Христа, то есть быть с теми, кто смеялся, с теми, кто предавал, с теми, кто гнал.

Ведь для того, чтобы очутиться в толпе, истошно орущей: «Распни, распни Его!», – вовсе необязательно перенестись на две тысячи лет назад и оказаться среди яростной иерусалимской черни, которая «любить умеет только мёртвых». Для того, чтобы предать Спасителя, чтобы в очередной раз изгнать Его из своего сердца, «довольно для каждого дня своей заботы», достаточно просто в своей ежедневной борьбе с грехом оказаться на стороне греха, на стороне зла, похоти, жадности и чувства мести. Когда все эти «прелести» наполняют душу, где в ней место Христу, «ибо какое общение праведности с беззаконием? Что общего у света с тьмою? Какое согласие между Христом и Велиаром? Или какое соучастие верного с неверным? Какая совместность храма Божия с идолами» (2Кор. 7:14-16)? Поэтому, вспоминая сегодня тысячи невинно убиенных младенцев, спросим себя, нет ли и на наших руках их крови? Аминь.

Священник Сергий Ганьковский

 

День памяти святых праведных Иосифа обручника, Давида царя и Иакова, брата Господня

Сегодня мы отмечаем память отдания праздника Рождества Христова, и в этот воскресный день Церковь установила праздновать память святых: царя Давида, Иосифа Обручника и Иакова, брата Господня. Эти святые особенно близки Христу – они были родными ему по плоти и духу.

Первый из них – это царь Давид, особым образом послуживший воплощению Христа. Он обрел благоволение пред Богом, и Господь сказал ему, что от его рода родится Христос. Сам Пророк Давид, вдохновляемый Духом Святым, воспел это во многих мессианских псалмах, например: «Клятся Господь Давиду истиною и не отвержется ея: от плода чрева твоего посажду на престоле твоем» (Пс. 131:11). И множество хвалебных гимнов и пророчеств мы находим в псалмах Царя Давида, когда внимательно читаем Псалтирь.

Второй святой, особо послуживший таинству Рождества Христова – это праведный Иосиф Обручник. Когда он принял Пресвятую Деву Марию для сохранения Ее девства, ему было уже восемьдесят лет. Он раньше был женат и у него были уже взрослые дети. За его праведную жизнь и чистоту душевную и телесную именно его избрал Господь быть Своим мнимым отцом на земле и хранителем Божией Матери. Иосиф воспитывал Младенца, нянчил Его, менял пеленки, проявлял всю заботу, чтобы Младенец Христос с Богородицей чувствовали себя защищенными и покрытыми любовью и добротой. Иосиф, забывая о своей старости, помогал во всех нуждах Божией Матери, учил Господа плотницкому ремеслу, дающему возможность заработать на жизнь.

Другой святой, память которого мы празднуем сегодня – это Иаков, прозванный братом Господним. Он был сыном Иосифа Обручника от его законного первого брака. Предание повествует, что Иаков вместе со Святым Семейством тоже бежал в Египет, когда Ирод восхотел убить Младенца Христа. В Евангелии говорится, что братья и сестры Христа не веровали в Него, пока Господь не пострадал и воскрес, и явился многим, после чего только они уверовали в Него как в Бога. Иаков за свою веру и праведную жизнь был поставлен первым архиереем, епископом Иерусалимским. Им был составлен первый древний чин Божественной литургии, которая совершается и доныне один-два раза в году.

Из малого воспоминания о жизни святых Давида, Иосифа, Иакова мы можем увидеть красоту и благородство их душ. Для каждого из нас, кто пришел сегодня в Храм Господень, послужит примером в добродетели и повседневной суете один из этих святых.

Царь Давид – он для всех нас пример истинного покаяния и плача пред Богом. После того как совершил двойной тяжкий грех прелюбодейства и убийства, он не отчаялся, а принес слезы покаяния, и Господь его простил. Пятидесятый псалом нам об этом покаянии говорит. Всем мы грешили или грешим тяжко, но не стоит вешать нос, унывать и отчаиваться, но приносить всегда покаяние с верой в любовь и милосердие Божие, и Господь простит. Об это нам напоминает царь и пророк Давид.

Святой Иосиф для нас образец того, каким должен быть отец семьи. Его любовь и забота о своих близких и служение им с полным забвением о себе, показывает нам, что не только в миру, но и в монастыре старые опытные монахи-отцы должны иметь ту же заботу и любовь о младших, вновь пришедших братьях нашей обители. Праведный Иосиф – пример трудолюбия и терпения для тех, кто делает что-то на пользу монастырю и обществу своими руками, он покровитель всех столяров и плотников, и тружеников.

Наконец, Иаков, брат Господень, как первый архиерей Иерусалимский служит примером всем священнослужителям и монахам. Он непрестанно пребывает в храме, совершает священнодействие – суточный круг служб и Божественную литургию. Он погибает мученической смертью за Христа. Так и мы, монахи, должны приносить себя в жертву Христу каждый день в непрестанной молитве, в отказе от своих страстей, от удовольствий мирской жизни.

Итак, дорогие, чтобы не терять ту духовную радость и мир души, которые дает Господь туне в эти святые праздничные дни Рождества и Крещения Христова, постараемся умерщвлять своего ветхого человека, дадим Христу прийти в наше сердце. Начнем с малого: будем следить за тем, чтобы не осуждать брата – ближнего своего, не превозноситься в сердце над другими. Умалим себя, оставим свою волю, свои планы, желания, мнения. Через милость к ближним и непрестанную молитву дадим действовать Христу в нашей жизни. Будем просить святых царя Давида, Иосифа Обручника, Иакова, брата Господня, чтобы они помогли нам оставить свои злые привычки, страсти и возлюбить Христа. Аминь.

Иеромонах Севастиан (Кузнецов)

 

Как твоя молитва?

Не только количество, но и качество

Разумеется, враг воюет не только против количества молитвы, но и против ее качества. И если ему не удается лишить нас молитвы вовсе, он постарается преуспеть в другом: заставить нас молиться рассеянно и холодно, а если получится, то и хуже того – сознательно формально.

Мы часто читаем о том, что настоящая молитва – молитва внимательная, искренняя и горячая. Однако так – внимательно, искренне и горячо – молиться удается далеко не всегда. И подчас человек, закончив читать молитвы, не может сказать, положа руку на сердце, а молился ли он на самом деле или же просто отдавал некий формальный долг – настолько рассеянной была его молитва, настолько не участвовало в ней его сердце. Поэтому вслед за тем, как мы наведем порядок в отношении регулярности выполнения правила, нужно разобраться и с этим: а все ли мы делаем для того, чтобы действительно молиться, а не «вычитывать»?

И здесь тоже есть определенные принципы, соблюдение которых способно существенно нам помочь. Прежде всего мы должны… понимать слова молитв, а для этого нужно обязательно найти время, чтобы разобрать их, вчитаться в них, найти перевод непонятных слов – не в момент выполнения правила, разумеется, а в какое-то другое, специально выбранное для этого время. (Если у нас нет необходимой для этого литературы, то интернет предоставит всю требующуюся информацию.) Такой труд дает возможность по-настоящему глубоко вникнуть в то, о чем мы просим Бога день за днем, осознать, насколько важно то, с чем мы обращаемся к Нему, – жизненно важно… Это удивительно, но порой человек, годами исполняющий свое правило и исправно посещающий храм, взявшись вот так детально разобраться с текстом молитв, испытывает настоящее потрясение: он читает их словно впервые.

Еще очень значимый момент: мы не должны в молитве торопиться – а враг обязательно будет гнать нас вперед, доказывая, что нас ждут неотложные занятия. Преподобный Исаак Сирин советует, чтобы справиться с этим искушением, поступать ему наперекор: когда хочется прочесть молитву побыстрее, сделать это, наоборот, медленнее, чем обычно. Искушение таким образом упраздняется.

И, конечно, обязательно нужно стараться, по Лествичнику, заключать ум в слова молитвы, не ленясь снова и снова возвращать его к этому «заключению», сколько бы ни стремился он прочь. Постепенно внимательная молитва тоже становится навыком – это нужно знать, как и то, что на приобретение такого навыка требуется много времени и труда, а утрачивается он при нерадении легко и быстро. Но однозначно: стяжание его возможно. И вот что еще знать необходимо: ум, молясь внимательно, «утесняет сердце», или, иными словами, наше сердце постепенно оживает и откликается на слова молитв, и мы испытываем то, что называется умилением, что делает молитву не только сосредоточенной, но и искренней и горячей.

И наконец, или же – прежде всего: нельзя начинать молиться «вдруг», всегда, когда у нас есть возможность, – нужно к молитве готовиться. Как? Так, как сказано об этом в Молитвослове: «Таже постой мало, дондеже утишатся вся чувства». Но и этого недостаточно. Важно еще вспомнить: к Кому мы собираемся обратиться в молитве, о чем просить, насколько мы зависим от исполнения этих прошений, насколько зависим от Него… Причем не только и не столько временные наши обстоятельства и участь, сколько участь вечная. Размышление об этой участи и есть лучшая подготовка к молитве. Как учил об этом святитель Феофан Затворник: поставь себя перед Господом Судией, как если бы ты уже оказался на Страшном Его суде, и знай, что ты ждешь решения от Него, когда скажет Он: «Приди» или «Отыди». И сознавая, что по делам своим достоин услышать лишь «Отдыди», сокрушись сердцем и из этого состояния сокрушения возноси молитвы свои о помиловании. Тогда они точно будут настоящими.

Игумен Нектарий (Морозов)

продолжение следует