Об обретении мощей преподобного Ираклия Иссык-Кульского

10 июня Церковь отмечает день памяти покровителя Среднеазиатского митрополичьего округа – преподобного Ираклия, исповедника Иссык-Кульского.

Напомним, что схимонах Ираклий (Матях) родился в 1863 году. Он подвизался в ныне закрытом Свято-Троицком мужском монастыре на Иссык-Куле, а затем жил в семьях благочестивых христиан, проповедуя им Христа не только словом (разговаривал преподобный крайне редко), но в первую очередь делом. Преподобный преставился ко Господу в 1937 году.

Определением Юбилейного Архиерейского собора Русской Православной Церкви 2000 года преподобный схимонах Ираклий, исповедник Иссык-Кульский, был причислен к лику святых для общецерковного почитания.

В сентябре 2014 года в Кыргызстане прошли торжества по случаю 10-летия обретения мощей преподобного.13 сентября 2004 года, мощи преподобного были обретены на православном кладбище села Ананьево (Иссык-Кульская область).

 

МИТРОПОЛИТ ВЛАДИМИР (ИКИМ) О ПРЕПОДОБНОМ

Через несколько дней после юбилея обретения мощей преподобного Ираклия Иссык-Кульского нам удалось поговорить с митрополитом Омским и Таврическим Владимиром, на протяжении 21 года возглавлявшим Ташкентскую и Среднеазиатскую епархию. Именно владыка Владимир стал инициатором обретения мощей преподобного.

– Почему обретение мощей состоялось через четыре года после того, как решением Архиерейского Собора 2000 года преподобный Ираклий был канонизирован?

 Вообще с обретением мощей никогда не стоит спешить. Мощи некоторых святых, канонизированных еще в древности, до сих пор не обретены, и никакой проблемы Церковь в этом не видит. Сама процедура обретения мощей весьма непроста. В случае с честными мощами преподобноисповедника Ираклия тоже имели место некоторые трудности: хотя и имелась всеми почитаемая могила старца, однако очевидцы рассказывали, что чуть ли не в этой самой могиле похоронено два человека или одно из примыкавших захоронений, несколько пóзднее, из-за недостатка места на кладбище произведено так близко, что, возможно, один гроб своей значительной частью стоит на другом. Таким образом, чтобы не ошибиться и не извлечь не тот гроб, нужно было делать специальный подкоп, для чего, в свою очередь, нужны были опытные в этом лица. Да и вообще желательно, чтобы процедуру обретения мощей проводили лица, имеющие в этом опыт. В Среднеазиатской епархии таких священнослужителей не было, поэтому мы не спешили с обретением мощей, а искали помощь в других епархиях.

На наше приглашение отозвался тогдашний клирик Владимирской епархии игумен Иннокентий (Яковлев), а ныне – епископ Нижнетагильский и Серовский (Екатеринбургская митрополия), под непосредственным руководством которого и состоялось обретение честных мощей преподобного Ираклия. В этом деянии приняли участие и несколько священнослужителей Кыргызстана, входившего тогда в состав Ташкентской и Среднеазиатской епархии.

– Мощи преподобного четыре года находились в алтаре Воскресенского собора города Бишкека. С чем это связано?

 Сразу после обретения честных мощей преподобного Ираклия их поместили во временную раку, которая представляла собою обычный деревянный гроб, обшитый парчой, и доставили в Бишкекский Воскресенский собор. После молебна мощи были помещены в алтарь собора, откуда в обязательном порядке выносились в центр храма для всеобщего поклонения в дни памяти преподобного.

Хранили мы их в алтаре до тех пор, пока не была изготовлена специальная рака. Сначала долго искали мастеров, достойных такой работы, а затем ждали, пока эти мастера изготовят ее. Прекрасная резная рака с сенью, изготовленная с особым тщанием лучшими мастерами Кыргызстана из ценных пород дерева, и поныне является одним из главных украшений Бишкекского Воскресенского собора…

– Есть ли в Омской митрополии мощи преподобного Ираклия?

 Да, частицу честных мощей преподобноисповедника Ираклия я привез с собою из Ташкента в Омск. И что примечательно, прибыв в Омск, я встретил здесь немало почитателей памяти этого святого, которые со времени его канонизации и обретения мощей помещали иконы преподобного в свои домашние иконостасы.

– Кто составлял житие преподобного? Как собирали свидетельства?

 Житие преподобноисповедника Ираклия составляла Комиссия по канонизации святых Ташкентской и Среднеазиатской епархии, которая проводила изыскания по истории Иссык-Кульского Свято-Троицкого мужского монастыря в государственных архивах Узбекистана, Кыргызстана и Казахстана, по результатам которых найдены исторические сведения об обители, ее насельниках, в числе которых числился и преподобный Ираклий. Также Комиссия изучала воспоминания живых очевидцев жизни старца и родственников уже скончавшихся свидетелей его подвигов. Среди сотрудников упомянутой Комиссии следует выделить протоиерея Виктора Журавлева, протоиерея Игоря Дронова, протодиакона Олега Добрыгина, а также игумена Нектария (Блинова), которые особо потрудились над изучением архивных материалов и составлением жития святого схимонаха.

– Спаси Вас Господь, владыка.

 

СВИДЕТЕЛЬСТВО ОБРЕТЕНИЯ

– Милостью Божией я участвовал в обретении мощей преподобного, – рассказал секретарь Бишкекской и Кыргызстанской епархии протоиерей Игорь Дронов. – По благословению митрополита Бишкекского и Среднеазиатского Владимира (Икима) была сформирована группа по поднятию мощей преподобного Ираклия. Ее возглавлял секретарь Владимирской епархии игумен Иннокентий (Яковлев), который ныне является одним из архиереев Русской Православной Церкви. Мощи преподобного Ираклия оказались одиннадцатыми обретенными игуменом Иннокентием. В группу также вошли протоиерей Виктор Журавлев, протоиерей Виктор Реймген, протоиерей Сергий Чувичкин, иерей Евгений Мезенцев и я. В обретении мощей преподобного также приняли участие матушки некоторых священников и несколько мирян, которые помогали копать землю.

КАК БЫЛИ ОБРЕТЕНЫ МОЩИ СВЯТОГО

Перед нами была поставлена задача совершить обретение мощей максимально незаметно. Владыка опасался, что на кладбище, где похоронен преподобный, придет много людей. Дата обретения была назначена. О ней, конечно же, в скором времени узнали все. Мы же поехали в другой день, о котором не знал никто.

Приехали мы на кладбище села Ананьево 13-го сентября 2004 года около 5 часов утра.

Сразу начали копать прямоугольник поперек гроба. Это было сделано для того, чтобы наверняка попасть на гроб преподобного, который мог быть расположен левее или правее холма. Когда прямоугольник был выкопан, мы увидели вдавленные крышки двух гробов. Было очевидно – один из них принадлежал преподобному, а второй Сергею Бочарникову, у которого святой жил последние годы своей жизни. Зная об этом заранее, мы пригласили Любовь Сергеевну – дочь Сергея Бочарникова. Она пыталась вспомнить, в каком из гробов похоронен святой. На момент смерти преподобного дочери Сергея Бочарникова было 6 или 7 лет. С тех пор прошло много лет, она почти ничего не помнила. Сказала только, что один гроб должен лежать выше другого. Так и было. Гробы лежали практически вплотную, один из них был выше другого на 10 сантиметров.

Первый гроб, который мы вскрыли, оказался принадлежащим святому. Там мы увидели остатки облачения – домотканное сукно с крестами, которые вышил сам преподобный. Также мы нашли деревянный крест, который обычно дается монаху в день пострига. Он был вложен в руки преподобного. На кресте отпечатались буквы разрешительной молитвы.Некоторые строки можно было даже прочитать. Еще мы нашли небольшой пузырек с маслом от соборования. Очевидно, преподобный перед смертью, как и положено православному христианину, исповедался, причастился и пособоровался.

У нас не было нужды вскрывать второй гроб.

Все действия, которые мы совершали, тотчас же протоколировались. Мы указывали время начала работы, время обнаружения гробов, время их вскрытия. Записали и положение, в котором было зафиксировано тело преподобного. Голова лежала немного набок, поскольку крышка была вдавлена временем.

Мы привезли с собой гроб и схимническую мантию. Ее мы расстелили на траву, и туда складывали косточки. Игумен Иннокентий сказал, увидев коричневый цвет кожи мощей, что они нетленны и святы. Вообще, полнота нетления мощей бывает в редких случаях (например, как у Александра Свирского), чаще всего остаются косточки с кожей.

Мы очищали мощи, оттирали их розовой водой и мазали благоуханным маслом – миром. Все это мы делали над могилой преподобного, чтобы прах оставался в могиле и не оказался попираемым.

Надо сказать, что во время всей работы мы читали акафист преподобному и псалтирь, прося помощь в работе. И она завершилась успешно и довольно быстро. Мы закончили ее в три часа дня. На протяжении всего обретения мы звонили владыке Владимиру, сообщая каждый шаг. Когда мощи были окончательно положены в мантию, а затем в привезенный нами гроб, мы снова позвонили владыке и получили благословение ехать с ними в храм Архангела Михаила села Семеновка.

СВЯТАЯ МОГИЛА

В могиле остались частицы гроба, в котором лежал преподобный Ираклий. Мы взяли их с собой и впоследствии, разделив их на мелкие щепки, раздали верующим. Однако большая часть гроба осталась в могиле. Там же остались некоторые частицы мощей святого. Все вынуть было невозможно. Могила преподобного не осиротела и продолжает оставаться святой. На кладбище села Ананьево по сей день приходят верующие и молятся преподобному.

Мы аккуратно положили мантию с мощами преподобного в гроб, закрыли его и торжественно понесли к машине.

Приехав в Семеновку, мы занесли мощи в храм и совершили перед ними молебен.

Утром 14-го сентября погрузили гроб в машину и поехали в Воскресенский кафедральный собор Бишкека. Здесь преподобного встретил владыка Владимир и многочисленная паства. Люди прикладывались к мощам святого. Потом гроб с мощами занесли в алтарь, где они пребывали до переноса в основную часть собора.

Для всеобщего поклонения мощи выносились в храм два раза в год: 10 июня – в день преставления преподобного, и 13 сентября – в день обретения его честных мощей.

27-28 октября 2008 года мощи преподобного были вынесены из алтаря и положены для постоянного пребывания в специально устроенную для этой цели раку с сенью, расположенную в южной части храма.

МОЛИТВЕННИК ВСЕЯ СРЕДНЕЙ АЗИИ

Преподобный Ираклий жил в самые тяжелые времена XX века, когда Церковь была гонима. Он нес свое послушание здесь, на Среднеазиатской земле, и прославил ее своими подвигами, молитвами, слезами и послушанием воле Божией. Преподобный совершал особый молитвенный подвиг в монастыре, затем в горах и селениях, жил у разных людей в скромности и нестяжании.

Сейчас общество привыкло не задумываться о Царстве Божием, стремясь к земным удобствам, а преподобный Ираклий избегал их, стремился всем сердцем и душой к Богу и Царству Небесному. Преподобный снискал любовь людей, которые приходили к нему при жизни, и продолжают обращаться сейчас.

Он является покровителем всего нашего митрополичьего округа, всей Средней Азии. Мы благодарны Богу за такого святого.

В кафедральном соборе Успения Пресвятой Богородицы города Ташкента есть икона с частицей мощей преподобного Ираклия. Нам подарил ее первый епископ Бишкекской и Кыргызстанской епархии владыка Феодосий (Гажу). Икона выставлена на всеобщее поклонение, и ежедневно мы можем наблюдать, как люди молятся перед ней.

Глава Среднеазиатского митрополичьего округа
митрополит Ташкентский и Узбекистанский
Викентий (Морарь)

 

ПОДРАЖАЯ СВЯТОМУ

Жизнь преподобного Ираклия подает нам духовную и живительную воду, являющуюся даром Божиим. Когда Господь общался с самарянкой у колодца, Он говорил об этой живительной воде. «Всякий, пьющий воду сию, возжаждет опять; а кто будет пить воду, которую Я дам ему, тот не будет жаждать вовек; но вода, которую Я дам ему, сделается в нем источником воды, текущей в жизнь вечную». Вода живит нас физически, но сегодня мы обращаемся к духовному источнику, из которого испил преподобный Ираклий. И всякий, приходящий к преподобному, черпает воду из этого источника.

Господь учит нас простым жизненным вещам, наполняющим жизнь евангельским Христовым учением, чтобы мы пребывали в любви, с терпением относились друг ко другу. Все мы разные, но Господь относился ко всем одинаково, заповедав то же и нам. Будем подражать образу преподобного Ираклия, преумножая добродетели, ибо перед Богом мы едины.

Епископ Бишкекский и Кыргызстанский
Даниил (Кузнецов)

 

10 ЛЕТ СПУСТЯ

Сейчас, спустя время, взгляд на событие, произошедшее в нашей жизни, стал более отчетливым и ретроспективным.

Каждый день все священники Бишкекской епархии по очереди совершают молебен перед честными мощами преподобного Ираклия. Во время молебна мы чувствуем его молитвенный покров и уже по-настоящему ощущаем, что это наш молитвенный покровитель.

Когда мы молимся преподобному, чувствуется его отзыв, чувствуется, что он с нами, что он слышит и видит нас.

Лично я глубоко уверен, что он ходатайствует за всю нашу страну.

Настоятель храма Рождества Пресвятой Богородицы (с. Ленинское)
протоиерей Игорь Дронов

 

ДОВЕРЯЮ ПРЕПОДОБНОМУ СВОЕГО РЕБЕНКА

В середине октября 2008 года у меня родился сын. Коленька. Через неделю после его рождения мне позвонила регент архиерейского хора матушка Елена Ляпина и пригласила поехать на перенесение мощей преподобного Ираклия Иссык-Кульского из алтаря Воскресенского кафедрального собора в сам храм. Это было настолько интересно и неожиданно, что я почему-то сразу согласился. И ни разу не пожалел об этом.

Мы приехали в Бишкек вместе с владыкой Владимиром.

Наша задача была маленькая – петь за архиерейским богослужением. Нас было четверо: я, матушка, Яна Карабанова и Даниер Алиев. Последний, к слову, является мусульманином, но очень почитает православие.

Торжество перенесения мощей было потрясающим. В соборе, казалось, собрался весь Кыргызстан. Служили все священники Бишкекской епархии, а также некоторые священники из Ташкента.

После перенесения мощей я впервые к ним приложился. Ощущение радости не передать словами! Ведь это святой нашей земли Среднеазиатской!

В тот день нам раздали частички гроба преподобного, иконы с его святым ликом и его житие.

К сожалению, в Бишкеке с тех пор я не был. Но я каждый день молюсь преподобному. Я читал, что он, живя в семьях, следил за детьми. Мы с женой каждый день допоздна работаем, моя старенькая мама не поспевает за внуком. Но я доверяю сына преподобному Ираклию. И он ежедневно помогает моему Коленьке.

Преподаватель Регентского отделения
Ташкентской духовной семинарии
Владимир Крюков

Автор: Надежда Исаева

Источник: pravoslavie.uz