Русские народные сказки

В числе несметных богатств, имеющихся в православной культуре, особое место занимают русские народные сказки, мудрые, добрые, интересные и поучительные, на редкость правдивые и добродетельные. Они учат жить человека с того момента, когда в нем только пробуждается способность понимать, различать добро и зло, делать выбор по совести. Слушая их, ребенок проявляет осмысленные чувства радости, печали, тревоги, сострадания, желание благополучного исхода событий повествования. Помню, как я плакала и уговаривала маму, чтобы она закончила сказку «Кот, Петух и Лиса» еще одним, но уже последним спасением глупого Петушка, падкого на лесть и в очередной раз попавшего в лапы Лисички, когда Котик был слишком далеко, чтобы слышать его крики о помощи. (Дети, кстати, не в пример нам, взрослым, не осуждают Петушка за его слабость, а всем сердцем желают ему спасения.)

Русские народные сказки, эти первые евангельские поучения, понятные детям и двух-трех лет, воспитывают гораздо плодотворней, чем все образовательные программы сегодняшнего дня. Мама рассказывала мне, как они с папой решили выяснить, кого из них я люблю больше. Мой ответ, тогда мне было два с половиной года, был один с двумя незначительными отличиями: «Маму и папу» или «Папу и маму». Тогда родители несколько усложнили задачу, спросив, с кем я останусь, если они разведутся. Уразумев, что это значит, я ответила: «Если мама уйдет от папы, я останусь с папой, если папа от мамы — с мамой». Отец вздохнул и сказал: «Вот так разумное дитя способно устыдить не в меру разрезвившихся неразумных родителей». На самом деле не так уж они были неразумны: ведь это они воспитали во мне чувство справедливости не нравоучениями и наказаниями, а ежедневным чтением детских книжек, пением песен, показом картин и красот природы задолго до того, как я стала что-то понимать.

Всю жизнь я убеждалась в том, что русские народные сказки охватывают все случаи жизни и правдивы даже тогда, когда описываемые в них действия кажутся просто невероятными.

Вот случай из жизни нашей семьи. Мы жили в Алма-Ате, в построенном отцом красивом, теплом доме. Во время Великой Отечественной войны к нам подселили эвакуированных из Киева молодых женщин Броню и Маруню с девочкой лет четырех, которую звали, помню, Ёлочкой (Елена, наверное). Они заняли восточную комнату, а мама уступила им еще и кухню, так как в скудные пищей и дровами годы мы обходились одной печкой между двумя южными комнатами. Вскоре у Ёлочки появилась бабушка, потом дедушка, потом какой-то упитанный холеный мужичок, возможно, отец. А кухня наполнилась вязанками сушек и колбас. Мама, я и братец жили впроголодь, на продукты по карточкам. У мамы было «позорное» прошлое. Ее отца, священника Николая (Ржевского), служившего на приходе в Сибири в селе Красногорское Ялуторовского района Тюменской области, в 1919 году красный карательный отряд вывел на расстрел, предложив ему выбор между жизнью без Бога или смертью с Богом. Дедушка мой от Бога не отрекся и готовился к смерти, но прихожане не дали карателям его убить. Маму же дважды отчисляли из институтов, так как она отказывалась отречься от родителей. Во второй раз это был медицинский факультет Среднеазиатского государственного университета, где она училась у святителя Луки (Войно-Ясенецкого). Из-за того, что у мамы не было диплома о высшем образовании, в школе, где она работала преподавателем, ей давали меньше учебных часов, чем другим учителям. Мы бедствовали. Рубашонки мама шила нам из отмоченных и соскобленных основ выброшенных старых географических карт, длинные теплые штанишки — из бордовых портьер с потертым орнаментом, пальтишко у меня было из попоны. Мы голодали. Мама мечтала наесться хлебом с луком, я с братом недостаток пищи восполняла травами, цветками клевера, кореньями, листьями деревьев, семенами карагача, липы, мальвовых, наростами клея на стволах вишен и урюка. Рылась в кучах каменного угля на школьном дворе в поисках кусочков «морской» глины, что была очень вкусна (видимо, она была богата минеральными веществами). Сушки и колбасу у квартирантов я не просила, а братец мой маленький выпрашивал. Помню его страдальческие глаза и протянутую худую ручку, а также сладкий голос бабушки подселенцев: «Скажи маме, что бабушка любит Ёлочку и потому кормит ее сушками. Если мама тебя тоже любит, попроси у нее, она тебе даст». Уже тогда я понимала, как подлы были слова этой бабушки.

Однажды мама пришла с работы и обнаружила, что наши вещи перенесены в комнату квартирантов, а они заняли наши две, объяснив, что нас теперь меньше, чем их, и это будет по справедливости. Пришлось маме идти в милицию, чтобы выяснить, в чем дело. Там сказали, что не выпустят ее до тех пор, пока она не подпишет разрешение на такую перемену в распределении жилплощади нашего дома, напомнив о ее происхождении и пригрозив. (Видать, были подкуплены богатыми переселенцами). Подписывать что-либо мама отказалась, и ее продержали в участке всю ночь. А мы оставались в детском саду и спали на полу возле печки на кошме. Утром мама бежала в школу, глотая слезы. Навстречу ей шел папин ученик, теперь уже студент 1 курса Горного института. Узнав о причине ее слез, он облегченно вздохнул (слава Богу, не «похоронка»!). Я не знаю, сам ли Володя Вилков, так звали этого ученика, додумался, или его научили взрослые, но он с друзьями пришел к нашим подселенцам и предупредил, что, если они не освободят к вечеру дом их учителя, фронтового офицера, то завтра более ста его учеников подадут на них в суд. Директор же школы, выслушав маму, посочувствовал ей, но помощи не предложил. А когда мама, проведя уроки и забрав нас из детского сада, возвратилась домой, то ишачок на тележке вывозил из нашего дома последние вещи квартирантов. Угроз от милиции больше не поступало.

Ну чем не повторение сказки, где у Зайчика была избушка лубяная, а у Лисички ледяная, и выгнала Лиса Зайчика из его избушки, и никто из сильных зверей не помог ему, не заступился, Петушок же одним только криком своим «Иду Лису посечи, уходи, Лиса, с печи!» заставил ее чужую избушку покинуть?! А ведь как это казалось неправдоподобным, когда мы эту сказку читали!

После фильма «Каникулы строгого режима», где воспитатель в детском лагере, он же беглый заключенный, рассказывает детям сказку о курочке Рябе и недоумевает о смысле этой сказки, говорить о трудностях ее понимания стали и зрители этой не совсем приличной кинокартины. А между тем, это совсем не трудно. Начнем с того, что в туберкулезных больницах и санаториях раньше детям ежедневно на завтрак давали по два куриных яйца, так как они очень полезны и способствуют выздоровлению: по химическому составу они близки к составу антител, нейтрализующих действие возбудителя болезни. Значит, простое яичко потребно для жизни. Поэтому, успокаивая плачущих Деда и Бабу, курочка Ряба обещает им снести простое, полезное яичко вместо золотого. Золотое же то не бьется, а то разбивается от взмаха мышиного хвостика. Сколько таких «золотых яичек», капитала, который все стремятся приумножить, разбилось на наших глазах от неожиданных обстоятельств! Сколько пролито из-за этого слез! Какой-то взмах дирижерской палочки, «мышиного хвостика» (с мышами и крысами ассоциируется всегда что-то нечистое, неприятное) — и нет его, золотого яичка. Да и сам этот герой фильма, не уразумевший смысла сказки, в руках которого было «золотое яичко» — «общак» заключенных зоны — был прострелен пулей тех, кто пытался им завладеть.

А в жизни нашей семьи было так: упомянутый дом, построенный отцом, умельцем, уроженцем Вятской земли, уберег нас во время войны, укрыл, будучи «яичком простым». Стоило ему стать «золотым», как тут же явилась «мышка с хвостиком».

Отец, прошедший дорогами войны сначала в Европе, а потом в Китае, решил переехать с семьей к себе на родину и дом продал, чтобы там построить на эти деньги новый. Но… Сегодня продал, а завтра объявили о денежной реформе (1947 г.). Деньги не успели положить в сберкассу, и большая их часть пропала. Мы оказались на улице с грошами в кармане и долго потом скитались. В 1949 г. отца не стало. Без крыши над головой мы все-таки не остались, жили из милости в 33-ей школе. В 1954 г. городская власть дала нам бесплатную квартиру. Тогда же мы с братом получили и высшее образование, тоже бесплатно и еще со стипендией.

Каждая народная сказка имеет глубокий смысл.

«Репка» рассказывает о том, что дружно и всем вместе можно совершить непосильное каждому в отдельности. В этом мы убедились: страна, разрушенная войной, поднялась из руин и нищеты, а народ ее запустил в космос первый спутник, затем первый космонавт облетел Землю. Став мировой державой, она была и самой читающей страной в мире.

«Колобок» — сказка о тех неблагодарных, легкомысленных, самоуверенных и беспечных людях, которым чужой льстивый язычок предпочтительнее опыта и заботы о них близких, родных людей, отчего такие «Колобки» и гибнут. Сказка прозорлива и предсказывает события на долгое время вперед.

Вспомним сказку о Лисичке со скалочкой, где она все просилась переночевать, и каждый раз хитрила, обирая своих благодетелей. Сожгла ночью скалочку, обвинила хозяев в воровстве и потребовала за нее курочку. Съела курочку и потребовала уточку. Сейчас таких Лисичек всюду сколько угодно! Потом она обнаглела и стала требовать Девочку. Разве не на это посягнули Лисички мира сего, что пытаются овладеть душой народа, украсть наших девочек и мальчиков, растлевая детей и молодежь? Сказка заканчивается тем, что лисичку вытащили из норы за ее пышный и красивый хвост, которым она заметала следы, разорвали и спасли Девочку. Нам с вами предстоит сделать то же, тем оружием, каким мы обладаем, — достоянием православной культуры: духовным наследием Святых Отцов, шедеврами исключительной и неповторимой высоконравственной художественной литературы, мудрыми народными сказками. Подтверждением ценности русской литературы служит тот факт, что сегодня в США, в г. Бомонт штата Вирджиния, преподаватель университета Э. Кауфман стал знакомить подростков исправительной колонии с лучшими произведениями русской классики (заметьте: не американской, английской и другой европейской, а русской) и добился значительных результатов в изменении их жизненных установок, поведения, за что ему предоставили 50 тыс. долларов для дальнейшего «расширения» полезного начинания. Вот каким оружием мы обладаем! Его нам нужно использовать!

Очень злободневна сегодня сказка о сестрице Аленушке и братце Иванушке. Она предупреждает: «Не пей, Иванушка, из козлиного копытца, козленочком станешь!» Больно видеть, как в козленочков превращаются наши братья и сестры, дети и внуки, черпающие не из чистого источника, о котором Иисус Христос сказал, что пьющий из него не будет жаждать никогда, а из мутных и зловонных телевизионных и интернетовских. Эти «козлиные копытца» стирают грани между добром и злом, полезным и пагубным, внедряют моду на уродства и извращения, ратуют за то, чтобы это было навязано нашему обществу, а то и просто обучают магии.

Ну чему могут научить страшилки, покемоны, шреки, гарри поттеры, люди-пауки и -летучие мыши, губки и прочая нечисть и нежить?! В русских народных сказках тоже есть нечисть, но она там не в чести, с нею борются витязи и богатыри. Тупеют и теряют творческое начало, волю, интерес к прекрасному воспитанные на чуждых нашей культуре образцах дети, а часто и их родители, пьющие из тех же источников. Они уже не смогут сделать правильный выбор, как сказочный Добрый Молодец на распутье, не решатся пожертвовать собой за Отечество, родных и близких, слабых, а предпочтут путь сомнительных удовольствий, пустой славы, изнеженности, как Фарлаф и Ратмир. А на жертвенности, показанной и в народных сказках, стояла Русь-матушка, ей учили детей с малолетства. Отдать врагу, обманувшись, возможно и скалочку, и курочку, и уточку, ведь их снова можно сделать, вырастить. А вот Девочку, родную, любимую, которую никогда другой не заменишь — нельзя! Не будет другой Родины, если за свою не постоим. А сохранится она, если детки наши вернутся к истокам, выплюнув чужеземную жвачку суррогатных представлений, чувств, ценностей. А это уже от нас, взрослых, зависит.

Мне очень повезло с родителями. Не было дня, когда бы нам не читали книг, тщательно подобранных по содержанию. Даже в военные годы, в холоде и голоде, при коптилке, завернувшись втроем — мама, я и брат — в стеганое одеяло, сидели мы по часу в день за книгой, уходя в мир сказок и лучших произведений классики, воспитывающих в нас доброту, сочувствие к страждущим, уважение к труду, опыту и знаниям старших, честь, совесть, любовь к ближним, к Родине, чувства благодарности и долга. Читая, беседуя, родители и сами учились тому, чему учили нас, и потому всегда были для нас примером. Умные и любящие, они создавали в доме атмосферу мира и труда, то есть того, что детям дает добрую волю, силы, радость и здоровье.

И. Г. Прыгунова, Лучик 2013 г. №4