На пятидесятый день (отсюда и название праздника) после воскресения Христа и после иудейской Пасхи апостолы собрались в Сионской горнице в Иерусалиме, где на них сошел Святой Дух. Одним из Его даров была способность говорить на разных языках для проповеди Евангелия. В чем смысл этого события, и что Писание говорит нам о Святом Духе?
1. Почему Пятидесятницу иногда называют Днем Рождения Церкви?
Церковь — это не просто собрание верных, а Тело, организм, в котором струится жизнь Христова. И этот организм созидается Святым Духом, как пишет апостол, Ибо, как тело одно, но имеет многие члены, и все члены одного тела, хотя их и много, составляют одно тело, — так и Христос. Ибо все мы одним Духом крестились в одно тело, Иудеи или Еллины, рабы или свободные, и все напоены одним Духом (1Кор.12:12-13).
2. Можно ли тогда говорить — как иногда говорят — о Ветхозаветной Церкви?
Разумеется, ведь само слово «Церковь» значит «собрание призванных», и ветхозаветный народ Божий таким собранием был. Но Пятидесятница знаменует принципиально новый этап в истории спасения и созидание Церкви именно как Тела Христова прямым действием Святого Духа.
3. Кто такой Святой Дух? Это сила или Личность?
Священное Писание ясно говорит о Святом Духе как о Личности: например, Он прямо говорит о Себе «Я»: когда они служили Господу и постились, Дух Святый сказал: отделите Мне Варнаву и Савла на дело, к которому Я призвал их (Деян.13:2); проявляет волю: Ибо угодно Святому Духу и нам не возлагать на вас никакого бремени более, кроме сего необходимого (Деян.15:28); его возможно оскорбить нашими грехами: И не оскорбляйте Святаго Духа Божия, Которым вы запечатлены в день искупления (Еф.4:30); Ему возможно солгать, причем солгать Ему — значит солгать Богу (Деян.5:4).
4. Почему Святой Дух не мог быть дарован до смерти и Воскресения Христа?
Во-первых, потому что наш грех разделял нас с Богом — и должен был быть искуплен. Во-вторых, потому что Святой Дух затем и дается, чтобы приобщить нас ко Христу, Распятому и Воскресшему. Мы созданы Богом для того, чтобы познать Его и возрадоваться Ему во веки, чтобы быть вечной, бесконечно счастливой семьей, глава которой — Бог. Мы отпали от своего предназначения в грех, и поэтому мы нуждаемся в спасении. Грех имеет две стороны — вину и порчу. Мы виновны перед Святым Богом, мы совершили (и продолжаем совершать) грехи и беззакония — то, что отвратительно в Его очах, то, что перед судом Правды Божией подлежит осуждению. Как говорит пророк, беззакония ваши произвели разделение между вами и Богом вашим, и грехи ваши отвращают лице Его от вас, чтобы не слышать. Ибо руки ваши осквернены кровью и персты ваши — беззаконием; уста ваши говорят ложь, язык ваш произносит неправду (Ис.59:2-3).
Но, хуже того, мы испорчены — глубокое повреждение самой нашей природы, вызванное грехом, подталкивает нас к новым и новым грехам, и делает нас неспособными, да и нежелающими исправить свою жизнь. Это можно сравнить с положением наркомана: он виновен, поскольку разрушает свою жизнь и жизни своих близких, ворует, продает наркотики другим, и совершает другие преступления, чтобы удовлетворить свою болезненную страсть к одурманивающему яду. В то же время он испорчен: болезнь (которая явилась результатом его собственного порочного выбора) глубоко разъела его тело и душу, и он не может сам оставить свой пагубный образ жизни. Он нуждается в помощи, но не может ее получить, поскольку вынужден скрываться, опасаясь заслуженной кары за свои преступления.
Так и все мы, бедные грешники, нуждаемся в помощи Божией для того, чтобы исправить нашу жизнь, но не можем войти в общение с Богом из-за осуждения, тяготеющего на нас из-за наших грехов. Из этого безвыходного положения, в которое мы сами себя загнали, Бог спасает нас через Иисуса Христа. Безгрешный Сын Божий умирает за наши грехи, «Праведник за неправедных». Как говорит Он сам (и Церковь повторяет это за каждой Литургией), сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов (Мф.26:28). Приходя к Нему с покаянием и верой, мы полностью освобождаемся от осуждения за наши грехи — потому что Он есть Агнец Божий, Который берет на Себя грех мира (Ин.1:29).
Получив прощение и примирившись с Богом, мы обретаем все необходимое для исправления нашей жизни. Как пишет святитель Филарет, митрополит Московский, в «Пространном катехизисе», «бесконечной цены и достоинства добровольные страдания за нас безгрешного Богочеловека и Его крестная смерть — есть полное исполнение Божия правосудия, за грех осудившего нас на смерть, а также безмерная заслуга Спасителя, давшая Ему право не нарушая правосудия подавать нам, грешным, прощение грехов и благодать для победы над грехом и смертью».
Но есть и другая причина: Святой Дух дается именно затем, чтобы привести нас ко Христу, приобщить нас новой жизни во Христе, помогать нам пребывать во Христе. Все, что делает Святой Дух, сосредоточено на Иисусе Христе. Как говорит Сам Господь, Утешитель же, Дух Святый, Которого пошлет Отец во имя Мое, научит вас всему и напомнит вам все, что Я говорил вам. ...Когда же приидет Утешитель, Которого Я пошлю вам от Отца, Дух истины, Который от Отца исходит, Он будет свидетельствовать о Мне (Ин.14:26, 15:26).
5. Во всех ли христианах пребывает Святой Дух, или только в святых?
Во всех; никто не может быть христианином без помощи Святого Духа: Если же кто Духа Христова не имеет, тот и не Его (Рим.8:9). Святые дают Святому Духу больше возможности действовать — и в них он проявляет Себя явным и часто очевидным для всех образом, но любой человек, в том числе и совсем не святой, становится христианином только по особому действию Святого Духа. Наша вера — это не просто человеческое убеждение, это сверхъестественный дар Бога. Мы не могли бы ни признать в Иисусе Спасителя, ни переменить нашу жизнь, ни даже захотеть этого без помощи Святого Духа.
6. Может ли Святой Дух действовать вне Церкви?
До определенных пределов, да — Бог действует в нашей жизни еще до того, как мы присоединимся к Церкви, это то, что иногда называют «призывающей благодатью». Но если мы отзываемся на эту благодать, то она приводит нас в Церковь. В самом деле, Святой Дух обличает мир в неверии в Господа Иисуса, прославляет Его, напоминает нам то, что сказал Он, а сказал Он, в частности, Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее (Мф.16:18). Поэтому, хотя Святой Дух и может действовать вне Церкви, Он всегда ведет нас в Церковь.
7. Что является признаком истинной Церкви? Вот собрались люди, помолились, и Дух, дышащий где хочет, сошел на них. Они проповедуют и даже имеют (по их словам) знамения и чудеса. Как понять, где истинная Церковь?
Один из признаков истинной Церкви — преемство веры. Церковь основана Господом Иисусом Христом — не в XVI, не в XIX, не в ХХ, а в I веке, и с тех пор она существует непрерывно, по Его обетованию: Я с вами во все дни до скончания века. Аминь. (Мф.28:20). Это значит, что в любом веке — в I, II, III, IV, V .....XXI — мы можем найти одну и ту же Церковь, которая исповедует одну и ту же веру и совершает одну и ту же Евхаристию. Каждый православный епископ и священник связан с апостолами через непрерывную цепочку рукоположений. Мы не можем (и никто не может) «переосновать» Церковь заново, мы можем только присоединиться к той, которая основана Христом на Его апостолах.
8. Если Святой Дух подается через рукоположение, не получается ли так, что Его можно «поставить перед фактом», «вынудить» сойти на человека, совершив правильные ритуалы?
Дело обстоит ровно наоборот: это Святой Дух устанавливает, каким именно образом Он созидает Церковь и кого выбирает для этого. Со времен апостольских особый дар Святого Духа для пастырского служения и совершения Таинств передавался именно через рукоположение. Например, апостолы, рукоположив же им пресвитеров к каждой церкви, они помолились с постом и предали их Господу, в Которого уверовали (Деян.14:23), а апостол Павел увещевает Тимофея возгревать дар Божий, который в тебе через мое рукоположение (2Тим.1:6).
9. А что если священник (или епископ) — явно недостойный человек? Действует ли через него Святой Дух?
Да. Точно так же, как недостойный посланник, который передает вам грамоту от Царя, никак не уничтожает ни ее содержания, ни ее действенности. Бог никогда не лишит искреннего верующего благодати за грехи других людей, в том числе епископов или священников. Человек, который с верой, благоговением и страхом Божиим приступает к Чаше, получает Причастие, даже если чашу держит недостойный священник. Если он исповедуется в грехе и принимает разрешительную молитву, то он прощен Богом независимо от личных качеств священника.
10. Могут ли люди, в которых пребывает Святой Дух, грешить или ошибаться?
Святой Дух не наделяет отдельного христианина безошибочностью; то наставление на всякую истину, о котором говорит Евангелие, носит мягкий, можно сказать, деликатный характер — Святой Дух не диктует, а только направляет разум и волю верующего. Это не уничтожает его свободной воли, а значит, возможности ошибаться. Безошибочностью обладает не отдельный христианин, а только Церковь в целом, когда она выражает свое учение на Вселенских Соборах.
Что касается греха, то надо уточнить, о каком именно грехе идет речь. Упорное и сознательное противление воле Божией, наглое и намеренное нарушение Его заповедей отторгает человека (впредь до покаяния) от общения со Святым Духом. Однако и те, в ком пребывает Святой Дух, могут совершать грехи по немощи или неведению.
11. Знаком сошествия Святого Духа на апостолов было то, что они начали говорить на многих языках. Почему этого явления больше нет в Православной Церкви?
Потому что это было однократное знамение, которое соответствовало другому событию — смешению языков. В повествовании о Вавилонской башне (Быт.11) говорится о том, как люди в своей гордыне решили возвести башню до неба и Господь смешал там язык их, так чтобы один не понимал речи другого (Быт.11:7). Смысл этого рассказа в том, что мятеж против Бога приводит к утрате единства человеческого рода, люди разделяются на разные племена и народы, которые не понимают друг друга. Весь Ветхий Завет существовало жесткое разделение на Израиль — народ, знавший и чтивший Единого Истинного Бога, — и язычников — всех остальных, косневших в почитании идолов. Бывает, впрочем, что и люди, говорящие на одном языке, не могут друг друга понять, между ними лежат классовые и сословные пропасти... И вот в День Пятидесятницы Бог Святой Дух приходит, чтобы исцелить все мыслимые между людьми разделения, и воздвигнуть одну Церковь, где будут собраны люди из всех народов и социальных слоев. Как об этом говорит святой апостол Павел, нет ни Еллина, ни Иудея, ни обрезания, ни необрезания, варвара, Скифа, раба, свободного, но все и во всем Христос (Кол.3:11).
12. В каких знамениях проявляет Себя Святой Дух в жизни православного христианина?
Священное Писание указывает на то, что дары Духа носят, прежде всего, вероисповедный и нравственный характер. Святой Дух обличает нас в грехе, чтобы мы могли покаяться в нем и оставить его; как говорили святые отцы, тот, кто сподобился видеть свои грехи, совершеннее того, кто сподобился видеть ангелов. Святой Дух внушает христианину твердую веру в Господа нашего Иисуса Христа, согласную со свидетельством апостолов. Святой Дух дает твердую надежду на то, что во Христе верующие приняты и прощены Богом, как говорит апостол, Потому что вы не приняли духа рабства, чтобы опять жить в страхе, но приняли Духа усыновления, Которым взываем: «Авва, Отче!» Сей самый Дух свидетельствует духу нашему, что мы — дети Божии (Рим.8:15-16). Святой Дух созидает в членах Церкви нравственные плоды, которые перечисляет апостол Павел в другом послании: Плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание (Гал.5:22-23). Хотя Бог может давать Своим святым совершать и чудеса, и знамения, добиваться их не следует. Самое важное знамение присутствия Святого Духа в жизни человека — это искреннее покаяние в грехах, настоящая свобода, правая вера и праведная жизнь, дающая полноту смыла и содержания, внутреннего удовлетворения и истинного счастья.
Сергей Худиев, журнал «Фома»
Размышления христианина об Ангеле-Хранителе (день второй)
Да будет благословен Господь Всеблагой и Премилосердый! О, сколь дивно снисхождение Божие к человеку! Сколь дивна Его благость и любовь к нему! Он повелел Ангелам Своим хранить его. Помысли: Кто таков Тот, Который дал сие повеление? Кому и для кого Он дал его? Это Господь, Владыка Ангелов, Творец всего видимого и невидимого, это Он повелел Своим Ангелам, сим блаженным духам, служащим у престола пред лицем величия Его, это Он повелел хранить человека во всех путях его. И что же такое человек? Это раб греха, который должен, наконец, сделаться пищею червей. Но Бог, в милосердии Своем и в любви к человеку, повелел Ангелам Своим хранить его и направлять стези его на путь правый. Ангелы, исполняя волю Всевышнего, берут, так сказать, человека на свои руки и блюдут, да не преткнется о камень нога его (Пс.90:10,11). Видя такую благость Всевышнего, кто не станет прославлять Его милосердие к нам? Потщися запечатлеть в своем сердце сию милость Отца Небесного и помни всегда о спасительном присутствии твоего Ангела Хранителя.
Тебя уподобить можно мореплавателю, странствующему по морям и ищущему пристани. Если ты будешь один, то не совратишься ли с пути? Если ты будешь один, то не станешь ли жертвою бурных волн и добычею морских чудовищ? Бог послал тебе Ангела путеводителем, послал его тебе кормчим; по его мановению волны усмирятся и тебе нечего страшиться, если ты будешь звать его.
Можно еще уподобить тебя воину, окруженному врагами, которых необходимо победить, если не хочешь сам погибнуть. Но одному невозможно одолеть целого полчища разъяренных врагов. Неминуемая гибель постигнет одинокого. Твои враги суть твои страсти, пороки; твои искусители – демоны, которых если не победишь, они увлекут тебя в адскую бездну. Победа или смерть, и смерть вечная!.. Иерусалиму угрожало бесчисленное войско врагов, ему предстояла неизбежная гибель, но Господь послал Своего Ангела, и Ангел истребил все войско гордого Сеннахерима. Твой Ангел Хранитель, не менее сильный, ополчится за тебя и избавит тебя от врагов твоих (Пс.33:6). Сын Неба! Не забывай, что путь твой ведет тебя в Отечество, в Отеческий дом, где, венчаемый славою, ты будешь наслаждаться лицезрением Господним со всеми избранными Его. Благодетельный и сильный спутник дан тебе на все время странствования твоего на земле. Ты несешь тяжкое бремя на себе; это бремя – твои худые наклонности. С сим бременем на пути жизни тебе беспрестанно встречаются преткновения; нужны усилия, усилия крайние. Кто на сем пути не подвигается вперед, тот идет назад; кто медлит, тот падает и умирает. Но твой небесный друг поможет тебе нести бремя, а в случае нужды он и самого тебя возьмет на свои руки. Орел, когда побуждает своих птенцов к полету, расширяет свои крылья и носится над ними: так и Ангел твой простирает покров над тобою. Во всякой приключившейся тебе скорби он принимает участие и утешает тебя, всякое зло врачует, всякую радость делит с тобою, всякое искушение преодолеть помогает тебе. Силою своею он поразит всех врагов твоих и своим дуновением низложит их. Да будет присутствие Ангела радостно твоему сердцу! Надейся на его нежную любовь и, вверяя себя попечению сего неусыпного Хранителя, взывай к нему:
Ангел Божий, Ангел небесный, Ангел утешитель мой! Явися мне, откройся моему уму и сердцу. Сколько я счастлив! Все мое существо трепещет от радости в твоем присутствии! К несчастию моему, я до сих пор не знал тебя: но теперь я знаю тебя, я люблю тебя, я благословляю тебя. Ты мой путеводитель, ты мой защитник; сохрани меня покровом крыл твоих и направь путь мой к Небу.