Антипасха. Неделя о Фоме

Первое воскресенье после Пасхи в церковном календаре носит название Антипасхи, Фоминой недели, а по народной традиции называется Красной горкой. Название Антипасха означает «вместо Пасхи»: не противопоставление, а обращение к прошедшему празднику, повторение его. С древних времен восьмой день по Пасхе, как окончание Светлой Седмицы, празднуется особо, составляя собой как бы замену Пасхи.

Фоминой неделей называется этот день в воспоминание о чуде уверения апостола Фомы.

В традиции Церкви существуют разные понимания поведения апостола Фомы: в большинстве толкований указывается на то, что Фома (Дидим, или Близнец) отличался косностью, переходящей в упорство. Когда Христос шел воскресить Лазаря, Фома высказал уверенность, что из этого путешествия ничего не получится доброго: «Пойдем и мы умрем с Ним» (Ин. 11:16). Вместе с тем, некоторые богословы наоборот видят в этих словах преданность и желание быть учеником Христа не только на словах, следовать Ему не только тогда, когда опасность не грозит, но именно тогда, когда речь идет о жизни и о смерти.

Крестная смерть Христа произвела на Фому особенно удручающее впечатление: он словно утвердился в убеждении, что утрата Его невозвратна, – отмечает архиепископ Аверкий (Таушев). Упадок духа Фомы был столь велик, что он даже не был с прочими учениками в день воскресения: он, видимо, решил, что уже все кончено, и теперь каждый должен по-прежнему вести свою отдельную, самостоятельную жизнь. На уверения учеников о воскресении Христа он отвечает: «Если не увижу на руках Его ран от гвоздей и не вложу руки моей в ребра Его, не поверю» (Ин. 20:25). «Вложу руку мою в ребра Его» – из этих слов Фомы видно, что рана, нанесенная Господу воином, была очень глубока.

На восьмой день после Воскресения Господь явился апостолу Фоме и, свидетельствуя о том, что был с учениками все время по воскресении, не стал ждать вопросов Фомы, показав ему Свои раны, ответив на его невысказанную просьбу. Уже одно это знание Господом его сомнений должно было поразить Фому. Христос к тому же прибавил: «И не будь неверующим, но верующим», то есть: ты находишься в положении решительном: перед тобой сейчас только две дороги – полной веры и решительного ожесточения духовного. В Евангелии не говорится, осязал ли действительно Фома язвы Господа, но так вера возгорелась в нем ярким пламенем, и он воскликнул: «Господь мой и Бог мой!» Этими словами Фома исповедал не только веру в Воскресение Христово, но и веру в Его Божество.

Однако, эта вера все же основывалась на чувственном удостоверении, а потому Господь, в назидании Фоме, другим апостолам и всем людям на все будущие времена открывает высший путь к вере, ублажая тех, которые достигают веры не таким чувственным путем, каким достиг ее Фома: «Блаженны не видевшие и уверовавшие…» И раньше Господь неоднократно давал преимущество той вере, которая основывается не на чуде, а на слове. Распространение веры Христовой на земле было бы невозможно, если бы каждый требовал такого же удостоверения для своей веры, как Фома, или вообще не перестающих чудес. Поэтому Господь и ублажает тех, которые достигают веры одним только доверием к свидетельству словом, доверием к учению Христову. Это – лучший путь веры. (Архиепископ Аверкий (Таушев). Руководство к изучению Священного Писания).

По Церковному Преданию, святой апостол Фома основал христианские Церкви в Палестине, Месопотамии, Парфии, Эфиопии и Индии, запечатлев проповедь Евангелия мученической смертью. За обращение ко Христу сына и супруги правителя индийского города Мелиапора (Мелипура) он был заключен в темницу, претерпел пытки и, наконец, пронзенный пятью копьями отошел ко Господу.

Начиная с Недели о Фоме в православной Церкви после длительного великопостного перерыва возобновляется совершение Таинства Венчания. На Руси именно на этот день – Красную горку – приходилось больше всего свадеб, устраивались гуляния, сватовства, молодежь надевала самые яркие свои наряды (возможно, именно поэтому день носит название Красной горки).

Православие и мир

 

Пост кончился. Что дальше?

Все, что мы встречаем в жизни, имеет свою длительность и свой конец. Пост заканчивается, наступает время праздника, духовного ликования и душевных радостей. Общение с ближними, радость и веселье – все это христианам доступно и не возбраняется.

Но все, что мы собрали в своей душе, эту «копилочку духовных достижений», как бы невелики и необширны они ни были, мы все равно ценим.

За эти недели мы научились терпению, смирению и любви к ближнему. Как же это не растерять, когда пост закончится? Постом мы смирялись и терпели – как же мы будем поститься, когда придет Пасха? Перед кем и перед чем смиряться?

После наступления праздников пост из гастрономической части и умозрительного понимания, что «надо смиряться», переходит в самое настоящее делание.

Есть такое выражение великого полководца Суворова: «Тяжело в учении – легко в бою». Вот, на мой взгляд, пусть и достаточно частный, пост – это учение, а бой – это то, что начинается после него. Это настоящая проверка, чему ты научился.

Но сказано же «тяжело в учении», а в бою- то должно быть легко. То есть, все, чему мы научились в посту, можно и должно применять вне его. Все приемы и упражнения внутреннего делания – уже не духовное напряжение, а расположение к ближним, духовная молитва – теперь не с усилием воли, а сво-бодная, открытая и сердечная – требуются от нас, когда заканчиваются времена духовных учений.

Вместе с тем, время после поста, когда приходит праздник, – это, как ни странно, боль. Почему? Ведь когда человек вкусил непостной трапезы, отдохнул, на него иногда нападают другие страсти, которых он, возможно, постом не знал.

Он научился многому и сумел преодолеть и уныние, и раздражительность. Но, как ни странно, приходит праздник – и эти страсти вновь начинают его захватывать.

Казалось бы, все хорошо: чрево насыщено, зрение видит праздничные лица, а в душе – какая-то раздраженность. Не потому, что так дóлжно, не потому, что это обязательно так бывает. Но по человеческой неопытности и немощи мы не умеем по-настоящему духовно праздновать.

Нужно научиться сохранять духовную настроенность поста всегда – и вне поста тоже. Как это сделать? Насколько это трудно? Это может сказать только тот, кто это попробовал.

Какая это настроенность? Это настроенность на то, чтобы не рассеиваться, не предаваться тому же веселью настолько безраз-дельно, чтобы забывать все и вся. Нужно научиться веселиться духовно.

Конечно, это приходит к человеку с опытом и с годами. А новоначальному должно побольше смиряться; видеть в собственных несовершенствах основание для смиренного отношения к людям, такого же, как и во время поста. Такое же терпеливое отношение к окружающим должно сохраниться и после тех дней, когда мы уже успели вкусить все, что нам разрешается.

Радость ваша от этого не умалится, а только увеличится. Просто сегодняшний пост – лишь одна из ступеней этого восхождения. Будут и следующие – пост апостольский, пост Успенский. Каждый из них – это маленькая ступенька, к которой, так или иначе, мы должны дойти.

Пускай это будет сложно, пускай на этих ступенях мы не встретим кого-то, кого ждали увидеть рядом с собой. Да, на этих путях мы, к сожалению, расстаемся – сначала с иллюзиями, потом – с удовольствиями, а потом – и с людьми, которых любили и которые были нашими друзьями до того, как мы начали свой путь восхождения.

Но научившись этому деланию, мы поймем, что в этом есть Промысл, который мы сами, может быть, постигнем не до конца. Любить ближних, оставаться с ними навсегда, но в то же время в чем-то с ними не сочетаться и разлучиться с тем, что нас не устраивает, если они остались там, на этих нижних ступенях. Это боль, это страдание. Это нужно научиться пережить.

К сожалению, в миру нас, христиан, не очень любят, потому что мы другие. Об этом говорит Христос и Евангелие – мы от мира, но должны с ним разлучиться. И бояться этого не надо.

Потому что, разлучаясь с миром, мы идем ко Христу. Мы встречаемся с Ним, и Он встречает нас, поддерживает и помогает нам. И это – самая лучшая встреча, которая может быть на этой земле. А Пасха – это та самая встреча, и их будет много еще, этих встреч.

Радости вам.

Иерей Димитрий Туркин

 

Радоница: о тайне, требующей уважения

На 9 день от Пасхи отмечается Радоница — день особого поминовения усопших.

Из отношения к смерти вырастают все культуры, сколько их ни есть. Совсем не одно и то же думать о себе, что ты временное и случайное явление под вечным шатром небес, и наоборот, быть уверенным в том, что «небо свернется, как свиток», а ты будешь существовать вечно.

Уважение к покойникам и местам их захоронения зависит вовсе не от одной только памяти родственников. И родственники лягут рядом, и близкой родни может не остаться, а за могилами нужно все равно ухаживать и относиться к ним с мистическим уважением.

Та болезнь ума и души, которая понуждала людей класть теплотрассы через кладбища, забивать сваи в кости, и для временных нужд тревожить без страха людские могилы, обязана навсегда уйти в область истории. Пусть нюансы этой истории, сколь жуткой, столь и противоестественной, изучают специалисты.

Простые же люди в подавляющей массе своей всегда считали, и будут считать смерть — тайной, требующей уважения.

*

Одна царица древности, говорят, оставила завещание, согласно которому тот ее преемник, который будет сильнее всех нуждаться в деньгах на нужды государства, имеет право вскрыть ее гробницу и воспользоваться спрятанными сокровищами.

Шли годы и десятилетия. Менялись цари и цариц на престоле. У каждого царствования были свои проблемы, но никто не решался вскрыть упомянутый гроб. Наконец один из царей счел,что его сложности самые тяжелые, и дал приказ гробницы открыть.

Что же увидели? Сокровищ не было, но была надпись: «Видно совсем ты негодный человек, раз отважился тревожить покой усопших».

То были язычники, смутно догадывавшиеся о загробной жизни и отвращавшиеся от кощунства над могилами. Что же говорить о христианах? Как говорит один из церковных писателей, «юный мальчик с Евангелием в руках сегодня идет туда, куда не мог пройти самый великий мудрец древности». Мы уже не гадаем, но знаем из Слова Божия, что человеку возвещена вечная жизнь. Причем не только душе, которая продолжает жить за гробом. Вечная жизнь возвещена и телу, которое воскреснет.

От бабочки возьмем урок. Прежде нежели окрылиться и порхать, радуя глаз, была она некрасивой куколкой, неподвижно висящей на дереве. Точно так же и человеку, в котором нынче мало приметно его вечное достоинство, предстоит окрылиться, преобразиться, обновиться под действием Божией руки.

И зерно умирает в земле, чтобы воскреснуть в виде колоса. И вся природа из замерзшего зимнего состояния превращается весной в зрелище цветущее и радостное. Все это не что иное, как образы воскресения, ожидающего человечество.

*

С точки зрения грядущего воскресения мертвых, кладбище есть место будущего восстания усопших. Само слово «кладбище» происходит от слова «класть». Там положены скошенные смертью люди для того, чтобы Бог поднял их в последний День. Именно ожидание воскресения делает кладбище в наших глазах местом временного упокоения усопших и требует к себе благоговейного отношения.

Там не только не должно быть грязи и беспорядка, безумного шума и громких мирских голосов. Там должна быть молитва. Христос – сей Первенец из мертвых, Который Своим воскресением проложил дорогу к воскресению всякой плоти, принимает наши хвалы и молитвы на месте упокоения наших сродников.

Христос – победитель смерти. Она сильнее любого силача и любого гения, как индивидуального, так и коллективного. Но Христос сильнее ее. И Он – единственное утешение, единственная надежда и единственный Путь из земли мертвых в землю живых.

Что есть Пасха наша, как не ликование о победе Христа над смертью?!

«Смерти празднуем умерщвление, адово разрушение, иного жития вечного начало», — так поется в пасхальном каноне.

Именно с этой пасхальной радостью нужно и идти на гробы милых сердцу людей в дни празднования Воскресения Христова. «Христос воскресе!» — говорят в эти дни друг другу верующие люди. Те же слова можно сказать и усопшим, поскольку в них – ожидание будущего восстания и обновления.

Среди инвентаря, который берут люди на могилы для уборки, хорошо бы взять с собой когда-нибудь и Евангелие. И после того, как уборка закончится, можно будет открыть Слово Божие и прочесть из него главу или две. Это будет лучший венок из всех, которые до сих пор приносились на могилы родственников.

На кладбище успокаивается и умнеет душа, приходят в порядок разбегающиеся и непослушные мысли. Оно есть место, более напитанное мудростью, нежели все читальные залы всех библиотек. До того Дня, когда земля откроет свои уста и гробы отпустят прежде взятую добычу, оно должно стать местом молитвы и духовных размышлений.

А в дни Пасхи оно должно стать местом радостного напоминания себе и усопшим о том, что сила смерти подорвана Воскресением Христовым и время нашей всеобщей встречи приближается.

Протоиерей Андрей Ткачев