Честной и Животворящий Крест Господень

Происхождение честных древ Честнаго Креста Господня
(Необходимость крестоношения в деле спасения)

В 1-й день августа православная церковь прославляет чудодейственную силу честнаго и животворящаго креста Господня, воспоминая бывшия знамения от него и от св. икон Христа Спасителя и Богоматери.

В 1164 году благоверный российский князь Андрей Боголюбский и Мануил, царь греческий, были принуждены итти войною каждый против врагов своего отечества. По обычаю благочестивых христианских государей, сохранявшемуся от времени св. равноапостольнаго Константина, для освящения воинов, для внушения им твердаго упования на помощь свыше и для благодатнаго подкрепления их мужества в борьбе со врагами, хотя бы сравнителъно сильнейшими, — при войске князя Андрея Боголюбскаго и царя Мануила были носимы животворящий крест Господень и честныя иконы Спасителя и Богоматери. При таком духовном вооружении, в день решительной битвы со врагами, оба названные государя видели осенение своих полков необыкновенным светом, исходящим от креста Господня и св. икон. Ободренныя сим знамением невидимой помощи Божией, войска обоих государей одержали решительную победу — перваго над болгарами, а второго — над сарацинами.

Желая сохранить в памяти потомства столь знаменательный день для своих верноподданных, правоверные государи, по взаимном сношении между собою и по благословению всего освященнаго собора, не умедлили установить новое светлое торжество, ныне нами благочестно совершаемое. Положено на все веки не только праздновать в честь непобедимой силы креста Господня и совершать поклонение, ему подобающее, но в память победоноснаго хождения с ним и св. иконами в христианских полках, износить ныне из храма сии священныя знамения милости Божией и совершать под осенением их в колодезях и реках освящение воды, как стихии посредствующей в преподаянии нам благодати Св. Духа, по указанию Самого Господа (Иоан. 3:5; 7, 37—39).

Таково происхождение настоящаго праздника. Оно весьма поучительно для нас. По милости Божией, под правлением любви и мудрости Богохранимаго Помазанника Божия, Государя нашего, мы пользуемся вожделенным миром со всеми народами, окружающими наше обширное отечество.

Наука, искусство, торговля все более и более развиваются, совершенствуются. Внешнее наше благосостояние таково, что нам остается только благодарить Господа Бога и творить в мире молитвы «за царя и за вся, иже во власти суть».

Но таково ли наше внутреннее состояние? Развиваются ли и совершенствуются ли силы нашего духа в деле нашего спасения? Не говорит ли каждому из нас совесть словом Писания: «несть мира в костех моих от лица грех моих» (Псал. 37:4)?

Да, вот кто возмущает внутренний мир наш, — это грехи наши! Вот опаснейшие враги наши, которые отнимают у нас не внешния приобретения, а внутреннее сокровище, потребное для вечной жизни, похищая в душе нашей веру (Лук. 8:12) и оскверняя сердце наше смрадом гнусных мыслей и дел (Мат. 15:19-20).

Как же и чем нам вооружиться против столь опасных врагов? Где искать защиты и победы над ними веруюшей душе?

В том же спасительном знамении, под сению котораго одержана победа, нами ныне воспоминаемая, именно в кресте Господем. «Кресте честный, — взывает верующий ратоборец, хранитель души и телу буди ми, образом своим бесы низлагая, враги отгоняя, страсти упраждняя и благословение даруя ми, и жизнь и силу, содействием Св. Духа и честными Пречистыя мольбами» (посл. троп. в 9-й песни канон. Григория Синаита).

Но указывая на крест Господень, как на победное оружие, мы разумеем не одно внешнее ограждение себя крестным знамением. Наша мысль — показать необходимость в деле спасения внутренняго крестоношения. Один внешний знак креста изображаемаго нами на себе без деятельнаго последования распятому Господу, не принесет нам должнаго плода. Надлежит, по выражению апостола, «распинать плоть свою со страстьми и похотьми». Вот спасительный крест, под сению котораго можно благоуспешно итти против всех врагов, или грехов, запинающих нам достижение вечных благ. Правда, сей путь для нашей немощи не легок; Сам Господь назвал его — «узким», но назвал, конечно, не с тем, чтобы устрашить нас, а с тем, чтобы с одной стороны предохранить нас от безпечности в борьбе со врагами спасения и от самонадеяния, а с другой — чтобы указать нам на сей путь креста, как на самый прямой, верный и спасительный, и притом для всех, желающих спасения необходимый: «кто не берет креста своего, и следует за Мною, тот недостоин Меня» (Матф. 10:38).

Что значит взять крест свой? — Не то, конечно, чтобы мы самопроизвольно обрекали себя на всякия скорби и лишения, но то, чтобы с покорностию воле Божией переносили все, что нам посылается от руки Провидения, применительно к силам и состоянию каждаго. Итак, если тебе Господь посылает болезнь, терпи ее без ропота, но и не пренебрегай благовременною помощию врача. Если ты беден, употреби честный труд и не предавайся безпечности. Несчастен ты в семейной жизни, — не радуют тебя жена или дети? Постарайся благоразумием уменшить свое несчастие и не отчаявайся утешиться плодами своего благоразумия. Посетил ли тебя Господь пожаром, или другою какою непредвиденною потерею имения? Оплакал ли ты раннюю кончину близких твоему сердцу? Научись благодарить Господа за все, — за самыя чувствительныя потери, принимая их как меру, облегчающую твое шествие в след за Господом, и не ищи разсеять твою скорбь в вихре суеты мирской. Видишь ли ты нерасположение к себе людей, от которых могло бы зависеть твое благополучие, встречаешь ли от них одни оскорбленияи обиды? Оцени себя пред судом совести безпристрастно, имеешь ли ты право считать себя стоющим лучшей участи? Не скорби и в том случае, если бы ты признал себя невинным. «На сие бо и звани бысте», говорит апостол о подобном случае, «зане и Христос пострада за нас, нам оставль образ, да последуем стопам Его, Иже укоряем противу не укоряше, стражда не прещаше: предаяше же судящему праведно» (1 Петр. 2; 21—23). Одним словом, мал или велик будет наш крест, — легок или тяжел, укрепимся к мужественному несению его тою мыслию, что мы идем с ним в след за нашим Господом. Если бы все труды крестоношения совершались без определенной цели и без высшаго благопромыслительнаго направления: тогда действительно мы могли бы легко падать на каждом шагу, не получая ободрения и оживления, но пред нами и личный пример Спасителя, «искушена по всяческим по подобию, разве греха» (Евр. 4:15) и его радостно ободряющее слово: «идеже есмь Аз, ту и слуга Мой будет» (Иоан. 12:26).

Заключим наше слабое размышление о крестном пути верным словом апостола: «аще с Господом умрохом, то с Ним и оживем: аще терпим, с Ним и воцаримся во веки» (2 Тим. 2:11-12).

Протоиерей Григорий Дьяченко

 

История креста – история знамения с неба
Годеновский крест

1423 год – эту дату называет летописец, повествуя о животворящем Кресте. И не только год, но и день – 29 мая (11 июня по новому стилю). Никольский погост называлось то место, где пасли местные пастухи скот. Вдруг увидели они на болоте большой столб света. Убоялись, конечно: откуда быть свету там, куда человеку пробраться невозможно, засосет болотная жижа. А столб несказанного света стоял и стоял. Перекрестились и пошли. По великим топям, прыгая с кочки на кочку, по темноте – к Свету. И увидели Крест, а на нем Распятого Спасителя. А рядом – стоящего среди болотной топи Николая Чудотворца с Евангелием в руках. Страх подкосил ноги пастухов, рухнули они перед Божьим чудом в священном трепете. А когда потихонечку пришли в себя, услышали голос от Господнего Распятия: "Будет на сем месте благодать Божия и дом Божий. Исцеления многие будут..." Быстро разнеслась окрест весть о явлении Креста. Собрался православный народ, выбрал представителей идти к местному епископу и просить благословения на строительство храма. Благословенная грамота была получена: строить храм во имя святителя и чудотворца Николая, а придел – в честь Животворящего Креста Господня. Много явных чудес и знамений происходило, пока строился храм. Летопись рассказывает об этом подробно. Храм решили все-таки строить не на самом болоте, а чуть поодаль. Но, видно, не было на такое отступление воли Божьей, не задалось строительство. И стал Никольский погост строительной площадкой. А в ночь перед закладкой первого камня строители за свое смирение и послушание были утешены: сильный поток воды смыл застоявшуюся болотную жижу и оголил маленький кусочек суши. Стройте храм Божий... Построили. Дубовую, ладную, крепкую церковь. И водрузили в той церкви явленный крест. Но проходит время – случается в храме пожар. Первое, что хватились спасать местные жители, – конечно же, Крест. А он ни с места. Церковь сгорела дотла. Но какова же была радость православных, когда на горячем еще пепелище нашли они Крест, пречудный, невредимый. Благословясь, начали строительство нового храма. Торжественно освятили его и водрузили в нем чудотворный образ Распятия Христова по правую руку от Царских врат, а икону Святителя Николая – по левую. "Будут многие исцеления и чудеса от Животворящего Креста..." – услышали пастухи Никольского погоста, когда обретали Крест. Нет случайных слов при чудных Божьих знамениях. Исцеления от Креста начались еще в первом, сгоревшем, храме. Их записывали в особую книгу, которая хранилась в церкви. Да только сгорела та книга. А в новом храме, по нерадению церковного причта, добрая традиция записывать чудеса исцелений не прижилась, пока не приехал помолиться перед Крестом благочестивый боярин из Москвы Петр Лукич. Стал расспрашивать о чудных явлениях от Креста, а в храме только плечами пожимают. Да, исцеляются многие, но конкретно никто ничего припомнить не мог. "Забвением и небрежением великая благодать Божия оставляется", – укорил Лукич нерадивых православных. Устыдились да и восстановили в храме летопись чудес.

Деревянный храм Никольского погоста просуществовал до 1776 года. На его месте построили каменный. Паломники ехали к Кресту со всех концов православной Руси. Омывали слезами святое Распятие, преклоняли колена и просили помощи, утешения, исцеления, укрепления в вере, Божьих милостей и вразумлений. Но пришли богоборческие годы. Разорили храм, закрыли за ненадобностью. А разве Животворящий Крест оставлять можно? Давай-ка его вынесем! А Крест ни с места. – Неси пилу! На куски распилим! А пила, уж на что въедливы ее зубы, об Крест их сломала. – Топор давай! На щепки его! Все равно одолеем! – Топор соскакивал и бесполезно стучал по Распятию. Конечно, они испугались. Крест явной чудесной неприкосновенностью вразумлял неразумных детей Небесного Отца. Остановитесь! Но они испугались не явного знамения, а своего страха. И, загнав страх в глубины неправедного сердца, в заполошной злобе стали лить на Крест соляную кислоту. Темные пятна по Распятию – все, чего добились. Рассказывают страшную историю. Один любопытный атеист решил исследовать породу дерева(!) Животворящего Креста. И – надумал отпилить палец на правой ноге Спасителя. Дерево на этот раз поддалось... Вскоре у несчастного загноился мизинец правой ноги, началась гангрена. В страшных муках он скончался. Мне рассказали, что одна местная жительница решила унести Крест из храма, понимая, что богоборцы в покое его не оставят. И она на своих плечах несет огромный тяжелый Крест именно сюда, в Годеново, где он, по милости Божьей, сейчас находится. Все было не так просто и здесь. Староста храма убегала в лес и пряталась там, узнав, что завтра придут "разбираться" с церковью. Приходили. Несколько раз. Постоят перед массивными церковными вратами, подергают дверную ручку – и уходят. Сейчас в Годеново подворье Свято-Николаевского Переславского женского монастыря. Здесь в храме Святителя Иоанна Златоустого и находится ныне Животворящий Господний Крест.

Чудеса у Креста

– Расскажите о своей первой встрече с Годеновским Крестом.

– Это тоже одно из чудес Божиих. Вот сейчас Крест знаменит, и трудно представить, что когда-то он был никому не нужен и мы о нем ничего не знали, хотя жили в Ярославской епархии восемь лет. Москвичи нам рассказали о том, что у нас в Ростовском районе, недалеко от трассы, в лесу находится эта святыня.

Было лето, и сестры давно просились за грибами и за ягодами. Решили ехать в лес, заодно и к святыне приложиться. Погрузились в машину – у нас был МАЗ, в кузов ставили скамейки, человек двенадцать помещалось. 60 километров от нас – село Годеново.

Подъезжаем: погожий денечек, храм стоит на горе. Священник оказался на месте, открыл церковь. Заходим, а там – Крест! Мы все просто обомлели. Молимся, мои сестры никуда не торопятся, все помыслы исчезли… Ягод мы в этот день не собрали – не могли отойти от Креста. Батюшке говорим: «Нельзя ли здесь подворье организовать? Мы бы пели, читали, храм бы мыли…» Он ответил, что был бы рад, потому что ему с матушкой никто не помогает. А я спрашиваю: «Есть ли у вас где голову приклонить?» «Есть, – говорит, – сторожка у кладбища». Ну, думаю: «Храм, святыня, сторожка – есть все, что нужно, для начала, а дальше Господь управит!» Шел 1996 год. Сейчас мне говорят: как это вы «оторвали» такое подворье?! А я отвечаю: «Никому не нужно было!» Храм разрушался, был под угрозой закрытия из-за бездоходности, и священнику ездить далеко туда было. Владыка Михей отговаривал нас: «Матушка, нужно вам это Годеново? Туда сколько бензина потратите… На бензин-то деньги где возьмете?» А я говорила: «Надо, владыка, очень надо!»

– Вы привыкли к чудесам, матушка?

– Приходится привыкать, потому что они не кончаются. На самом деле мы не знаем, что чудо, а что не чудо, и думаем, что это обычное. Чудо совершается с тобой сокровенно Господом, и боязно говорить о нем во всеуслышание. Но иногда бывает необходимо раскрыть это чудо. Оттого, что мы, как Фома неверующий, пока не потрогаем – не поверим.

Мы собираем свидетельства прихожан об излечениях у Креста. Расскажу о нескольких из них. К нам приезжала Прасковья с Украины, у нее был рак 4-й степени. Чудом смогла доехать до Годенова. Вернулась, уже собралась умирать, но под подушку положила книжечку с акафистом Животворящему Кресту. Читала его, и в один прекрасный день встала совершенно здоровой. Прасковья написала нам письмо и приложила свое врачебное свидетельство о здоровье. Валентина из Липецка рассказывала: «Хлопотала дома по хозяйству, а в это время по телевизору шел фильм про Годеновский Крест. Муж говорит: “Срочно поехали в Годеново!”» У нее было серьезное заболевание, и врачи прогнозировали ей жить не больше двух месяцев. Приехали, молились со слезами у Креста. На следующий день в Москве нашлась клиника, куда ее взяли на лечение. С тех пор прошло три года. Через страдания Валентины вся ее семья пришла к Богу, она просила, чтобы мы рассказывали о ее выздоровлении – тогда у многих появится надежда. Медицинские свидетельства «до» и «после» Креста хранятся у нас.

– Прихожане говорят, что ножки у Иисуса Христа то теплые, то холодные…

– Кому какое свидетельство требуется. Кто-то говорит: «Ножки-то у Спасителя теплые!» А кто-то: «Он смотрит на меня открытыми глазами и куда бы я ни пошел». Другие возражают: «У Него же глаза закрыты», а третьи: «Он смотрит на меня голубыми глазами и вызывает такое глубокое чувство покаяния, какого не было никогда». Мне кажется, что это драгоценные свидетельства. Человек чувствует, что его души коснулся Господь.

Игумения Евстолия, настоятельница Переславского Никольского монастыря