Евангельское чтение

Исцеление кровоточивой женщины (Лк., 39 зач., VIII, 41–56)

И вот, пришел человек, именем Иаир, который был начальником синагоги; и, пав к ногам Иисуса, просил Его войти к нему в дом, потому что у него была одна дочь, лет двенадцати, и та была при смерти. Когда же Он шел, народ теснил Его.

И женщина, страдавшая кровотечением двенадцать лет, которая, издержав на врачей всё имение, ни одним не могла быть вылечена, подойдя сзади, коснулась края одежды Его; и тотчас течение крови у ней остановилось.

И сказал Иисус: кто прикоснулся ко Мне? Когда же все отрицались, Петр сказал и бывшие с Ним: Наставник! народ окружает Тебя и теснит, – и Ты говоришь: кто прикоснулся ко Мне?

Но Иисус сказал: прикоснулся ко Мне некто, ибо Я чувствовал силу, исшедшую из Меня.

Женщина, видя, что она не утаилась, с трепетом подошла и, пав пред Ним, объявила Ему перед всем народом, по какой причине прикоснулась к Нему и как тотчас исцелилась.

Он сказал ей: дерзай, дщерь! вера твоя спасла тебя; иди с миром.

Когда Он еще говорил это, приходит некто из дома начальника синагоги и говорит ему: дочь твоя умерла; не утруждай Учителя.

Но Иисус, услышав это, сказал ему: не бойся, только веруй, и спасена будет.

Придя же в дом, не позволил войти никому, кроме Петра, Иоанна и Иакова, и отца девицы, и матери.

Все плакали и рыдали о ней. Но Он сказал: не плачьте; она не умерла, но спит.

И смеялись над Ним, зная, что она умерла.

Он же, выслав всех вон и взяв ее за руку, возгласил: девица! встань.

И возвратился дух ее; она тотчас встала, и Он велел дать ей есть.

И удивились родители ее. Он же повелел им не сказывать никому о происшедшем.

Воскрешение дочери Иаира является одной из наиболее выразительно представленных в Евангелии историй о том, как Христос являл людям Свою любовь, являл ее порой таким образом, что эта любовь превосходила даже законы физического естества.

Действительно, начинается история с того, что Иаир просит Иисуса прийти на помощь его 12-летней дочери. Иаир – старейшина синагоги, один из наиболее уважаемых и праведных иудеев в данной местности, как сказали бы мы, употребив это всеобъемлющее универсальное русское слово, – «начальство». Но обратите внимание на поведение Иисуса. Как это не похоже на то, что мы часто видим, в том числе и в церковной жизни, в последующие времена. Он стоит, окруженный толпой. Толпой, очевидно, очень невысокого социального статуса. И вдруг сквозь эту толпу проходит – и толпа, наверняка, расступалась перед ним – старейшина синагоги с такой животрепещущей просьбой. Вместо того чтобы отмахнуться от наседавшей на Него толпы и тут же пойти и уделить внимание Своему, как сказали бы подчас недостойные продолжатели дела Христова на земле, священнослужители, vip-прихожанину, Он остается с толпой, не торопится, хотя очевидны и трагедия этого человека, и то, что ему не так уж просто было пойти на поклон к этому проповедующему бродяге. Но Христос не спеша идет сквозь обращенную к Нему толпу, нисколько не пытаясь выделить из этой толпы старейшину.

И вот в толпе появляется кровоточивая женщина. И вот, эта последняя из людей, которая стояла в толпе, в ужасе и страхе от того, что, может быть, даже пройдя через толпу и дойдя до Иисуса, она услышит слова обличения, к которым она уже привыкла, решается, как кажется, почти что на лукавство – она просто прикасается к одежде Иисуса. И болезнь ее прекращается. Конечно, Христос эту женщину видит и ощущает, и дабы вызвать ее из толпы, говорит довольно просто и примитивно, хотя сейчас бы эта фраза прозвучала для многих новообращенных православных очень даже ярко и доходчиво, говорит о том, что кто-то Его коснулся, ибо Он чувствовал силу, изшедшую из Него. Но дело не в том, что Он почувствовал, что от Него изошла какая-то сила для исцеления этой женщины. Просто Он эту женщину видит, знает, чувствует и, главное, чувствует важнейшую составляющую духовной жизни этой женщины – ее веру. И Христос говорит об этом публично. «Вера твоя спасла тебя».

Ну а что же дочь Иаира? Наверно, Иаир в какой-то момент отстранился от своей драмы, созерцая то, что произошло. Он видел чудо, он видел, как нечистая женщина перестала кровоточить, и с еще большей надеждой стал стремиться к Иисусу во имя спасения собственной дочери, которая не кровоточила 12 лет, а просто 12 лет прожила в любившей ее семье. И, конечно, известие о смерти дочери должно было родить в душе Иаира и ужас, и негодование одновременно. Ради этой оскверненной женщины Христос, как только что убедился сам Иаир, действительно способный исцелять, пренебрег его дочерью, и невинный ребенок умер именно в момент исцеления если и не нечестивой, то все равно нечистой женщины, пусть даже и уверовавшей во Христа. И именно в этот момент происходит испытание веры самого Иаира. И именно в этот момент Христос помогает Иаиру, произнеся всем нам знакомые слова: «Не бойся, только веруй». Здесь обнаруживается какая-то поразительная человечность происходящего. Человечность, которая подчеркивает одно, то, что, собственно, и определяет чудотворение, которое творит Христос, – это любовь и сострадание к ближнему, с одной стороны, а с другой стороны, призывание к вере – вере в Бога как в Бога прежде всего любви и сострадания. Если ты хочешь уподобиться Христу – люби и сострадай, как Бог. Если ты хочешь быть своим для Христа, попытайся вокруг себя творить не какие-то чудеса, поражающие, потрясающие, закабаляющие людей, а наоборот, освобождающие их дела добра и любви. Вот это и есть христианство. И оно может являть себя даже в доме старейшины синагоги. Не изгоним же его, это подлинное христианство милосердия и любви, из нашей церковной жизни, ибо Церковь наша была и остается Церковью Христовой.

Протоиерей Георгий Митрофанов

 

Собор Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил Бесплотных, Архангелов: Гавриила, Рафаила, Уриила, Селафиила, Иегудиила, Варахиила и Иеремиила

День памяти: 8 ноября/21 ноября

Празднование Собора Архистратига Божия Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных установлено в начале IV века на Поместном Лаодикийском Соборе, бывшем за несколько лет до Первого Вселенского Собора. Лаодикийский Собор 35-м правилом осудил и отверг еретическое поклонение ангелам как творцам и правителям мира и утвердил православное их почитание. Совершается праздник в ноябре – девятом месяце от марта (с которого в древности начинался год) – в соответствии с числом 9-ти чинов Ангельских. Восьмой же день месяца указывает на будущий Собор всех Сил Небесных в день Страшного Суда Божия, который святые отцы называют «днем восьмым», ибо после века сего, идущего седмицами дней, наступит «день осмый», и тогда «приидет Сын Человеческий в Славе Своей и вси святии Ангелы с Ним» (Мф. 25:31).

Чины Ангельские разделяются на три иерархии – высшую, среднюю и низшую. Каждую иерархию составляют три чина. В высшую иерархию входят: Серафимы, Херувимы и Престолы. Ближе всех Пресвятой Троице предстоят шестокрылатые Серафимы (Пламенеющие, Огненные) (Ис. 6:2). Они пламенеют любовью к Богу и других побуждают к ней.

После Серафимов Господу предстоят многоочитые Херувимы (Быт. 3:24). Их имя значит: излияние премудрости, просвещение, ибо через них, сияющих светом Богопознания и разумения тайн Божиих, ниспосылается премудрость и просвещение для истинного Богопознания.

За Херувимами – предстоят Богоносные по благодати, данной им для служения, Престолы (Кол. 1:16), таинственно и непостижимо носящие Бога. Они служат правосудию Божию.

Среднюю Ангельскую иерархию составляют три чина: Господства, Силы и Власти.

Господства (Кол. 1:16) владычествуют над последующими чинами Ангелов. Они наставляют поставленных от Бога земных властителей мудрому управлению. Господства учат владеть чувствами, укрощать греховные вожделения, порабощать плоть духу, господствовать над своей волей, побеждать искушения.

Силы (1Пет. 3:22) исполняют волю Божию. Они творят чудеса и ниспосылают благодать чудотворения и прозорливости угодникам Божиим. Силы помогают людям в несении послушаний, укрепляют в терпении, даруют духовную крепость и мужество.

Власти (1Пет. 3:22; Кол. 1:16) имеют власть укрощать силу диавола. Они отражают от людей бесовские искушения, утверждают подвижников, оберегают их, помогают людям в борьбе с злыми помыслами.

В низшую иерархию входят три чина: Начала, Архангелы и Ангелы.

Начала (Кол. 1:16) начальствуют над низшими ангелами, направляя их к исполнению Божественных повелений. Им поручено управлять вселенной, охранять страны, народы, племена. Начала наставляют людей воздавать каждому честь, подобающую его званию. Учат начальствующих исполнять должностные обязанности не ради личной славы и выгод, а ради чести Божией и пользы ближних.

Архангелы (1Фес. 4:16) благовествуют о великом и преславном, открывают тайны веры, пророчества и разумение воли Божией, укрепляют в людях святую веру, просвещая их ум светом Святого Евангелия.

Ангелы (1Пет. 3:22) наиболее близки к людям. Они возвещают намерения Божии, наставляют людей к добродетельной и святой жизни. Они хранят верующих, удерживают от падений, восставляют падших, никогда не оставляют нас и всегда готовы помочь, если мы пожелаем.

Все чины Небесных Сил носят общее название Ангелов – по сути своего служения. Господь открывает Свою волю высшим Ангелам, а они, в свою очередь, просвещают остальных.

Над всеми девятью чинами поставлен Господом святой Архистратиг Михаил (имя его в переводе с еврейского – «кто как Бог») – верный служитель Божий, ибо он низринул с Неба возгордившегося денницу с другими павшими духами. А к остальным Ангельским Силам он воскликнул: «Вонмем! Станем добре пред Создателем нашим и не помыслим неугодного Богу!» По Церковному преданию, запечатленному в службе Архистратигу Михаилу, он принимал участие во многих ветхозаветных событиях. Во время выхода израильтян из Египта он предводительствовал им в виде столпа облачного днем и столпа огненного ночью. Через него явилась Сила Господня, уничтожившая египтян и фараона, преследовавших израильтян. Архистратиг Михаил защищал Израиль во всех бедствиях.

Он явился Иисусу Навину и открыл волю Господа на взятие Иерихона (Нав. 5:13-16). Сила великого Архистратига Божия явилась в уничтожении 185 тысяч воинов Ассирийского царя Сеннахирима (4Цар. 19:35), в поражении нечестивого вождя Антиохова Илиодора и в ограждении от огня трех святых отроков – Анании, Азарии и Мисаила, брошенных в печь на сожжение за отказ поклониться идолу .(Дан. 3:92-95).

По воле Божией, Архистратиг перенес пророка Аввакума из Иудеи в Вавилон, чтобы дать пищу Даниилу, в рове со львами заключенному (кондак акафиста, 8).

Архангел Михаил запретил диаволу явить иудеям тело святого пророка Моисея для обожения (Иуд. 1:1,9).

Святой Архангел Михаил явил свою силу, когда он чудесно спас отрока, брошенного грабителями в море с камнем на шее у берегов Афона (Афонский Патерик).

С древних времен прославлен своими чудесами Архангел Михаил на Руси. В Волоколамском Патерике приводится рассказ преподобного Пафнутия Боровского со слов татарских баскаков о чудесном спасении Новгорода Великого: «А яко же Великий Новград никогда же не бысть взят от агарян … внегда по Божию попущению грех ради наших безбожный агарянский царь Батый Росискую землю поплени и пожже и поиде к Новому граду и покры его Бог и Пречистая Богородица явлением Михаила Архистратига, иже возбрани ему итти на него. Он же поиде на Литовския грады и прииде к Киеву и виде у каменныя церкви над дверьми написан великий Михаил Архангел и глагола князем своим указуя перстом: «сей ми возбрани пойти на Великий Новгород»«.

Предстательства за города русские Пресвятой Царицы Небесной всегда осуществлялись Ее явлениями с Воинством Небесным, под предводительством Архистратига. Благодарная Русь воспела Пречистую Богородицу и Архангела Михаила в церковных песнопениях. Архистратигу посвящено множество монастырей, соборных, дворцовых и посадских храмов. В древнем Киеве сразу по принятии христианства был воздвигнут Архангельский собор и устроен монастырь. Архангельские соборы стоят в Смоленске, Нижнем Новгороде, Старице, монастырь в Великом Устюге (нач. XIII в.), собор в Свияжске. Не было на Руси города, где не существовало бы храма или придела, посвященного Архистратигу Михаилу. Один из главнейших храмов города Москвы – храм-усыпальница в Кремле – посвящен ему. Многочисленны и прекрасны иконы Чиноначальника Вышних Сил и его Собора. Одна из них – икона «Благословенное воинство» – написана для Успенского собора Московского Кремля, где святые воины – князья русские – изображены под предводительством Архистратига Михаила.

Из Священного Писания и Священного Предания известны также Архангелы: Гавриил – крепость (сила) Божия, провозвестник и служитель Божественного всемогущества (Дан. 8:16; Лк. 1:26); Рафаил – врачевание Божие, целитель человеческих недугов (Тов. 3:16; Тов. 12:15); Уриил – огонь или свет Божий, просветитель (3Езд. 5:20); Селафиил – молитвенник Божий, побуждающий к молитве (3Езд. 5:16); Иегудиил – славящий Бога, укрепляющий труждающихся для славы Господней и ходатайствующий о воздаянии им за подвиги; Варахиил – раздаятель благословения Божия на добрые дела, испрашивающий людям милости Божий; Иеремиил – возвышение к Богу (3Езд. 4:36).

На иконах Архангелы изображаются в соответствии с родом их служения:

Михаил – попирает ногами диавола, в левой руке держит зеленую финиковую ветвь, в правой – копье с белой хоругвью (иногда пламенный меч), на которой начертан червленый крест.

Гавриил – с райской ветвью, принесенной им Пресвятой Деве, или со светящимся фонарем в правой руке и зеркалом из ясписа – в левой.

Рафаил – держит сосуд с целительными снадобьями в левой руке, а правой ведет Товию, несущего рыбу.

Уриил – в поднятой правой руке – обнаженный меч на уровне груди, в опущенной левой руке – «пламень огненный».

Селафиил – в молитвенном положении, смотрящий вниз, руки сложены на груди.

Иегудиил – в деснице держит золотой венец, в шуйце – бич из трех красных (или черных) вервий.

Варахиил – на его одежде множество розовых цветов.

Иеремиил – держит в руке весы.

Православный календарь