Евангельское чтение

Проповедь Иоанна Крестителя (Мк., 1 зач., I, 1–8)

Начало Евангелия Иисуса Христа, Сына Божия, как написано у пророков: вот, Я посылаю Ангела Моего пред лицом Твоим, который приготовит путь Твой пред Тобою.

Глас вопиющего в пустыне: приготовьте путь Господу, прямыми сделайте стези Ему.

Явился Иоанн, крестя в пустыне и проповедуя крещение покаяния для прощения грехов. И выходили к нему вся страна Иудейская и Иерусалимляне, и крестились от него все в реке Иордане, исповедуя грехи свои.

Иоанн же носил одежду из верблюжьего волоса и пояс кожаный на чреслах своих, и ел акриды и дикий мед.

И проповедовал, говоря: идет за мною Сильнейший меня, у Которого я недостоин, наклонившись, развязать ремень обуви Его; я крестил вас водою, а Он будет крестить вас Духом Святым.

Иоанн Креститель призывал к покаянию. Он исполнял пророчество Исаии: «Приготовьте путь Господу, прямыми сделайте стези Ему». Лука это пророчество продолжает далее: «Всякий дол да наполнится, и всякая гора и холм да понизятся, кривизны выпрямятся, и неровные пути станут гладкими» (Лк. 3:5). Лука приводит и несколько примеров, как Иоанн Креститель понижал «горы» и наполнял «долы» человеческих сердец.

Когда Иоанн увидел «многих фарисеев и саддукеев, идущих к нему креститься», он «сказал им: порождения ехиднины! Кто внушил вам бежать от будущего гнева? Сотворите же достойный плод покаяния, и не думайте говорить в себе: «отец у нас Авраам» (Мф. 3:7-9). Потому что эти люди, хотя и шли, увлекаемые общим потоком, но были уверены, что если потомок Авраама, то спасение обеспечено. А Иоанн, как холодной водой, обдавал их жестоким укором и требовал плодов покаяния. Согласно Луке, Иоанн так говорил не только фарисеям, но и вообще всему «приходившему креститься от него народу» (Лк. 3:7). Потому что гордость и самоуверенность свойственны людям даже из самых низших слоев.

Так Иоанн понижал «горы». Но «долы» он всегда рад был наполнить. Кто приходил с истинным смирением и покаянием, тот, в ответ на суровый укор, задавал самый главный вопрос: «что же нам делать»? Иоанн отвечал: «У кого две одежды, тот дай неимущему; и у кого есть пища, делай то же» (Лк. 3:11). Вот – универсальный совет. Кто бы ты ни был, – поступая так, не ошибешься.

Обращались к Иоанну и отдельные группы людей. Приходили мытари. Эти люди брали на откуп у римских властей право собирать налоги. Они сразу выплачивали ожидаемую сумму, и при этом четко оговаривалось, сколько, собирая налоги, они могли оставить в свою пользу. Но как проследишь, сколько собрали и сколько взяли себе? Тут была огромная возможность для неправедного обогащения, и профессия вызывала ненависть у народа. Однако на вопрос «что нам делать»? – Иоанн не заставлял бросить эту работу, как заведомо греховную. Он только говорил: «ничего не требуйте более определенного вам». Точно выполняйте договор.

Приходили и воины. Воину дано оружие и право применять его. И здесь тоже – немалый соблазн употребить оружие не для защиты слабых, а для их ограбления. Но и воинам Иоанн не говорит: бросай оружие, и спасешься. Профессия воина необходима, но выполнять ее надо с честью: «никого не обижайте, не клевещите, и довольствуйтесь своим жалованием». Воин окружен уважением. Существует специальный чин освящения оружия. Священник молится, чтобы Господь благословил это оружие для защиты вдов и сирот, и Церкви Божией.

Итак, – вот «работа с людьми» Иоанна Крестителя. Гордых он суровыми словами ставит на место. Но зато тем, кто смиренно спрашивает, – с радостью дает советы. И еще он учит, чтобы никакой род деятельности мы не отдавали на откуп врагу. Все, даже самое шаткое, надо стараться преобразить своим честным трудом, и тем самым – отвоевать для Господа Бога.

Протоиерей Вячеслав Резников

 

Святой Пророк Малахия

Память 3 января / 16 января

Святой пророк Малахия жил за 400 лет до Рождества Христова, во времена возвращения иудеев из плена Вавилонского. Малахия был последним из ветхозаветных пророков, поэтому святые отцы называют его “печатью пророков”. Являясь образцом душевной доброты и благочестия, он приводил в удивление народ и был назван Малахией, то есть ангелом, или вестником. В канон Священных книг входит его пророческая книга, в которой он обличал иудеев, предсказывая пришествие Иисуса Христа и Его Предтечи и последний Суд (3, 1 – 5; 4, 1 – 6).

Православный календарь

 

Господь говорит с обычными людьми

Среди верующего народа пророки почитаются за Божиих избранников. Обычные люди интуитивно понимают, что перед ними – люди необычайной судьбы. Конечно, не все понимают. И не сразу понимают. Порой пророк погибает от руки тех, кого он обличил, и лишь потом люди наконец-то чувствуют в его нелицеприятных словах высшую правду. И в его упорстве, доходящем до смертной черты, начинают видеть особую миссию, поручение от Бога.

Пророки, действительно, Божии избранники. Мы привыкли к тому, что Господь напрямую говорит со своими пророками. Он отвечает на их вопросы, открывает им глаза на события настоящего и будущего. И хотя пророки – это люди глубоко благочестивые, их общение с Богом может порою весьма непросто складываться. Вспомним хотя бы историю Ионы пророка. Как праведному Ионе тяжело было исполнить волю Божию – призвать к спасительному покаянию вражескую Ниневию! Если уж пророкам так нелегко дается прикосновение к небесной мудрости и любви, то что же говорить про обычных, рядовых людей…

Перелистывая Библию, мы видим, как много Бог говорит со Своими избранниками, разрешает их недоумения. Но вот в книге пророка Малахии Бог отвечает на вопросы и высказывания… самых обычных людей. Легко догадаться, что высказывания эти не самые благочестивые. Есть среди них и такие резкие слова, какие почти никогда лицом к лицу не произносятся, только за спиной, вполголоса, между своими. И есть еще такие далеко идущие соображения, про которые человек вообще вслух говорить не станет, только подумает что-то неутешительное про себя, закусит губы до крови и недовольно поморщится.

***

Непривычную книгу Малахии я читаю и перечитываю: ее автор, пророк, передает прямой диалог Бога с обычными людьми – религиозными и не очень. Если хотите, это своего рода комментарий Бога на то, как самые обычные люди говорят и думают. Мы привычно читаем слово Божие и комментарии к нему святых людей. А в книге пророка Малахии как бы всё наоборот: Бог комментирует слова и мысли человеческие – причем слова не святых, не пророков и не подвижников.

Книга открывается тем, что Бог исповедует Свою любовь к Своему народу. А Богу в ответ – суровый упрек: «В чем явил Ты любовь к нам?» (Мал. 1:2). Такое вот нестерпимо резкое начало разговора. Затем следует малоприятное и неизбежное выяснение отношений.

Хорошо известно, что всё познается в сравнении. И недовольным своей жизнью и Божиим Промыслом Бог советует – оглядеться, посмотреть на судьбу соседних родственных народов. Объективное сравнение показывает, что не всё так уж плохо у народа Божия. И слава Богу.

Разговор продолжается, теперь спрашивает Господь: «Если Я Господь, то где благоговение предо Мною?.. Вы приносите на жертвенник Мой нечистый хлеб, и говорите: “чем мы бесславим Тебя?”» (Мал. 1:6,7) Вот извечная религиозная проблема – от времен Каина и доныне. Люди приносят Господу в дар абы что: на Тебе, Боже, что мне негоже. Недоброкачественный хлеб, неблагоговейные молитвы…

Господь задает риторический вопрос: «Поднеси это твоему князю; будет ли он доволен тобою и благосклонно ли примет тебя?» (Мал. 1:8) Как мы стоим перед Богом? Что предлагаем Ему в жертву? Какой ждем от Него ответ? К высокому начальству мы относимся почтительнее, чем к Богу, а ведь Бог – самое наивысшее начальство, Царь царствующих и Господь господствующих. От Него зависит жизнь всех нас.

Кроме того, по книге пророка Малахии, Бог выговаривает человеку, который приносит жертвы, внешне безукоризненные и благопристойные. За что же выговаривает? За то, что дома он издевается над женой. Со слезами прибегает помолиться в храм жена, опостылевшая мужу. Принесенные мужем умилостивительные жертвы пополам со слезами обиды оказываются неприятны Богу (см.: Мал. 2:13-16).

Еще Господь указывает на людей, которые вообще в храмовых службах и в делах благочестия не видят никакого прока. Они убеждены, что их корыстные махинации и хитроумное нарушение заповедей – верный путь к успеху и благополучию. В своем тесном кругу эти люди шутливо рассуждают, что раз «нехорошие дела» делают их такими успешными – значит злодейства угодны Богу, ведь успех-то человеку Бог обеспечивает. На их кощунственные ухмылки отвечает Господь: «Вы прогневляете Господа словами вашими и говорите: “чем прогневляем мы Его?” Тем, что говорите: “всякий, делающий зло, хорош пред очами Господа, и к таким Он благоволит” или: “где Бог правосудия?”» (Мал. 2:17).

***

Где же Бог правосудия?! Он жив, Он близко. Бог придет к людям судить и миловать. Перед Ним открыт путь. Верный Его служитель готовит Ему путь. Этот ревностный служитель Божий подобен древнему пророку Илии.

В трудных обстоятельствах жизни, когда кругом несправедливость, людям порой думается: «Был бы рядом с нами великий человек, например князь Владимир или пророк Илия, – всё иначе бы складывалось». Для Бога нет ничего невозможного. Когда потребуется решительность пророка Илии, тогда Господь пошлет на Свое дело Илию Фесвитянина. Самого святого Илию пошлет или пусть даже другого человека. С другим именем и биографией, но он тоже будет действовать в духе Илии пророка. Вот что главное. Праведный Малахия предсказал пришествие Христово и то, что путь Христу приготовит великий ревностный, как Илия, пророк. Люди будут вовремя предупреждены, чтобы не погиб народ в грехах.

Всевышний Бог обещает людям: «Я пошлю к вам Илию пророка пред наступлением дня Господня, великого и страшного. И он обратит сердца отцов к детям и сердца детей к отцам их, чтобы Я, придя, не поразил земли проклятием» (Мал. 4:5-6). Предсказанное Малахией дело пророка Илии исполнит пророк Иоанн Креститель.

С этих дней крещение станет таким чудотворным священнодействием, которое очистит и освободит людей от проклятия за грехи. Если человек всем сердцем обращается к Богу, то заслуженное им осуждение может таинственным образом стать – незаслуженной милостью от Бога. Почему так? Да потому что «Я возлюбил вас, говорит Господь» (Мал. 1:2).

Диакон Павел Сержантов

 

Крещение Господне, или Богоявление – 19 января

Богоявлением называется праздник потому, что при Крещении Господа явилась миру Пресвятая Троица (Мф. 3:13-17; Мк. 1:9-11; Лк. 3:21-22). Бог Отец глаголал с небес о Сыне, Сын крестился от святого Предтечи Господня Иоанна, и Дух Святой сошел на Сына в виде голубя. С древних времен этот праздник назывался днем Просвещения и праздником Светов, потому что Бог есть Свет и явился просветить «седящих во тме и сени смертней» (Мф. 4:16) и спасти по благодати падший человеческий род.

В древней Церкви был обычай крестить оглашенных в навечерие Богоявления, так как Крещение и является духовным просвещением людей.

Начало праздника Богоявления восходит к апостольским временам. О нем упоминается в Апостольских постановлениях. От II века сохранилось свидетельство святителя Климента Александрийского о праздновании Крещения Господня и совершаемом пред этим праздником ночном бдении.

В III веке на праздник Богоявления известны беседы при Богослужении святого мученика Ипполита и святого Григория Чудотворца. В последующие столетия – с IV по IX век – все великие отцы Церкви – Григорий Богослов, Иоанн Златоуст, Амвросий Медиоланский, Иоанн Дамаскин проводили особые беседы о празднике Богоявления. Преподобные Иосиф Студит, Феофан и Византий написали много песнопений на этот праздник, которые поются и сейчас за Богослужением. Преподобный Иоанн Дамаскин говорил, что Господь крестился не потому, что Сам имел нужду в очищении, но чтобы, «водами погребсти человеческий грех», исполнить закон, открыть таинство Святой Троицы и, наконец, освятить «водное естество» и подать нам образ и пример Крещения.

Святая Церковь в празднике Крещения Господня утверждает нашу веру в высочайшую, непостижимую разумом тайну Трех Лиц Единого Бога и научает нас равночестно исповедовать и прославлять Святую Троицу Единосущную и Нераздельную; обличает и разрушает заблуждения древних лжеучителей, пытавшихся мыслью и словом человеческим объять Творца мира. Церковь показывает необходимость Крещения для верующих во Христа, внушает нам чувство глубокой благодарности к Просветителю и Очистителю нашего греховного естества. Она учит, что наше спасение и очищение от грехов возможно только силою благодати Святого Духа и потому необходимо достойно хранить эти благодатные дары святого Крещения для сохранения в чистоте той драгоценной одежды, о которой говорит нам праздник Крещения: «Елицы во Христа крестистеся, во Христа облекостеся» (Гал. 3:27).