Евангельское чтение

О Посте (Мф., 17 зач., VI, 14–21)

Ибо если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный, а если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших.

Также, когда поститесь, не будьте унылы, как лицемеры, ибо они принимают на себя мрачные лица, чтобы показаться людям постящимися. Истинно говорю вам, что они уже получают награду свою.

А ты, когда постишься, помажь голову твою и умой лице твое, чтобы явиться постящимся не пред людьми, но пред Отцом твоим, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно.

Не собирайте себе сокровищ на земле, где моль и ржа истребляют и где воры подкапывают и крадут, но собирайте себе сокровища на небе, где ни моль, ни ржа не истребляют и где воры не подкапывают и не крадут, ибо где сокровище ваше, там будет и сердце ваше.

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Слава Тебе, Господи!

Еще сподобились мы дожить до Поста; еще дается нам время опомниться от угара греховной жизни; когда Господь готов принять нас в отеческие объятия помилования. Уже три недели молитвенно взывали мы ко Господу: «Покаяния отверзи мне двери, Жизнодавче»!

И вот пришло сие спасительное время. Мы стоим в преддверии Великого Святого Поста – поприща нашего покаяния и милосердия к нам кающимся грешникам, Господа. Приступим же, дорогие мои, с дерзновением и внидем с желанием на это спасительное поприще.

В сегодняшнем Евангелии нам поведали о самом кратчайшем пути спасения «простите и прощены будете» (Лк. 6:37). Весь этот премудрый и спасительный порядок жизни из года в год напоминается нам в Церкви. Почему же, дорогие мои, многие из нас часто остаются глухи к этим ясным и явным спасительным истинам? Думается, причина в том, что мы не достаточно глубоко понимаем и принимаем к сердцу то, чего требует от нас, что нам дает, и что обещает пост.

Что требует? – Пост требует от нас покаяния и исправления жизни.

Что дает? – Всепрощение и возвращение всех милостей Божиих.

Что обещает? – Радость о Духе Святе здесь и блаженство там в Вечности.

Стоит все это воспринять не одним холодным умом, но живым горячим сердцем, как все в жизни нашей оживет. Оживем и мы сами, возревновав о живом общении с живым Богом. И пост будет той тропой, что поведет нас к неведомому доселе блаженству. А те скорби и утеснения, которые предлежат нам, это не препятствия ко спасению, но сам путь спасительный, заповеданный нам Христом. Но вступая в дни Святой Четыредесятницы, прежде чем предстать пред лице Божие с покаянием о своих прегрешениях, надо воскресить в сердце спасительный закон, – «простите и прощены будете». Это единственное условие, без которого прощения нам быть не может. «Аще… отпущаете человеком согрешения их, отпустит и вам Отец ваш небесный; аще… не отпущаете человеком согрешения их, ни Отец ваш отпустит вам согрешений ваших» (Мф. 6:14-15) Отнесемся, дорогие мои, к словам этим внимательно, вникая в смысл, понесем согрешившим против нас прощение не на кончике языка, но освободим сердце наше от тягот и мрака обид, подозрений, которые непроницаемой стеной вырастают между нами и Богом. Сердце должно изречь полное и всесовершенное прощение не только оскорбившим нас, но и всем ненавидящим нас, осуждающим, оклеветающим, всем, всем, творящим нам всякое зло.

Прощеное воскресение – великий небесный Божий день. Святая Церковь установила в этот день совершать обряд прощения друг другу прегрешений. И если бы все мы сердцем приникли к обетованию его, то в нынешний день человеческие христианские сообщества преобразились бы поистине в райские, и земля слилась бы с небом. Любовь Божия и любовь человеческая, встретившись породили бы такую пасхальную радость в преддверии постного подвига, что она стала бы источником сил на все постное поприще.

Но умеем ли мы прощать? Можем ли мы действительно простить? Видим ли свои немощи и прегрешения против ближних, чтобы искренне произнести слова – «прости меня грешнаго»? На эти вопросы мы все без исключения должны ответить себе сами.

Все мы нуждаемся в прощении, в милости Божией. Чтобы не напрасен был наш постный труд и подвиг, сегодня мы должны все осознать, что дар наш может быть отвергнут Богом по единственной причине – мы не исполнили призыва к любви, не примирились, не простили от всего сердца.

Дорогие мои! Ныне время благоприятное, ныне день спасения. Днесь весна душам! Поревнуем же отныне о спасении, об очищении сердца своего. Божественная благодать ждет нашего произволения, чтобы помочь нам слабым и немощным. Возжелаем спасения, ответим на Божественную любовь и призыв богоугождением самой своей жизнью. Потрудимся освободиться от всех сих сетей, которыми нас живых уловляет сатана в свою волю, разлучая от Бога. Аминь.

Архимандрит Иоанн (Крестьянкин)

 

Начало Великого поста 7 марта

Великий пост готовит христиан к встрече праздника Воскресения Христова и начинается за семь недель до него. Из четырех многодневных постов Великий пост является самым продолжительным и строгим. Великий пост установлен в память сорокадневного поста Иисуса Христа, который вскоре после своего крещения удалился в пустыню и постился там, а также в память сорокадневного поста Моисея и Илии.

Для богослужений во время Великого поста характерны молитвы покаяния и воспоминания крестной смерти и воскресения Иисуса Христа. В первую, четвертую (Крестопоклонную) и Страстную недели по уставу необходимо поститься особенно строго. Пост – это время покаяния, раздумий и усердных молитв, отказа не только от определенной пищи, но от вредных привычек, пристрастий и увеселений. Духовная практика поста состоит из молитвы, духовного чтения и удаления от всего греховного и отвлекающего от Бога. Телесная подготовка состоит из воздержания от скоромной (непостной) пищи. В первую неделю Великого поста, с понедельника по четверг, в храмах на вечернем богослужении читается Великий покаянный канон преподобного Андрея Критского, который содержит глубокие покаянные молитвы.

Прощеное воскресенье, Последнее воскресенье перед началом Великого поста, называется Неделей сыропустной, так как именно в этот день заканчивается употребление в пищу молочных продуктов. Церковь напоминает нам об изгнании Адама и Евы из рая за непослушание и невоздержание. Также этот день именуется Прощеным воскресеньем. На Литургии читается Евангелие с частью из Нагорной Проповеди, где говорится о прощении обид ближним, без чего мы не можем получить прощения грехов от Отца Небесного, о посте, и о собирании небесных сокровищ. Чин прощения появился в монастырской жизни египетских монахов. Перед наступлением Великого поста, чтобы усилить подвиг молитвы и подготовиться к светлому празднику Пасхи, монахи расходились по одному по пустыне на все сорок дней поста. Некоторые из них уже не возвращались обратно: кто-то был растерзан дикими зверями, другие погибли в безжизненной пустыне. Потому, расходясь, чтобы встретиться только на Пасху, монахи просили друг у друга прощения за все вольные или невольные обиды, как перед смертью. И конечно, сами от души прощали всех. Каждый понимал, что их встреча в преддверии Великого Поста может оказаться последней.

Для того и существовал чин прощения – чтобы быть примиренным и прощенным со всеми и – благодаря этому – с Самим Богом. С течением времени эта традиция перешла в богослужение всей Церкви. На Руси в канун Великого поста наши благочестивые предки испокон веков исполняли обряд высочайшего смирения. Старший и властный просил прощение у последнего. И государи просили прощения у своих подданных. С этой целью они объезжали войска, просили прощения у солдат, посещали монастыри, где просили прощения у братии, приезжали к архиереям, чтобы и у них попросить прощения.

* * *

Самое главное правило Великого поста – помнить, ради чего существует этот период.

Великий пост – время сосредоточенного ожидания Светлого Христова Воскресения. Ожидания деятельного: вместе с Господом мы попытаемся пройти сорок дней поста, вместе с Господом подойдем к гробнице Лазаря, вместе с Господом войдем во Иерусалим, будем слушать Его в Храме, причастимся вместе с Апостолами на Его Тайной Вечере, пройдем за Ним Крестным путем, с Божией Матерью и любимым Христовым апостолом Иоанном будем скорбеть на Голгофе…

Наконец, вместе с мироносицами мы придем к открытому Гробу и вновь и вновь переживем радость: Его здесь нет. Христос Воскресе!

Портал «Православие и мир»

 

«Пост — не про курицу, а про любовь» 

Чем опасен этот лозунг?

В последнее время стали очень популярны разного рода истории о том, как какой-нибудь человек — обычно святой, — нарушил пост, чтобы не нарушать закона любви. Акцент в таких историях, в их современном прочтении, всегда ставят на тезисе, что не надо быть ханжой: кусок курицы в Великий пост — это не так страшно, главное — любовь!

И еще полбеды, будь такие истории адресованы людям далеким от Церкви или, например, болящим (им поститься по полной программе нельзя). Так нет же, чаще всего эту тему обсуждают между собой вполне физически крепкие, молодые и здоровые люди, считающие себя воцерковленными православными христианами. Это они друг друга призывают не быть ханжами. Совершенно неважно, что ты ешь, говорят они, только бы не людей.

Самое удивительное, что с этим фактом совершенно невозможно спорить по той простой причине, что он самоочевиден. Всем ясно, что любовь — залог нашего спасения. Все помнят строки Евангелия: «По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою» (Ин. 13:35).

Но я вспоминаю одну историю, которая произошла с нами, тогда еще совсем молодыми людьми, еще в 90-е годы. Мы помогали делать ремонт в одной православной школе. На дворе был конец августа, шел Успенский пост, и нам нужно было срочно подготовить классы к занятиям. Денег не было совсем, зато была целая команда православной молодежи, готовая на время оставить свои дела и помочь.

В какой-то момент мы решили перекусить, и одна девушка сказала: «Я салат приготовила, но он с майонезом. Вы его есть будете?» Мой друг (сейчас он священник, а тогда был студентом) спросил, как-то даже не особо задумываясь: «А майонез — он постный или нет?» «Вообще-то, нет», — ответила девушка. «Тогда не будем», — так же не задумываясь сказал молодой человек.

Я уверен, что, попадись эта история на глаза читателям сегодняшних православных СМИ, мгновенно родились бы комментарии вроде: зачем было обижать человека отказом, где же тут христианская любовь, не в майонезе же дело… Но тогда все решилось очень просто и спокойно, никто ни на кого не обиделся, не огорчился и не удивился. Девушки спокойно съели свой салат с майонезом сами, смеясь и болтая с молодыми людьми. И никому в голову не пришло упрекнуть моего друга в ханжестве. Более того, прошло немного времени — и та девушка стала его женой.

Зато на всю жизнь мне запомнилось возникшее тогда ощущение, как будто произошло что-то очень важное. Хотя ничего экстраординарного не произошло, просто человек вслух высказал то, с чем были совершенно согласны и все остальные: мы же христиане, а сейчас пост. Если салат не постный — тогда мы его не будем.

В современной церковной жизни так не хватает этого простого и ясного «тогда не будем», что истории про курицу в пост, в современном их истолковании, давно перестали меня вдохновлять.

В чем, как мне кажется, проблема с этими историями? Все они ровным счетом ничего не говорят о том, как важно было для их героев — святых или не святых — следовать церковному уставу. Они молчат о том, как много эти святые потрудились в таком смысле, который нам даже и не понять. Они совершенно игнорируют тот факт, что это нарушение поста было единичным (!), исключительным случаем в их жизни. И уж совсем никто, кажется, не задумывается о том, чем эти святые пожертвовали ради этого исключительного случая, какую важную аскетическую цель отдалили от себя. Цель, не имеющую ничего общего ни с похуданием, ни вообще с какой-либо диетой.

Ведь нарушение поста потому и оказывается подвигом любви к ближнему и даром Богу, что человеку приходится переступить через себя, смириться, может быть, даже пережить некий внутренний кризис.

Любовь важнее гастрономического поста, с этим невозможно спорить. Так же можно сказать: не страшно, если ты пропустил одну тренировку, но выиграл золотую медаль на Олимпиаде. С одной стороны — ну, наверное, не страшно, а с другой — все знают, каким мучительным и подчас губительным для здоровья тренировкам подвергают себя спортсмены, чтобы добиться главного — победы. Представьте, как должен мучиться спортсмен, у которого программа тренировок расписана по часам вплоть до последнего дня состязаний на Олимпиаде, если ему пришлось пропустить одну текущую тренировку, сбить весь свой график подготовки, поставить под угрозу дело всей своей жизни? Если бы они настраивали себя иначе: мол, ничего страшного, можно и пропустить пару тренировок — вряд ли у них вышло бы что-то вообще. А нас пытаются убедить, что можно и вообще не тренироваться, ведь главное-то — не тренировки, а золото на Олимпиаде.

Это безусловно главное, только откуда это золото возьмется у того, кто не ходит на тренировки?

Так же и с постом.

Провозглашающие прописную истину, что любовь важнее всего, в действительности просто убеждают друг друга отвергнуть ту традицию, которую хранит Церковь, а с нею и пример, который дают нам святые. Таким людям хочется превратиться в обычную мирскую компанию с милыми, хорошими отношениями — но при этом продолжать именовать себя христианами. И считать, что они тоже причастны к некоей святости, по крайней мере знают, что такое любовь к ближнему.

Боюсь, что не знают.

Недаром множество разговоров о любви, которая «важнее», заканчивается поеданием друг друга в Фейсбуке и прочих социальных сетях.

Протоиерей Николай Емельянов