Евангельское чтение

О приближении Страстной седмицы (Ин., 41 зач., XII, 1–18)

За шесть дней до Пасхи пришел Иисус в Вифанию, где был Лазарь умерший, которого Он воскресил из мертвых.

Там приготовили Ему вечерю, и Марфа служила, и Лазарь был одним из возлежавших с Ним.

Мария же, взяв фунт нардового чистого драгоценного мира, помазала ноги Иисуса и отерла волосами своими ноги Его; и дом наполнился благоуханием от мира.

Тогда один из учеников Его, Иуда Симонов Искариот, который хотел предать Его, сказал: Для чего бы не продать это миро за триста динариев и не раздать нищим?

Сказал же он это не потому, чтобы заботился о нищих, но потому что был вор. Он имел при себе денежный ящик и носил, что туда опускали.

Иисус же сказал: оставьте ее; она сберегла это на день погребения Моего.

Ибо нищих всегда имеете с собою, а Меня не всегда.

Многие из Иудеев узнали, что Он там, и пришли не только для Иисуса, но чтобы видеть и Лазаря, которого Он воскресил из мертвых.

Первосвященники же положили убить и Лазаря, потому что ради него многие из Иудеев приходили и веровали в Иисуса.

На другой день множество народа, пришедшего на праздник, услышав, что Иисус идет в Иерусалим, взяли пальмовые ветви, вышли навстречу Ему и восклицали: осанна! благословен грядущий во имя Господне, Царь Израилев!

Иисус же, найдя молодого осла, сел на него, как написано: Не бойся, дщерь Сионова! се, Царь твой грядет, сидя на молодом осле.

Ученики Его сперва не поняли этого; но когда прославился Иисус, тогда вспомнили, что тáк было о Нем написано, и это сделали Ему.

Народ, бывший с Ним прежде, свидетельствовал, что Он вызвал из гроба Лазаря и воскресил его из мертвых.

Потому и встретил Его народ, ибо слышал, что Он сотворил это чудо.

Господь Иисус Христос за три года земной жизни совершил много чудес. Апостол Иоанн Богослов пишет, что «если бы писать о том подробно, то, думаю и самому миру не вместить бы написанных книг» (Ин. 21:25). Господь непрестанно являл Свою власть и над силами природы, и над стихиями, и над бесами.

И вот настал день, когда вся слава, все восхищение, вся благодарность как бы хлынули из берегов. Господь входит в Иерусалим, и «весь город пришел в движение, и говорили: кто Сей»? Господь въезжает в город, сидя на молодом осле. А множество «народа постилали свои одежды по дороге, а другие резали ветви с дерев и постилали по дороге». Другие же «взяли пальмовые ветви, вышли навстречу Ему и восклицали: осанна! Благословен грядущий во имя Господне, Царь Израилев!» Мало того: даже «из уст младенцев и грудных детей» раздавалась хвала.

В этот день и Святым Духом, и людьми торжественно провозглашалась справедливая оценка земных трудов Господа Иисуса Христа. Его земная жизнь достигла вершины славы, вершины успеха. Завтра уже начнется стремительное падение, пока не достигнет страстной пятницы. То, что накапливалось три года, расточится за несколько дней.

А пока – с какой надеждой переживают ученики славу Учителя! Какие планы строят на будущее!.. Но вскоре и они в страхе разбегутся и оставят Его одного и перед судом, и на кресте.

Но значение наступающих скорбных и бесславных дней несравненно выше: «если пшеничное зерно, падши в землю, не умрет, то останется одно; а если умрет, то принесет много плода» (Ин. 12:24).

Так, и в жизни каждого человека время заката несравненно важнее. Все, что мы в расцвете творческих сил даем людям, все это Господь мог бы дать и через кого-то другого. Он даже и из камней мог бы создать детей Аврааму (Мф. 3:9). Но вот нести крест своего одиночества, бессилия, болезней может только сам человек, и никто за него этого сделать не может.

Поэтому пик своего торжества мы должны переживать с величайшим смирением, с ощущением непрочности, зыбкости человеческой славы. А вот своего страстного времени следует ожидать, как ждут истинного блага, истинного торжества и победы, которых уже никто не разрушит и не отнимет.

Когда приближается страстная седмица жизни, надо бы смотреть вперед, как смотрели вперед в юности: с радостным замиранием сердца. Помните, как это было? Впереди вся жизнь, еще неизведанная, но такая заманчивая и полная счастья! А тем более – сейчас, когда мы пришли в зрелый духовный возраст. Ведь сколько уже лет мы в церкви, сколько пережили Великих постов, и должны же, наконец, убедиться, что за страстной седмицей всегда и неизбежно следует Пасха, Светлое Христово Воскресение!

Протоиерей Вячеслав Резников

 

Страстная седмица

Страстная седмица – последняя неделя перед Пасхой. В Православной Церкви это самая важная неделя всего года, посвященная последним дням земной жизни Христа, Его страданиям, распятию, крестной смерти, погребению.

В Великий Понедельник

Церковь вспоминает ветхозаветного патриарха Иосифа Прекрасного, из зависти проданного братьями в Египет, прообразовавшего страдания Спасителя. Кроме того, в этот день вспоминается иссушение Господом покрытой богатой листвой, но бесплодной смоковницы, служащей образом лицемерных книжников и фарисеев, которые не принесли истинного покаяния, веры, молитвы и добрых дел.

В Великий Вторник

Христос пришел в Иерусалимский храм и много учил в храме и вне храма. Первосвященники и старейшины, слыша притчи Его и понимая, что Он о них говорит, старались схватить Его и убить. Но напасть на Него открыто не решались, боясь народа, который почитал Его за пророка.

Великая Среда

В этот день Иуда за 30 сребренников предает Спасителя, обещая показать Его воинам, чтобы те схватили Христа

В четверг Страстной седмицы вспоминается в богослужении важнейшее евангельское событие: Тайная вечеря, на которой Господь установил новозаветное таинство Святого Причащения (Евхаристии).

День Великого Пятка посвящен воспоминанию осуждения на смерть, Крестных страданий и смерти Спасителя.

В Великую Субботу Церковь воспоминает погребение Иисуса Христа, пребывание Его тела во гробе, сошествие душою во ад для возвещения там победы над смертью и избавления душ, с верою ожидавших Его пришествия, и введение благоразумного разбойника в рай.

В эти дни, напоминал пастве Патриарх Алексий Второй, «мы должны помнить уроки Великого поста. Главный из них — нравственная чистота, смиренномудрие, когда мы не превозносимся, но в сердце сохраняем смирение пред Богом». Одним из главных грехов Патриарх называет уныние. «Как часто нам кажется, что жизненные испытания для нас непосильны, и впадаем в уныние, но Господь не посылает креста выше сил», «Нужно стараться преодолеть грехи, к которым привыкли, видеть свои недостатки и не осуждать ближних». «Только тогда, – говорил Святейший, – придет особая пасхальная радость».