О самаряныне (Ин., 12 зач., IV, 5–42)
Итак приходит Он в город Самарийский, называемый Сихарь, близ участка земли, данного Иаковом сыну своему Иосифу.
Там был колодезь Иаковлев. Иисус, утрудившись от пути, сел у колодезя. Было около шестого часа.
Приходит женщина из Самарии почерпнуть воды. Иисус говорит ей: дай Мне пить.
Ибо ученики Его отлучились в город купить пищи.
Женщина Самарянская говорит Ему: как ты, будучи Иудей, просишь пить у меня, Самарянки? ибо Иудеи с Самарянами не сообщаются.
Иисус сказал ей в ответ: если бы ты знала дар Божий и Кто говорит тебе: дай Мне пить, то ты сама просила бы у Него, и Он дал бы тебе воду живую.
Женщина говорит Ему: господин! тебе и почерпнуть нечем, а колодезь глубок; откуда же у тебя вода живая?
Неужели ты больше отца нашего Иакова, который дал нам этот колодезь и сам из него пил, и дети его, и скот его?
Иисус сказал ей в ответ: всякий, пьющий воду сию, возжаждет опять, а кто будет пить воду, которую Я дам ему, тот не будет жаждать вовек; но вода, которую Я дам ему, сделается в нем источником воды, текущей в жизнь вечную.
Женщина говорит Ему: господин! дай мне этой воды, чтобы мне не иметь жажды и не приходить сюда черпать.
Иисус говорит ей: пойди, позови мужа твоего и приди сюда.
Женщина сказала в ответ: у меня нет мужа. Иисус говорит ей: правду ты сказала, что у тебя нет мужа, ибо у тебя было пять мужей, и тот, которого ныне имеешь, не муж тебе; это справедливо ты сказала.
Женщина говорит Ему: Господи! вижу, что Ты пророк.
Отцы наши поклонялись на этой горе, а вы говорите, что место, где должно поклоняться, находится в Иерусалиме.
Иисус говорит ей: поверь Мне, что наступает время, когда и не на горе сей, и не в Иерусалиме будете поклоняться Отцу.
Вы не знаете, чему кланяетесь, а мы знаем, чему кланяемся, ибо спасение от Иудеев.
Но настанет время и настало уже, когда истинные поклонники будут поклоняться Отцу в духе и истине, ибо таких поклонников Отец ищет Себе.
Бог есть дух, и поклоняющиеся Ему должны поклоняться в духе и истине.
Женщина говорит Ему: знаю, что придет Мессия, то есть Христос; когда Он придет, то возвестит нам все.
Иисус говорит ей: это Я, Который говорю с тобою.
В это время пришли ученики Его, и удивились, что Он разговаривал с женщиною; однако ж ни один не сказал: чего Ты требуешь? или: о чем говоришь с нею?
Тогда женщина оставила водонос свой и пошла в город, и говорит людям: пойдите, посмотрите Человека, Который сказал мне все, что я сделала: не Он ли Христос?
Они вышли из города и пошли к Нему.
Между тем ученики просили Его, говоря: Равви! ешь.
Но Он сказал им: у Меня есть пища, которой вы не знаете.
Посему ученики говорили между собою: разве кто принес Ему есть?
Иисус говорит им: Моя пища есть творить волю Пославшего Меня и совершить дело Его.
Не говорите ли вы, что еще четыре месяца, и наступит жатва? А Я говорю вам: возведите очи ваши и посмотрите на нивы, как они побелели и поспели к жатве.
Жнущий получает награду и собирает плод в жизнь вечную, так что и сеющий и жнущий вместе радоваться будут, ибо в этом случае справедливо изречение: один сеет, а другой жнет.
Я послал вас жать то, над чем вы не трудились: другие трудились, а вы вошли в труд их.
И многие Самаряне из города того уверовали в Него по слову женщины, свидетельствовавшей, что Он сказал ей все, что она сделала.
И потому, когда пришли к Нему Самаряне, то просили Его побыть у них; и Он пробыл там два дня.
И еще большее число уверовали по Его слову. А женщине той говорили: уже не по твоим речам веруем, ибо сами слышали и узнали, что Он истинно Спаситель мира, Христос.
Иисус Христос опять ведет Себя совершенно неподобающим для классического праведника образом. И это более всего поражает самарянку. Человек, не могущий ничего знать о ней, прекрасно представляет все перипетии ее жизни. При этом Он с такой легкостью говорит о том, о чем говорили ей окружавшие ее люди, как о страшном грехе, в котором надо каяться, что возникает ощущение не только неосуждения, но прощения Им ее греха. Это опять-таки остается за рамками текста. Она чувствует, что это какой-то действительно очень-очень странный человек, если вообще человек, потому что ну не может же обыкновенный человек, тем более нормальный иудей, вот так, попирая все сложившиеся представления о суровой законнической праведности, так свободно и доброжелательно общаться с ней, действительно многогрешной самарянкой.
Сегодняшнее евангельское чтение, пожалуй, может считаться одним из самых светлых и добрых воскресных евангельских чтений послепасхального периода. Ибо оно приоткрывает еще одну из тайн Церкви Христовой, в которой действительно очень часто все происходит как-то не так, как мы привыкли к этому в мире. Действительно, воля Христа нам часто неведома. И вот эта встреча Христа с самым грешным, самым ничтожным с точки зрения ветхозаветного благочестия человеком – самарянкой, и открытие именно ей, так быстро и легко, тайны благовестия служения Христа должны нас обнадежить. Надо полагать, что, несмотря на наши грехи, такой бурной личной жизни, как у самарянки, у подавляющего большинства из нас все-таки не было. Но если по отношению к самарянке возможны такие безграничные доброта и любовь Христа, то, может быть, и нам не нужно думать, что мы останемся вне поля Его доброты, вне поля Его любви. Надо только помнить об одном: самарянка была предельно искренна, предельно проста, и была очень невысокого мнения о самой себе. И это стало залогом ее возвышения даже в глазах апостолов, что Христос нарочито продемонстрировал Своим ученикам.
Протоиерей Георгий Митрофанов