Евангельское чтение

Притча о званных на брачный пир (Мф., 89 зач., XXII, 1–14)

Иисус, продолжая говорить им притчами, сказал: Царство Небесное подобно человеку царю, который сделал брачный пир для сына своего и послал рабов своих звать званых на брачный пир; и не хотели прийти.

Опять послал других рабов, сказав: скажите званым: вот, я приготовил обед мой, тельцы мои и что откормлено, заколото, и всё готово; приходите на брачный пир.

Но они, пренебрегши то, пошли, кто на поле свое, а кто на торговлю свою; прочие же, схватив рабов его, оскорбили и убили их. Услышав о сем, царь разгневался, и, послав войскá свои, истребил убийц оных и сжег город их.

Тогда говорит он рабам своим: брачный пир готов, а званые не были достойны; итак пойдите на распутия и всех, кого найдете, зовите на брачный пир.

И рабы те, выйдя на дороги, собрали всех, кого только нашли, и злых и добрых; и брачный пир наполнился возлежащими.

Царь, войдя посмотреть возлежащих, увидел там человека, одетого не в брачную одежду, и говорит ему: друг! как ты вошел сюда не в брачной одежде? Он же молчал.

Тогда сказал царь слугам: связав ему руки и ноги, возьмите его и бросьте во тьму внешнюю; там будет плач и скрежет зубов; ибо много званых, а мало избранных.

Вдумаемся несколько минут в притчу, которую мы слышали сегодня. Некий человек пригласил самых своих, видимо, близких людей на пир, – то есть, разделить с ним его радость, вместе с ним побыть в радости его. И все эти приглашенные один за другим отказались. У каждого была своя причина: один купил клок земли, крепко осел на этой земле, овладел ей, стал хозяином, и не было у него уже времени и охоты разделить чужую радость, – у него была своя. Другой человек купил пять пар волов, ему надо было работать, у него была задача в жизни, ему некогда было погружаться в радость другого человека, быть бездельно в чужой радости, когда у него было свое земное дело, творчество. Третий женился, – он нашел свою радость и потому не до чужой радости ему было. Все отвернулись от своего друга потому, что нашли что-то, что их занимало больше дружбы, больше любви, больше верности.

Не такова ли наша судьба? Господь нас зовет разделить с Ним жизнь, Его жизнь, разделить с Ним вечную, небесную жизнь и, значит, и вечную радость. И мы говорим: Да, Господи, придем, но придем тогда, когда нечего нам будет делать на земле. А пока есть клок земли, к которому можно прилипнуть сердцем, пока есть дело, которым можно увлечься и опьянеть, пока есть своя радость, пусть маленькая, но своя – до Твоей, Господи, радости мне дела нет. Придет время, когда отойдут от нас эти радости, может быть, тогда вспомним о том, что Ты нас приглашал к Себе. Может быть, когда своего не будет, поживимся чужим, Твоим. Разве не так мы живем? Каждый к чему-то сердцем прилип, каждый чем-то увлекся до опьянения, каждый ищет своей радости, а жизнь течет.

Господь пришел на эту землю и открыл нам Свою радость. Он пришел на эту землю и всю ее так полюбил, что если мы с Ним были бы, она вся была бы наша, но не собственнически, не так, как хозяин переживает обладание землей, а как художник видит красоту и, свободный от обладания, ликует об этой красоте. Господь вошел в жизнь и творит дело, и зовет нас стать участниками этого дела, дела преображения жизни, преображения мира, превращения земли в Царство Небесное. Но это требует большого сердца и широко раскрытой души, это требует того, чтобы не только свое, но и чужое дело считать своим. Так должна открыться наша душа, чтобы дело Божие стало нашим делом, и чтобы мы могли забыть свои поделки для большого дела Божия.

У каждого из нас сердце раскрывается любовью к кому-нибудь, а Господь нам говорит: твое сердце слишком узко, открой его шире, полюби любимых и нелюбимых, полюби своих – но и чужих, полюби жертвенной любовью, способной себя забыть. Но этого-то ни мы, ни люди, описанные в притче, не умеем сделать: именно себя забыть мы не умеем, и мы ждем, чтобы нас забыла земная радость, чтобы нам вспомнить о радости небесной. И проходит жизнь, и проходим мы мимо жизни, потому что мы могли бы и теперь этой жизнью жить. Господь вам говорит: Ищите прежде всего Царство Небесное, – но Он не прибавляет: а другое все будет у вас отнято, – наоборот, Он говорит: все остальное приложится к тому.

Неужели мы не можем понять, что Господь пришел на землю, чтобы дать нам жизнь, и жизнь с избытком, чтобы вся жизнь стала нам родная, а не какой-то малый клочок ее, чтобы все дело, все творчество, весь путь земли стал бы нашим, – а не только малое, малое, что мы можем сделать за короткое время земной жизни. И о том говорит Он, что любовь наша, которая охватывает столь немногих, может их удержать полностью, только если она забудет об обладании и вспомнит о бесконечном просторе любви Божией. Аминь.

Митрополит Сурожский Антоний

 

Молитва новомученикам Казахстанским

О, преславнии воины Отца Небеснаго! О, Божественнии храборницы! В годину гонения лютаго в земли Казахстанстей за веру Христову пострадавшии и сея земли предстатели теплейшии явившиися! Вам ныне мы, смиреннии и недостойнии, усердное моление приносити дерзаем в день благознаменитый праздника вашего. Обаче недоумеюще, како нарещи вас подобает или како по достоянию воспети подвиги ваша, сице вопием:

О, святителие Христовы, Евангелия Божественнаго и предания церковнаго носителие, о народе Божием печальницы! Помозите нам закону Господню прилежно поучатися и ближним своим милости творити, да будем достойни вашея любви и заступления.

О, священницы Господни, Жертвы Безкровныя совершителие и о прощении грехов людей христоименитых ходатаи! Испросите нам прилежание к службе Божией и попечение об исправлении грехов наших.

О, преподобнии отцы и матери, во ангельстем чине Богу послужившии, страстей победителие и даров Духа Святаго честнии сосуди! Излейте на нас благодать даров ваших, да возревнуем страсти вся победити.

О, страстотерпцы Божественнии, терпения адаманти твердии, кротости Христовы цвети благоуханнии! Далече отжените от нас малодушие и ропот, научите нас надежду на единаго Бога спасающаго возлагати и ближних немощи терпеливно носити.

О, святии сродницы наши, Земли Казахския украшение, юдоль печальную в славы Божия селение претворившии, равноагельнии хранителие градов и весей наших, о людех православных приснии молитвенницы! Якоже во время земнаго жития вашего во всяких нуждах страждущим помогали есте, тако и ныне будите нам помощницы и заступницы, яко велие дерзновение пред Богом стяжали есте, в тяжких страданиях верны Христу явившеся. Помозите нам поприще земное без порока прейти и Царствия Небеснаго достигнути и тамо купно с вами прославляти в Троице певаемаго Бога, Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков. Аминь.