Евангельское чтение

О «ловцах человеков» (Лк., 17 зач., V, 1–11)

Эдвард Армитидж – Призвание Христом апостолов Иакова и Иоанна, 1869 г.

Однажды, когда народ теснился к Нему, чтобы слышать слово Божие, а Он стоял у озера Геннисаретского, увидел Он две лодки, стоящие на озере; а рыболовы, выйдя из них, вымывали сети.

 Войдя в одну лодку, которая была Симонова, Он просил его отплыть несколько от берега и, сев, учил народ из лодки.

Когда же перестал учить, сказал Симону: отплыви на глубину и закиньте сети свои для лова.

Симон сказал Ему в ответ: Наставник! мы трудились всю ночь и ничего не поймали, но по слову Твоему закину сеть.

Сделав это, они поймали великое множество рыбы, и даже сеть у них прорывалась.

И дали знак товарищам, находившимся на другой лодке, чтобы пришли помочь им; и пришли, и наполнили обе лодки, так что они начинали тонуть.

Увидев это, Симон Петр припал к коленям Иисуса и сказал: выйди от меня, Господи! потому что я человек грешный.

Ибо ужас объял его и всех, бывших с ним, от этого лова рыб, ими пойманных; также и Иакова и Иоанна, сыновей Зеведеевых, бывших товарищами Симону. И сказал Симону Иисус: не бойся; отныне будешь ловить человеков.

И, вытащив обе лодки на берег, оставили всё и последовали за Ним.

Кто из людей, отцы, братия и сестры, так близко знал Спасителя, кто удостоился так полно и ясно созерцать тайны Его надмирного и земного бытия, как ублажаемый ныне всей Православной Церковью святой апостол и евангелист Иоанн?

Святой апостол был друг Христов; он слышал само биение сердца Иисусова, когда во время Тайной Вечери возлежал на персях Его.

И если этот великий богослов и тайнозритель говорит: «Всяк любяй, от Бога рожден есть, и знает Бога: а не любяй, не познал Бога, яко Бог любы есть» – значит, действительно в любви скрыт ключ и истинного боговедения христианского, и истинной христианской жизни.

Но мы должны и эту любовь понимать правильно. Эта любовь выражается не только в том, чтобы жалеть человека и не обращать внимания на греховность его действий, по и в том, чтобы, по апостолу Павлу, обличать, запрещать, то есть помогать человеку отстать от греха и служить единому Богу. Как врач иногда дает успокоительные лекарства, а иногда берет в руки нож с целью исцелить больного, так и эта Божественная любовь применяет разные средства для духовного врачевания.

Святой апостол, возлюбленный ученик Господа нашего Иисуса Христа, есть глашатай и проповедник этой любви. Через все написанное им Евангелие и через все его три Послания красной нитью проходит мысль о том, что без любви к Богу и человеку невозможно достичь спасения. В основе этой мысли святого Иоанна лежит высокая заповедь Иисуса Христа: Да любите друг друга (Ин. 13:34). В одном из своих Посланий Апостол наставляет: Чадца моя, не любим словом, ниже языком, но делом и истиною (1Ин. 3:18).

Глубочайшая любовь ко Христу все более и более ясно открывала духовному взору Апостола сокровеннейшие тайны Личности Богочеловека, пока, наконец, не привела его к полнейшему единению с Ним. Христос для Апостола составил все – начало и конец всякого бытия (Ин. 1:3), Свет, просвещающий всякого человека (Ин. 1:9), воду живую, утоляющую духовную жажду (Ин. 4:14), хлеб жизни (Ин. 6:48-51), Путь, Истину и Жизнь (Ин. 14:6).

Реальная любовь, о которой говорит Иоанн Богослов, заключается в том, чтобы мы носили немощи друг друга, прощали обиды, нанесенные нашему самолюбию. Любовь, по Апостолу, есть пламень сожигающий и попаляющий. Она делает человека самоотверженным и дает ему силу принести всего себя в жертву Богу и людям. Любовь сильнее смерти, потому что она является благодатной силой Божией, действующей в нас. Бог есть Любовь, и эта любовь объемлет и наполняет собою все. Она дает человеку живое ощущение небесного и Божественного, роднит человека с Небом, дает ему вкусить пищи грядущего века (Евр. 6:5).

А без любви человек, если бы и обладал всеми земными познаниями и говорил бы всеми языками не только человеческими, но и ангельскими, пред Богом не имеет никакой цены. Такой человек, по образному выражению апостола Павла, медь звенящи, или кимвал звяцаяй (1Кор. 13:1).

Одно лишь теоретическое знание богословия не дает нам реального единения с Богом. Усвоение истин веры одним умом мертво, безжизненно, бесплодно. Истинное познание о Боге приобретается добрыми делами, одухотворенными любовью. Наших знаний и рассуждений о благости Божией, Его милосердии и долготерпении еще недостаточно для спасения. Нужно эти свойства существа Божия перенести в наше сердце, и не только перенести, но и воплотить их в своей жизни, то есть сделать сердце наше проводником добра и любви. Тогда мы не упустим ни одного случая сделать добро ближнему и, более того, будем готовы пожертвовать своей жизнью ради его спасения. Только тогда мы ощутим животворную силу и духовное богатство благости, милосердия, долготерпения и любви Христовой. По мере возрастания в душе этих качеств человек будет приближаться к Богу, освящаться и уподобляться Ему. Бог есть Любовь, в Нем жизнь и свет, мир и радость. Он наш Создатель и Промыслитель, и мы должны любить Его, яко Той первее возлюбил есть нас (1Ин. 4:19).

Помня и исполняя все это, мы тем самым засвидетельствуем нашу искреннюю любовь к Богу. И ныне, в день памяти святого апостола Иоанна Богослова, будем усердно просить его, чтобы и у нас не иссякла любовь Христова, чтобы и нас всегда окрылял Божественный дух любви. Аминь.

Схиархимандрит Иоанн (Маслов)