Бегство в Египет. Избиение младенцев. Возвращение в Назарет (Мф., 4 зач., II, 13–23)
Когда же они отошли, – се, Ангел Господень является во сне Иосифу и говорит: встань, возьми Младенца и Матерь Его и беги в Египет, и будь там, доколе не скажу тебе, ибо Ирод хочет искать Младенца, чтобы погубить Его.
Он встал, взял Младенца и Матерь Его ночью и пошел в Египет, и там был до смерти Ирода, да сбудется реченное Господом через пророка, который говорит: из Египта воззвал Я Сына Моего.
Тогда Ирод, увидев себя осмеянным волхвами, весьма разгневался, и послал избить всех младенцев в Вифлееме и во всех пределах его, от двух лет и ниже, по времени, которое выведал от волхвов.
Тогда сбылось реченное через пророка Иеремию, который говорит: глас в Раме слышен, плач и рыдание и вопль великий; Рахиль плачет о детях своих и не хочет утешиться, ибо их нет.
По смерти же Ирода, – се, Ангел Господень во сне является Иосифу в Египте и говорит: встань, возьми Младенца и Матерь Его и иди в землю Израилеву, ибо умерли искавшие души Младенца.
Он встал, взял Младенца и Матерь Его и пришел в землю Израилеву.
Услышав же, что Архелай царствует в Иудее вместо Ирода, отца своего, убоялся туда идти; но, получив во сне откровение, пошел в пределы Галилейские и, придя, поселился в городе, называемом Назарет, да сбудется реченное через пророков, что Он Назореем наречется.
Вчера мы радовались о Рождестве Христовом: Живой Бог стал живым человеком, не осталось больше преграды между человечеством и Божеством хотя бы в одномединственном Человеке, в Котором была достигнута и явлена полнота человечества. Но, по слову святого Григория Паламы, это было бы так же невозможно без полной отдачи Себя Божией Матери, как это было невозможно без произволения Божия. Она сделала Воплощение возможным; потому что Она не была просто пассивным орудием воплощения, Она сделала Воплощение таким событием, в котором человечество отозвалось, ответило Богу.
Когда Она согласилась, когда Она приняла на Себя стать Матерью воплощенного Сына Божия, Она приняла не только славу и честь; Ей предлежало нечто поистине трепетно-страшное, потому что весь Ветхий Завет говорит нам о том, что Бог непостижим, что Бог не исследим, что Бог неприступен; и множество святых Ветхого Завета, в моменты откровения Божия, восклицали с ужасом: Я видел Бога – я должен умереть!.. Потому что Бога представляли себе, как Огонь всесожигающий – и вот Он пришел как Свет миру.
Когда мы думаем о Христовом воплощении, мы должны помнить, что Его тело воплощения приняло всё, что в нем было человеческого от Матери Божией, Его собственной Матери, от Девы Марии, так же, как Он принял от Нее и Свою человеческую душу, Свой человеческий дух. Взирая на Бога, воплощенного во Христе, мы взираем на человечество Матери Божией, сияющее божеством, исполненное Духом Святым. Когда в Божественной литургии мы совершаем Таинство, и силой Духа Святого хлеб и вино становятся Телом и Кровью Христовыми, Ее человечество и Его Божество наполняют этот Хлеб и это Вино. Поистине, из всех женщин, из всех людей Она – величайшая, и не зря мы называем Ее «честнейшей Херувимов и без сравнения более славной, чем Серафимы». Да, Она – слава земли, Она ответ всего человечества на любовь Божию. Мало кто из нас может так всецело отозваться на божественную любовь; Она это сделала за нас.
И если задуматься о Ее жизни, то с самого начала Ей предстояла трагедия, когда Она, одинокая, была отвергнута всеми жителями Вифлеема; а потом Ее уделом было – смертная опасность от рук воинов Ирода, бегство, долгая жизнь на чужбине, вдали от всего, что было для Нее домом.
Но, кроме того, в Ней есть такой масштаб, о котором мы редко помним. В день Сретения Она принесла Христа в Храм как живую жертву, как кровавую жертву, в исполнение заповеди Ветхого Завета о том, что в выкуп за смерть первенцев египетских всякий первенец мужского пола в Израиле принадлежал Богу, и Бог имел над ним власть, имел право принять его как жертву заклания. Она это знала, Она принесла Его, и стояла, зная, что, может быть, скорее, чем кто-либо другой, Ее Младенец будет принят в жертву и убит. Это действительно и случилось много лет спустя на Голгофе, когда Она снова стояла, погруженная в безмолвие, всецело единая с волей Божией и волей Своего Божественного Сына, отдавая Его ради нашего спасения, принимая Его смерть, которая была для Нее, как и для всякой матери, больше чем Ее собственная смерть. И можно и дерзновенно и правдиво сказать, что в этом Она совершила подлинно священническое действие, потому что мы можем принести Богу лишь свою душу и тело, самих себя, а Она приносила жизнь и смерть воплощенного Сына Божия.
Станем думать о Ней с трепетом, станем думать о Ней с благоговением, станем помнить о Ней как о Той, Которая нераздельно, нерасторжимо едина со Своим Божественным Сыном в теле и в душе, в воле и в славе; и когда мы в нужде, будем обращаться к Ней, как мы обращались бы к Ее Сыну, не потому что Она женщина среди женщин, но потому что Она единственная из когда-либо живших женщин была, есть и всегда будет едина с волей Божией, едина со Своим Божественным Сыном, и одновременно – едина с нами, являя Богу, принося Ему все, что в нас есть правды, святости, добра.
Митрополит Антоний Сурожский
Святой Иосиф Обручник
Святой Иосиф Обручник происходил из рода царя Давида. В первом браке у него было четыре сына и две дочери. Овдовев, святой Иосиф жил в строгом воздержании. Восьмидесятилетним старцем святой Иосиф был избран первосвященниками хранителем девства Пресвятой Богородицы, давшей обет безбрачия.
О воплощении через Нее Сына Божия ему возвестил Ангел. Святой Иосиф присутствовал при поклонении пастырей Новорожденному Богомладенцу и при поклонении Ему волхвов. По указанию Ангела он бежал с Матерью Божией и Богомладенцем Иисусом в Египет, спасая Их от гнева царя Ирода. В Египте он жил с Девой Марией и Богомладенцем, зарабатывая на Их пропитание трудом плотника. Скончался святой Иосиф в возрасте около ста лет.
Святой Апостол Иаков, брат Господень
Святой апостол Иаков, брат Господень, старший сын Иосифа Обручника от его первого брака с Соломонией. Апостол Иаков вспоминается в святые дни празднования Рождества Христова вместе со своим отцом Иосифом и святым царем и пророком Давидом, потому что, по преданию, сопровождал святое Семейство при бегстве в Египет и пребывал там вместе с Богомладенцем Иисусом, Богоматерью и Иосифом, служа им, и с ними же вернулся в Иудею. После Вознесения Господня Иаков был первым Иерусалимским епископом, пользовался великим уважением не только у христиан, но и среди иудеев. Принял мученическую смерть за Христа: его сбросили с крыши Иерусалимского храма за то, что он публично проповедовал народу о Богочеловечестве Господа Иисуса Христа