О совершенной любви (Лк. 6:31-36)
И кáк хотите, чтобы с вами поступали люди, тáк и вы поступайте с ними.
И если любите любящих вас, какая вам за то благодарность? ибо и грешники любящих их любят.
И если делаете добро тем, которые вам делают добро, какая вам за то благодарность? ибо и грешники тó же делают.
И если взаймы даёте тем, от которых надеетесь получить обратно, какая вам за то благодарность? ибо и грешники дают взаймы грешникам, чтобы получить обратно столько же.
Но вы люби́те врагов ваших, и благотворите, и взаймы давайте, не ожидая ничего; и будет вам награда великая, и будете сынами Всевышнего; ибо Он благ и к неблагодарным и злым.
Итак, будьте милосерды, как и Отец ваш милосерд.
Закон, по которому жило ветхозаветное человечество, был достаточно прост. Тот, кто соблюдает заповеди, – праведник перед лицом Божиим. Тот, кто их нарушает, – грешник. Соответственно, любое нарушение закона должно было быть наказано. И это не только требование естественного нравственного закона, но это требование Бога. Око за око и зуб за зуб – только таким путем виделось возможным преодоление греховности человека и распространения этой греховности вокруг.
В словах Спасителя, которые мы только что слышали, с первого взгляда может показаться преодоление или даже разрушение этого, казалось бы, незыблемого векового закона справедливости. Как же так? Если меня ударяют, я не должен отвечать? Если мне делают зло, я не должен мстить? Если у меня отнимают деньги, или я сам отдаю их взаймы и мне могут их вернуть, я не должен требовать их обратно?
На самом деле Спаситель вовсе не разрушает установленный некогда закон справедливости, но Он преодолевает условность наших человеческих отношений. Ведь если я могу покрыть милостью чужой человеческий грех и этого не делаю, значит я сам раб закона.
Если кратко свести всю суть христианства к одному слову, то этим словом будет не «сила Божия», не «всемогущество». Это будет слово «милость». Будьте милосерды, как милосерд Отец ваш Небесный. И поэтому непротивление злу силой в христианстве проистекает вовсе не из неспособности или нежелания преодолевать это зло. Ничего подобного. Наоборот, мы хотим и мы знаем как надо преодолевать зло, но мы не хотим становиться частичками, которые умножают это зло, пытаясь облепить мелким злом крупное зло.
Христос дал нам прекрасный инструмент для сопротивления злу. Это Его правило – «не делай другому того, чего не хочешь, чтобы сделали тебе». И внимательно вчитываясь, вдумываясь в эти слова Спасителя, становится понятным, что значит на пути распространения зла каждый из нас должен оказаться последней точкой. Точкой, но не ступенькой – для того, чтобы это зло развивалось и приумножалось.
Обижают тебя – терпи. Не возвращают тебе деньги – прости. Поднимается в душе волна праведного гнева перед лицом очевидного греха – успокойся. Потому что каждый из нас – такой же грешник, как и все остальные. Если на каждом из нас зло прекратит свое развитие и распространение, то тогда действительно мы уподобимся Богу в его милости.
Протоиерей Павел Великанов
Святитель Михаил, первый Митрополит Киевский
Дни памяти: 15 июня, 30 сентября (Перенесение мощей)
Митрополит Михаил родом из Сирии. В 988 году, во время крещения Владимирова, он был прислан к великому князю в Корсунь патриархом Цареградским Николаем Хрисовергом. Из Корсуни прибыл митрополит в Киев, вместе с великим князем Владимиром. Михаил был ревностный распространитель христианства; проходя обширные страны, он насаждал семена веры Христовой. Митрополиту Михаилу приписывают построение Киево-Златоверхо-Михайловского монастыря, а прибывшим с ним из Царяграда монахам — основание монастыря Киево-Межигорского. Михаил везде, где только мог строить церкви, ставил священников и диаконов и ниспровергал идолов. Летописи говорят, что народ, прилепленный к древнему суеверию, не без прискорбия смотрел на сокрушение своих идолов, и когда бог их Перун брошен был в Днепр, то толпа, бежавшая за своим идолом, кричала в след: Перуне, выдыбай! т. е. выплывай. Истукан, стремлением вод несомый, якобы повинуясь гласу вопиющих к нему, пристал к берегу при самом том месте, где после, в XI столетии, был построен монастырь и назван Выдубицким. Св. Михаил скончался в Киеве; мощи его почивают в великой соборной Печерской церкви открыто. В надписи при раке его на решетке изображено, что святитель сей преставился в 992 году, погребен в Десятинной церкви; что при Печерском игумене Феоктисте мощи его перенесены в Антониеву пещеру; а по представлению архимандрита Романа Копы и по именному указу 23 июля 1730 года, перенесены 1 октября того же года в великую церковь (Печерскую). Когда св. Михаил причтен к лику угодников, неизвестно: полагать надобно, с самого перенесения мощей его в пещеры, ибо в списке преподобных Антониевой пещеры значится он и у Кальнофойского в 1638 г.; и в книге Акафистов с канонами, напечатанной в Печерской типографии в 1677 г., в 9 песни, 1 стихе Правила преподобных отцов печерских, поставлено имя его, как и доныне печатается в сем каноне; но в общих месяцесловах его не было, как и прочих преподобных Печерских. Уже указами св. синода 15 июня 1762 г., 18 мая 1775 г. и 31 октября 1784 г. дозволено печатать службы преподобным: Михаилу, Антонию, Феодосию и прочим чудотворцам Печерским в книгах, издаваемых Лаврскою типографиею, а указом св. синода 6 августа 1795 г. поведено было сочинить и обстоятельное жизнеописание святителя Михаила для помещения в Четьих Минеях. Михаил почитается первым Киевским митрополитом. Некоторые летописи называют его вторым, а первым грека Леонтия или Леова; в Новгородском же летописце роспись митрополитов начинается с Феопемпта (1037 г.). До XIII века митрополиты жили постоянно в Киеве. Опустошение этого города заставило их перенести престол митрополии во Владимир на Клязьму, а потом, в начале XIV века, в Москву, где и правили они российскою церковью, до установления патриаршества (1589 г.). Митрополиты Всероссийские именовались сперва Киевскими и всея России. По установлении патриаршества Киевские митрополиты, по причислении их к Российской иерархии, занимали первое место после патриархов.
Покров Пресвятой Богородицы
14 октября православные отмечают Покров Пресвятой Богородицы
«Дева днесь предстоит в Церкви, и с лики святых невидимо за ны молится Богу: ангели со архиереи покланяются, апостоли же со пророки ликовствуют: нас бо ради молит Богородица Превечнаго Бога» – это чудное явление Матери Божией произошло в середине Х века в Константинополе, во Влахернской церкви, где хранилась риза Богоматери, Ее головной покров (мафорий) и часть пояса, перенесенные из Палестины в V веке.
В воскресный день, 1 октября, во время всенощного бдения, когда храм был переполнен молящимися, святой Андрей, Христа ради юродивый, в четвертом часу ночи, подняв очи к небу, увидел идущую по воздуху Пресвятую Владычицу нашу Богородицу, озаренную небесным светом и окруженную Ангелами и сонмом святых. Святой Креститель Господень Иоанн и святой апостол Иоанн Богослов сопровождали Царицу Небесную. Преклонив колена, Пресвятая Дева начала со слезами молиться за христиан и долгое время пребывала в молитве, потом, подойдя к Престолу, продолжала Свою молитву, закончив которую, Она сняла со Своей головы покрывало и распростерла его над молящимися в храме людьми, защищая их от врагов видимых и невидимых.
Пресвятая Владычица сияла небесной славой, а покров в руках Ее блистал «паче лучей солнечных». Святой Андрей с трепетом созерцал дивное видение и спросил стоявшего рядом с ним своего ученика, блаженного Епифания: «Видишь ли, брат, Царицу и Госпожу, молящуюся о всем мире?» Епифаний ответил: «Вижу, святый отче, и ужасаюсь».
Преблагословенная Богородица просила Господа Иисуса Христа принять молитвы всех людей, призывающих Его Пресвятое Имя и прибегающих к Ее заступлению. «Царю Небесный, – глаголаше в молитве на воздусе со Ангелы стоящая Всенепорочная Царица, – приими всякаго человека, молящегося к Тебе и призывающего Имя Мое на помощь, да не отыдет от Лика Моего тощ и неуслышан».
Святые Андрей и Епифаний, удостоившиеся созерцать молящуюся Богоматерь, «долгое время смотрели на распростертое над народом покрывало и на блиставшую наподобие молнии славу Господню; доколе была там Пресвятая Богородица, видимо было и покрывало; по отшествии же Ее, сделалось и оно невидимым, но, взяв его с Собою, Она оставила благодать, бывшую там». Во Влахернской церкви сохранилась память о дивном явлении Богоматери.
В праздник Покрова Пресвятой Богородицы мы испрашиваем у Царицы Небесной защиты и помощи: «Помяни нас во Твоих молитвах, Госпоже Дево Богородице, да не погибнем за умножение грехов наших, покрый нас от всякаго зла и лютых напастей; на Тя бо уповаем и, Твоего Покрова праздник чествующе, Тя величаем».
Пусть вся твоя жизнь станет Христом
Всё на свете взаимосвязано, и жизнь наша была бы простой и легкой – если бы с Богом у нас были по-настоящему близкие отношения. Как легко и ясно мы бы всё видели тогда! И никаких душевных терзаний – мы прекрасно бы знали, когда лучше остановиться, промолчать, или наоборот – сказать что-то.
Нам не хватает одной-единственной вещи, чтобы понять, как действовать. Ведь духовная жизнь не кроссворд, где угадывают нужные слова; здесь важен опыт, опытный путь. Так чего же не хватает? Рассудительности. Именно благодаря ей человек знает, когда и как нужно поговорить или, наоборот, не нужно. Когда необходимо сказать какие-то слова, а когда – всё, хватит, пора остановиться, довольно на этот раз. Вот что такое рассудительность, которой нам так не хватает.
Например, твоя жена говорит тебе: «Ты уже давно не обращаешь на меня никакого внимания!» Значит, у тебя нет рассудительности, чтобы дать ей понять, как ты ее любишь. И нет рассудительности, чтобы увидеть, как не хватает ей твоей любви, нежности и тепла. Потому что рассудительность возможна только при наличии настоящей любви. А такая любовь может быть лишь у человека, знающего не понаслышке, что такое боль. И чтобы стать таким человеком, нужна искренность, правдивость и естественность; необходимо правильное восприятие всего того, что несет с собой современная эпоха и жизнь, данная Господом, правильное восприятие повседневности. Видите, как тесно всё переплетается – боль, смирение, слезы, молитва, любовь, рассудительность – всё связано одно с другим. А мы что делаем? То и делаем – слушаем мало.
Нужно быть благородным, жить со Христом. «Господи, для Тебя и с Тобой я живу!» Как написал мне один человек: «Я ощутил, что в моей жизни появился Христос. Это ощущение длилось недолго, но затем я накрепко связал с Ним свою жизнь». Какие прекрасные слова – накрепко связать жизнь со Христом! Соединиться с Ним во всём и навсегда, вложить всю жизнь в Его руку! Только представьте себе это – а ведь так уже было, когда мы приняли святое Крещение. Мы вошли в сердце Христа, в Его Пречистое Тело, стали частью Бога. Ты – часть Тела Христова.
Если осознать это, можно сойти с ума. Твоя жизнь – это Его жизнь. Следовательно, и решение всех твоих проблем – у Христа. Он думает, как решить их, ищет возможности, Он занимается тобой. Вручи Ему свою жизнь, вручи Ему своего супруга, ребенка, работу… Войди в Христа, посели Его в себе, и пусть вся жизнь твоя станет Христом!
Не знаю, понимаете ли вы, что я вам говорю. Если нет – ничего страшного, в нужный момент поймете. Можно не понимать это умом, а просто жить так. Многие живут со Христом, не понимая всех этих умных мыслей и фраз, которые мы тут произносим. Просто у таких людей есть настоящее, опытное смирение – смирение, о котором они даже не говорят и не думают, потому что не знают, что оно так называется. И при этом они смиренны. Видите, как бывает? Человек не знает, что такое смирение, но живет при этом смиренно, без плаката на груди, который мы с вами так любим на себя повесить: «Я – христианин!» Настоящие христиане иногда даже не знают, что они – христиане. Разве не замечательно? И о чем это говорит? О том, что Господь наш Иисус Христос, как и прежде, ходит по улицам, собирая вокруг Себя людей. Вот что это такое. Понимаете? Как хорошо!
Я вот сейчас говорю, а ты сидишь и, наверное, думаешь: «Что мы тут вообще делаем?» Ты делаешь, потому что твоя жизнь – это беличье колесо, заботы, боль, страдания. Одному поставили неутешительный диагноз, другой перенес три операции, у третьего пятеро детей и непонятно, как их прокормить… Знаю людей, которые живут так, как я сейчас сказал, и при этом каждый день своей жизни делят со Христом. И те, кто без детей, тоже несут свой крест, опираясь на Христа в своей бездетности, и всё терпят ради Него. Ведь именно Он дает нам сил выдержать все испытания! «Господи, – скажем мы, – ради любви к Тебе мы принимаем то, что Ты нам посылаешь! Дай только терпения!»
Так что ходите в церковь. Ходите всегда, потому что там – Тот, о Ком я сейчас говорю. Там Господь. Каким бы ни был храм – даже если там шумно, микрофоны и прочее – неважно, Христос живет в Божественной Литургии. Ходи в церковь, даже если ничего не понимаешь – не страшно. Господь Сам приблизит тебя к Своим Таинствам, и ты услышишь, поймешь, и в какой-то момент что-то произойдет в твоем сердце – благодаря Церкви, молитве, с акафистом Пресвятой Богородице, с непрерывной молитвой: «Господи Иисусе Христе, помилуй мя!».
Так что – улыбайтесь! Это заразно. А если нет желания улыбнуться, взгляните на икону Богородицы, поцелуйте Ей руку, поцелуйте ноги Господа и затем улыбнитесь. Потому что, когда говоришь: «Радуйся, Невесто Неневестная!», – Богородица непременно посылает в ответ радость, говоря: «Радуйся и ты, дитя Мое, потому что Я – Та, через Которую пришло спасение; Та, Кто умоляет Праведного Судию; Та, через Кого отпускаются многие прегрешения». И так далее – всё это написано в акафисте, почитайте! Почитайте, чтобы в сердце вошла радость.
Архимандрит Андрей (Конанос)
Притча дня
Один священник тем, кто не ходил по воскресеньям в церковь, рассказал следующую историю.
— Встретился богатому человеку на пути нищий. Бедняк рассказал ему о своих несчастьях. Тот сжалился над ним и от семи монет, которые у него были, дал две. После того, как нищий рассказал и о других своих бедах, получил еще две монеты. Подойдя к источнику, они решили подкрепиться. Богач поделился со спутником своей едой и, услышав следующую историю из его жизни, отдал еще две монеты. Так он был милосерден! Получивший же шесть монет вместо признательности, внезапно выхватив из-под одежды нож, потребовал седьмую монету. Черная неблагодарность! Чего же он достоин? — закончил свой рассказ священник.
— Смерти! — закричали его слушатели.
— И вы заслуживаете такого строгого наказания, — сказал он им. — Вы и есть тот самый неблагодарный нищий.
Бог дал вам шесть дней и только один отделил для Себя. А вы и этот день похитили у Него.