Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное (Лк., 93 зач., XVIII, 35–43)
Услышав же Иисус, что Иоанн отдан под стражу, удалился в Галилею и, оставив Назарет, пришел и поселился в Капернауме приморском, в пределах Завулоновых и Неффалимовых, да сбудется реченное через пророка Исаию, который говорит: земля Завулонова и земля Неффалимова, на пути приморском, за Иорданом, Галилея языческая, народ, сидящий во тьме, увидел свет великий, и сидящим в стране и тени смертной воссиял свет.
С того времени Иисус начал проповедовать и говорить: покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное.
Сегодняшнее Евангелие нам говорит о странах, лежащих во тьме и сени смертной, в которых, однако, воссиял великий свет. Не относится ли это и в наши дни к тому миру, в котором мы живем? С тех пор, как в Галилее и в приморье Святой Земли воссиял свет рождения, жизни, проповеди, смерти и Воскресения и Вознесения Христовых, евангельская весть разнеслась по всему миру, но воспринята она была так разно. Для некоторых она оказалась новой жизнью, вечной жизнью, уже достигшей до них, жизнью вечной уже здесь на земле. Но для большинства людей — и, скажем честно: для большинства из нас! — эта весть, которая есть вечная жизнь для всей земли, для вселенной, стала только стройным, приемлемым, вдохновляющим, но, увы, не преображающим нас до конца мировоззрением. Как говорил еще в XIX веке один из русских писателей, Лесков, страна наша была крещена, но не была просвещена… И все мы в том же состоянии, как наша Русь родная, как земли Запада, в которых мы живем: весть до нас дошла, сердце наше дрогнуло, поразила нас стройность и красота учения Христова, дивность Его личности, и вошли мы в этот поток таинственной жизни. И однако, так часто этот поток нас несет, словно мы — инородное тело, щепка; мы не делаемся тем, чем являются эти животворные воды потока вечной жизни.
И как тогда Спаситель Христос, выходя на проповедь, обращался не к людям, сидящим во тьме и сени смертной, а к тому народу, который столетиями уже хранил живое и животворное Божие слово, с призывом: Покайтесь! — так и теперь, слово о покаянии, первое слово проповеди Христовой, обращено к нам, к тем из нас, которые себя называют и считают верующими, к тем из нас, которые носят имя Христово, к тем из нас, по кому люди, сидящие во тьме и сени смертной, судят о Боге, о Его победе или о Его поражении. Потому что если они не видят в нас никаких плодов Его проповеди, никаких плодов Его жизни и смерти, никаких плодов таинств Церкви — как могут люди, чуждые Христу, чуждые Богу, поверить Ему, уверовать?
И вот, к нам обращено это слово: покайтесь! Покайтесь — это не значит: плачьте над собой, это не значит: горюйте о своем бедственном, поистине бедственном состоянии, потому что мы нищие — не в земном отношении, это бы ничего! — но нищие по отношению к Царству Божию, лишенные того, что его составляет. Нет, речь не о том, чтобы оплакивать нашу нищету и горевать, а о том, чтобы душой, всей мыслью, всей крепостью, всем существом, всем сердцем обратиться к жизни — не к той мелкой, жалкой, полумертвой жизни, которой мы живем, а к тому потоку жизни, который представляют собой вечность, Бог. К нам обращено это слово, и мы ответим, рано или поздно, за то, что вокруг нас земля всё еще так страшно похожа на сень смертную, на область тьмы.
Свет воссиял, мы должны быть его светочами. Сияем ли мы во тьме? Открываем ли мы собой славу новой жизни?.. Покаемся; обратимся лицом к Богу, обернемся лицом к ближнему, с любовью, с благоговением исполним завет Христов, завет любви, завет заботливости, завет состраданья, завет радости, и принесем в этот мир, в котором мы живем, свет, жизнь и радость. Тогда окажется, что мы принесли плоды покаяния.
К нам обращено это слово: покайтесь!.. Покаемся же, и тогда станет светло вокруг нас. Аминь.
Митрополит Антоний Сурожский
26 января – память преподобного Иакова, епископа Низибийского
Преподобный Иаков, епископ Низибийский, был сыном князя Гефальского (Армения) и получил хорошее образование. С юности он полюбил уединение, долгое время жил в горах, около города Низибии (на границе Персии и Римской империи), где нес самые строгие подвиги: жил под открытым небом, питался древесными плодами и зеленью, одевался в козьи кожи. Всё время преподобный проводил в молитвенных беседах с Богом. В гонение императора Максимиана (305–311) он прославился мужественным исповеданием веры. За его строгую, благочестивую жизнь низибийские жители избрали его своим епископом (не позднее 314 года). Святитель Иаков прославился своей горячей ревностью к православной вере, великими чудесами и даром прозорливости. Его молитвами Низибия была спасена от нашествия Сапора, царя Персидского. Святитель Иаков, в числе отцов I Вселенского Собора, был одним из видных защитников православной веры. Мудрый и просвещенный пастырь устроил в Низибии огласительную школу, в которой он сам был наставником. Своей высокой нравственной жизнью он сильно влиял на сердца слушателей. Святитель Григорий, епископ Великой Армении, обращался к нему с просьбой написать о вере, и Низибийский пастырь послал ему в ответ подробное рассуждение (18 глав): о вере, о любви, о посте, о молитве, о брани духовной, о воскресении мертвых, об обязанностях пастырей, об обрезании против иудеев, о выборе пищи, о Христе как Сыне Божием, и пр. Сочинения его отличаются убедительностью, ясностью изложения и сердечностью. Скончался святой Иаков мирно около 350 года.
Цитата из «Слова о смирении»
Прилепись, возлюбленный, к смирению; его и запах приятен и вкус сладок. Смиренный и на земле велик. Его сердце обитает в дольних странах, но любезно для жителей горних. Смиренный не смущается, если здесь встретится ему какая-нибудь неприятность; ибо он привык быть довольным своим состоянием. Что скрывается в его сердце, того он никому не сказывает. Он непоколебимо стоит на пути своем и углубляется в премудрость. Его ум занят предметами возвышенными, небесными. Надобно со вниманием слушать слово смиреннаго; ибо оно взвешено в мыслях его. Храм сердца его исполнен благих сокровищ; язык приносит плод приятный. Смирение есть источник мира; из него текут воды созидания. Ной любил смирение, и оно спасло его от потопа. К нему прилепился Авраам, и соделался наследником мира; ибо в смирении повергался пред Господом Богом, называя себя прахом и пеплом. В смирении воспитан был Исаак, и – ему служили цари, любили делать с ним договоры. Все Праотцы наши были кротки, смиренны и миролюбивы, – и Всевышний превознес смиренных, уничижил и посрамил гордых.