Евангельское чтение

Бегство в Египет. Избиение младенцев (Мф. 2:13-23)

Когда же они отошли, – се, Ангел Господень является во сне Иосифу и говорит: встань, возьми Младенца и Матерь Его и беги в Египет, и будь там, доколе не скажу тебе, ибо Ирод хочет искать Младенца, чтобы погубить Его.

Он встал, взял Младенца и Матерь Его ночью и пошел в Египет, и там был до смерти Ирода, да сбудется реченное Господом через пророка, который говорит: из Египта воззвал Я Сына Моего.

Тогда Ирод, увидев себя осмеянным волхвами, весьма разгневался, и послал избить всех младенцев в Вифлееме и во всех пределах его, от двух лет и ниже, по времени, которое выведал от волхвов.

Тогда сбылось реченное через пророка Иеремию, который говорит: глас в Раме слышен, плач и рыдание и вопль великий; Рахиль плачет о детях своих и не хочет утешиться, ибо их нет.

По смерти же Ирода, – се, Ангел Господень во сне является Иосифу в Египте и говорит: встань, возьми Младенца и Матерь Его и иди в землю Израилеву, ибо умерли искавшие души Младенца.

Он встал, взял Младенца и Матерь Его и пришел в землю Израилеву.

Услышав же, что Архелай царствует в Иудее вместо Ирода, отца своего, убоялся туда идти; но, получив во сне откровение, пошел в пределы Галилейские и, придя, поселился в городе, называемом Назарет, да сбудется реченное через пророков, что Он Назореем наречется.

…Евангельское чтение сегодняшнего дня весьма назидательно повествует о бегстве Святого Семейства в Египет…

Бегство Иисуса Христа в Египет, предпринятое по наставлению Ангела Господня для того, чтобы не подвергся Он смерти, замысленной Иродом, представляет и нам пример для руководства на путях нашей жизни. И с нами в разных видах может встретиться подобное тому, что было с нашим Спасителем, то есть опасности и гонения. Когда предусматриваем какую-нибудь опасность жизни или опасность, угрожающую нашему здоровью или благосостоянию, не надобно безрассудно идти навстречу ей. Святой закон Божий и здравое рассуждение внушают нам заботиться о сохранении жизни и благосостояния, как даров Божиих, и обязывают нас устраняться от предусматриваемых опасностей. Могут, конечно, требовать иного наши высшие нравственные обязанности, ради которых человек должен бывает по доброй воле жертвовать всем, и даже своей собственной жизнью. Но когда таких случаев нет, тогда надо поступать так, как поступал Спаситель, — не вдаваться в опасность, уклоняться от нее, сколько возможно, не ожидая для нашего спасения каких-либо чрезвычайных промыслительных действий Божиих свыше, а пользуясь теми, которые находятся в наших руках.

Некоторые говорят: «Я, несмотря на опасности, предаюсь воле Божией, если угодно будет Богу, то Он сохранит меня». Но разве у Сына Божия не было средств для Своего спасения от Ирода? Он и тогда мог представить, если бы восхотел, в защиту Свою более, нежели двенадцать легионов Ангелов, но вместо этого употребляет естественные средства: несомый старцем Иосифом и Матерью Своею, бежит, подобно последнему из сынов человеческих, в Египет и таким образом спасает Себя. Так и нам должно поступать. Пользоваться доступными нам естественными средствами, а не искушать Господа ожиданиями в защиту нашу чудес и знамений, которые никогда не расточаются без крайней нужды.

Кроме того, взирая на Божественного Младенца, спасающегося бегством в Египет, и помышляя, с какими трудностями сопряжено было это путешествие и для Него, и для Матери с праведным старцем, мы должны воспринять дух мужества и терпения. Должны прогонять от себя мысль, которая внушает нам: «Зачем скорби и напасти, ведь они несвойственны нашей природе?». Мы должны знать, что тот, кто хочет работать Господу и служить Ему, должен, по слову премудрого Сираха, уготовить свою душу во искушение.

Истинный христианин — это воин и подвижник, которого за труды и подвиги его ожидают покой и награда, то, о чем сказал апостол Павел: Не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку. Но где ожидает? Не здесь, на земле, а там, на Небе. Здесь же — многи скорби праведным и терпением вашим спасайте души ваши, — говорит Господь.

Имея в виду все это, и мы с терпением да совершаем свой подвиг спасения, взирая на начальника и совершителя веры, Господа Иисуса, Который, вместо предлежащей Ему славы претерпев бегство во Египет, не радев об уничижении, таким образом пройдя всю лествицу унижений и страданий, воссел одесную престола величествия на Небесах. Ему же слава ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Схиархимандрит Кирилл (Павлов)

 

Память праведного Иосифа Обручника, Давида царя и Иакова, брата Господня

В следующее воскресенье после праздника Рождества Христова отмечается особая память трех святых – ветхозаветного царя Давида, праведного Иосифа, обручника Пресвятой Девы Марии, и апостола Иакова, брата Господня.

Царь Давид – предок по плоти Господа Иисуса Христа, пророк, второй и величайший царь Израиля, основатель династии Давидидов, автор большинства входящих в «Псалтирь» псалмов. Ему принадлежит заслуга территориального и национального объединения Израиля и Иудеи – империи, которая простиралась от Египта до Месопотамии, царствовал сорок лет.

Младший сын Иессея, в юности Давид пас стада овец, принадлежавшие отцу. Он отличался глубокой верой, ревностно исполнял волю Божию. Поэтому во время нашествия филистимлян он Божией помощью одолел в единоборстве великана Голиафа, что решило исход войны в пользу израильского народа. Претерпев много обид от царя Саула, который видел в нем любимца народа и своего соперника, Давид явил свое незлобие и великодушие. Дважды имея возможность убить Саула, он не сделал этого. После гибели Саула и его сына Давид был провозглашен царем южной части израильского государства, а после убийства второго сына Саула – царем всего Израиля. Он устроил новую столицу – Иерусалим, а в нем – новую скинию; его великое желание построить вместо скинии храм Божий не сбылось. Ему было предсказано, что храм построит его сын Соломон.

Жизнь пророка Давида была омрачена тяжелым падением, но он же дал и пример великого покаяния, смиренно, с верой неся в дальнейшем скорби, посланные в наказание за содеянный грех. Умер царь Давид в глубокой старости с непоколебимой верой в пришествие в мир обещанного Богом Искупителя – Мессии.

Праведный Иосиф Обручник – благочестивый старец, обрученный с Пресвятой Богородицей; происходил из рода царя Давида, но находился в бедности и, проживая в глухом городке Назарете, занимался плотничеством. Сведения, содержащиеся о нем в Евангелиях от Матфея и от Луки в повествованиях о детстве Спасителя, достаточно скудны и обычно дополняются апокрифической литературой. В Восточно-христианской традиции получил распространение взгляд, что праведный Иосиф был восьмидесятилетним вдовцом и имел шестерых сыновей (либо четырех сыновей и двух дочерей) от первого брака – именно они неоднократно упоминаются в Евангелиях как «братья Господни».

Когда Деве Марии исполнилось двенадцать лет, святой Иосиф был избран первосвященниками хранителем девства Пресвятой Богородицы, давшей обет безбрачия. Господь Сам указал на него в качестве будущего обручника и защитника Богородицы через знамение: из его жезла вылетела голубка и села ему на голову. Приняв Марию в свой дом, Иосиф Обручник отправился на плотничьи работы и вернулся, когда Она была уже на шестом месяце беременности; через явление Ангела он уверился в Ее непорочности. Иосиф в продолжение всей своей жизни с благоговением заботится о Деве Марии как Матери Божией, а также о рожденном от Нее Богомладенце Иисусе Христе. Святой Иосиф присутствовал при поклонении пастырей Новорожденному Богомладенцу и при поклонении Ему волхвов. По указанию Ангела он бежал с Матерью Божией и Богомладенцем Иисусом в Египет, спасая Их от гнева царя Ирода, а затем, когда опасность миновала, вернулся в Назарет, где и жил с Девой Марией и Богомладенцем, зарабатывая на Их пропитание трудом плотника и обучив этому ремеслу Иисуса Христа.

Скончался Иосиф в возрасте около ста лет, по-видимому вскоре после посещения на Пасху Иерусалима с двенадцатилетним отроком Иисусом Христом, так как в Евангелиях о нем после этого события уже не упоминается.

Иаков, брат Господень – согласно Церковному Преданию, святой апостол от 70-ти, сын Иосифа Обручника от первого брака, спутник его, Пресвятой Девы Марии и Богомладенца Христа в Египет. Первый епископ Иерусалима, возглавлявший христианскую общину после Вознесения Господня в течение тридцати лет; вероятный автор Соборного Послания, входящего в состав Нового Завета.

По Воскресении Господь Иисус Христос удостоил ап. Иакова Своим особенным явлением, что, вероятно, стало одним из решающих факторов в выдвижении Иакова в лидеры иерусалимской общины, тем более что двенадцать апостолов постепенно разошлись по разным сторонам света, проповедуя Евангелие.

Своею святой жизнью брат Господень заслужил великое уважение у всех, не только у апостолов и христиан, но и у неверующих. Председательствовал на Апостольском соборе, бывшем в Иерусалиме около 50 года для решения: должно ли христианам соблюдать ветхозаветный обрядовый закон.

Предание сообщает об исключительной святости апостола Иакова, признаваемой даже иудеями. Он «был свят от чрева матери», не пил вина и не ел мяса, бритва не касалась его головы, он носил одежду только изо льна, не использовал масла и не мылся в банях, то есть вел строгую подвижническую жизнь и следовал обряда назорейства, сохраняя ритуальную чистоту, которая требовалась от первосвященника и священников при служении в храме. Ему было позволено входить в Святое Святых Иерусалимского храма, где он молился, преклонив колени и прося Бога о прощении избранного народа.

За тридцать лет епископства апостол многих иудеев обратил в христианство. Мученическая кончина св. Иакова брата Господня последовала около 62–63 года.

 

Обрезание Господне

(14 января)

Великий праздник Обрезания Господня отмечается в Православной Церкви в память о событии, описанном в Евангелии от Луки. На восьмой день после Своего Рождества Господь наш Иисус Христос, по ветхозаветному закону, принял обрезание, установленное для всех младенцев мужского пола в знамение Завета Бога с праотцем Авраамом и его потомками. Этот обряд был настолько священный, что его можно было проводить даже в субботу, когда по закону запрещалось выполнять все иные занятия, не являвшиеся крайне необходимыми.

При совершении обряда обрезания Божественному Младенцу было дано Имя Иисус (Спаситель), возвещенное Архангелом Гавриилом еще в день Благовещения Пресвятой Деве Марии. Наречение этого имени является знамением величайшего служения вочеловечившегося Сына Божия, «ибо Он спасет людей Своих от грехов их» (Мф. 1:21).

В Ветхом Завете обрезание было установлено в прообраз Крещения новозаветного, в знак Завета с Господом, в знак очищения от первородного греха. Это еще не было полное, истинное очищение, которое установил Господь наш Иисус Христос, взяв на Себя грехи мира и пролив Свою Кровь на Кресте. Ветхозаветное обрезание было как бы наказанием за прародительское преслушание: «се бо в беззакониих зачат есмь и во гресех роди мя мати моя» (Пс. 50:7).

Господь, будучи во всем подобен нам, кроме греха, не нуждался ни в каком очищении, будучи Сыном Божиим и Истинным Богом – в каком завете с Богом нуждался Присносущественный Творец и Законоположник мира? По смирению Своему принимает Он положенное грешным людям, потому что Сам о Себе потом скажет: «Не нарушить закон пришел Я, но исполнить». Святитель Димитрий Ростовский писал: «В обрезании Владыка наш явил большее смирение, нежели в рождении Своем: в рождении Он принял образ человека…, в обрезании же Он принял образ грешника, как грешник претерпевая боль, положенную за грех».

По толкованию отцов Церкви, Господь, Творец закона, принял обрезание, являя пример, как людям следует неукоснительно исполнять Божественные установления. Господь принял обрезание для того, чтобы никто впоследствии не мог усомниться в том, что Он был истинным Человеком, а не носителем призрачной плоти, а также истинным потомком Авраама. Если бы Он не принял обрезания, то никто бы и не признал в Нем обетованного Мессию. Обрезание при этом предуказывало на ту кровь, которую Христос должен был пролить со временем на Голгофе. Эти два события – обрезание и наречение имени – совершившиеся в самом начале земной жизни Спасителя, напоминают христианам, что они вступили в Новый Завет с Богом и «обрезаны обрезанием нерукотворенным, совлечением греховного тела плоти, обрезанием Христовым» (Кол. 2:11). Само имя христианина свидетельствует о вступлении человека в Новый Завет с Богом.

Праздник Обрезания Господня, логично входящий в цикл рождественских праздников (раскрывающих догмат Боговоплощения), впервые упоминается уже во второй половине IV века. На Востоке он долго входил в число важнейших владычных праздников (позднее названных двунадесятыми) наряду с Пасхой, Рождеством, Богоявлением и другими. В современном русском Православном календаре Обрезание Господне имеет статус великого праздника, продолжается один день и соединяется с празднованием памяти святителя Василия Великого, епископа Кесарии Каппадокийской.

 

Притча дня

На улице человек увидел нагого ребенка.

Тот хотел есть и дрожал от холода.

Человек разозлился и обратился к Богу:

— Почему ты позволяешь это? Почему ты ничего не предпринимаешь?

В ответ он услышал:

— Я кое-что предпринял: Я послал тебя…