Евангельское чтение

Начало проповеди Иисуса Христа (Мф. 4:12-17)

Услышав же Иисус, что Иоанн отдан под стражу, удалился в Галилею и, оставив Назарет, пришел и поселился в Капернауме приморском, в пределах Завулоновых и Неффалимовых, да сбудется реченное через пророка Исаию, который говорит: земля Завулонова и земля Неффалимова, на пути приморском, за Иорданом, Галилея языческая, народ, сидящий во тьме, увидел свет великий, и сидящим в стране и тени смертной воссиял свет.

С того времени Иисус начал проповедовать и говорить: покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное.

Первые слова проповеди Христовой мы слышали сегодня в Евангелии: Покайтесь, ибо приблизилось Царствие Божие… Обыкновенно мы думаем о покаянии как о скорбном состоянии, когда мы вспоминаем то зло, которое сотворили, тот грех, которым жили, все наши собственные неправды, и с сокрушенным сердцем, с болью в душе обращаемся к Богу о прощении, об исцелении.

Но не в этом покаяние, или не только в этом. Покаяние заключается раньше всего в том, чтобы лицом обернуться к Богу; это переворот в жизни, это момент, когда, прожив, может быть, долгое время в отдалении от Бога, глядя во все стороны только чтобы Его не увидеть, только чтобы не встретиться глазами с Его взором, мы вдруг понимаем, что только в Нём мы можем получить ту полноту, которую ищем. И это не значит, что все остальное отойдет, что остального не будет; Господь, Который нам сказал: Ищите прежде всего Царствия Божия, прибавляет: и всё остальное приложится вам.

Но покаяние начинается тогда, когда, блуждав во все стороны, мы вдруг решаем встать лицом к лицу с Богом, заглянуть в Его очи и жить перед Ним, потому что приблизилось Царство Божие, потому что Господь среди нас, потому что мы все опытно знаем, что только в любви, которая горит в наших сердцах, в любви, которой горят сердца вокруг нас, может быть жизнь и полнота и радость.

И вот к какому покаянию нас зовет Господь: Поймите, что Царство Божие, Царство любви вот тут, что не надо ждать, когда оно придёт, что оно здесь, если только мы захотим ему приобщиться. Но для этого надо идти к Богу, надо жить перед Его очами, надо глядеть Ему в лицо. И тогда от Него мы можем научиться той любви, от которой вырастает Царство Божие на земле. Вот Его первые слова: покайтесь, обернитесь к Богу, взгляните на Него: Он пламенеющая, ласковая, спасающая любовь, Он — радость, переливающаяся через край; только в этом Царство Божие, только в этом жизнь земная, достойная человека, способная его заполнить ликованием и смыслом!

Начнём же сегодня, услышав слово Божие, с того, к чему Он зовёт: обернёмся к Нему лицом, узнаем, что такое это торжество и радость любви, и дадим всю любовь нашего сердца каждому, и откроем наше сердце каждому, чтобы и он мог нас полюбить в ответ на предложенную любовь. Аминь.

Митрополит Сурожский Антоний

 

Подвижники о покаянии

«Если кто-нибудь, начав покаяние, удержит свою душу от злых желаний и даст обет Богу, что не будет уже повторять сделанных им грехов, и в таком расположении назавтра умрет, то Бог примет его покаяние, как и разбойника. Ибо начинать покаяние в воле человека, а жить или умереть – зависит от Бога. Бог, по благости Своей, многих начинавших покаяние восторгает от земли для их пользы, предвидя, что они опять пали бы и погибли, если бы дольше жили» (Святитель Афанасий Великий).

«Самый верный знак, по которому всякий кающийся грешник может узнавать, действительно ли грехи его прощены от Бога, есть тот, когда мы чувствуем такую ненависть и отвращение от всех грехов, что лучше согласимся умереть, нежели произвольно согрешить перед Господом» (Святитель Афанасий Великий).

«Покаяние требует, чтобы человек сперва возопил в себе и сокрушил сердце свое, потом стал добрым примером для других» (Святитель Афанасий Великий).

«Боже, милостив буди мне, грешному. Обманулся я, Христе мой, и, чрез меру понадеявшись на Тебя, занесся высоко – и очень глубоко ниспал. Но опять подними меня вверх, ибо сознаю, что сам себя ввел я в обман. А если опять превознесусь, то пусть опять паду и падение мое да будет сокрушительно! Если Ты меня примешь, я спасен: а если нет, то я погиб» (Святитель Григорий Богослов).

«Кто приносит покаяние, тот не только должен омывать грех свой слезами, но покрывать прежние прегрешения лучшими делами, чтобы ему не вменился грех» (Святитель Амвросий Медиоланский).

«Покаяние – корень благочестия. Покаемся же и своим покаянием склоним Бога к тому, чтобы Он и положил конец войнам, и укротил варваров, и прекратил вражеские мятежи, и дал нам наслаждение всеми благами. Сильно умилостивляет Бога покаяние, если кто, искренно раскаиваясь, обращается к Нему» (Святитель Иоанн Златоуст).

«Если бы мы постоянно вспоминали о грехах своих, тогда ничто из предметов внешних не могло бы питать в нас гордость: ни богатство, ни могущество, ни власть, ни слава, – но если бы даже мы сидели на царском троне, и тогда плакали бы горько» (Святитель Иоанн Златоуст).

«Покаяние состоит в том, чтобы уже не делать впредь того же, а кто принимается за прежние дела, тот, по пословице, бьет шерсть над огнем и черпает воду решетом» (Святитель Иоанн Златоуст).

«Если ты будешь постоянно содержать в памяти грехи свои, то никогда не будешь злопамятствовать на ближнего, ни гневаться, ни злословить, ни надмеваться, ни впадать в те же грехи и сделаешься более крепким к совершению дел добрых» (Святитель Иоанн Златоуст).

«Когда согрешишь, плачь и стенай не о том, что будешь наказан, ибо это ничего не значит; но о том, что ты оскорбил своего Владыку, Который столь кроток, столько тебя любит, столько заботится о твоем спасении, что и Сына Своего предал за тебя. Вот о чем ты должен плакать и стенать, и плакать непрестанно. Ибо в сем состоит исповедание» (Святитель Иоанн Златоуст).

«Истинное покаяние не то, которое произносится лишь на словах, а то, которое утверждается делами и, исходя из самого сердца, истребляет скверну нечестия» (Святитель Иоанн Златоуст).

«Кающийся должен не гневаться и не сердиться, а сокрушаться как виновный, как не имеющий дерзновения, как осужденный, который должен получить спасение по одной только милости, как человек, оказавшийся неблагодарным к благодетелю, отверженный и достойный бесчисленных наказаний» (Святитель Иоанн Златоуст).

«Никогда Бог не отвергает искреннего раскаяния, но даже если бы кто дошел до самой крайней порочности, а потом решил опять возвратиться на путь добродетели, и того Он принимает, и приближает к Себе, и делает все, чтобы привести его в прежнее (и даже лучшее) состояние» (Святитель Иоанн Златоуст).

«Нет такого греха, который не изглаждался бы покаянием. Для того Иисус Христос и избрал (для примеров) крайние степени нечестия, чтобы никто при конце не мог чем-нибудь оправдать [свою нераскаянность» (Святитель Иоанн Златоуст).

«Плоды покаяния – это, в первую очередь, вера во Христа, а кроме того и евангельское жительство в обновлении жизни, освобожденное от дебелости буквы» (Святитель Кирилл Александрийский).

«Ему не нужны дары; некому взять их и остановить тебя; прямо входишь к Самому Царю, и Он принимает тебя, потому что непамятозлобив, человеколюбив и сожалеет о бедствиях человеческих (см.: Иоил. 2:13). Прежде, нежели скажешь что-нибудь, неважное или важное, Он предвидит, о чем будешь говорить. И прежде, нежели отверзешь уста свои, наперед знает, что у тебя в сердце. Не колеблись и не скрывай своего недуга» (Преподобный Ефрем Сирин).

«Если бы не было покаяния, давно бы погиб род человеческий» (Преподобный Ефрем Сирин).

«Покаяние не имеет нужды в шуме и пышности, но нужна ему исповедь» (Преподобный Ефрем Сирин).

«Начало покаянию полагается на словах, потому что словесное исповедание есть предначатие покаяния. Потому и мытарю дается предначатие спасения; несовершенно освободил его Господь от долга, потому что несовершенное еще принес он покаяние» (Преподобный Ефрем Сирин).

«Покаяние – это древо жизни, потому что воскрешает многих умерших грехами» (Преподобный Ефрем Сирин).

«Никто столь не благ и не милосерд, как Господь, но некающимся и Он не прощает» (Преподобный Марк Подвижник).

«Всякий, кто с покаянием и молением просит, в надлежащее время снова примет силу свыше и сможет получить бесстрастие» (Преподобный Нил Синайский).

«Непрестанно пребывай в покаянии, которое является основанием нашего спасения, так как мы не знаем ни дня, ни часа, в который придет Господь» (Преподобный Нил Синайский).

«Совершенное покаяние состоит в том, чтобы более не делать тех грехов, в которых мы каемся или в которых нас обличает совесть. А доказательством, что они прощены нам, служит то, если из наших сердец истреблено и расположение к ним» (Преподобный Иоанн Кассиан).

«Кто оправдывает себя, тот отчуждает себя от покаяния» (Преподобный Исаия).

«Приносящие истинное покаяние не занимаются уже осуждением ближних, они занимаются оплакиванием своих грехов» (Преподобный Исаия).

«Каждый должен заботиться о своих душевных недугах! Каждый должен оплакивать свои грехи, не осуждая ближнего! Если бы мое греховное, несчастное состояние было постоянно перед моими взорами, я не обращал бы внимания на преткновения брата моего» (Преподобный Исаия).

«Как бы ни возвышенны были наши подвиги, но если бы мы не стяжали болезнующего сердца, то эти подвиги и ложны, и тщетны. При исходе души нашей мы не будем ни в чем обвиняемы так, как в том, что не плакали непрестанно о грехах своих. Ибо плач имеет двоякую силу: истребляет грех и рождает смиренномудрие» (Преподобный Иоанн Лествичник).

«Нет греха непростительного, кроме греха нераскаянного» (Преподобный Исаак Сирин).

«Истинное покаяние с исповедью и слезами, как некими пластырями и лекарствами, омывает и очищает рану сердца и самую язвину, какую до сердца открыло жало мысленной смерти, – потом извлекает вон червя, который сделал себе внутри нору и жил там, и убивает его, – наконец залечивает рану и место ее делает совершенно здоровым, так что даже и следа ее не остается» (Преподобный Симеон Новый Богослов).

«И кто много нагрешил, да дерзает о покаянии, и кто в небольшие впал погрешности, да не думает, что получит прощение грехов своих за одни свои добрые дела, но да явит и он покаяние – и покаяние не то, которое объявляется словами или показывается постом, сухоядением, долулеганием и другими подобными лишениями телесными, хотя и это всё идет к делу, но которое бывает в сокрушении и болезновании души и сердца» (Преподобный Симеон Новый Богослов).

«Приучи мало-помалу сердце свое говорить о каждом брате: «Поистине он лучше меня». Таким образом мало-помалу приучишься считать себя грешнее всех людей. Тогда Святой Дух, вселившись в тебя, начнет жить с тобою. Если же укоришь человека, то отойдет от тебя благодать Божия и дастся тебе дух во осквернение плоти, ожесточится сердце твое, удалится умиление и ни одному из духовных благ не будет места в тебе» (Изречения безымянных старцев).

«Старец отвечал на вопрос, почему нас так беспокоят бесы: “Потому что мы отвергли оружие наше: самоукорение, смирение, нищету и терпение”» (Изречения безымянных старцев).

«Покаяние – сокрушение, что ничего, кроме грехов, не имеешь. Истинно кающийся сам себе уничижает, как пред Богом, так и пред человеками, рассуждая, что в себе ничего не находит, кроме грехов, растления и немощи: душу имеет, но помраченную грехами, и тело, но растленное теми же грехами; и вменяет себе, как град или опустошенный и разграбленный от разбойников, или как путника, впавшего в разбойники. И утешается милостью благоутробнаго Небеснаго Отца, всем кающимся и ему, яко единому от всех, отверстою» (Святитель Тихон Задонский).

«Покаяние – сознание себя недостойным никаких благ от Бога. Рассуждая свое недостоинство, признает себя недостойным пищи, пития, одежды, света и прочих благих от Бога человекам подданных, яко благих Источника и Подателя прогневлял и раздражал, и к Которому должен быть благодарен за благодеяния, Тому неблагодарен был, и тако себе недостойным сотворил; но паче достойным себе судит быть всякого наказания, не токмо временного, но и вечнаго, яко вечнаго и безконечнаго Бога раздражал; однако ж утешается Божией благодатью, во Христе Иисусе обещанною. Сие истинное есть смирение, которое Божию благодать к себе привлекает. «Смиренным бо Бог дает благодать» (Иак. 4:6(Святитель Тихон Задонский).

«Укоряйте себя, укоряйте свое немощное произволение… В обвинении себя найдете утешение. Обвините себя и осудите себя, а Бог вас оправдает и помилует» (Святитель Игнатий (Брянчанинов)).

«Покаяние есть сознание своего падения, соделавшего естество человеческое непотребным, оскверненным и потому постоянно нуждающимся в Спасителе» (Святитель Игнатий (Брянчанинов)).

«Покаяние очищает душу от всех согрешений, восстанавливает разрушенное святилище Божие» (Святитель Игнатий (Брянчанинов)).

«Покаемся не одними устами. Принесем вместе со слезами и плод достойный покаяния: изменим жизнь греховную на жизнь евангельскую» (Святитель Игнатий (Брянчанинов)).

«Покаяние в смертном грехе тогда признается действительным, когда человек, раскаявшись в грехе и исповедав его, оставит свой грех» (Святитель Игнатий (Брянчанинов)).

«Покаяние для ожесточенного сердца невозможно: надо, чтобы сердце смягчилось, исполнилось соболезнования и милости к своему бедственному состоянию греховности. Когда объемлется и преисполняется сердце милостью, тогда только делается оно способным к покаянию» (Святитель Игнатий (Брянчанинов)).

«Бог требует не перечисления, а сокрушенного покаяния во всем» (Святитель Николай Сербский).

«Если же ты, покаянно ударяя себя в грудь, ответишь: «Воистину, я болен и имею нужду во Враче», – значит, ты на пути к выздоровлению. В таком случае не бойся – ты выздоровеешь» (Святитель Николай Сербский).

«Покаяние тогда истинно, когда после него все усиленно будешь стараться уже жить как должно, а без этого оно мало действительно, если каешься лишь бы проговорить о грехах, а жить по-старому» (Преподобный Иосиф Оптинский).