Евангельское чтение

Христос посылает апостолов на проповедь

(Мф. 10:32-33,37-38,19:27-30)

Нагорная проповедь, фреска. Датский художник Хенрик Олрик (1830—1890)

Итак всякого, кто исповедает Меня пред людьми, того исповедаю и Я пред Отцем Моим Небесным; а кто отречется от Меня пред людьми, отрекусь от того и Я пред Отцем Моим Небесным.

Кто любит отца или мать более, нежели Меня, не достоин Меня; и кто любит сына или дочь более, нежели Меня, не достоин Меня; и кто не берет креста своего и следует за Мною, тот не достоин Меня.

Тогда Петр, отвечая, сказал Ему: вот, мы оставили всё и последовали за Тобою; что же будет нам?

Иисус же сказал им: истинно говорю вам, что вы, последовавшие за Мною, – в пакибытии, когда сядет Сын Человеческий на престоле славы Своей, сядете и вы на двенадцати престолах судить двенадцать колен Израилевых.

И всякий, кто оставит дóмы, или братьев, или сестер, или отца, или мать, или жену, или детей, или зéмли, ради имени Моего, получит во сто крат и наследует жизнь вечную.

Многие же будут первые последними, и последние первыми.

Матерь Божия и все святые, память которых мы сегодня празднуем, те, которые известны нам, потому что Бог открыл их нам и потому что они были поняты и узнаны или своими современниками, или иногда годы или столетия спустя – все святые являются ответом земли на любовь Божию. И это не только их личный ответ за самих себя, но и от лица всей твари, и от нашего лица также; потому что каждый из нас имеет поистине честь называться одним из их имен, нашим христианским именем, именем одного из этих святых. И эти святые, чьи имена переданы нам, стоят перед Богом и молятся, чтобы не обесчестилось их имя в очах Божиих.

Святые Божии в своей любви, в своем предстательстве, в своей молитве, в своем реальном, неотступном присутствии как бы держат и охватывают все творение. Как дивно, что мы принадлежим к этой неисчислимой семье мужчин, женщин, детей, которые поняли, что замыслил Господь, когда Он пришел, жил и учил, и умер за нас! Они откликнулись всем своим сердцем, они открылись всем своим умом, они поняли Его замысел и приняли Его весть со всей решимостью преодолеть в самих себе все, что было причиной Распятия; потому что, если бы и один человек на земле отбился, отпал от Бога, Христос пришел бы спасти его ценой собственной жизни. Это Его собственное свидетельство: один подвижник ранних веков молился, чтобы Бог покарал грешников; и Христос явился ему и сказал: Никогда так не молись! Если бы и один человек на земле согрешил, Я пришел бы умереть за него…

Святые – это люди, которые ответили любовью на любовь, люди, которые поняли, что если кто-то умирает за них, то единственный ответ благодарности – это стать такими, чтобы смерть его не была бы напрасной. Взять на себя крест означает именно это: отвернуться от всего, что убивает и распинает Христа, от всего, что окружало – и окружает! – Христа ненавистью и непониманием. И нам это сделать легче, чем тем, которые жили в Его время, потому что в те дни они могли в Нем ошибиться; но в наши дни, две тысячи лет спустя, когда мы читаем Евангелие и встает в этом рассказе вся мера роста Христова и Его личность, когда у нас есть миллионы свидетелей, которые говорят нам, что Он подлинно отдал Свою жизнь за нас, и что единственное, чем мы можем отозваться, это отдать жизнь друг за друга ради Него – как можно нам не отозваться?!

Поэтому в этот сегодняшний день примем новое решение: внимать, как они, всем сердцем, всем умом, всей волей, всем существом, чтобы видеть, что случается, чтобы слышать, что Он говорит, – и ответить благодарностью и решимостью. И тогда, если мы принесем Богу это малое – нашу благодарность и нашу добрую волю – сила, чтобы и нам тоже вырасти в меру роста, которую задумал, возмечтал для нас Бог, – сила будет от Бога. Как Он сказал: Сила Моя в немощи совершается. Моей благодати тебе достаточно… И Павел, который знал это, прибавляет в другом месте: все возможно нам силой Божией, укрепляющей нас… Сомневаться не в чем: все возможно, если только мы дадим Богу спасти нас, понести нас от земли на небо.

Давайте же начнем заново, так, чтобы святые, чьи имена мы носим, радовались о нас, чтобы Матерь Божия, Которая отдала Своего Сына на смерть, дабы мы могли отозваться, могли понять, могли спастись, радовалась о нас, и чтобы Христос видел, что не напрасно Он жил, учил и умирал. Будем Его славой, будем светом; это может быть малый огонек, как малая свеча, это может быть свет, блистающий подобно великим святым, – но будем светом, просвещающим мир и делающим его менее темным! Будем радостью, чтобы и другие могли научиться радоваться о Господе!

Митрополит Сурожский Антоний

 

Петров пост

В 2019 году Петров пост длится с 24 июня по 11 июля

Через 7 дней после праздника Троицы (Пятидесятницы) начинается Апостольский, или Петров, пост в память о двух самых почитаемых апостолах – Петре и Павле.

Установление Петрова поста – раньше его называли постом Пятидесятницы – относится к самым первым временам Православной Церкви. Особенно он утвердился, когда в Константинополе и Риме св. равноап. Константином Великим (ум. 337 г.; память 21 мая) были воздвигнуты храмы в честь свв. первоверховных апостолов Петра и Павла. Освящение константинопольского храма совершилось в день памяти апостолов 29 июня (по ст. стилю; т. е. 12 июля по новому), и с тех пор этот день стал особенно торжественным и на Востоке, и на Западе. Это день окончания поста. Начальная же его граница подвижна: она зависит от дня празднования Пасхи; поэтому продолжительность поста варьируется от 6 недель до недели и одного дня.

Но почему же пост все-таки Петровский? Почему Апостольский понятно: апостолы всегда приготовляли себя к службе постом и молитвой (помните, как на вопрос учеников, почему они не могут изгнать бесов, Господь объяснил им, что сей род выходит только молитвой и постом (см. Мк. 9:29)), и поэтому Церковь призывает нас к этому летнему посту по примеру тех, кто, приняв Святого Духа в день Св. Троицы (Пятидесятницы), «в труде и в изнурении, часто в бдении, в голоде и жажде, часто в посте» (2Кор. 11:27) готовились ко всемирной проповеди Евангелия. А именовать пост «петропавловским» просто неудобно – слишком громоздко; так уж получилось, что называя имена апостолов, мы произносим имя Петра первым.

Святые апостолы были такими разными: Петр, старший брат апостола Андрея Первозванного, был простым, необразованным, бедным рыбаком; Павел – сын богатых и знатных родителей, римский гражданин, ученик известного иудейского законоучителя Гамалиила, «книжник и фарисей». Петр – верный ученик Христа с самого начала, свидетель всех событий его жизни с момента выхода на проповедь.

Павел – злейший враг Христов, разжигавший в себе ненависть к христианам и выпросивший у синедриона разрешение преследовать христиан повсюду и приводить в Иерусалим связанными. Петр, маловерный, трижды отрекшийся от Христа, но сокрушенно покаявшийся и ставший началом Православия, основанием Церкви. И Павел, яростно сопротивлявшийся правде Господней, а после столь же пламенно уверовавший.

Вдохновенный простец и неистовый оратор, Петр и Павел олицетворяют собой духовную твердость и разум – два столь необходимых миссионерских качества. Ведь чем, как ни призывом к миссионерству, должен откликаться в нас приход Петровского, т. е. Апостольского поста? Господь послал в мир апостолов для того, чтобы учить все народы: «Итак, идите, научите все народы… уча их соблюдать всё, что Я повелел вам» (Мф. 28:19; 20). «Если ты не хочешь учить и вразумлять себя в христианстве, то ты не ученик и не последователь Христа, – не для тебя посланы апостолы, – ты не то, чем были все христиане с самого начала христианства…» (Митр. Московский Филарет. Слова и речи: в 5 тт. Т. 4. – М., 1882. С. 151–152).

Православие и мир

 

Петров пост: куда пропадают прихожане

Лето – период особенный, когда из храма нередко исчезают даже самые ревностные прихожане. Недели через две-три, бывало, спохватишься вот так: не заболела ли, или, упаси Господи, чего хуже не случилось ли, в общем, хорошо бы справиться.

К счастью, «пропажане» наши обретаются, загорелые и уставшие, реже из отпуска, чаще всего – в «увольнительную» с дачи. И это тоже ведь, кстати, в некотором смысле труды и болезни. Пенсии у бабушек наших такие, что без огорода весной-летом им в оставшееся время года никак, а приезжать с дачных участков на выходные и на службы получается далеко не всегда и не у всех.

Винят себя, конечно, но спешишь утешить, что у каждого на свое время есть дело, храм забывать нельзя, но и насущный хлеб без труда никому не дается. Как вот все это совместить?

Как подражать апостолу

Актуальный вопрос: если мы вспоминаем апостольские труды и скорби, значит, мы им должны в чем-то и как-то подражать? А это как? Пройтись по дачному кооперативу с проповедью?

Если считаться с мнением, а так и было изначально, что этот пост восполнительный, компенсаторный для тех, кто не смог в силу разных причин поститься Великим постом, то тогда возмутятся постившиеся – что же, и нам еще раз?

Да и другое дело: перед чем, перед какими событиями молились и готовились апостолы, что их ожидало? Разве сравнимо то, что встретили на своем пути ученики Христовы после призыва «Идите и научите», с тем, что обычно после праздников ждет нас? Разве у нас впереди гонения, пытки, тайная проповедь? Нет, конечно. Но дело в том, что мы, даже приходя утром с обычной воскресной службы, так или иначе возвращаемся к обыденной своей жизни и повседневности. В том числе, порой и к тем же самым грехам. Сколько раз слышал:

– Жаль, батюшка, что пост заканчивается.

– Чего это вдруг?

– Да только прислушался к другому ритму жизни – и снова…

Вот и с праздниками так же. Это всю Светлую слышишь повсюду: Христос Воскресе, Христос Воскресе! А потом вроде бы привыкли. Да и рацион другой. Отягощающий бренные наши тела и мысли.

Так и бежит череда праздников: Пасхальная четыредесятница, Вознесение, Пятидесятница, и вот уже и календарь повернулся с первой недели по Пятидесятнице. Почему же снова пост?

Да нет здесь ничего особенного. Те, кому не захочется поститься, – поститься и так не будут. Понятно, что со Христом ученики Его не постились, не было в том нужды, ибо Жених нашей Церкви был с ними. Но вышли апостолы со Словом в больной и обозленный мир, которому еще только суждено было обрести веру и спасение, и принимал он эту весть чрезвычайно неохотно. Потому-то и готовились, проводили время в посте и молитве так, словно бы не только времени, но и самой той жизни было уже немного. Зато много было разных препятствий, опасностей, вражды, ненависти и злобы на этом пути. На радостях праздничных и в эйфории как с трудностями-то встречаться? Тут в среду-то с пятницей после Светлой седмицы хорошо бы войти. А у них болезни и труды. Скорби и страдания.

Пост без делания – насмешка

И не в пище опять же дело. Диета со скрипом зубовным Богу от нас не нужна. Телесный пост без внутреннего делания есть насмешка над постом и издевательство над собой. Но Ему важно сердце.

Потому-то, вспоминая последние слова Христа апостолам на земле, понимаешь, что шли они не к благочестивым и разумным, готовым понимать и принимать, а к ослепшим и заблудшим в этом мире.

И слово, и дары апостольские даны были им для того, чтобы Царство Небесное сеялось в человеческих сердцах. И Утешитель дан, чтобы утешать и помогать преодолевать то, что предстояло встретить и найти. Радостно им было со Христом, и Он их не оставил, но послал Духа Святого, чтобы отныне чудо совершалось Богом вместе с человеком, направлялось Им, но сочеталось и совершалось с волей человека.

А что нам? Нам дано многое и даже больше того, ведь после праздников нам с вами не ехать в далекую миссию. Миссия вся здесь. Даже среди родственников легко найти людей, далеких от Церкви, чего уж там про страны непросвещенные говорить. Да и в себе есть что изменить и над чем подумать. А давно ли Евангелие открывалось, все ли задуманное Великим постом удалось в те короткие сорок дней завершить?

Мы живем лишь в лучах той далекой и вечной славы Небесной Церкви. Через время и пространство мы соприкасаемся с ней, с ее непрестанным торжеством Евхаристии, мы знаем, что она – наш итог и наша цель, но тот великий брачный пир Агнца и Невесты еще не исполнен, потому что не все званые еще пришли, не все завершено и сделано. Идти и научить.

Потому-то нам как странникам, как идущим неплохо бы вспомнить, что мы еще в пути, а у всякой дороги есть свои особенности, есть сложности и опасности. А значит, неплохо бы собраться не только с мыслями. Мы отдохнули, но надо идти. И поэтому пост в некотором смысле подобен компасу, словно посох, который иногда очень нужен человеку, подвернувшему ногу.

Пост для меня – это моя личная надежда стать немножко лучше того меня, каким я был полтора-два месяца назад. Это возможность не осуждать и даже не высказывать бабушкам-дачницам за их отсутствие на праздничных службах, а еще – не отмахнуться от простого и нелепого вопроса случайного встречного. Я не знаю, как и в чем совершается их личный пост и подвиг ради Бога. Это попытка прислушаться к тишине в самом себе, потому что она всегда мудрее и проще всего меня в словах и прочитанных книгах. Пост – это продолжение пути. Мы еще не дома, но эти берега уже намного ближе, чем нам может казаться.

Священник Андрей Мизюк

 

Афонские старцы о святости и святых

Святые живут в ином мире, и там Духом Святым видят славу Божию и красоту лица Господня. Но в том же Духе Святом они видят нашу жизнь и наши дела. Они знают наши скорби и слышат наши горячие молитвы. Живя на земле, они научились любви Божией от Духа Святого; а кто имеет любовь на земле, тот с нею переходит в вечную жизнь в Царстве Небесном, где любовь возрастает и будет совершенною. И если здесь любовь не может забыть брата, то тем более Святые не забывают нас и молятся за нас.

Преподобный Силуан Афонский

Дело всех вообще святых – помогать и защищать нас, несчастных, от видимых и невидимых напастей. Наше дело – стараться жить духовной жизнью, не огорчать Господа, зажигать лампадки святым и просить их о помощи. В этой жизни нам нужна помощь, чтобы мы могли приблизиться ко Христу. В другой жизни, если Бог удостоит нас быть рядом с Ним, нам святых не придётся уже утруждать, да и необходимости не будет просить у них помощи.

Преподобный Паисий Святогорец

Подражание святым – это одно из самых важных средств, которое с разных сторон полезно и необходимо для нас. … И сам Павел нас побуждает: «Подражателе мне бывайте, якоже и аз Христу» (1Кор. 11:1).

Старец Иосиф Ватопедский