Евангельское чтение

О богатом юноше (Лк., 91 зач., XVIII, 18-27)

И спросил Его некто из начальствующих: Учитель благий! что мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную?

Иисус сказал ему: что ты называешь Меня благим? никто не благ, как только один Бог; знаешь заповеди: не прелюбодействуй, не убивай, не кради, не лжесвидетельствуй, почитай отца твоего и матерь твою.

Он же сказал: все это сохранил я от юности моей.

Услышав это, Иисус сказал ему: еще одного недостает тебе: все, что имеешь, продай и раздай нищим, и будешь иметь сокровище на небесах, и приходи, следуй за Мною.

Он же, услышав сие, опечалился, потому что был очень богат.

Иисус, видя, что он опечалился, сказал: как трудно имеющим богатство войти в Царствие Божие!

ибо удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царствие Божие.

Слышавшие сие сказали: кто же может спастись?

Но Он сказал: невозможное человекам возможно Богу.

Хочу обратить ваше внимание на две или три черты сегодняшнего евангельского чтения. Юноша подходит ко Христу и говорит Ему: Учителю благий. И Спаситель ставит его перед действительностью, о которой тот, может быть, и не думал. Юноша обратился ко Христу как к мудрому наставнику: «Добрый наставник, что мне делать?» А Христос ему отвечает: Никто не благ, кроме как един Бог… И тут Он ставит его перед лицом того, что если он хочет получить окончательный, совершенный ответ на свой вопрос, он должен услышать его из уст Божиих, то есть от Спасителя Христа, Сына Божия, ставшего сыном человеческим.

И действительно, если говорить о вечной жизни, – кто может о ней говорить, кроме Самого Бога, Который и есть Жизнь Вечная? Напрасен вопрос юноши, если он обращен только к мудрому, хоть и святому, человеку: на этот вопрос может ответить только Бог, и ответ на это только один: Приобщись Моей святости, приобщись Моей вечности – и ты будешь совершенен, и войдешь в вечность Божию…

Но Христос обращается к Своему совопроснику на том уровне, на котором тот говорит; Он ему говорит: сохрани заповеди – ведь заповеди тоже даны от Бога – что тебе большего нужно?! – Какие? – спрашивает юноша, думая, что нужно какие-то новые заповеди совершить. И Христос ему указывает шесть заповедей, но только последняя из них – из Второзакония. Ни в одной заповеди Он не упоминает о поклонении Богу; почему? Потому что так легко и этому юноше, и всем нам сказать: «Я верю в Бога! Я люблю Бога!» – и тут же нарушать те заповеди, которые относятся к человеку… Если бы мы Его любили и если бы мы верили в Его любовь, то мы всё воспринимали бы от Его рук, как дар любви. Поэтому говорить о том, что мы любим Бога и верим в Него, мы должны с осторожностью. Но даже если мы можем это сказать, то апостол Иоанн Богослов нам указывает: когда ты говоришь, что любишь Бога, а людей вокруг себя не любишь – ты лжец!.. Поэтому Христос не ставит вопрос юноше о том, любит ли он Бога – он бы отозвался положительным ответом, а спрашивает: как ты относишься к людям вокруг тебя? Любишь ли ты людей, как ты любишь самого себя? Желаешь ли ты людям всего того добра, которого ты себе желаешь? Готов ли ты отречься от всего, что твое, для того, чтобы другого обогатить любовью, но конкретной любовью; не словом, а делом любви?..

Это нам напоминает рассказ о Страшном суде, который мы читаем в Евангелии от Матфея перед Постом, о том, как Господь разделяет овец от козлищ. Мы всегда думаем об этой притче только в порядке суда; но в чем же суд, о чем спрашивает Христос-Судья представших перед Ним? Он спрашивает только о том, оказались ли они в течение своей жизни человечными, достойными имени человека: Накормили ли вы голодного? Одели ли вы нагого? Дали ли вы кров тому, кто был бездомен? Посетили ли вы больного, если даже вам страшно от его заразы? Постыдились вы или нет того, что друг ваш находится в тюрьме опозоренный?.. Иначе сказать: были ли вы достойны звания человека? Если вы даже недостойны звания человека – не думайте о том, чтобы приобщиться к Божественной святости, приобщиться к Божественной природе, приобщиться к вечности Господней.

И это обращено к юноше, который богат: чем же он богат? Он богат не только вещественным богатством; он богат тем, что чувствует, что он – праведник: он выполнил все заповеди Божии, он всё сделал, чего с него может спросить Господь, – чего же с него больше требовать? Чтобы он полюбил ближнего, как самого себя. Это не одна из Десяти заповедей; эту заповедь мы находим в другом месте Ветхого Завета и слышим её, повторяемую Христом; она означает: отрекись от себя, забудь про себя! Пусть всё твое внимание будет обращено к другому, к его нужде: пусть твое сердце будет полно только любви к другому, чего бы это тебе ни стоило!.. И вот тут юноша сталкивается со своим вещественным богатством: он готов любить людей, но из положения своей обеспеченности. А Христос ему говорит: Отдай всё: и когда у тебя ничего не будет, тогда люби людей свободно и следуй за Мной, куда бы Я ни пошел… И мы знаем, куда Христос шел: отречься от Себя до конца и жизнь Свою отдать.

Эта заповедь относится отчасти ко всем нам. Богатства вещественного мы не обязательно должны лишиться, да часто и не обладаем им, но мы так богаты тем, что нас делает гордыми, самодовольными, – вот от чего нам надо первым делом отказаться: забыть про себя и обратить внимание на ближнего. И тогда мы услышим от Христа слово утешения, слово утверждения. Да – собственными силами человек этого сделать не может, но, по слову Спасителя апостолу Павлу, сила Его в немощи совершается. Мы можем действовать силой Божией, и, как сказано в этом чтении Евангелия, то что невозможно человеку, Богу возможно. И опять-таки словами апостола Павла: Всё мне возможно в укрепляющей меня силе Господа нашего Иисуса Христа.

Митрополит Сурожский Антоний

 

Преподобные Кирилл и Мария Радонежские, родители Преподобного Сергия Радонежского

День памяти: 18 января/31 января

Преподобный Кирилл состоял на службе сначала у ростовского князя Константина II Борисовича, а потом у Константина III Васильевича, которых он, как один из самых близких к ним людей, не раз сопровождал в Золотую Орду. Св. Кирилл владел достаточным по своему положению состоянием, но по простоте тогдашних нравов, живя в деревне, не пренебрегал и обычными сельскими трудами.

В житии преподобного Сергия повествуется о том, что за Божественной литургией еще до рождения сына праведная Мария и молящиеся слышали троекратное восклицание младенца перед чтением святого Евангелия, во время Херувимской песни, и когда священник произнес «Святая святым». Преподобные Кирилл и Мария ощутили на себе великую милость Божию, их благочестие требовало, чтобы чувства благодарности к Богу были выражены в каком-либо внешнем подвиге благочестия, в благоговейном обете. И праведная Мария, подобно святой Анне — матери пророка Самуила, вместе с мужем дала обещание посвятить чадо Благодетелю всех — Богу. Господь даровал им сына, которого назвали Варфоломеем. С первых дней жизни младенец всех удивил постничеством: по средам и пятницам он не принимал молока матери, в другие же дни, если она употребляла в пищу мясо, младенец также отказывался от молока. Заметив это, преподобная Мария вовсе отказалась от мясной пищи.

Праведность Кирилла и Марии была известна не только Богу. Будучи строгими блюстителями всех церковных уставов, они помогали бедным, но особенно свято хранили заповедь святого апостола Павла: страннолюбия не забывайте, тем бо не ведяще неции странноприяша Ангелы (Евр. 13:2). Тому же учили они и своих детей, строго внушая им не упускать случая позвать к себе в дом путешествующего инока или иного усталого странника. До нас не дошло подробных сведений о благочестивой жизни этой блаженной четы, зато мы можем, вместе со святителем Платоном, сказать, что сам происшедший от них плод показал лучше всяких красноречивых похвал доброту благословенного древа. Счастливы родители, коих имена прославляются вечно в их детях и потомстве! Счастливы и дети, которые не только не посрамили, но и приумножили и возвеличили честь и благородство своих родителей и славных предков, ибо истинное благородство состоит в добродетели!

Около 1328 г. преподобные Кирилл и Мария переселились из Ростова в Радонеж. Верстах в трех от Радонежа был Хотьковский Покровский монастырь, в то время одновременно бывший и мужским, и женским. По распространенному на Руси обычаю под старость иночество принимали и простецы, и князья, и бояре. Дух иночества сообщился от сына к родителям: под конец своей многоскорбной жизни праведные Кирилл и Мария пожелали и сами принять ангельский образ.

В этот монастырь и направили они свои стопы, чтобы там провести остаток своих дней в подвиге покаяния, готовясь к другой жизни. Но недолго схимники-бояре потрудились в новом звании. В 1337 г. они с миром отошли ко Господу.

3 апреля 1992 г., в год празднования 600-летия со дня преставления преподобного Сергия, на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви состоялось общецерковное прославление схимонаха Кирилла и схимонахини Марии. Канонизация достойно увенчала шестивековое почитание родителей великого подвижника, давших миру образец святости и христианского устроения семьи.

Православный календарь

 

Что нас отличает от Блаженной Ксении Петербургской?

6 февраля Русская Православная Церковь празднует память святой блаженной Ксении Петербургской.

«Как себя»

24 января / 6 февраля, мы отмечаем память святой блаженной Ксении Петербургской, пользующейся в нашем церковном народе сугубым почитанием. И, тем не менее, только недавно, уже в самом конце 70-летнего господства богоборческого режима, блаженная Ксения была прославлена в лике святых.

Блаженной Ксении, которая приняла на себя подвиг юродства Христа ради, то есть подвиг, в котором наиболее полно и бескомпромиссно выражена неотмирность христианства, когда решительно отвергается какая бы то ни было привязанность к вещам мира сего. Подвиг, в котором человек стремится всецело сосредоточиться на заповеди: «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем, помышлением, всею крепостию» (Мф. 22:37).

И еще – на второй, подобной ей: «и ближнего твоего, как самого себя» (Мф. 22:39). И блаженная Ксения именно, как себя, возлюбила своего умершего близкого. И показала как бы образец этой любви, как себя, – она как бы даже отождествилась с ним, надела его платье и велела называть себя его именем.

Вглядимся же внимательнее в сущность этого своеобразного христианского подвига – юродства Христа ради, – который берет начало в седой древности, зародившись в среде египетского иночества. А в последующие времена особенно прижился на почве русского Православия.

Контраст с нами

Неотмирность христианства особенно ярко и бескомпромиссно заявляет о себе именно в этом подвиге. Именно у юродивых мы не находим никакой причастности к интересам мира сего; завет Господа – «отвергнись себя, возьми крест свой и следуй за Мною» (Мк. 8:34) – в наиболее полной и бескомпромиссной мере исполняют именно Христа ради юродивые. Они именно отлагают всякое житейское попечение: не заботятся ни о пище, ни об одежде, ни о жилище, ни о том, как они выглядят в глазах окружающих. Для них характерно кроме целомудрия также полнейшее отсутствие человекоугодия; их странные поступки навлекают на них насмешки, обиды, оскорбления, а они пользуются этим как возможностью упражняться в незлобии и молитве за своих обидчиков.

Какой контраст с нами! Сколько беспокойства, горя и несчастья испытывают люди в случае отсутствия заработка, квартиры, достаточных на их взгляд средств для обеспечения себя пищей, одеждой. Сколько у нас беспокойств о том, как мы выглядим в глазах окружающих, что о нас могут плохо подумать.

И самое страшное для нас – это если нас, не дай Бог, сочтут дурачками. Мы готовы лучше прослыть безнравственными, но не лишенными ума – этого исключительного достояния, свойственного, в отличие от всех других тварей, человеческим существам.

А юродивые отказываются даже от пользования умом, не боясь прослыть дурачками, ибо желают знать только Премудрость и волю Божию, бесконечно превосходящую ум человека.

Ни на что не отвлекаться

Сколько нашего внимания и душевных сил отнимают у нас обиды, гнев, раздражение или нечистые душевные движения, связанные с действием блудной страсти. В то время как Христа ради юродивые могут неразвлеченно сосредоточиться на любви к Богу и на молитвенном с Ним общении. На любви к ближнему и молитве за него, как за самого себя.

Святая блаженная Ксения по смерти любимого мужа не пожелала связывать себя новыми брачными узами. Желая молиться о нем, скончавшемся внезапно, без христианского приготовления, она со всей ясностью поняла, что для настоящей, сосредоточенной, неразвлеченной молитвы необходимо отказаться не только от брачных уз, но и от всех остальных уз этого мира, которыми этот мир привязывает душу к себе, чтобы отвлечь ее от Единого на потребу.

Как Господь устраивает спасение многих

Когда в Церковь приходят, иногда впервые, люди, удрученные смертью своих близких, то священнослужители, утешая их, говорят, что у Бога все живы, но, чтобы улучшилась загробная участь умерших, надо молиться об упокоении их душ, и сила этой молитвы зависит от состояния души молящегося. Тот, кто хочет молиться о других – живых и усопших, должен начинать с себя, с собственной духовной гигиены, гигиены души, которая важнее гигиены тела, потому что молитва праведника бывает услышана.

То есть необходимо читать утренние и вечерние молитвы, Псалтирь, слово Божие, посещать храм, прикладываться к мощам, иконам и кресту, пить святую воду и пользоваться ею, вкушать антидор, просфоры, регулярно очищать совесть в таинстве покаяния, причащаться Святых Божиих Таин. И, конечно, стремиться, чтобы ничто постороннее не отвлекало внимания от молитвенного Богообщения.

То есть не должно быть никаких идолов, занимающих наше внимание и отвлекающих его от Единого Бога, Которого мы должны «возлюбить всем сердцем, всею душею, всем помышлением, всею крепостию» и «ближнего (за которого молимся), как самого себя». Это – то же самое, что «отвергнись себя, возьми крест свой и следуй за Мною».

И если так будет поступать человек, у которого смерть отняла кого-то им любимого, то он спасется сам, должным образом приготовив свою душу к моменту смерти, и поможет своею молитвою тому, за кого молится. Так Господь промыслительно устраивает спасение многих. И в этом отношении блаженная Ксения может служить примером такого самоотвержения в молитве за любимого человека.

Иеросхимонах Валентин (Гуревич)

Продолжение следует