Евангельское чтение

О Закхее (Лк. 19:1-10)

Потом Иисус вошел в Иерихон и проходил через него.

И вот, некто, именем Закхей, начальник мытарей и человек богатый, искал видеть Иисуса, кто Он, но не мог за народом, потому что мал был ростом, и, забежав вперед, взлез на смоковницу, чтобы увидеть Его, потому что Ему надлежало проходить мимо нее.

Иисус, когда пришел на это место, взглянув, увидел его и сказал ему: Закхей! сойди скорее, ибо сегодня надобно Мне быть у тебя в доме.

И он поспешно сошел и принял Его с радостью.

И все, видя то, начали роптать, и говорили, что Он зашел к грешному человеку; Закхей же, став, сказал Господу: Господи! половину имения моего я отдам нищим, и, если кого чем обидел, воздам вчетверо.

Иисус сказал ему: ныне пришло спасение дому сему, потому что и он сын Авраама, ибо Сын Человеческий пришел взыскать и спасти погибшее.

Сегодня мы вспоминаем рассказ о Закхее, о богатом, знатном человеке, жившем в малом городке, где все его знали. Он тоже хотел увидеть Христа, и у него глаза были, только он был так мал ростом, что в толпе ему было невозможно Христа увидеть даже издали. И тогда он сделал нечто, что является просто героизмом: перед лицом всех своих сограждан, которые его знали, которые его почитали, которые, порой, может быть, трепетали перед ним, он вдруг, как мальчишка, взлез на дерево, чтобы только увидеть Христа. Нужда в этой встрече была в нем такова, что он победил в себе тщеславие, то есть желание, чтобы люди к нему относились с уважением, с почтением.

Ему вдруг стало безразлично: пусть смеются надо мной, пусть освистывают меня, но без того, чтобы увидеть Христа, я дальше жить не могу. Что его привело к этому – нам не сказано, но нам сказано, что Христос, Который сердцеведец, Который знает, что в каждом человеке, остановился, его призвал и пришел к нему в дом. И тогда случилось именно то, чего не ожидал, может быть, даже Закхей. Христос, став перед ним, проявив Свою любовь и милосердие, так потряс его душу, что Закхей Ему сказал: я был неправедным человеком, а теперь я хочу выправить всю свою жизнь; я отдам четверицей тем, кого я ограбил, обездолил…

И Христос ему сказал: спасение пришло в твой дом. Здесь две вещи нам надо вспомнить. Вопервых, есть ли в нас такое желание встретить Христа? Или мы только надеемся, что, да, встретим, когда придет время, а пока как-нибудь и без Него обойдется… Я думаю, что многие из нас в течение долгих лет жизни так живут. И второе: готов ли я ради встречи со Христом, ради того, чтобы стать Его учеником, оказаться предметом насмешки, чтобы люди надо мной глумились, чтобы отвернулись от меня те, которые меня уважали или кто трепетал передо мной? И вот тут нам надо собрать много сил, потому что Бога мы только на словах боимся. Мы надеемся на Его милосердие, на прощение, надеемся, что придет время, когда всё между нами станет в порядке. Но тщеславие нас держит, тщеславие делает нас рабами людей, которые нас окружают: что они о нас подумают, что они сделают, кем я для них буду после того, как я стану верующим или просто порядочным человеком?!

Когда вдруг люди увидят по разнице в моей жизни, что я был недостойным гражданином, недостойным христианином, недостойным мужем, недостойной женой, недостойным братом, недостойным другом! По разнице поведения вдруг меня обвинят; готов ли я на это? Мы, может быть, на словах скажем: да, готов; а на самом деле, как страшно, когда вокруг тебя становится пусто и раздается смех: так вот какой он! Подумаем над этим: каждый из нас несет в себе слепоту, безнадежность, отчаяние, крик к Богу, и потом усталость: «стоит ли кричать?» «Бог всё равно не отзывается». Нет, до конца надо взывать, и придет Христос. И мы должны также помнить, что мы должны победить в себе всякую долю тщеславия, что не люди нам судьи, а совесть наша. Кто я перед моей совестью? Достоин ли я или недостоин того, что обо мне думают люди? Есть место у святителя Тихона, Задонского, он пишет молодому священнику, который ему говорит: не знаю, что делать! Я сознаю, что я недостоин – а меня люди хвалят; я им говорю о себе, и они только больше хвалят, говорят, какой я смиренный, чуть ли не святой… И Тихон ему отвечает: не делай этого, принимай все их похвалы и попробуй стать тем человеком, которого они в тебе видят. От их похвал не отрекайся, потому что к тем добродетелям, которых у тебя всё равно нет, они прибавят еще смирение, о котором ты и понятия не имеешь… Подумаем об этом и научимся из этих двух случаев тому, как начать наш путь в сторону Великого Поста.

На будущей неделе будем поминать мытаря и фарисея, дальше – блудного сына, и от каждого из них мы должны научиться чему-то, чтобы, когда придет Страстная седмица, нам в нее войти, уже не думая о себе, а думая только о том, как Христос совершает Свой крестный путь, куда Он идет и ради чего – нет! – ради кого: меня грешного.

Митрополит Сурожский Антоний

 

Святой мученик Трифон

День памяти: 1 февраля/14 февраля

Святой мученик Трифон родился в одной из областей Малой Азии — Фригии, неподалеку от города Апамеи в селении Кампсада.

С юных лет Господь даровал ему силу изгнания бесов и исцеления различных болезней. Однажды жители его родного села были спасены им от голода: святой Трифон силой своей молитвы заставил уйти вредных насекомых, истреблявших хлебные злаки и опустошавших поля

Особенно прославился святой Трифон изгнанием беса из дочери римского императора Гордиана (238–244).

Помогая всем страждущим, он требовал только одной платы — веры в Иисуса Христа, благодатью Которого он исцелял их.

Когда на царский престол вступил император Декий (249–251), жестокий гонитель христиан, эпарху Акилину было донесено, что святой Трифон смело проповедует веру во Христа и многих приводит ко Крещению. Святой был схвачен и приведен на допрос, во время которого он безбоязненно исповедал свою веру. Его подвергли жестоким истязаниям, били палками, терзали тело железными крючьями, обжигали раны огнем, водили по городу, вбив в ноги железные гвозди. Все пытки святой Трифон мужественно претерпевал, не издавая ни единого стона.

Наконец, он был осужден на усечение мечом. Перед казнью святой мученик молился, благодаря Бога, подкрепившего его в страданиях, и испросил у Господа особую благодать тем, кто будет призывать его имя на помощь. Прежде, чем воины занесли меч над головой святого мученика, он предал душу свою в руки Божий. Это событие произошло в городе Никее в 250 году.

Святое тело мученика христиане обвили чистыми пеленами и хотели предать погребению в городе Никее, в которой он пострадал, но святой Трифон, в видении, повелел перенести его тело на свою родину в селение Кампсаду. Это и было исполнено.

Впоследствии мощи святого Трифона были перенесены в Константинополь, а затем в Рим. Большим почитанием пользуется святой мученик в Русской Православной Церкви.

Существует предание, что при царе Иоанне Грозном во время царской охоты улетел любимый царем кречет. Царь приказал сокольнику Трифону Патрикееву найти улетевшую птицу. Сокольник Трифон объехал окрестные леса, но безуспешно. На третий день, утомленный долгими поисками, он остановился под Москвой, в месте, ныне называемом Марьина роща, и в изнеможении прилег отдохнуть, усердно помолившись перед этим своему святому покровителю — мученику Трифону, прося его о помощи. Во сне он увидел юношу на белом коне, держащего царского кречета, и этот юноша произнес: «Возьми пропавшую птицу, поезжай с Богом к царю и ни о чем не печалься». Проснувшись, сокольник действительно увидел неподалеку на сосне кречета. Он тут же отвез его к царю и рассказал о чудесной помощи, полученной им от святого мученика Трифона Через неко-торое время на том месте, где было явление святого, сокольник Трифон Патрикеев построил часовню, а затем и церковь во имя святого мученика Трифона.

Мученику Трифону особо молятся об исцелении от телесных недугов, в болезненном состоянии, в случаях порчи плодов, во время голода.

 

Сретение Господне

15 февраля – один из 12 главных (двунадесятых) праздников Православной Церкви – Сретение Господне. В этот день – сороковой день по Рождестве Христовом – Пресвятая Богородица, следуя ветхозаветному закону, принесла Младенца Иисуса в иерусалимский храм, чтобы посвятить Его Богу.

Как произошло Сретение Господне?

В храме Младенец Иисус был встречен праведным старцем Симеоном – одним из образованнейших людей своего времени. По преданию, он был одним из семидесяти переводчиков Пятикнижия с еврейского на греческий язык. Когда праведный Симеон переводил книгу пророка Исаии, он дошел до слов: «Се Дева во чреве приимет и родит Сына» – и усомнился: разве дева может родить? Он хотел уже вставить вместо слова «Дева» слово «жена», как вдруг ему явился ангел и, удержав за руку, сказал, что Симеон не умрет, пока не увидит исполнения пророчества.

Богоприимец Симеон взял Богомладенца на руки, и, благословив Его, пророчествовал о Спасителе: «Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко, по глаголу Твоему с миром: яко видеста очи мои спасение Твое, еже еси уготовал пред лицем всех людей: свет во откровение языком, и славу людей Твоих Израиля».

Этими словами Симеон с радостью говорит: «Теперь Ты, Владыко, отпускаешь меня, раба Твоего (из этой жизни в другую), по слову Твоему (согласно Твоему обещанию), с миром (спокойно), потому что глаза мои увидели то спасение, которое Ты приготовил для всех людей».

Пресвятой Деве праведный Симеон предсказал будущее о Христе и Ее страданиях у Креста Сына: «Се лежит Сей на падение и на восстание многих в Израиле и в предмет пререканий, и Тебе Самой оружие пройдет душу, да откроются помышления многих сердец» (Лк. 2:35).

Тут же, в храме, была благочестивая вдова Анна пророчица, восьмидесяти четырех лет, служившая Богу постом и молитвою день и ночь. И она узнала Спасителя и славила Господа, и говорила о Нем всем в Иерусалиме.

Православный календарь

 

Истории преподобного Паисия Святогорца

Лучше всех

Однажды, когда я был солдатом, наш командир послал меня исполнить обещание, данное нами святому Иоанну Предтече после того, как он помог нам на войне. Мы дали обет купить для одной церквушки святого Предтечи два больших храмовых подсвечника.

Итак, мне надо было купить подсвечники, а заодно сопроводить одного нашего сослуживца в город Навпакт для передачи его военному трибуналу. Помню, другие офицеры говорили командиру: «Ну и конвоира ты ему подыскал!»

Несчастный, которого мне предстояло сопровождать, был родом из Эпира, по профессии музыкант, человек бедный, женатый, с детьми. Он обвинялся в самостреле, то есть в нанесении телесного увечья себе самому для того, чтобы его отправили в тыл. «Лучше, – рассудил он, – жить с одной ногой, чем быть убитым».

Сначала мы с ним приехали в Агринио, где у него были знакомые. «Пойдем, – говорит, – проведаем их». – «Ну что же, – отвечаю, – пойдем». «Пойдем сюда, пойдем туда», – что поделать, приходилось мне всюду с ним ходить. Ох, какие же мытарства! К тому же он не хотел, чтобы я сдавал его трибуналу.

Да мне и самому было жаль бедолагу, стало за него очень больно, и я сказал ему: «Вот увидишь – все у тебя обойдется и устроишься лучше всех! Наш командир пришлет объяснительную записку по твоему делу, и тебя пристроят в какое-нибудь тихое место – так что и детям своим сможешь помогать, и жизнь твоя будет в безопасности»

Добравшись наконец до Навпакта, мы узнали, что в трибунал уже пришло письмо от командира и дело на нашего самострельщика закрыто. А ведь ему грозил расстрел – время было военное, суровое.

Командир пожалел его, поскольку он был главой семьи, и назначил поваром в центр распределения новобранцев. Его семья перебралась поближе к этому центру, и войну он провел лучше всех, а поскольку солдаты иногда не приходили обедать в столовую, у него оставалась еда, и он кормил своих детей.

После войны все ему говорили: «Да тебе было лучше всех!» Потому что мы сидели в горах, в снегах.

То, что я пожелал ему, было угодно Богу, потому что я сказал с болью, от сердца. Поэтому Бог и исполнил это благословение.

Вера полевого сторожа

Будучи в монастыре Стомион, я познакомился с одним многодетным отцом. Он был полевым сторожем в одном селе Эпира, а семья его жила в Конице – пешком идти четыре с половиной часа. У него было девять детей.

Путь в то село лежал через монастырь. Идя на службу и возвращаясь домой, сторож заходил в обитель. Заходя на обратном пути, он просил у меня разрешения самому зажечь лампады. Несмотря на то что, зажигая их, он проливал масло на пол, я позволял ему это, я предпочитал потом подтереть пол, но не огорчать его.

Каждый раз, выходя из монастыря и отойдя метров на триста, он делал из своего ружья один выстрел. Не находя этому объяснения, я решил в следующий раз понаблюдать за ним с того момента, как он войдет в храм, и до тех пор, покуда не выйдет на коницкую дорогу.

Так я узнал, что сперва он зажигал лампады в храме, потом выходил в нартекс и зажигал лампаду перед иконой Божией Матери над входом.

Потом он брал на палец масла из лампады, вставал на колени, простирал руки к иконе и говорил: «Матерь Божия, у меня девять детей. Пошли им маленько мясца!»

Сказав это, он мазал маслом, которое было у него на пальце, мушку на ружейном стволе и уходил.

В трехстах метрах от монастыря, возле одной шелковицы, его ждала дикая козочка. Как я уже сказал, он делал выстрел, убивал ее, относил в пещеру, находившуюся чуть подальше, там свежевал и нес своим детям мясо. Это происходило каждый раз, когда он возвращался домой.

Я был восхищен верой полевого сторожа и Промыслом Божией Матери.

Спустя двадцать пять лет он приехал на Святую Гору и разыскал меня. Во время разговора я непроизвольно спросил его: «Как твои дети? Где они?» В ответ он сперва указал рукой на север и сказал: «Одни в Германии», а потом, простерев руку к югу, добавил: «А другие в Австралии. Слава Богу, здоровы».

Этот человек берег в чистоте от безбожных идеологий и свою веру, и себя самого, поэтому Бог не оставил его.

Чудесный цемент

Помню, когда мастера заливали бетоном потолочное перекрытие в сгоревших кельях, заканчивался цемент. Оставалось забетонировать еще треть перекрытия.

Подходят ко мне мастера и говорят: «Цемент на исходе. Надо класть в бетон побольше песка и поменьше цемента для того, чтобы забетонировать все». – «Нет, – сказал я им, – не разбавляйте, продолжайте, как начали». Привезти еще цемента было невозможно, потому что все мулы были на поле. Мастерам надо было два часа идти до Коницы, потом еще два часа до поля, искать там на пастбище мулов. Сколько бы они потеряли времени… А потом у людей были и свои собственные дела, прийти в другой день они бы не смогли.

Смотрю: залили две трети перекрытия. Я зашел в церковку и сказал: «Владычице моя, что же теперь?! Прошу Тебя, помоги нам!» Потом вышел я из храма…

– И что потом, геронда?

– И перекрытия закончили, и цемент лишний остался!

– А мастера это поняли?

– Как не поняли! Как же велика иногда помощь Бога и Пресвятой Богородицы!