Евангельское чтение

Исцеление расслабленного (Мк. 2:1-12)

Через несколько дней опять пришел Он в Капернаум; и слышно стало, что Он в доме.

Тотчас собрались многие, так что уже и у дверей не было места; и Он говорил им слово.

И пришли к Нему с расслабленным, которого несли четверо; и, не имея возможности приблизиться к Нему за многолюдством, раскрыли кровлю дома, где Он находился, и, прокопав ее, спустили постель, на которой лежал расслабленный.

И пришли к Нему с расслабленным, которого несли четверо; и, не имея возможности приблизиться к Нему за многолюдством, раскрыли кровлю дома, где Он находился, и, прокопав ее, спустили постель, на которой лежал расслабленный.

Иисус, видя веру их, говорит расслабленному: чадо! прощаются тебе грехи твои.

Тут сидели некоторые из книжников и помышляли в сердцах своих: что Он так богохульствует? кто может прощать грехи, кроме одного Бога?

Иисус, тотчас узнав духом Своим, что они так помышляют в себе, сказал им: для чего так помышляете в сердцах ваших?

Что легче? сказать ли расслабленному: прощаются тебе грехи? или сказать: встань, возьми свою постель и ходи?

Но чтобы вы знали, что Сын Человеческий имеет власть на земле прощать грехи, – говорит расслабленному: тебе говорю: встань, возьми постель твою и иди в дом твой.

Он тотчас встал и, взяв постель, вышел перед всеми, так что все изумлялись и прославляли Бога, говоря: никогда ничего такого мы не видали.

Какое отношение имеет исцеление расслабленного к Великому Посту? Если никакого, то почему именно это чтение предлагает нам Церковь на второй седмице поста? А какое отношение имеет этот евангельский эпизод к святителю Григорию Паламе? Перед нами сочетание очень разных пластов церковной истории, в которой загадок больше, чем ответов. Но тем интереснее их искать. Итак, на этой седмице, именуемой в честь Григория Паламы, сквозь многовековую историю Православия вновь проступает древнее предание Церкви, адресованное оглашенным – людям, которые в предпасхальную четыредесятницу проходили школу оглашения. Готовясь к таинству крещения, они изучали истины веры и укреплялись в молитвах и посте. Именно к ним обращены те новозаветные чтения, что звучали в храмах задолго до четырнадцатого века, когда был прославлен святитель Григорий Палама. В это воскресение на литургии оглашенных мы услышим чтения из Послания к евреям и Евангелия от Марка. Развивая тему недоумения Нафанаила, поднятую в прошлое воскресение, эти тексты ставят перед нами отнюдь не аскетические, но именно богословские вопросы: а кто такой, собственно, Христос? В чем Его отличие от нас? Что дает Его ученикам, коими в меру своей любви призваны быть и мы, возможность видеть Небо отверстым? И в каких событиях это чудо о Небе было явлено им?

Из Послания апостола Павла к евреям читается практически самое начало – о том, что Христос не просто посланник, пришедший в этот мир, не просто пророк, возвещающий некие истины, волю Божию нам открывающий, но – Сын Божий, Единосущный Отцу. По слову апостола Павла, мир сей, вся Вселенная закончат свой путь когда-то, изменят свой образ бытия, ко дню Суда небеса обветшают как ризы, совьются и погибнут, но Ты, Господи, Тот же, Ты не изменишься. Тот, кто призывает Нафанаила, когда-то сотворил этот мир, всех нас, само бытие. И поэтому Он вечен, а мир изменится. И поэтому, если перед нами не ангел, не вестник, а сам Сын Божий, тем важнее нам прийти к Нему, потому что именно Ему Бог Отец покорил вселенную. Именно к Нему устремлены надежды всего творения. Именно в Нем – наше спасение. И после этого мы слышим евангельское чтение. Евангелист Марк повествует о том, как люди принесли ко Христу расслабленного, то есть человека, который не мог ходить, но увидели множество народа вокруг Христа в доме, где Он беседовал с людьми, исцелял их.

И имея веру в Него, в то, что Он может исцелить, спасти расслабленного – видимо, родного, близкого им человека, может быть, их друга, – они раскрыли кровлю дома, разобрали крышу и спустили постель, на Проповедь на Евангельское чтение которой лежал расслабленный, прямо к ногам Христа. А Господь говорит расслабленному: «Прощаются тебе грехи твои», что вызывает ропот у иудеев: как Он может отпускать грехи? Только Бог может отпускать, Он богохульствует! На что Господь говорит: «Что легче сказать – “Прощаются тебе грехи твои” или “Встань, возьми постель свою и ходи”? Но чтобы мы знали, что Сын Человеческий имеет власть на земле прощать грехи, Христос говорит расслабленному: “Тебе говорю, встань, возьми постель твою и иди в дом твой”. И тотчас встал расслабленный, взял свои вещи и прошел пред всеми, так что все изумлялись и прославляли Бога, говоря: “Никогда ничего такого мы не видали”». Иоанн Златоуст поясняет, что Христос здесь являет Свое Богосыновство, Свое Единосущие Отцу. И, даровав человеку телесное здравие, возможность ходить, дает ему нечто большее – внутреннюю свободу от греха. И как бы говорит иудеям: что легче – от греха дать свободу или телесное здравие?

Но если телесное, внешнее дается, то дается и внутреннее. И вот для нас здесь очень важны два момента. Во-первых, вера людей, которые принесли расслабленного, и вера самого расслабленного. Иоанн Златоуст подчеркивает, что расслабленный желал, стремился ко Христу. Если бы он не хотел, если бы он сомневался, он бы, наверное, не дал опускать через крышу его постель на веревках к ногам Христа. И самое главное – совершенно необычное, неожиданное, новое измерение реальности. Оказывается, этот шлейф ошибок, шлейф грехов, какой-то лжи, каких-то неправд – вот эту липкую паутину внутреннего зла можно оборвать, к Богу развернувшись, и получить свободу. Эту свободу дает Христос. И поэтому те, кого Церковь оглашала, те, кто за всю свою жизнь смертельно устал от своих ошибок, кто сам себе хуже горькой редьки надоел, вдруг понимали, что они могут не только телесное получить исцеление во Христе, в церковных Таинствах, в церковной жизни, но самое главное – внутреннее освобождение от рабства диаволу, от себя самих. От той тесноты, от той скуки, в которой ты пребываешь в дохристианский период своей жизни, потому что грех – самое страшное, что делает жизнь скучной и невыносимой. И вот в этом новизна Евангелия: Христос не просто обещает когда-то в будущем отверстые небеса, новое измерение, новое качество бытия, но Сам является путем к этому распахнутому Небу. И каждый может на этот Путь ступить.

Иеромонах Димитрий (Першин)

 

Память святителя Григория Паламы, архиепископа Солунского

Святитель Григорий Палама, архиепископ Солунский, родился в 1296 году в Малой Азии. Во время турецкого нашествия семья бежала в Константинополь и нашла приют при дворе Андроника II Палеолога (1282–1328). Отец святого Григория стал крупным сановником при императоре, но вскоре умер, и сам Андроник принял участие в воспитании и образовании осиротевшего мальчика. Обладая прекрасными способностями и большим прилежанием, Григорий без труда освоил все предметы, составлявшие полный курс средневекового высшего образования. Едва достигнув 20 лет, он удалился на Святую Гору Афон и поступил послушником в монастырь Ватопед, где принял постриг и начал путь подвижничества. Через год ему явился в видении святой евангелист Иоанн Богослов и обещал свое духовное покровительство.

Григорий поселился в небольшой отшельнической обители Глоссии. Настоятель этой обители стал учить юношу сосредоточенной духовной молитве. За время пребывания в Глоссии будущий святитель полностью проникся духом исихазма и принял его для себя как основу жизни. В 1326 году из-за угрозы нападения турок вместе с братией он перебрался в Солунь (Фессалоники), где тогда же был рукоположен в сан священника.

Свои обязанности пресвитера святой Григорий сочетал с жизнью отшельника: пять дней недели проводил в безмолвии и молитве, и только в субботу и воскресенье пастырь выходил к народу – совершал богослужение и произносил проповеди. Вскоре он собрал небольшую общину монахов-отшельников и руководил ею в течение 5 лет. В 1331 году святитель удалился на Афон и уединился в скиту святого Саввы. В 1336 году святитель занялся богословскими трудами, которых не оставлял уже до конца жизни.

А между тем в 30-е годы XIV века в жизни Восточной Церкви назревали события, поставившие святителя Григория в ряд наиболее значительных вселенских апологетов Православия и принесшие ему известность учителя исихазма.

Около 1330 года в Константинополь из Калабрии приехал ученый монах Варлаам. Автор трактатов по логике и астрономии, умелый и остроумный оратор, он получил кафедру в столичном университете и стал толковать сочинения Дионисия Ареопагита, апофатическое богословие которого было признано в равной мере и Восточной и Западной Церквами. Вскоре Варлаам поехал на Афон, познакомился там с укладом духовной жизни исихастов и, на основании догмата о непостижимости существа Божия, объявил умное делание еретическим заблуждением. Путешествуя с Афона в Солунь, оттуда в Константинополь и затем снова в Солунь, Варлаам вступал в споры с монахами и пытался доказать тварность Фаворского света; при этом он не стеснялся поднимать на смех рассказы иноков о молитвенных приемах и о духовных озарениях.

Святитель Григорий, по просьбе афонских монахов, обратился сначала с устными увещаниями. Но, видя безуспешность подобных попыток, он письменно изложил свои богословские доводы. Так появились «Триады в защиту святых исихастов» (1338). К 1340 году афонские подвижники с участием святителя составили общий ответ на нападки Варлаама – так называемый «Святогорский томос». На Константинопольском Соборе 1341 года в храме Святой Софии произошел спор святителя Григория Паламы с Варлаамом, сосредоточившийся на природе Фаворского света. 27 мая 1341 года Собор принял положения святителя Григория Паламы о том, что Бог, недоступный в Своей Сущности, являет Себя в энергиях, которые обращены к миру и доступны восприятию, как Фаворский свет, но являются не чувственными и не сотворенными. Учение Варлаама было осуждено как ересь, а сам он, преданный анафеме, удалился в Калабрию.

Но споры между паламитами и варлаамитами были далеко не закончены. К числу вторых принадлежали ученик Варлаама, болгарский монах Акиндин и Патриарх Иоанн XIV Калека; к ним склонялся и Андроник III Палеолог. Акиндин выступил с рядом трактатов, в которых объявлял святителя Григория и афонских монахов виновниками церковных смут. Святитель написал подробное опровержение домыслов Акиндина. Тогда Патриарх отлучил святителя от Церкви (1344) и подверг темничному заключению, которое продолжалось три года. В 1347 году, когда Ин. 14 на патриаршем престоле сменил Исидор, святитель Григорий Палама был освобожден и возведен в сан архиепископа Солунского. В 1351 году Влахернский Собор торжественно засвидетельствовал православность его учения. Но солуняне приняли святителя Григория не сразу. В одну из его поездок в Константинополь византийская галера попала в руки турок. Святителя Григория в течение года продавали в различных городах как пленника, но и тогда он неутомимо продолжал проповедь христианской веры.

Лишь за три года до кончины вернулся он в Солунь. Накануне его преставления ему явился в видении святитель Иоанн Златоуст. Со словами «В горняя! В горняя!» святитель Григорий Палама мирно преставился к Богу 14 ноября 1359 года. В 1368 году он был канонизован.

Православный календарь

 

Божественная благодать и суета мира

Во второе воскресенье Великого поста Церковь вспоминает великого святителя Григория Паламу. Человека, который всю свою жизнь посвятил познанию Бога, очень много трудился и постоянно испытывал жестокую борьбу с еретиками, с лжеучителями. Часто учение, которое он проповедовал, подвергалось сомнению, так что ему приходилось всю жизнь доказывать свою правоту, доказывать, что тот путь, по которому идет он и люди, которые слушают его и Христа, ‒ истинный, спасительный. Это путь особых подвигов с вниманием к своему сердцу и к своей жизни. Он очень много говорил о Божественной благодати, о том, без чего мы не можем жить, без чего всякая душа христианина и человека просто погибает, слепнет, глохнет, умирает, засыхает, и жизнь его превращается в бессмысленный набор событий.

Очень часто нас отвращает от Божественной благодати именно суета этого мира, которая не кажется на первый взгляд настолько греховной: стяжание, утешение своего тщеславия, гордыни, – именно это сейчас больше всего отводит людей от Бога и от памяти о том, чем нужно постоянно питать свою жизнь, свою душу.

Человек стяжает огромные богатства, стремится к чему-то всю жизнь, и потом с каждым из нас происходит одно и то же. Нет человека, живущего на земле, которого не настигнет смерть. Все мы умрем, все, здесь стоящие, предстанут пред Господом, и тогда мы увидим, что эта наша жизнь, все эти заботы и помышления, заполняющие нашу душу, ‒ ничто. И не только ничто…, но это именно то, что и мешало нам соединиться с Господом. Но будет уже поздно. «Когда весь мир приобрящем, тогда во гроб вселимся», ‒ есть такие замечательные слова из заупокойного богослужения. Действительно, весь мир человек приобретает, и что его ждет? – он ложится в гроб и вселяется в могилу. Нищий, богатый, царь, раб – все лежат во гробе, «бездыханные, безобразные, не имущие вида». И тогда люди, которые стоят у этого гроба, вдруг понимают, что вот она какая – жизнь человека: все оказалось суетой и пустотой.

Но не напрасно сегодня мы вспоминаем имя Григория Паламы, и не напрасно он жил и трудился во имя Христа и ради всех нас. А для того, чтобы оставить нам спасительное учение о Божественной благодати, о том, что именно она нас исцеляет, она движет нашей жизнью, она спасает и избавляет нас от этой убийственной суеты.

В сегодняшнем Евангелии мы слышали, как принесли расслабленного ко Христу. Мы сейчас живем, пользуемся своими талантами, своими способностями, тем положением, в котором находимся, ‒ и мы не ищем Христа. И часто для того, чтобы начать возлагать именно на Него надежду и все упование, и понять суетность нашей жизни, Господь посылает нам болезни, немощи и расслабление.

Григорий Палама тоже рассуждает по поводу этого Евангельского чтения во вторую неделю поста, и говорит о том, что этого расслабленного надежда на Христа привела к вере. Надежда – все, что у него осталось, последнее в этом мире: нет уже ни здоровья, ни славы, ни силы, и только одна надежда на Христа привела его к спасению, к исцелению.

Так часто происходит и с нами, а мы с обидой говорим: за что, почему, я все правильно делаю, я хорошо себя веду! Почему мне посылаются эти болезни, испытания? Они посылаются для того, чтобы в нашем сердце поселилась надежда на Божественную благодать! Чтобы соединиться со Христом тем людям, которые, будучи здоровы и сильны, не находят в себе сил, чтобы побороть суету этого мира.

Четыре человека принесли расслабленного, разобрали кровлю дома, чтобы спустить его ко Христу. И нам тоже, говорит Григорий Палама, надо разгрести, разбросать эту черепицу ежедневных ненужных, пустых, никчемных забот, тщеславия, гордыни ‒ для того, чтобы попасть ко Христу, для того, чтобы спустить к Нему нашу несчастную, расслабленную, голодную, изможденную душу.

Божественная благодать сегодня соединяется с каждой душой, и мы соединяемся с Богом. Никакое великое богословское знание, ученость, хотя и их значение нельзя принижать, не способны так подействовать на человеческое сердце и душу, как Божественная благодать. Посмотрите, сколько примеров вокруг нас того, как люди, получив самое высокое образование, в том числе и богословское, говорят правильные вещи, а народ Божий им не верит. Они говорят, а это не действует на их сердце, потому что эти люди не стяжали Божественную благодать, а она стяжается, конечно же, в ежедневном аскетическом подвиге, в смирении, в посте и молитве, в любви и в отзывчивости к страданиям ближнего. Божественная благодать да пребудет со всеми нами молитвами святителя Григория Паламы, святых новомучеников и исповедников Церкви Русской и всех святых.

Иеромонах Игнатий (Шестаков)