Евангельское чтение

Исцеление гергесинских бесноватых (Мф. 8:28-9:1)

И когда Он прибыл на другой берег в страну Гергесинскую, Его встретили два бесноватые, вышедшие из гробов, весьма свирепые, так что никто не смел проходить тем путем.

И вот, они закричали: что Тебе до нас, Иисус, Сын Божий? пришел Ты сюда прежде времени мучить нас.

Вдали же от них паслось большое стадо свиней.

И бесы просили Его: если выгонишь нас, то пошли нас в стадо свиней.

И Он сказал им: идите. И они, выйдя, пошли в стадо свиное. И вот, всё стадо свиней бросилось с крутизны в море и погибло в воде.

Пастухи же побежали и, придя в город, рассказали обо всем, и о том, что было с бесноватыми.

И вот, весь город вышел навстречу Иисусу; и, увидев Его, просили, чтобы Он отошел от пределов их.

Тогда Он, войдя в лодку, переправился обратно и прибыл в Свой город.

… Христос пришел в землю этих бесноватых. Здесь Он не остался бездеятельным, пассивным, Он не уклонился: Он действует, Он исцеляет бесноватых. И что же случается, как на это отзываются жители? Они в ужасе, потому что увидели такое проявление силы Божией, которое повергает их в страх, а не в благоговение. И они просят Христа удалиться: Оставь нас, уйди!.. То, что Христос совершил Свое дело, исцелил, спас этих людей, не важно, для них важно, какой ценой это произошло: они лишились своих свиней…

Не это ли бывает и с нами? Мы просим Бога войти в нашу жизнь, и внезапно мы обнаруживаем, что Бог входит не так, как нам хотелось бы! Он не входит в нашу жизнь для того просто, чтобы навести в ней порядок так, как нам того хочется. Он обращает мертвую упорядоченность нашей жизни в хаос, но такой хаос, который несет в себе многие возможности – но мы этого не хотим! Мы держимся за то, что у нас было: спокойная жизнь без проблем, без великих событий, главное, без всяких трагических событий!

Неделю назад мы читали рассказ о сотнике, которому Христос сказал: «Я приду и исцелю твоего слугу». И тот ответил: «Нет, Господи, нет нужды Тебе приходить, я верю, что Тебе достаточно сказать слово – и все будет в порядке»… Не требуется, чтобы Христос Сам пришел; а в нашей жизни – как часто Он произносил Свое слово: все Евангелие – слово Христово, обращенное к нам, все Евангелие состоит из слов, которые несут жизнь вечную. Вы, наверное, помните тот случай, когда слова Христа показались неудобопонятными тем, кто Его окружал, и многие отошли от Него. Христос обратился к двенадцати ближайшим ученикам и спросил: «Не хотите ли и вы уйти?» – и Петр ответил: «Куда нам идти? У Тебя глаголы вечной жизни!» Христос никогда не говорил о вечной жизни, не описывал ее; Его слова вечной жизни выражались в том, что пробуждали вечную жизнь в тех, кто слушал, кто слышал, у кого были уши, чтобы слышать. «Скажи слово, и исцелеет слуга мой!» Христос говорит, – почему же мы, Его слуги, не исцеляемся? Потому что мы не хотим слушать.

В другом случае, раньше, Петр сказал Христу: «Выйди от меня, я человек грешник». Он сказал это, когда увидел чудесный улов рыб на море Галилейском. Я недостоин. Я грешник… Произносили ли мы когда-либо такие слова? Чувствовали ли мы, что недостойны Христова посещения, что не может Он прийти под наш кров, стать нам близким, быть с нами, делать для нас все, в чем мы нуждаемся? Да, быть для нас, словно слуга, исполняющий то, в чем мы нуждаемся…

Так ли мы отзываемся на Евангелие? Кто мы: Петр или жители-гергесинцы?

И еще: мы страдаем, мы в нужде, – хватает ли у нас веры сказать: «В силе Христовой, меня укрепляющей, я могу встретить мое страдание, мою нужду»; или мы оборачиваемся к Богу и говорим: «Спаси меня – Ты Сам! Я не готов терпеть это испытание!»

Задумаемся об этом. Каждое слово Божие – спасение для нас, если мы слушаем его, если отзываемся на него. Будем слушать – глубже, чем я говорил сегодня, будем перечитывать эти места, вдумываться в них, находя в них то, чего я не разглядел. И будем все, в меру своего понимания и за пределом собственных сил, в духе и силе Христовых, жить согласно Его слову.

Митрополит Сурожский Антоний

 

Явление Казанской иконы Божией Матери

28 июня 1579 года страшный пожар, начавшийся около церкви святителя Николая Тульского, истребил часть города и обратил в пепел половину Казанского Кремля. «Вера Христова, – говорит летописец, – сделалась притчею и поруганием». Но пожар в Казани явился предзнаменованием окончательного падения ислама и утверждения Православия на всей златоордынской земле, будущем Востоке Русского государства.

Город вскоре начал вставать из руин. Вместе с другими погорельцами, недалеко от места начала пожара, строил дом стрелец Даниил Онучин. Его девятилетней дочери Матроне явилась в сонном видении Божия Матерь и повелела достать Ее икону, зарытую в земле еще при господстве мусульман тайными исповедниками Православия. На слова девочки не обратили внимания. Трижды являлась Богородица и указывала место, где укрыта чудотворная икона. Наконец, Матрона со своей матерью стали рыть в указанном месте и обрели святую икону. На место чудесного обретения прибыл во главе духовенства архиепископ Иеремия и перенес святой образ в близрасположенный храм во имя святителя Николая, откуда после молебна перенесли его с Крестным ходом в Благовещенский собор. Во время шествия получили исцеление два слепца – Иосиф и Никита.

Список с иконы, явленной в Казани, изложение обстоятельств ее обретения и описание чудес были посланы в 1579 году в Москву. Царь Иоанн Грозный повелел устроить на месте явления храм в честь Казанской иконы Божией Матери, где и поместили святую икону, и основать женский монастырь. Матрона и ее мать, послужившие обретению святыни, приняли постриг в этой обители.

В Никольском храме, где был совершен первый молебен пред Казанской иконой, был в то время священником будущий Патриарх Ермоген, святитель Московский. Через пятнадцать лет, в 1594 году, уже будучи митрополитом Казанским, он составил сказание о священных событиях, очевидцем и участником которых был: «Повесть и чудеса Пречистая Богородицы честного, славного Ея явления образа, иже в Казани».

Небольшая икона, обретенная девочкой Матроной на недавно присоединенной инородческой окраине Российского царства, стала вскоре всенародной святыней, знамением Небесного покрова Божией Матери, явленного всей Русской Церкви, ибо душа православного народа чувствовала особое участие Пречистой Владычицы в исторических судьбах Родины. Не случайно Казанский образ является списком с древней Влахернской иконы и относится по иконографическому типу к иконам, именуемым Одигитрия-Путеводительница. Много раз «Матушка Казанская» указывала путь к победе русским православным воинам в исполнении их священного долга перед Богом и Родиной.

Православие и мир

 

Раз ты не можешь обладать малым, как Я дам тебе много?

Если Бог увидит, что ты не ценишь Его даров, Он не сможет тебе дать другие – не потому, что Ему жалко, а просто для чего? Что ты будешь с ними делать? Так говорит свт. Иоанн Златоуст. Бог – как мать, которая приготовила вкусное угощение и вдруг замечает, что дети не хотят его есть. Она думала вечером приготовить еще – и булочки, и пиццу, и торт с кремом, – но сейчас она видит, как дети выкидывают ее угощение на помойку, и думает: «Зачем опять готовить? Они не хотят есть, не благодарят меня, им не нравится…»

Вот причина, по которой у тебя нет того, чего хочется. Ты не можешь удержать то, что есть. В этом всё дело. Да, это неприятно слышать, вижу, ты огорчаешься – но это так.

Знаешь, для чего я тебе всё это говорю? Чтобы у тебя открылись глаза. Старец Паисий называл это духовным пробуждением. Как у человека, который внезапно просыпается от резкого звона будильника, вскакивает и говорит: «Где я, что со мной?» Я полностью слепой, я не вижу даров Божиих, я неблагодарный!

Иди на кладбище, поброди среди могил, остановись, поставь свечку за упокой и подумай: «Я жив, я могу ходить, у меня есть возможность выбора, я еще могу покаяться, исправиться!..»

Как один человек, который, выйдя из дома, увидел, как котенок карабкается на сосну, и сказал мне после: «Я почувствовал себя самым счастливым человеком на свете!» Он увидел солнце, сосну, котенка и ощутил великое счастье. Вот как бывает.

Вот потому ты и не радуешься – из-за неумения удивляться. А удивиться, обрадоваться можно чему угодно! Рутины не существует. Вот, например, я сейчас вижу, слушаю тебя, мы с тобой разговариваем во время передачи, и наше общение, общение с другими людьми – это большая радость для меня, за которую надо благодарить. Разве этого мало? Видеть Божие творение, Его создание, видеть плод Его дел…

Один священник как-то предложил своим чадам: «Возьмите лист бумаги и напишите, что, как вам кажется, является великой милостью Божией в вашей жизни. Напишите и посмотрите, сколько этих даров. А если объединить всё это вместе, получится одна большая радость»

Пожалуйста, посмотри мне в глаза. Почему у тебя не радостный взгляд? Пиши-пиши и благодари Бога. «Спасибо, Господи, что я здоров, у меня есть семья, прекрасная жена, замечательный муж, дети, деньги, теплый дом, автомобиль, работа, дача, родные, любящие меня друзья, люди, которые мне помогают, хорошие соседи и т.д.». Я знал одного мальчика, который благодарил Бога даже за щенка! А что? Щенок, котенок, которых мы так любим, – не нужно вычеркивать их из списка.

Получается столько поводов сказать Богу спасибо! Cтолько поводов утешиться, испытать радость и счастье.

Архимандрит Андрей (Конанос)

 

Святая Ольга и мы

Всем удивительна святая равноапостольная Ольга, многим походит на нас. Долго она не знала Христа. Почти всю жизнь прожила язычницей. Люди того времени считали ее «мудрейшей». Кроме этого, она была еще и мужественнейшей и нравственнейшей, но язычницей. Несгибаемая воля, природный ум, целомудренный образ жизни – вот ее краткий портрет.

Крещение «мудрейшая» приняла, когда ей было уже за 60. Приняла, когда ее сын Святослав уже достиг совершеннолетия и взял на себя управление княжеством. Святослав был единственным сыном Ольги. Она воспитала его таким же несгибаемым человеком, каким была сама. Еще когда сыну было лет пять, Ольга пошла войной на древлян, чтобы отомстить за убийство мужа – князя Игоря. Как она воспитывала сына, можно понять из того, что на эту войну Ольга взяла с собой малолетнего Святослава. Когда оба войска сошлись, Святослав первый бросил копье по направлению к древлянам. Копье, брошенное детской рукой, пролетело между ушей коня и упало ему под ноги. Тогда вожди киевских полков сказали: «Князь уже начал – потянем дружина за князем». Древляне были разбиты… Уже в этой истории многое поражает. Пятилетний ребенок – на коне с копьем в первых рядах войска, рядом со своей матерью-воительницей (слово «мама» тут совершенно не вяжется). Ольга-язычница не думала о том, что ее ребенок может пострадать в битве, может быть даже убит случайно. Она думала о том, что так он быстрее возмужает, скорее станет храбрым и отважным человеком.

Конечно, мы, христиане, не можем воспитывать детей рядом с кровью и насилием. Но сделаем поправку на то дикое время, когда жизнь обычного человека почти ничего не стоила… Взглянем на этот сюжет через призму нашего собственного отношения к детям, когда многие не в меру заботливые мамочки и бабушки готовы оградить ребенка даже от комариного укуса, от любой работы, а вместе с тем – и вообще от всяческих усилий. Ольга, будучи язычницей, правильно угадывала вектор воспитания детей. Воспитание должно быть направлено на то, чтобы ребенок научился бороться. По тогдашнему мироощущению Ольги – с видимыми врагами. По христианскому пониманию – с собой, со своими греховными пожеланиями – с врагами невидимыми. Ольга знала, что из мальчика надо в первую очередь сделать воина. Мы, христиане, должны из своих детей делать воинов Христовых.

Прошло много лет. Умудренная жизнью душа Ольги обрела Христа. Святослав в то время уже княжил. Ольга отдалась всем сердцем доброделанию и проповеди христианской. Надо думать, что началась эта проповедь с сына. Но, увы, Святослав уже был взрослым человеком со сложившимся мировоззрением. Нельзя сказать, чтобы он был каким-то фанатичным язычником. Скорее он был фанатичным воином. Вопросы религии его мало интересовали. Сам он креститься не желал, но и желающим креститься не препятствовал.

Около 15 лет Ольга прожила после крещения. До самой кончины она вела высокую подвижническую жизнь. Своих внуков она старалась воспитывать уже по-христиански, но тем не менее не решалась их крестить без разрешения сына. Сколько и в этой малости урока для нас! Для нас, которые, невзирая на чужую волю, пытаются «железной рукой» всех затащить в рай! Как сказал один современный богослов, вот если бы можно было всех затолкнуть в Царство Небесное, а двери – на ключ! Чтоб никто не убежал! О, как Господь и Его святые угодники ценят свободу человека! Когда думаешь об этом, то кажется, что намного меньше было бы в семьях скандалов на религиозные темы, если бы верующие родственники не тянули силком неверующих в храм… Проповедь жизнью – вот то, до чего мы не доросли. Проповедь жизнью оставила, наверное, след в сердцах внуков Ольги, след святой бабушки. Один из этих внуков станет позже великим князем и получит прозвище «Красное солнышко»…

Но и у Ольги была своя скорбь, близкая всем нам. 15 лет Ольга была в христианстве. 15 лет она «вовремя и не вовремя» (2Тим. 4:2) говорила о Христе своему сыну Святославу. 15 лет она возносила свои материнские святые молитвы Богу об обращении своего сына. И какой результат этих «мук рождения» (Гал. 4:19)? На смертном одре Ольга говорит Святославу: «Я теперь ни о чем не беспокоюсь, как только о тебе. Сожалею о том, что, хотя я и много тебя учила и убеждала оставить идольское нечестие, уверовать в истинного Бога, познанного мною, ты пренебрег этим. И знаю я, что за твое непослушание ко мне тебя ждет на земле худой конец и по смерти – вечная мука, уготованная язычникам». Почему так случилось? Неужели Господь не слышал молитв святой Ольги?

Тут мы сделаем паузу. Я, как и любой священник, часто слышу на исповеди покаянные слова родителей, что их дети не ходят в церковь и что они их неправильно воспитывали. Надо ли в этом каяться? Надо ли выбирать из нашей прошлой, языческой жизни отдельные грехи, когда она вся была мраком и нечестием? Мы были слепыми, вот и вели своих детей, сами не зная куда. А если слепой ведет слепого (см.: Мф. 15:14)… Прости нас, Господи, что мы жили, как бесы: блудили, пьянствовали, объедались, чародействовали и прочие мерзости творили. В том числе и детей дурно воспитывали. И вот, в словах святой Ольги мы видим, что она сожалеет не о том, что дурно воспитала сына в язычестве, а о том, что он пренебрег ее словами, сказанными уже в христианстве.

Так слышал ли Бог молитвы святой Ольги? Конечно. Только не допускал Святослав в свое сердце Христа Спасителя, поэтому по пророчеству своей матери и погиб злой смертью. Святослав был убит в битве с печенежским князем Курей. Куря отсек голову Святославу и из его черепа сделал чашу, из которой пил во время пиров. Конечно, мы не знаем, где в вечности находится Святослав.

Много уроков нам дает жизнь Ольги до христианства и житие святой Ольги после крещения. И самый главный, быть может, – урок смирения и упования на Бога. Часто мы выпрашиваем у Бога исполнения своей воли, которая нам кажется правильной и благочестивой. Но никто не может дать гарантию, что мы не ошибаемся. Ведь и святые ошибались. «Мои мысли – не ваши мысли, ни ваши пути – пути Мои, говорит Господь» (Ис. 55:8). Поэтому гораздо мудрее просто молиться о спасении своих неверующих родственников, а время и способ смиренно оставлять на волю Божию. «Да будет воля Твоя», – эту молитву дал нам Христос Спаситель. Мы же зачастую молимся так: «Господи, да будет воля моя»…

Надо всегда помнить, что Господь часто призывает людей в Церковь скорбями. И когда у наших неверующих родственников случаются скорби и тяжкие обстоятельства, то не нужно чрезмерно убиваться этим, но стараться увидеть в этом направляющую руку Божию, ведущую их к вере.

И последнее. Постараемся, братья и сестры, проповедовать Христа нашим присным не столько языком и словами, сколько делом и жизнью, чтобы все, кто окружает вас, «без слова приобретаемы были, когда увидят ваше чистое, богобоязненное житие» (1Пет. 3:1-2).

Священник Сергий Бегиян