Евангельское чтение

О зрении и слепоте (Ин., 34 зач., IX, 1–38)

И, проходя, Иисус увидел человека, слепого от рождения. Ученики Его спросили у Него: Равви! кто согрешил, он или родители его, что родился слепым? Иисус отвечал: не согрешил ни он, ни родители его, но это для того, чтобы на нем явились дела Божии. Мне должно делать дела Пославшего Меня, доколе есть день; приходит ночь, когда никто не может делать. Доколе Я в мире, Я свет миру. Сказав это, Он плюнул на землю, сделал брение из плюновения и помазал брением глаза слепому, и сказал ему: пойди, умойся в купальне Силоам, что значит: посланный. Он пошел и умылся, и пришел зрячим. Тут соседи и видевшие прежде, что он был слеп, говорили: не тот ли это, который сидел и просил милостыни? Иные говорили: это он, а иные: похож на него. Он же говорил: это я. Тогда спрашивали у него: как открылись у тебя глаза? Он сказал в ответ: Человек, называемый Иисус, сделал брение, помазал глаза мои и сказал мне: пойди на купальню Силоам и умойся. Я пошел, умылся и прозрел. Тогда сказали ему: где Он? Он отвечал: не знаю. Повели сего бывшего слепца к фарисеям. А была суббота, когда Иисус сделал брение и отверз ему очи. Спросили его также и фарисеи, как он прозрел. Он сказал им: брение положил Он на мои глаза, и я умылся, и вижу. Тогда некоторые из фарисеев говорили: не от Бога Этот Человек, потому что не хранит субботы. Другие говорили: как может человек грешный творить такие чудеса? И была между ними распря. Опять говорят слепому: ты что скажешь о Нем, потому что Он отверз тебе очи? Он сказал: это пророк. Тогда Иудеи не поверили, что он был слеп и прозрел, доколе не призвали родителей сего прозревшего и спросили их: это ли сын ваш, о котором вы говорите, что родился слепым? как же он теперь видит? Родители его сказали им в ответ: мы знаем, что это сын наш и что он родился слепым, а как теперь видит, не знаем, или кто отверз ему очи, мы не знаем. Сам в совершенных летах; самого спросите; пусть сам о себе скажет. Так отвечали родители его, потому что боялись Иудеев; ибо Иудеи сговорились уже, чтобы, кто признает Его за Христа, того отлучать от синагоги. Посему-то родители его и сказали: он в совершенных летах; самого спросите. Итак, вторично призвали человека, который был слеп, и сказали ему: воздай славу Богу; мы знаем, что Человек Тот грешник. Он сказал им в ответ: грешник ли Он, не знаю; одно знаю, что я был слеп, а теперь вижу. Снова спросили его: что сделал Он с тобою? как отверз твои очи? Отвечал им: я уже сказал вам, и вы не слушали; что еще хотите слышать? или и вы хотите сделаться Его учениками? Они же укорили его и сказали: ты ученик Его, а мы Моисеевы ученики. Мы знаем, что с Моисеем говорил Бог; Сего же не знаем, откуда Он. Человек прозревший сказал им в ответ: это и удивительно, что вы не знаете, откуда Он, а Он отверз мне очи. Но мы знаем, что грешников Бог не слушает; но кто чтит Бога и творит волю Его, того слушает. От века не слыхано, чтобы кто отверз очи слепорожденному. Если бы Он не был от Бога, не мог бы творить ничего. Сказали ему в ответ: во грехах ты весь родился, и ты ли нас учишь? И выгнали его вон. Иисус, услышав, что выгнали его вон, и найдя его, сказал ему: ты веруешь ли в Сына Божия? Он отвечал и сказал: а кто Он, Господи, чтобы мне веровать в Него? Иисус сказал ему: и видел ты Его, и Он говорит с тобою. Он же сказал: верую, Господи! И поклонился Ему.

Христос воскресе!

Быть может, именно для нас, для нашего поколения особенно важно сегодняшнее повествование об исцелении слепорожденного. Спаситель, проходя мимо слепца, известного всему Иерусалиму, не спрашивая его ни о чем, не спрашивая даже о его вере, «мимоидый» – исцелил его. Слепой сделался зрячим, а слепые фарисеи стали пытать его, кто же сотворил над ним это великое благо, которое они сами никогда не могли и не смогут совершить.

Они стали придираться, обвиняя Спасителя, что это великое дело Божие сотворено в день Божий, в субботу. Не находя ни одного слова, чтобы противостать Истине, Которая блистала пред ними невиданным чудом, фарисеи все же не удержались и в зависти и злобе извергли хулу на Бога и на Духа Святого.

Иногда спрашивают: что такое хула на Святого Духа? В сегодняшнем Евангельском чтении описан этот страшный грех: фарисеи видят силу Божию – явленную в исцелении слепорожденного – и все равно упорно отрицают ее. Они издевательски призывают: «Воздай славу Богу, мы знаем, что Человек тот (Который исцелил тебя) – грешник». А исцеленный говорит: «Грешников Бог не слушает, но кто чтит Бога и творит волю Его, того слушает. От века не слышано, чтобы кто отверз очи слепорожденному. Если бы Он не был от Бога, не мог бы творить ничего». И тогда фарисеи изгнали его вон, т. е. отлучили от синагоги, отлучали от всего общества израильского.

Он лишен всех прав. Отныне никто по иудейским законам не может с ним ни общаться, ни помогать ему, ни жить вместе с ним. Отец и мать отказались от него.

«Отец мой и мати моя остависта мя, Господь же восприят мя…» Именно тогда Спаситель Сам находит его и говорит: «Ты веруешь ли в Сына Божия?» Прозревший спросил: «А кто Он, Господи, чтобы мне веровать в Него?» И тогда Спаситель говорит ему, почти как и на прошлой неделе самарянке: «И видел ты Его, и Он говорит с тобою». И никаких больше доказательств не нужно было слепорожденному. Он поклонился Ему как Богу и сказал: «Верую, Господи».

Не случайно неделю назад Святая Церковь представила нам такое же откровение Спасителя грешной, но чистой сердцем женщине-самарянке. Оба этих евангельских человека узрели Бога.

Мы все – поколение слепорожденных. Мы были рождены по большей части своей вне веры в Господа. Духовные очи наши по плану, выношенному еще издревле, должны были оставаться закрытыми до самой нашей смерти. И миллионы, миллионы людей должны были отойти в вечность, не познав ни Бога, ни своей души, ни самого духовного мира. Было сделано все, чтобы мы, родившиеся слепорожденными от слепорожденных зачастую родителей, остались бы таковыми навсегда.

Но чудо Божие совершилось над нами. Господь, не спрашивая, веруем ли мы, не истязуя нас об этом, а, напротив, зная, что этой веры в нас нет, брением и скорбями помазал нас, как святым миром, и миллионы, миллионы людей в нашей стране исцелились. Отверзлись их духовные очи.

Наши современники, исцеленные слепые, как и этот слепорожденный, были подвергнуты тяжким испытаниям, допросам, издевательствам от фарисеев века сего, и многие из нас отлучены были от общества своих друзей, близких и родных. То, что произошло с евангельским слепорожденным, произошло со многими из нас.

Но почему Спаситель исцелил именно его? Почему чудо Божие явилось именно над этим человеком, а не над целою толпой таких же несчастных, увечных, больных, которые стоят рядом с ним? Две недели назад мы читали в Евангелии, как Спаситель исцелил расслабленного. Но тот хоть жаждал исцеления и надеялся на него – уже в течение 38 лет. А слепорожденный даже не имел веры, потому что не знал, в кого верить – он просто не видел Господа, не видел Того, Кто сказал ему: «Пойди на купальню Силоам и умойся». Именно ему Спаситель, видя его мужественное исповедание перед врагами Истины, врагами Божиими, открыл Свое Божество.

Но все же, почему исцелялись одни и не исцелялись другие? Почему Спаситель, проходя мимо толпы убогих, нищих, инвалидов, расслабленных, выхватывал одного и исцелял? Почему из миллионов и миллиардов слепорожденных только малое стадо становится зрячими духовно, почему из сотен народов, живущих в мире, только немногие исповедуют спасительную Православную веру?

По-человечески сказать, это несправедливо. По-человечески сказать – чем другие слепые были хуже этого слепца? А другие расслабленные, лежащие при купели Силоамской, хуже этого расслабленного? И чем мы с вами (а каждый из нас знает сам себе цену – очень невысокую) лучше, чем миллионы наших братьев и сестер в этом мире, которые не просвещены светом веры?

Спаситель и в дни Своей земной жизни, ходя по земле, избрал из многих лишь тех… кого Он избирал. И ныне происходит то же самое. И среди народов в целом тоже Господь избирает только тех, кого Он избирает.

Так кто же наконец те, кого избирает Спаситель?

Перед Своими страданиями, на Тайной вечере, Он говорит ученикам: «Я избрал вас от мира». А потом в Первосвященнической молитве обращается к Отцу: «Отче Святый! соблюди их во имя Твое, тех, которых Ты Мне дал». Кто же они? Богатые и великие люди? – Нет, конечно. Только одни нищие? – Тоже нет. Среди избранных Богом были люди всех состояний. Или это были люди, богатые другим – разумом и мудростью? – Ничего подобного. Были люди мудрые, которые признавали свою немощь ума, и были люди совсем неученые, а то и просто юродивые, которым вдруг ниспосылались особые откровения. А может быть, это были люди, богатые грехами, потому что Господь «грешников пришел спасти»? – Но мы знаем, что все грешны перед Богом. Или, может быть, это были люди, богатые верой? – Да, Господь требовал веры от людей. Но вот слепорожденного Он исцелил без его веры. Расслабленного, которого, раскрыв кровлю здания, спустили пред Ним, Он исцелил лишь по вере принесших его. А еще мы знаем, что и бесы веруют и трепещут… Так кого же Господь избирает в наследие Себе?

Апостол говорит в одном из посланий: «Теперь уже не я живу, но живет во мне Христос». Вот кого избирает Спаситель: тех, кто может отвергнуть себя и стать жилищем Бога.

По неизреченному Божественному смотрению избираются лишь такие люди. Пусть этот человек будет малодушным, как этот расслабленный, две недели назад предавший Спасителя, но и он мог сказать, хотя бы в какое-то время своей жизни, что вот, во мне живет Христос. Он смог стать Его храмом. И Иуда какое-то время был храмом Божиим! Но кто растлит храм Божий, того растлит Бог…

«Теперь уже не я живу, но живет во мне Христос». То же самое могут сказать и все, кого избирает Бог. Упраздняется ветхий человек, и созидается Христос в человеке.

Но Христос живет в человеке совсем не умозрительно, совсем не только в уме нашем. В уме Христос у многих верующих людей: и у протестантов, и у католиков, и просто у тех, которые говорят: да, я верую во Христа, но я вне Церкви. Есть те, кто мудрствует о Христе, предается мечтательствам о Нем, хочет о нем слышать, – но жизни Христа в них нет. Они вне Тела Христова, вне Христовой Церкви. Поэтому-то и выходит, что многие народы, узнавшие о Христе, живут вне Его Тела, вне Его Божества.

Конечно, мы говорим это не для того, чтобы возгордиться. Святая Церковь говорит об избранных как о величайшей милости Божией ко грешному человеку, но и как о величайшей ответственности. Потому что и избранные, к несчастью, могут уподобиться Иуде, стать отступниками, в которых когда-то жил Христос, а потом они своего Спасителя предали и распяли.

Наше прозрение в том и заключается, что мы начинаем видеть себя исполненными грехов и способными к любому злу и любому предательству. Наше прозрение – в том, что мы начинаем видеть мир таким, как он есть – лежащим во зле. Наше прозрение – в том, что мы начинаем видеть и ценить в этом мире более всего лишь великое милосердие Божие к нам и ко всему слепому человечеству. А если мы всего этого не видим, значит нам только кажется, что мы прозрели, а на самом деле мы остались по-прежнему слепы, от чего избави нас Господь!

Христос воскресе!

Митрополит  Тихон (Шевкунов)

 

Верность Богу Святой Ксении Петербургской

Петербург конца XVIII в. хотя и не был столь шумным и многолюдным как сегодня, однако и в те времена вряд ли мог считаться тихим островком спасительного мира. По России было еще достаточно мест необжитых и уединенных, привлекавших самоотверженных делателей спасительного поприща мирного служения Богу. Казалось, что туда и должны были стремиться все, искренне желавшие посвятить свою жизнь Создателю.

Тем более странно выглядит на фоне столичной суеты фигура блаженной Ксении. Казалось бы, что забыла среди шумных улиц большого города женщина, определившая своим уделом жизнь только по евангельским заповедям вопреки всяким человеческим мнениям. Неужели, одетая в мужскую одежду, называвшая себя по имени умершего мужа Андреем Федоровичем, блаженная рассчитывала на понимание и сочувствие со стороны окружавших? Или, может, она целенаправленно желала терпением унижений от других усилить свои подвиги?.. Если так, то сперва все действительно шло по плану: когда целыми днями, летом и зимой, в стужу и зной святая бродила по Петербургу, злые люди и особенно уличные мальчишки часто глумились и смеялись над ней. Однако вскоре окружающие стали замечать, что в ее словах и поступках кроется глубокий смысл. И когда блаженная стала почитаться за прозорливицу, стоило ей появиться на улицах и рынках города, как всякий знавший ее предлагал ей свои услуги. Каждую же ночь святая Ксения, несмотря ни на какое время года и погоду, уходила в поле и молилась до самого рассвета. Здесь, по ее словам, присутствие Божие было «более явственно». Все это вызывает еще большее недоумение: зачем святая возвращалась в столицу, почему она не оставалась постоянно в месте, где ей было так хорошо пребывать с Богом?..

Конечно же, ответ на этот вопрос лежит за гранью словесных форм. Его трудно постичь одним рассудком. Однако христианское сердце тем и отличается от сердца неверующего, что оно не отказывается от истин, которые не может постичь разум. И это признание силы души, способной действовать вопреки рассудку, приближает нас к пониманию подвига святой. Но это не все.

В образе блаженной Ксении каждый находит что-то родное и близкое. Кажется, что между святой и душой конкретного человека нет никаких барьеров, никаких непонятностей, различий во взглядах. Скажи слово, разбуди сердечное чувство – и тебя сразу же услышат, поймут, утешат…

Откуда такая сила, дерзновение, любовь?

В Священном Писании есть замечательные слова: «Больше всего хранимого храни сердце твое, потому что из него источники жизни» (Прит. 4:23). Святая Ксения смогла сохранить свое сердце и его главное сокровище – верность Христу. Вот о чем, прежде всего, свидетельствует жизнь родной Ксеньюшки – о всепобеждающей силе верности Богу. Это был дар ее сердца, следуя зову которого она могла вопреки суете и мнениям, насмешкам и льстивому вниманию окружающих сохранять свою душу невредимой. Она не искала Христа ни в аскетических подвигах, ни в удалении от суетного мира, но просто оставалась верной Его заповедям, не боясь погрузиться в бушующее море столичной суеты. Тот путь внешнего безумия, которым святая следовала, был дан ей Господом как ответ на искреннее желание сохранить верность и Богу и любви к супругу, которой Вседержитель облагодетельствовал ее сердце. Ее подвиг остается сокровенным, но плоды его и по сей день радуют прибегающих за помощью к святой Ксении. Своим юродством она лишь свидетельствовала об истине, которую твердо запечатлела в сердце: верность Богу можно хранить всегда и везде, при любых обстоятельствах. Бог хранит нас, а не мы Его. Поэтому там, где есть искреннее желание следовать евангельским заповедям, уже нет страха перед действительностью. Верное сердце видит перед собой только Бога, и Его реальность, выраженную в Евангелии, ставит выше всего видимого. Верный Богу не боится делать решительные шаги, поскольку доверяет определять их направление Творцу… О силе сердца, верного своему Создателю, и свидетельствуют удивительные тепло и милосердие святой Ксении, которые делают ее близкой и родной каждой православной душе.

Роман Савчук