Един Бог есть прежде всего и у всех и во всех и выше всего, нами веруемый и поклоняемый во Отце и Сыне и Святом Духе, Единица в Троице и Троица в Единице, соединяемая без слияния и различаемая без разделения: та же самая Единица есть тождественно Троица Всемогущая.
Отец безначальный, не только как безвременный, но тоже как совершенно без причины; Сам единственная причина и корень и источник во Сыне и Святом Духе созерцаемого Божества; Сам единственная первоначальная причина всего сущего; не единственный Творец, но единственный единого Сына Отец и присносый единственный Отец и Изводитель; более великий Сына и Духа, но это только как причина, во всем остальном Тот же Самый как Они и равночестен.
Которого Сын один, безначальный как безвременный, не безначальный же как имеющий началом и корнем и источником Отца; от Которого единого Он исходил прежде всех век, бестелесно, не истекая, бесстрастно, через рождение, но без разделения, Бог сый от Бога, не другой же как Бог, а другой как Сын; присно Сый и присно сый Сын, и единственный Сын, присно сый у Бога без слияния; не причина и начало Божества во Троице мыслимого, ибо причина и начало Его существования Отец, но причина и начало всех созданных, как сущих всех через Него.
Иже во образе Божии сый, не восхищением непщева быти равен Богу; но при полноте веков принял образ, нам свойственный, и, истощая Себя, благоволением Отца и содействием Святого Духа, по закону естества зачался и родился от Приснодевы Марии, вместе Бог и Человек, и, как воистину вочеловечивыйся, став нам во всем подобен, кроме греха, пребывающий тем, что Он был, Бог истинен, соединяющий без смешения и изменения две природы и воли и действия и пребывающий один Сын в одной Ипостаси, и после вочеловечения действующий все Божественные действия как Бог и все человеческое как человек, и был подчинен беспорочным человеческим страстям. Бесстрастен же и бессмертен сый и пребывая яко Бог, Он вольно пострадал во плоти, яко человек; и быв распят и умерый и погребен, и воскресый в третий день, Он и явился Своим ученикам после воскресения, и свыше силу возвещая, и повелевая наставлять все народы, и крестить во имя Отца и Сына и Святого Духа, и соблюсти и учить, как Он повелел, он вознеслся Сам на небо и воссел одесную Отца, делая равночестну и сопрестольну как равнобожественну нашу телесную одежду, с которой и вернется со славою судити живых и мертвых и дать каждому по делам его.
Вознесыйся к Отцу, Он послал на Своих святых учеников и апостолов Духа Святого, Который исходит от Отца, Он собезначальный Отцу и Сыну как безвременный, но не безначальный же, как и имеющий и Он корнем и источником и причиной Отца, не как рожденный, но как исшедший; ибо и Он исходил прежде всех век от Отца, не истекая и бесстрастен, не через рождение, но через исхождение. Неразделен сый от Отца и от Сына как от Отца происшедший и в Сыне почивающий, имеющий вкупе соединение неслиянное и различение нераздельное, Бог сый и Он от Бога, не другой как Бог, но другой как Утешитель; Дух Самоипостасный, от Отца исходящий и через Сына посылаемый, то есть: являемый, причина и Он всего созданного, как в нем совершаемого, Тот же Самый как Отец и Сын и равночестен, кроме нерожденности и рожденности. Он был послан от Сына к Своим ученикам, значит, был являем; ибо каким другим образом был бы послан Тот, Который вездесущий? Итак, не только от Сына, но тоже от Отца и через Сына посылается, и придет являемый от Себя Самого, потому что послание, то есть явление Духа, есть общее дело. Является же не по сущности, ибо никто никогда не видел или же объяснил Божию Сущность, но по благодати и силе и энергии, которые общие Отцу и Сыну и Святому Духу. Свойственна каждому из Них Его собственная Ипостась и все, что стремится к ней.
Общее есть не только пресущая Сущность, которая абсолютно безымянна, неявляема и непричащаема, яко превыше всякого имени и явления и причастия, но тоже благодать и сила и энергия и блеск и царствие и нетленность и, одним словом, все, чем Бог причащается и соединяется по благодати со святыми ангелами и человеками, без лишения своей простоты, ни частностью и разнообразием сил и энергий. Итак, есть у нас один всемогущий Бог во едином Божестве. Ибо от совершенных Ипостасей никогда не зарождается составление, ни может могущественное, потому что имеет силу или силы, когда-то из-за этого быть искренно названно составленным.
К тому мы почитаем святую икону Сына Божия, Который стал описанным как нас ради вочеловечивыйся, вознося наше почитание от образа к Первообразу; и честное древо Креста, и все символы Его страдания, как сущие Божественные Трофеи против общего противника нашего рода; мы почитаем еще спасительное знамение честного Креста и Божественные церкви и места и священные сосуды и богоданные слова из-за в них обитающего Бога. Мы почитаем тоже иконы всех святых из-за любви к ним и к Богу, которого они искренне любили и служили, вознося наш ум в их почитании к лицам, на иконах представленным. Мы почитаем тоже самые мощи святых, потому что освящающая благодать не оставила их святых костей, подобно как Божество не разлучилось от Владычнего тела в Его тридневной смерти.
Мы не знаем никакого зла по существу, ни что существовало бы другого начала зла, чем развращение умных существ, которые плохо пользовались богоданной им свободой.
Мы держим все церковные предания, письменные и неписьменные, и прежде всего тайное и всесвятое служение и причастие и общение и собрание, от которого другие служения получают свое совершенство и где в воспоминании Того, Который истощил Себя неистощимо и воплотился и страдал нас ради, священнодействуются и богодействуются, по Того божественнмоу повелению и по Его собственному действию, самые божественные предметы, Хлеб и Чаша, и делаются жизнодательным Телом и Кровью, и даруютя в несказанное Причастие и общение тем, которые благочестиво приступают.
Всех не исповедающих и не верующих в то, как Святый Дух провещал через пророков, как повелел Господь, когда Он явился нам во плоти, как свидетельствовали Им посланные Апостолы, и как Отцы наши и их преемники нас учили, но выдумывающих их личные ереси или следовавших до конца за теми, которые их плохо научили, мы отвергаем и предаем анафеме.
Мы принимаем все Святые и Вселенские Соборы: Собор триста восемнадцати богоносных отцов в Никее против иконоборца Ария, злочестиво обнищающего Сына Божия в творение и рассекающего в Отце и Сыне и Святом Духе поклоняемое Божество в тварное и нетварное; Собор ста пятидесяти святых отцов, собравшихся в Константинополе против Македония Константинополитянина, злочестиво обнищающего Духа Святого, рассекающего этим не меньше, чем первый, в созданное и несозданное, Божество единое; после этого Собор двухсот отцов в Ефесе против Нестория Патриарха Константинопольского, который разделил во Христе единство Его божества и никогда не хотел называть Богородицею Пресвятую Деву, истинно Бога рождшую; и четвертый Собор шестисот тридцати отцов в Халкидоне против Евтихия и Диоскора, злобно учивших, что у Христа была одна природа; и после этого, Собор ста шестидесяти пяти отцов в Константинополе против Феодора и Диоскора, которые думали то же самое, как и Несторий, и его учение поддерживали своими трудами, и против Оригена и Дидима и некоторого Евагрия, которые из древних, и старались ввести некоторые мифы в Божию Церковь; и после этого Собор ста семидесяти отцов в этом городе против Сергия, Пирра, Павла от управлявших в Константинополе, которые отнимали от Христа две Его энергии и два хотения, соответствующие Его двум природам; и Собор ста семидесяти отцов, который опять был в Никее против иконоборцев.
Мы принимаем тоже все святые Соборы, проведенные Божиею благодатию в свое время и место для утверждения благочестия в евангельской жизни; к ним принадлежат те, которые проведены в этом великом городе в славной церкви Святой Божественной Премудрости (Св. Софии) против Варлаама Калабрийского и против Акиндина, который был за него и думал, как он, и спешил, чтобы его с хитростью оправдать; которые учили, что общая благодать Отца и Сына и Святого Духа, и свет будущего века, в который праведные будут сиять яко солнце, как это Христос предъявил, когда Он сиял на Горе, и просто всякая сила и энергия Триипостасного Божества, и все, что неким образом различается от Божественной природы – что все это созданно, рассекая этим злочестиво единое Божество в созданное и несозданное, а тех, которые благочестиво исповедуют, что этот Пребожественный Свет несозданный и всякая сила и энергия Божественная – ибо ничего от всего принадлежащего по природе к Богу не возникло недавно – они называют двубожниками и многобожниками, точно как нас называют иудеи, савеллиане и ариане. Но мы изгоняем и первых, и последних как настоящих безбожников и многобожников, и мы их окончательно отсекаем от полноты благочестивых – как это и сделала Святая Соборная Апостольская Христова Церковь Синодиком и Томосом Святогорским, верующие во Единое, Триипостасное и Всемогущее Божество, никогда не отпадающее от единства и простоты из-за сил или Ипостасей.
Мы соединяем все это с нашим чаянием воскресения мертвых и бесконечной жизни будущего века. Аминь.
Святитель Григорий Палама
Три образа Великого поста
Великий пост – эта «весна души», период обновления, расцвета лучших наших качеств – для нас является временем максимального приближения к Господу. Но как провести это время, чтобы оно было Богу благоугодно? Многие, наверное, слышали расхожее выражение: «Постимся постом приятным, благо- угодным Господеви».
Иногда первую часть этой фразы вырывают из контекста, и выходит, что пост должен стать каким-то приятным для нас времяпрепровождением. Но слово приятный в славянском языке имеет иное значение – «тот, который принимается». То есть мы должны поститься таким постом, чтобы его принял Господь.
Какой пост будет принят Богом? Об этом говорит Сам Господь в Евангельском отрывке, который читается в храмах в воскресенье накануне Великого поста. «А ты, когда постишься, помажь голову твою и умой лице твое, чтобы явиться постящимся не пред людьми, но пред Отцом твоим, Который втайне…» (Мф. 6:17-18).
Тогдашние традиции предписывали человеку в праздничные дни мазать волосы маслом – елеем. Это было признаком того, что ты пребываешь в хорошем, бодром и веселом настроении. И поскольку сейчас мода изменилась, и волосы елеем уже не мажут, наставление это не следует воспринимать буквально. Но всё же необходимо помнить, что пост для нас – время действительно радостное.
Часто говорят о том, что в пост мы должны воздерживаться от греха. Но возникает вопрос: а что, в непостное время можно расслабиться и грешить? В этом отношении я бы сравнил пост с сессией в институте.
Студент на протяжении семестра учится, получает знания, но в период сессии должен особенно напрячь все свои интеллектуальные и физические силы, чтобы подготовиться, как следует: освежить в памяти пройденный материал, подтянуть «хвосты», восполнить пробелы и на экзамен прийти максимально готовым. Для того, кто хорошо учился, экзамены вообще не представляют какой-либо трудности или угрозы: такой студент ожидает их не с ужасом, а с радостью – как период, после которого наступят каникулы.
Так и для нас великопостные недели, после которых наступает радостная Пасха, – это период сдачи духовных экзаменов: насколько мы в течение всего года были христианами; насколько жили по-христиански, насколько научились вести себя по-христиански, воздерживаться от греха. Постом это всё проявляется.
Если привыкли поститься – как положено христианам, в среду и пятницу в течение всего года не вкушать определенные виды пищи, – так и сейчас будет легко, и вопросов, оправдывающих собственное невоздержание, возникать не будет. И всё же пост – это время, когда мы должны напрячься и вспомнить, чему научились за весь предшествующий год.
К доске!
Пост также призван напомнить нам о бренности земной жизни, о том, что она скоро закончится, и мы предстанем на суд Божий.
Когда школьник идет на занятия, он не знает, когда его спросят. Даже если отвечал на прошлом уроке, вполне могут вызвать и сейчас. Получается, нет никакой возможности расслабиться: каждый день на каждом уроке ученик должен быть готов выйти к доске.
И христианин так же – должен знать и помнить, что в любой момент его могут «спросить», и нужно будет ответить достойно. Жизнь наша – как во время, так и вне поста – постоянное ожидание этого вызова. Потому и Церковь чтениями из Священного Писания и богослужебными текстами настраивает нас всегда быть готовыми дать ответ своему Господу.
Есть замечательные слова: «Помни последняя твоя и вовеки не согрешишь» (Сир. 7:39). Если человек не только умом, но и сердцем поймет, что нужно иметь готовность на всякий час предстать перед Господом, он будет уклоняться от многих и многих грехов. Поэтому всех нас накануне поста хочу призвать достойно готовиться «к каждому уроку», помня о том, что в любой момент мы можем быть «вызваны к доске».
Быть во всеоружии
Думаю, любой, кто уже постился, знает, что постом часто обостряются многие наши страсти, приходят всевозможные искушения. Порой христиане ждут поста даже с некоторым содроганием – потому что в этот период, как правило, или возникнут проблемы со здоровьем, или пойдут какие-то скорби, недопонимания с родными, на работе и так далее.
Человек, читающий духовную литературу, должен знать, как относиться к испытаниям: где-то потерпеть, где-то помолиться, где-то уступить и всегда благодарить Господа. Ведь всё это – горькие лекарства, которые Бог дает нам, чтобы мы вышли победителями в борьбе с грехом, живущим в нас. Чтобы научились терпению и любви.
В случае болезни – тоже нужно понимать, что это время мы можем посвятить размышлениям о конечности земного пути. Здоровье наше не такое уж богатырское, и таким, как в молодости, уже не будет. Рано или поздно болезни и старение организма приведут его в могилу, а значит, к этому тоже следует готовиться, и, как я уже говорил, – к нашему ответу на Страшном суде.
Опять же, это повод поблагодарить Господа.
Ведь болезнь можно назвать мученичеством, и если человек с благодарностью Богу, с упованием, без ропота, без досаждения тем, кто его лечит или помогает, без раздражительности переносит страдания, это вменяется ему в мученичество. Потому что это, действительно, – тяжелый крест.
Есть в Псалтыри замечательные слова: «уготовихся и не смутихся» (Пс. 118:60). И если мы знаем, что постом могут возникать искушения, то не должны смущаться, когда они подступают. Так воин ложится отдыхать – зная, что готовится нападение, он положит оружие рядом, останется во всем снаряжении и в случае опасности тут же вскочит и вступит в бой. И мы в этот пост – если встретим его в духовном всеоружии, ожидая нападения врага, то в тех искушениях, которые, может быть, Господь попустит нам для нашей пользы, обязательно выйдем победителями.
ПРИТЧА ДНЯ
В конце XIX века было такое дело. Деревенская девочка возвращалась после пасхальных каникул из дома в школу и несла с собой немного денег, корзиночку с домашними пирогами и несколько штук крашеных яиц. На дороге ее убили с целью ограбления. Убийца был тут же пойман, денег у него уже не нашли, пироги были уже съедены, но яйца остались. На случайный вопрос следователя, почему он не съел яйца, убийца ответил: «Как я мог? Ведь день был постный».
Сергей Фудель, «Воспоминания»