Затерянный древний город Или-Балык. Загадочные каменные надгробия с христианскими крестами. Первое в Казахстане средневековое кладбище христиан-несториан. Наши журналисты побывали на раскопках в районе Жаркента, которые могут раскрыть всему миру забытые страницы нашей истории.
О распространении христианства несторианского толка вдоль трасс Великого Шелкового пути было известно давно. Одним из регионов, куда добирались христианские проповедники из Сирии и Персии, был и современный Казахстан. Сведения о крупных христианских общинах оставили знаменитые европейские и китайские путешественники, проезжавшие через территорию Семиречья. Фламандский монах и посол французского короля Людовика IX к монгольскому хану Бату, Гильом де Рубрук, в XIII веке писал, что 200 тысяч человек из тюркского племени кереев еще в 1007 году приняли христианство вместе со своим правителем. Позже крещение также приняли часть родов племен карлуков и ногайцев. Археологические свидетельства распространения христианства в Средней Азии были обнаружены на раскопках древних городов и храмов в Туркменистане, Узбекистане, Кыргызстане и Китае. Казахстан долгое время оставался белым пятном на этой карте, так как здесь не было обнаружено следов проживания больших христианских общин, остатков христианских храмов или христианских кладбищ. Ситуация изменилась четыре года назад благодаря одной случайной находке.
В 2014 году житель поселка Ушарал наткнулся на окраине села на странный камень. Гладкая, будто обработанная инструментами каменная плита около метра в длину лежала на земле на территории лесного хозяйства, где в советское время местный колхоз возделывал бахчевые поля. Не долго думая, он забрал валун к себе домой, чтобы затем использовать в хозяйстве. Через несколько лет фермер вспомнил о своей находке и решил положить ее в фундамент дома. Посмотрев на камень свежим взглядом, он разглядел на нем контуры изображений крестов и загадочные надписи на неизвестном языке. Суеверный сельчанин решил вернуть странную находку примерно на то же место, где обнаружил ее. История не получила бы продолжения, если бы о плите с надписями не узнал местный учитель истории. Он сообщил о ней в Институт археологии.
Информация о загадочном камне вызвала ажиотаж среди археологов не только в Казахстане, но и в других странах. Ученые догадывались, что обнаруженная жителем Ушарала каменная плита это кайрак — надгробный камень христиан-несториан с надписями и символикой. Для изучения находки была создана международная группа ученых из исследователей компании «Археологическая экспертиза», сотрудников Института археологии им. Маргулана, специалиста по средневековым городам Шелкового пути Карла Байпакова и американских археологов из Института археологии Тэнди, штат Техас. Фермер, обнаруживший плиту, не смог указать точное месторасположение своей находки, и археологи приступили к ее поискам. Вскоре они обнаружили еще восемь надгробий с письменами, записанными древнесирийским алфавитом.
Продолжив работы, ученые установили месторасположение средневекового городища, находившегося на месте современного поселка Ушарал. По структуре это поселение было очень похоже на другие города, располагавшиеся на Шелковом пути. Оно состояло из цитадели (укрепленная часть с дворцом правителя), шахристана (место проживания знати и богатых жителей) и рабата (ремесленный квартал). Обследуя территорию, археологи обнаружили большое количество жилых построек в плохом состоянии, керамику различных эпох и множество монет. Монеты позволили им установить период существования города — IX–XIV века. Соотнеся результаты археологических работ и исторические данные, ученые, к удивлению и радости, поняли, что обнаружили затерянный город Илан-Балык, одну из загадок истории Казахстана.
Впервые о городе Илан-Балык как о процветающем торговом поселении на Тянь-Шанском горном коридоре Великого шелкового пути упоминал царь Киликийской Армении Гетум I. В 1253 году он отправился с посольством к монгольскому правителю и по пути на родину из столицы империи Чингисхана Каракорума проезжал через Алмалык (городище в современном Синьцзян-Уйгурском округе Китая), Илан-Балык (в записках царя Иланбалех, в китайских источниках — Или-Балек), Талас (Тараз). Расположение двух других городов было давно известно историкам, но они долго пытались точно локализовать Илан-Балык. Над этой проблемой бились такие знаменитые ученые-востоковеды, как Василий Бартольд. Он считал, что городище располагалось в районе села Шенгельды, но позже ученые раскопали там лишь остатки караван-сарая. Свою версию расположения Илан-Балыка в книге «История казахского народа» выдвигал Мухамеджан Тынышпаев.
Проводя раскопки в Ушарале, ученые быстро поняли, что городище рядом с обнаруженными христианскими надгробиями полностью соответствует описаниям легендарного Илан-Балыка. Они нашли три монетных клада, большая часть монет из которых была отчеканена в городе Алмалык. Известно, что эти города имели тесные экономические и политические связи.
— В источниках об Илан-Балыке сказано, что он находился в одном дне пути от Алмалыка. Алмалык находится недалеко от Хоргоса, а городище — в Ушарале, в 60 километрах от китайской границы, так что тут тоже всё соответствует описанию. По структуре городища мы выяснили, что это был один из крупнейших городов региона. Население Илан-Балыка вместе с городской агломерацией могло достигать 50 тысяч человек. Хозяйство тут было смешанное, в этих местах благоприятные условия для земледелия и скотоводства, местные жители занимались ремеслами, ну и, конечно, получали доходы от торговли. Пожалуй, этот город не сильно выделялся бы среди других крупных городищ на торговых путях, если бы не одна особенность: доказательства проживания здесь большой христианской общины. Христианство было в Илан-Балыке если не доминирующей религией, то одной из основных. В таких городах бок о бок могли мирно проживать христиане, буддисты и мусульмане. Период процветания местных христиан и всего города пришелся на XIII век — время монгольского завоевания. Это было связано с религиозной политикой монголов: у них не было государственной религии, и они лояльно относились ко всем конфессиям, — рассказывает участник первой экспедиции на городище Ушарал и руководитель раскопок на христианском некрополе, представитель исследовательской организации «Археологическая экспертиза» Денис Сорокин.
Кто же такие несториане и почему они распространяли свое учение так далеко от родины? Несторианство — это одно из направлений христианства, зародившееся на востоке, в Сирии и Персии. В VI веке оно обособилось от других христианских учений и было объявлено ересью. Испытывая гонения со стороны правителей Византии и Персидской империи, священники Церкви Востока (несториане) по торговым путям начали вести миссионерскую деятельность в Средней Азии. Несторианство получило широкое распространение среди тюркских и монгольских народов, приобрело большое влияние в Китае и улусах потомков Чингисхана. Так продолжалось до XV века, когда междоусобные войны, угасание торговли и распространение ислама привели к исчезновению христианства в регионе.
С самого начала раскопок на Или-Балык ученые полагали, что обнаруженные надгробия свидетельствуют о нахождении в окрестностях городища крупного христианского некрополя. Подобных находок еще не было в истории казахстанской археологии, и ученые с энтузиазмом взялись за поиск этого объекта. Первые два года исследователям не слишком везло — они находили могильные камни, но не обнаружили ни одного захоронения. За этого время экспертам удалось перевести надписи на надгробиях.
— Интересно, что все надписи на камнях были сделаны сирийским письмом, но на тюркском языке. Важно понимать, что здесь проживали не какие-то пришлые народы, а местное тюркское население, принявшее христианство. Для расшифровки надписей мы привлекли ученого, специализирующегося на переводе сирийских христианских текстов — профессора Марка Диккенса из Канады. Он прилетел сюда, чтобы изучить находки и расшифровать надписи, — рассказывает Денис.
На большинстве надгробий (кайраков) были написаны имена или духовные должности покойных. Часть имен были греческими, но встречались и тюркские. К примеру, на одном из кайраков был такой текст: «Священник Петрос (греческая форма имени Петр — прим. авт.), сын Тегиза». Среди имен также встречались и такие экзотические для нашего региона, как Барсаба. На одном из осколков камней исследователи различили обрывки надписи: «Господь, Святой… Милосердие Иисуса. Мария».
В 2018 году исследования христианского кладбища продолжились. В первый же день раскопок один из участников экспедиции различил в земле что-то белое. Присмотревшись внимательно, он понял, что это человеческий череп. Вскоре находки захоронений посыпались на ученых одна за другой.
— Мы расчищали по 5–6 скелетов в день. Когда раскапывали первые шесть могил, у них столпились все участники экспедиции. На 14-м скелете энтузиазм поубавился, а потом ребята подшучивали друг над другом, мол, если череп найдешь, зарывай обратно, а то снова заставят копать, — вспоминает руководитель экспедиции Денис Сорокин, — Всего в этом сезоне мы обнаружили около 30 могил. Здесь была очень большая плотность захоронений. До этого в Казахстане на многих памятниках находили только отдельные артефакты, связанные с христианами: украшения в виде звезд Давида, сосуды с крестами. Массовое захоронение несториан было обнаружено впервые. Подобные некрополи хорошо исследованы в Кыргызстане, Узбекистане и Туркмении, но для нас это настоящее открытие. Второго такого кладбища в Казахстане просто нет.
Приехав в Ушаральский некрополь, сразу осознаешь масштаб этого исторического памятника. Археологи работают на участке в несколько сотен метров, и почти каждый метр здесь занят могильными ямами. Некоторые захоронения находились в одной яме, но на разных уровнях. В одном из раскопов археологи нашли останки сразу трех детей в разных слоях земли. Ученые считают, что местное кладбище использовалось христианской общиной несколько веков подряд.
Энергичный исследователь в широкополой шляпе набекрень в духе Индианы Джонса склонился над скелетом, тщательно, но аккуратно расчищая его от пыли. На одной из костей пальцев четко можно различить небольшой зеленовато-серый металлический ободок. Археолог пинцетом бережно снимает перстень и сразу помещает его в герметичную упаковку. В Ушарале ученые практически не находили в захоронениях вещей или ритуального инвентаря.
— Отсутствие какого-либо погребального инвентаря только подтверждает, что это были христианские захоронения. На более раннем этапе истории, когда большинство тюрков исповедовали местные культы, в могилы обязательно клали оружие, сосуды с едой, зеркала. Всё, что мы нашли здесь, это бусы, браслеты из цветной пасты и перстни. Так мы различаем мужские и женские захоронения: у мужчин, как правило, перстни, а у женщин — бусы. При этом, по-видимому, местное население, приняв христианство, окончательно не отказалось от каких-то традиционных обрядов. Рядом с захоронениями мы обнаружили ямы с золой, в которых были обломки костей животных и керамики. Сложно пока сказать, какой именно ритуал проводился с помощью этих предметов, — добавляет археолог.
Проходя мимо рядов захоронений, можно заметить, что они имеют достаточно четкую структуру и определенное направление. Все могилы сооружены по направлению с запада на восток, так что останки были ориентированы головой на запад, лицом на восток. Некоторые черепа лежат горизонтально, как бы на земляном подиуме. Ученые считают, что при захоронении погребённым специально подсыпали глину под голову, чтобы она находилась в приподнятом положении.
Все работы при раскопках производятся только вручную. Вначале ученые аккуратно зачищают определенный участок земли, а затем внимательно рассматривает его структуру. Небольшая разница в цвете или структуре земли говорит о том, что там может находиться могильная яма.
Обнаружив захоронение, они аккуратно кисточкой и мастерком расчищают его послойно, фиксируя все находки. Такая работа требует много усилий и времени.
Большинство обнаруженных погребений представляли из себя обычные могильные ямы без погребальных сооружений, но были и исключения. На одном из участков археологи нашли конструкцию из жженых кирпичей над могилой ребенка. Они предположили, что это остатки склепа. На дне той же ямы можно различить кладку из сырцового кирпича. Исследователям еще предстоит реконструировать форму этих сооружений.
Присмотревшись к останкам, можно заметить, что большинство скелетов очень маленького размера. Ученые подтверждают, что 95% из обнаруженных здесь погребений — детские. Они раскопали останки детей в возрасте от 1 года до 14–15 лет, и даже несколько небольших скелетов недоношенных детей.
— По этому вопросу у нас пока есть две версии. Либо часть кладбища, где мы сейчас работаем, была детской, либо останки взрослых были погребены на большей глубине, и мы пока не дошли до них. Думаю, что именно по той причине, что мы раскапывали в основном детские погребения, нам не попадались нательные кресты. Возможно, до определенного возраста их не носили.
Открытие городища Или-Балык и обнаружение доказательств проживания здесь крупной христианской общины с самого начала вызывало большой интерес во многих странах мира, особенно среди экспертов по истории христианства. С первого года исследований наряду с казахстанскими учеными в раскопках принимали участие американские специалисты из Института археологии Тэнди при Юго-Западной баптистской богословской семинарии Форт-Уорта. В качестве представителя университета в Ушарале работал специалист по истории искусств и архитектуры профессор Чарльз Стюарт.
Раскопками в Казахстане также заинтересовался швейцарский ученый Кристоф Баумер, один из ведущих западных исследователей Центральной Азии и Тибета. Основанное им Общество изучения Евразии уже третий год выделяет гранты на продолжение раскопок христианского некрополя. В изучении исторического памятника также помогал британский ученый из Оксфордского университета Себастьян Брок. Сингапурский генетик доктор Чи Кай Чан приехал на раскопки, чтобы взять образцы костей для анализа ДНК. Чтобы объединить и координировать работу казахстанских и иностранных специалистов, при Институте археологии Академии наук Казахстана был создан отдел несторианских исследований.
Один из соорганизаторов и активных участников международной экспедиции, доктор Стивен Гилберт рассказал, почему ученые из Европы, США и других стран проявили такой живой интерес к раскопкам Или-Балыка и ушаральского некрополя.
— В Казахстане я живу уже восемь лет. Работал в различных организациях, был директором гуманитарной организации «Сеним», преподавателем английского, даже успел выучить казахский язык. Я давно интересовался историей Центральной Азии, преподавал этот предмет в одной из англоязычных школ. Когда услышал об обнаружении камня с несторианскими крестами в Ушарале, сразу разузнал об этом побольше. Меня попросили помочь с поиском волонтеров из разных стран и привлечением к исследованиям международных экспертов. Я связался с Институтом Тэнди, и они быстро согласились поддержать этот проект. Изучением памятника также заинтересовались другие институты и ученые из разных стран мира. В первый год около половины бюджета раскопок составили средства, выделенные зарубежными научными организациями. Мне нравится думать, что в этом отчасти есть моя заслуга. В процессе раскопок я настолько заинтересовался археологией, что решил получить четвертое высшее образование в этой сфере. Свою диссертацию посвятил религиозной истории казахов. Хотел бы заниматься исследованиями по этой теме в будущем.
— История Центральной Азии не очень хорошо освещенная на Западе тема, и потому она вызывает интерес. С момента получения Казахстаном независимости появилось больше возможностей для исследований в вашей стране, а тут еще и находки, которые связаны с ранней историей христианской церкви в Центральной Азии, это вообще новое направление в религиоведении и археологии. Для всего мира это свежая информация, которая дополняет историю всего христианства. О христианских общинах в Средней Азии было известно только из письменных источников, и теперь мы подкрепляем это результатами раскопок. Это terra incognita (неизвестная земля — прим. авт.), потерянная история, и потому ученые со всего мира готовы приезжать сюда, вкладывать свои личные средства, чтобы продолжать исследования, — добавляет Стивен.
В этом году в экспедиции на ушаральском некрополе одновременно участвовало до 30 человек, но только небольшая часть из них была профессиональными археологами. Остальные — волонтеры, съехавшиеся сюда со всей страны, и большая группа студентов из США.
— Для меня эти раскопки стали настоящим шоком. У нас никогда не было столько добровольцев, а тем более — иностранных участников. Люди узнавали о наших находках и приезжали из Алматы, Актау, Тараза и других городов. Две недели с нами жили и работали 15 молодых американцев, членов волонтерской христианской организации, совершивших путешествие по Центральной Азии. Тут были австралийцы, ирландцы, канадцы. Обычно на раскопках царит довольно строгая атмосфера, ведь работают профессиональные ученые и нанятые рабочие. Тут же была более неформальная обстановка общения и новых знакомств. Все участники разместились в двух домиках в Ушарале: в одном мужчины, в другом — женщины. Мы вместе готовили пищу, по вечерам собирались у одного костра, рассказывали интересные истории и пели песни, — вспоминает руководитель экспедиции Денис Сорокин.
Денис отмечает, что после начала раскопок Ушарал превратился в популярный туристический маршрут для всех интересующихся историей христианства. Однажды на раскопки приехала группа из 20 католических монахинь из Испании и Португалии.
— Такого интереса со стороны энтузиастов со всего мира в моей практике еще не было. Это по-настоящему международные исследования, и они важны для всего Казахстана. Эти находки доказывают, что со Средних веков территория нашей страны была связующим звеном между Востоком и Западом не только в торговле, но и в культурном обмене. Здесь царили мультикультурализм и терпимость ко всем религиям. Надеюсь, раскопки продолжатся в следующем году, ведь в этом месте можно сделать еще немало интересных открытий.
Источник: VOX POPULI