История христианства на территории современного Казахстана уходит своими корнями в далекое прошлое, о чем говорят археологические данные и исторические свидетельства. Развивая данную тему, мы можем предоставить ряд исторических доказательств, связанных с христианским прошлым населения Казахстана.
Его христианское прошлое, прежде всего, связано с политической и культурной историей народов Средней Азии, Ближнего и Среднего Востока. Здесь важную роль играл Великий шелковый путь, северное направление которого переместилось в VI-VII вв. на территорию Южного Казахстана и Семиречья, где находились центры Западно-Тюркской империи и где происходило бурное формирование и развитие городов Отрар, Тараз, Навакент, Испиджап и др.
Наиболее ранним считаются сообщения о христианах Мерва. По свидетельству Бируни, христиане появились в Мерве уже через 200 лет после рождения Христа. А к 334 г. относится первое упоминание о Мервском епископии, которая позднее была преобразована в митрополию. Здесь имелся мужской монастырь и мастерские по изготовлению богослужебной утвари. Предполагается, что небольшой монастырь, раскопанный там же, построен в IV веке, принадлежал мелькитам (т. е. православным), покинувшим его в середине VI века возможно под напором несториан. Именно отсюда, т. е. из Мерва, в VII-VIII вв несторианство распространяется по городам Южного Казахстана и Семиречья.
Древнейшие следы христианства в Семиречье предшествуют первому упоминанию о прибытии в этот район миссионеров несторианской церкви. Оформление же церковной организации Семиречья завершилось на рубеже VIII и IX вв. К этому времени относится также упоминание в одном из посланий несторианского патриарха Тимофея I об обращении в христианство тюркских народов, вероятнее всего карлуков. Это подтверждается и тем, что на рубеже IX—Х вв. упоминается особая карлукская митрополия, о чем свидетельствует сводный список несторианских митрополий, составленный в середине XIV в. Амром Бен Матом. Карлуков, очевидно, посетил на своем пути на Восток один из самых прославленных несторианких миссионеров рубежа VIII и IX вв. – Шубхалишо, проповедовавший во всех районах Центральной Азии – от Прикаспия до границ Китая . Ему приписывается обращение в христианство не только язычников, но и манихеев, маркионитов.
К числу памятников христианского искусства Семиречья В.П.Даркевич и Б.И.Маршак относят два серебряных блюда, найденных в Прикамье: из с. Григоровское – с изображениями евангельских сцен, и из аниковского клада – со сценами из книги Иисуса Навина. Оба блюда датируются IX-X вв. Их прототипами были, видимо, более ранние произведения, созданные в христианской среде Месопотамии или Ирана.
Город Навакент был одной из столиц Тюркского каганата. Навакентская митрополия окормляла общины Семиречья. В XI веке влияние Навакенской митрополии распространилось уже на громадную территорию, позже вобравшую в себя земли Казахстана, Восточный Туркестан и отдельные районы Сибири; митрополит носил титул «Навакенской и Кашгарский». Кроме того, в некоторых городах имелись хорепископы (викарии), о чем свидетельствуют обнаруженные на кайраках надписи .
О многочисленных церквах у бактрийцев, гуннов, персов и индиццев упоминает в середине VI в. Козьма Индикоплов . Когда в 591 г. был разбит отложивший от Хосрова II военачальник Бахрам Чубин, в плен были взяты воевавшие на его стороне тюрки – войско его союзника, тюркского правителя Бухары. Многие из них имели на лбу знак креста – по их словам, такой знак они рисовали на лбах своих новорожденных . Честь обращения в христианство каких-то тюркских племен, а также тюркского кагана со всем его войском приписывается митрополиту Мерва Илии (середина VII в.) . В 1009 году принимает христианство самый культурный и сильный из степных монгольских народов – кераиты. По преданию кераискому хану, заблудившемуся в пустыне явился святой мученик Сергий и указал ему путь, что и явилось причиною его крещения по имени Маргуз (Марк). Он привел к вере весь свой четырехсоттысячный народ . А в XII в. принимают крещения найманы, а также тюркские народы – онгуты, гузы, чигили .
Среднеазиатские христиане продолжали совершать погребения в оссуариях, украшенных вместо прежних языческих изображений и символов изображениями крестов . Такие оссуарии найдены в Согде, на Афрасиабе и в Хорезме, на некрополе древнего Миздакхана
Погребение костей в сосудах, на ряду с обычными захоронениями по христианскому обряду, практиковались также христианами Семиречья.
Христианская церковь VIII в. и некрополь с погребениями VI-VII вв. были обследованы на городище Ак-Бешим . Большая часть погребений в этом городе совершена по христианскому обряду. В этом же городище найдено погребение VII-VIII вв. предварительно очищенных костей в хуме с процарапанным на нем несторианским крестом. Христианские погребения более позднего времени известны по результатам обследования некрополя древнего Тараза – захоронения в хумах и в маленьких склепах из обожженного кирпича . Они датируются IX-X вв.. При раскопках древних городищ: Тараза и Сарыга (Краснореченское городище), в слоях VII-VIII вв. были найдены обломки сосудов с надписями христианского содержания на сирийском и согдийском языках . Также при раскопках города Тараза в слое VI—VIII вв. найдена керамическая кружка с сирийской надписью «Петр и Гавриил». А.Я. Борисов считал принадлежавшей христианам-яковитам, основываясь на манере письма, характерной для западной, яковитской школы. Это говорит нам в подтверждение, что на территории современного г. Тараза и г. Мерке действовали христианские церкви.
О христианах Илийской долины, которые имели свою церковь в Каялыке и свое селение, сообщает Вильгельм Рубрук посол Людовика IX, который посетил ту местность в 1253 г.
При раскопках некрополей городов Джамуката и Невакета были обнаружены захоронения христиан с серебряными и бронзовыми крестами. Известна и случайная находка нефритового креста на городище Красная речка. В музее г. Шымкента хранится каменная ступка, найденная на городище Торткольтобе. На ней изображены символы христианства — крест и голубь.
К выдающимся произведениям религиозного искусства и религиозной символики среднеазиатских христиан, тюрков по национальности, за период появления христианства в этих краях до конца XIV в., относятся кайраки — надгробные камни с несторианскими надписями и символикой. О существовании христианских общин в Семиречье свидетельствуют не только надмогильные сирийские надписи, но и согдийские надписи на керамике, на венчиках больших хумов для вина. На одном из них было написано: «Этот хум (предназначен) для учителя Яарук-Тегина. Мастер Пастун. Пусть будет он (хум) наполненным, аминь, аминь!». Слово «учитель» в этой надписи аналогично терминам тюро-согдийских эпитафий — «учитель наставник».
Заключительное «аминь» не оставляет сомнений, что Яарук-Тегин был руководителем христианской общины .
Таким образом, археологические и эпиграфические находки вкупе с данными средневековых источников показывают пути распространения христианства.
Теперь перейдем ко второй странице истории христианской миссии в Казахстане, которая открывает более близкое нам время – XIX в. Еще известный алтайский миссионер, архимандрит Макарий (Глухарев), начал интересоваться казахами во время своих кочевий. Есть данные, что уже в 20-х годах XIX в. в Святейшем Синоде ставился вопрос о создании Киргизкой миссии (казахов называли киргизами), время считалось благоприятным, целые аулы желали принять православную веру. В 1880 г. руководитель Алтайской миссии архимандрит Владимир (Петров) объехал район Семипалатинска и доложил Священному Синоду о необходимости миссионерства среди казахов. Он возглавлял Миссию с 1865 по 1880 год в сане архимандрита. В 1882 г. Синод позволил открыть Киргизскую (т. е. казахскую) миссию, как часть Алтайской, миссионером был назначен священник Филарет Синьковский. Он был начальником Миссии с 1865 по 1880 год в сане архимандрита, с 1880 по 1883 год в сане епископа Бийского . С 1895 г. Киргизская миссия стала самостоятельной, подчинившись Омскому епископу. В 1898 г. миссия имела центр в г. Семипалатинске и несколько миссионерских станов в округе. Деятельность священников-миссионеров состояла, прежде всего, в непрестанных миссионерских путешествиях по аулам с проповедью Евангелия на казахском языке, строительстве храмов, устроение миссионерских школ для детей новокрещенных, преподавания в которых велось на казахском и русском языках. Устраивались диспуты с мусульманскими проповедниками. В храмах миссии службы шли на казахском языке, на клиросах обычно пели по-казахски дети новокрещенных. Уже имелись переводы Нового Завета, жития святых, различных богослужебных песнопений. Перенимался опыт Алтайской миссии по созданию мужских и женских монастырей, которые принимали новокрещенных послушников и приучали их к христианской вере. Деятельность миссии прекратилась после революции 1917 г. в России. Но, к сожалению, сейчас нигде в официальных источниках нет и намека о православных христианах-казахах конца XIX – начала XX вв.
Из вышесказанного мы видим, что история ясно говорит нам о христианском прошлом казахского народа, что подтверждается историческими фактами. Это также является прямым доказательством того, что христианство на протижении истории не было чуждым духу казахской нации и народов, живших на ее территории.
Иерей Елисей Кукеев
Источник: Официальный сайт Общественного Объединения “Союз Православных Граждан” РК