История судоходства на реке Или

«В 1854 году при основании Алматинских станиц (ныне гор. Верный) по недостатку в окрестности провианта, требовавшагося для войск и казаков – поселенцев, купец Кузнецов, приняв на себя поставку этих продуктов и закупив муку в станице Каркаралинской, решился доставить её водным путём до выселки Илийскаго в количестве 8000 пуд. С этой целью на северном  берегу озера Балхаш у  Бертышской пристани было построено парусное судно, названное “Святой Николай”, и на нем, действительно, был перевезен провиант по оз. Балхашу и р. Или до выселка Илийскаго. Доверенный купца Кузнецова г. Грабицкий оставил дневник плавания баржи “Николай”, который велся им лично, как в передний, так и в обратный путь. На следующий 1855 г. по причине хорошего урожая в Алматах не было надобности подвозить хлеб и судно, оставленное на зиму у Бертышской пристани, пропало бесследно.

Названное судно двигалось по оз.Балхашу на парусах и завозами. По р.Или судно двигалось преимущественно бичевою и завозами, пройдя 355 вер. от устья до выселка Илийскаго в 72 дня. Обратный путь до устья совершен в 17 дней.

Во время оккупации Кульджи г.Козелл-Паклевским была сделана первая попытка завести на р. Или пароходное сообщение.

Для исследования реки и для пробных рейсов им был заказан небольшой винтовой пароход в 35 сил, который и произвёл в 1883 г. под начальством г.Норманн небольшое плавание.

* Пароход был заказан на средства Кульджинского, Джаркентского купца В.Юлдашева. Пароход был выписан в разобранном виде и затем собран в выселке Илийском. Длина 17 м., ширина 3,5 м., осадка 1,2 м, грузоподъёмность 800 пудов. Пароход был назван именем первого губернатора края “Колпаковский”.*

В мае месяце 1883 г. пароход доставил к Суйдину 800 пудов пшеницы; затем в конце августа, когда вода уже несколько спала, пароход отправился из выс. Илийскаго для исследования нижняго течения р.Или и озера Балхаша. При осадке в 31/2 фута в передний путь он часто садился на мель и портил винтовой механизм. Мель на баре устья р.Или не позволила ему войти в озеро, так как глубина воды на баре была 21/2 фута; мель впрочем оказалась не шире 25 саж. На обратном пути, когда фарватер был уже известен, было меньше препятствий и пароход садился на мель очень редко. По словам г.Норманна пароход может доходить до самой Кульджи. Деятельность этого парохода продолжалась не долго, доставив к Суйдину 800 пудов пшеницы, он, не имея никакой работы и требуя значительных расходов на ремонт и починку, был разобран и продан владельцем по частям.

Опыт устройства пароходного сообщения по р.Или и озеру Балхашу частными предпринимателями, как видно из изложенного, не удался. Неудача объясняется прежде всего малым знакомством с делом и со свойствами р.Или самих предпринимателей, что доказывает заказ слишком глубокосидящаго парохода с винтовым механизмом, поспешность исполнения задуманнаго проекта и при первых же неудачах быстрое охлаждение к предприятию, над которым надо было предварительно серьёзно поработать, а затем, чтобы оно имело успех, нужно было его солидно обставить.

Купец Вали-Ахун Юлдашев больших средств дать не мог, даже тяготился отпуском ремонта, когда выяснилось, что приобретенный пароход не дает ожидавшихся барышей. Г.Паклевский в это время занят был уже другими делами.

* Г. Козелл-Паклевский известен многими начинаниями в Кульдже. По его проекту была построена паровая, так называемая юлдашевская, мельница и механический завод, главным образом, для ремонта парохода.*

Пробный рейс парохода от Суйдинской пристани до устья р.Или обратил внимание Степного генерал-губернатора и распоряжением генерал-лейтенанта Колпаковского был командирован классный военный топограф Креков для изследования путей от Иртышских пристаней Семиярск-Павлодар до Бертышской пристани на оз.Балхаш, с целью изыскать направление удобное, для устройства колеснаго пути на этом волоке и, таким образом, связать водный путь по р.Иртышу с водным путем по оз.Балхашу и р.Или до китайских пределов. Изыскания г.Крекова показали, что на указанном направлении, за отсутствием воды, положительно невозможно думать об устройстве колеснаго сообщения.

Кроме плавания вышеуказанных судов г.Фишер в 1871 г. совершил поездку на лодке от старой Кульджи до выселка Илийскаго, а г.Паклевский, вскоре после того, сделал такое-же путешествие на плоту.

Все эти опыты доказали, что хотя судоходство по р. Или и возможно, особенно в нижних ея частях, но встречает значительныя затруднения, обусловливаемыя:

1) быстротой течения от котораго образуются быстрины и водовороты;

2) изменчивостью фарватера и переносными мелями;

3) мелководьем ранней весной и поздней осенью;

4) деревьями и карчами, которые несет река в мае и июне.

Движение парусных судов затрудняется кроме того неудобством бичевника, проходящего иногда по непролазной чаще и через глубокие притоки.

Во всяком случае вопрос о возможности судоходства по оз.Балхашу и р. Или ожидает будущих изследователей и предпринимателей, и как только экономический рост края и развитие культуры и торговли поставит этот вопрос на очередь, то, повидимому, к благоприятному разрешению его непреодолимых препятствий в свойствах р.Или и озера Балхаша не имеется. Колесные с мелкою осадкою в два фута пароходы могут ходить по оз.Балхашу и р.Или безпрепятственно.»

Из книги “Опыт военно-статистического описания Илийского края.
Составлен генеральнаго штаба Подполковником Д.Федоровым.
Под редакциею генеральнаго штаба Генерал-Майора Тихменева.
Издание штаба Туркестанскаго военнаго округа.”
Часть I. Ташкент. 1903 г. с.220-223

В 1926 году на реке Или работала экспедиция советских специалистов. Исследователи отмечали трудность навигации, которая заключалась в изменчивости фарватера, обилием мелей, быстроте течения сильных ветров и пустынности берегов. Время бурного развития навигации наступила в 30 годы 20-го века. В 1929 году на воду спущено парусно-моторное судно “Балхаш” водоизмещением в 33 тонны. А в 1934 воды реки Или бороздили уже шестьдесят самоходных судов, буксиров и барж.

 


1854 г. февраля 1. Ходатайство генерал-губернатора
Западной Сибири Г.Гасфорта на имя имп. Николая I
o пароходстве на оз. Балхаше и р. Или

С занятием в прошлом лете на левом фланге киргизской степи р. Или и Заилийской долины открылись для торговли и промышленности новые виды развития. Река Или на всем протяжении своем, от китайского г. Кульджи до владения в оз. Балхаш, судоходна. Рекогносцировки и исследования в продолжении 2 лет Балхаша и берегов этого озера обнаружили, что оно также судоходно по всей длине до устья впадающей в него с северо-восточной стороны р. Аягуза.

Некоторые из купцов Западной Сибири, именно Поклевский и Кузнецов, понимая важность кульджинской торговли и будущие виды ее, вызываются учредить компанию для устройства по оз. Балхашу и р. Или пароходства с 15[-летней] на это привилегией.

Такое предприятие Поклевского и Кузнецова может послужить к быстрейшему развитию русской торговли не только с Кульджой, но и с другими прилегающими к этой провинции среднеазиатскими владениями и, сверх того, может содействовать скорейшему снабжению войск за Или всеми необходимыми военными и съестными припасами. Поэтому я полагал бы весьма полезным представить им просимую пятнадцатилетнюю привилегию на пароходство по Балхашу и р. Или, так как оно не будет стеснять заведение обыкновенных судов, долженствующее оставаться для всех свободным, да и сама привилегия должна относиться только к частному пароходству, не лишая возможности заводить пароходы от казны, когда признается нужным.

На что имею счастье всеподданнейше испрашивать высочайшего В.и.в. соизволения

Генерал от инфантерии Гасфорт.
Верно: столоначальник [Подпись неразборчива].

Помета. На подлинном собственной е.в. рукой написано карандашем: «Совершенно согласен» 6 февраля 1854 г.» Князь Долгоруков.

ЦГВИАЛ, ф. 4, on, 25, д. 24, лл. 148 u об.
Казахско-русские отношения в XVIII-XIX веках (1771-1867 годы).
Алма-ата. Наука. 1964
(Сборник документов и материалов))
РАЗДЕЛ ТРЕТИЙ 1848-1867 годы

 


Записка купца Владимира Кузнецова о торговле с Кульджею

…”В 1851 году, по торговому трактату с Китаем, открыты для русской торговли два новые тракта в пограничных городах, в Киргизской степи: первый в Чугучаке (у/ китайцев Торбоготай), второй в Кульдже (у китайцев Или).

…В настоящее время достаточно уже исследовано озеро Балхаш и впадающая в него река Или; для того, чтобы предполагать возможным устройство сообщений как с Кульджею, находящеюся при самой реке Или и со всею частью степи, так и с Заилийским краем. На западном же берегу озера Балхаш, именно против караванной дороги, идущей из Каркаралинского округа в Ташкент есть весьма удобные места для пристани, если для этого сообщения устроить пароход в 50 или 60 сил с двумя или тремя баржами, то все неудобства сообщений для торговли с Кульджею будут совершенно устранены и тогда пункт этот даже по чайной торговле будет совершенно уравнен с Чугучаком. Путь в Кульджу в то время будет следующий: товары с Коряковского форпоста пойдут на Каркаралы, а оттуда по караванной дороге до пристани на озере Балхаш (здесь будет не более 600 верст), а далее водою от пристани на озеро Балхаш до устья Или не более 200 верст, а рекою Или до Кульджи до 800 верст. Но положим, что Китайцы могут недопустить сначала Русских судов в самый город, тогда они остановятся у границы, от которой до Кульджи не более 140 верст весьма удобной дороги для перевозки товаров на телегах.”

Собрание документов относящихся до Азиатской торговли.
Из библиотеки С. А. Хрулева.

 


Кузнецов Владимир Петрович

Кузнецов Владимир Петрович  – омский купец 1-й гильдии, потомственный почетный гражданин города. Родился в 1819 г. (по другим данным в 1820).  Был одним из первых русских купцов, активно занимавшихся поиском и разработкой рудных месторождений и золотоносных россыпей в Киргизской степи.  Принимал участие в торговле с западным Китаем. Способствовал открытию русского консульства в Кульдже. При содействии В. П. Кузнецова было исследовано озеро Балхаш, а также кратчайший путь из Омска в Туркестанскую область. В Туркестане, в сибирских городах и Омске создавал торговые предприятия, заводы, прииски.  В течение двух сроков (1864-1870) был омским городским головой.  При нем построен новый Ильинский мост через           р. Омь. На средства В. П. Кузнецова построена Всехсвятская церковь на Казачьем кладбище (1859) и заказаны в Москве иконы для ее иконостаса. В. П. Кузнецов являлся директором и казначеем Омского попечительского о тюрьмах общества, действительным членом Императорского Русского географического общества, Вольно-экономического общества, Московского общества сельского хозяйства. Коммерции советник (1869). Награжден орденами Св. Анны (1856), Св. Станислава II степени (1864). Скоропостижно скончался 9 апреля (28 марта по ст. ст) 1870 г. Похоронен в Омске на Казачьем кладбище.