Крестный ход в день памяти преподобного Далмата Исетского

8 июля Русская Православная Церковь чтит память преподобного Далмата Исетского. Также в этот день церковного календаря отмечается память благоверных князей Петра и Февронии Муромских. Накануне этого сугубого торжества в храме в честь пророка Илии в селе Заречное состоялось полиелейное богослужение. Для поклонения верующим была вынесена икона святого Далмата с частицей его святых мощей. После богослужения участники МК «Галилея» совершили Крестный ход с иконой святого Далмата в г.Капшагай, где и прошла Божественная Литургия.

 

Прижизненное почитание преподобного Далмата Исетского

«Не может укрыться город, стоящий на верху горы» (Мф. 5:14), — говорит Господь. Так и почитание святых, как правило, начинается еще при их  жизни.

Преподобный Далмат (в миру — Дмитрий Иванович Мокринский), сын казачьего атамана, служилого человека, получившего за службу дворянство — по отцу, а по матери — из крещеных татар, родился в остроге Березове в 1594 г. Был женат, имел детей. В 34 года достиг уже должности городничего в Тобольске. Жил безбедно, «не велми богат, но жительствуя без великия скудости, дом свой строя во обилии, по своей вере без нужды прилежа церкви», — как сказал о нем сын его Исаак. В 1642—43 гг. уже, будучи зрелым человеком, решил оставить суетную мирскую жизнь и принять ангельский чин. Для этого он поступает в число братии Невьянского Богоявленского монастыря и через непродолжительное время принимает монашеский постриг с именем Далмат. Духовное преуспеяние и дарования инока Далмата были столь значительны, что братия решает избрать его строителем монастыря. Это, можно сказать, первое свидетельство о прижизненном почитании старца Далмата.

Однако подвижник уклонился от сей чести. Старец Далмат, не уклоняясь от креста настоятельства, но взыскуя не менее тяжелый крест пустынножительства, не без соизволения Божия тайно, чтобы не смутить братию, покидает монастырь. Преподобный, не расставаясь со своим довольно внушительных размеров келейным образом Успения Божией Матери, направляет свои стопы на восток. Узнав от одного из местных поселян о безлюдном месте, именуемом «Белое Городище», идет туда берегом реки Исети.

Достигнув вожделенного места, старец Далмат ископал пещеру, продолжая древнюю традицию, на Руси идущую еще от преподобного Антония Печерского. И как Антонию и Феодосию Печерским пришлось претерпеть многие скорби и искушения, прежде чем устроился монастырь, так же и преподобный Далмат претерпел великие искушения и опасности. Русские люди, невьянцы и ирбитцы, арендовавшие земли, где поселился инок, для ловли рыбы и промысла зверя, по наущению дьявольскому уговорили хозяина этих мест, тюменского татарина Илигея, убить Далмата. Дважды приходил вооруженный Илигей с толпой татар к безоружному монаху. И дважды преподобный оказывался победителем. Первый раз Господь вразумил Далмата как некогда апостола Павла, указавшего властям на свое римское гражданство и избежавшего опасности; подобно тому и Далмат объявил себя родственником Илигея по матери. Второй раз преподобного защитила Сама Царица Небесная, Которой он молился пред иконой Ее Успения. Исповедником чудесного заступления Матери Божией явился сам Илигей, расположившийся на ночлег с кровожадным замыслом близ пещеры Далмата. Божия Матерь явилась иноверцу в сонном видении и повелела не только не трогать старца, но и отдать ему всю окрестную землю.

 И в 1646 г. татарин не преминул исполнить чудесное повеление грозной Жены, подарив в знак мира преподобному Далмату, как свидетельствует монастырское предание, свой шишак и кольчугу, пребывавшие впоследствии на гробнице старца до самого разорения обители в начале XX в. Так невольным свидетелем силы духа и молитвы преподобного Далмата и первым благодетелем вновь устрояемой по повелению Божией Матери обители стал иноверец — тюменский татарин Илигей.

Свидетельством веры и упования преподобного Далмата на помощь Божию и заступление Царицы Небесной явилась и главная святыня устроенной старцем Далматом обители — его келейный образ Успения Божией Матери, получивший название Далматской иконы (празднование ей совершается 15/28 февраля и в церковном календаре стоит дата — 1646 г., т.е. год, когда произошли вышеописанные события). Позднее эта икона чудесно сохранится среди пепелища сожженной кочевниками деревянной монастырской церкви.

Отношение умножающейся братии к преподобному Далмату есть свидетельство его безусловного прижизненного почитания как истинного подвижника благочестия. «Повинуйтеся наставником вашим и покоряйтеся: тии бо бдят о душах, ваших, яко слово воздати хотяще» (Евр. 13:17), — этот завет апостола Павла, без сомнения, исполнялся в Далматовской обители. Старец Далмат, не имевший священного сана и формально не являвшийся строителем или настоятелем монастыря, находясь даже в затворе, никогда не оставлял заботу о духовном руководстве братии, а также сестер, созданного им по соседству женского Введенского монастыря. Даже во время «скорби от лжебратии» старец Далмат говорит, что без его «веления… братия по своим волям до сего дни никакова дела духовного и телеснаго делать не начинали и не делали». Тем более это знаменательно, что его окружали выдающиеся люди — ученики и сподвижники: старец Иоанн, сын Далмата не только по плоти, но и по духу — архимандрит Исаак, игумен (впоследствии — первый Архиепископ Архангельский и Холмогорский, кандидат в патриархи) Афанасии (Любимов), — строгие подвижники и образованнейшие люди своего времени. В этом видна традиция старчества, истинного старчества, основанного на церковном послушании и безусловном доверии к духоносному отцу.

 И не только братия, но и власти (как церковные, так и гражданские) не могли не преклониться пред величием духа преподобного. Несмотря на многие клеветы — и в причастности к расколу, и в непочитании царских особ — преподобный не опустился до человекоугодия и лицемерия, живя по слову Апостола: «Если бы я и поныне угождал людям, то не был бы рабом Христовым» (Гал. 1:10), преподобный Далмат, в конце концов, оказался выше всяких наветов и подозрений.

Игумен Варнава (Аверьянов), наместник Свято-Успенского Далматовского мужского монастыря

 


 

 


 

Крестный ход с иконой святого Далмата в г.Капшагай, 8 июля 2019 г.