Возлюбленные во Христе! Сегодня Православная Церковь торжественно празднует светлую память всех святых, в земле Русской просиявших, прославленных Богом за их богоугодные подвиги и святую жизнь. Это первенцы православного русского народа, искупленные бесценной Кровью Христовой и освященные благодатью Святаго Духа, приведенные к Богу Отцу Иисусом Христом. Это благословенные плоды святой православной веры, христианства, насажденного в среде нашего русского народа.
Вспомните, чем было наше Отечество до принятия христианства? Дикой, варварской страной, где идолам приносились человеческие жертвы, где жизнь протекала в войнах, разврате, жестокости и насилии. Но лишь только засиял луч христианской веры в России, как жизнь народа сразу переродилась. Из жестокого, развращенного языческого наш народ под влиянием христианской веры стал народом кротким, отличающимся редкостной добротой души, простотой веры, преданностью Иисусу Христу и Божией Матери, такой преданностью, что за православную веру люди русские всегда готовы были не пощадить и самой своей жизни.
И вот в среде этого просвещенного верою нашего православного народа воспиталось и прославилось множество угодников Божиих: преподобных, мучеников, святителей, святых жен, Христа ради юродивых, так что нет такого уголка в России, нет крупного города, который не имел бы в своих пределах светильников и молитвенников за Землю Русскую. Возжженный на горах Киевских свет христианской веры принес свои обильные плоды в лице преподобных отцов Киево-Печерской лавры. Изобилует святыми и наш юг, где запечатлели верность Христу своей мученической смертью семь Херсонских священномучеников. На севере нашей страны кому не известны прославленные святые, такие, как преподобные Зосима и Савватий Соловецкие, Герман и Сергий Валаамские, чудотворцы? В пределах Новгородских и Вологодских кому не известны подвигами преподобные отцы Кирилл Белоезерский, Кирилл Новоезерский, Нил Сорский, Ферапонт Можайский и многие другие?
Рязань красуется прославленным своим святителем Василием Рязанским, мучеником Романом. Переславль имеет своими светильниками преподобных Даниила и Никиту Переславльских. Москва имеет своих покровителей и молитвенников в лице первосвятителей - святых Петра, Алексия, Ионы, Филиппа и Ермогена. Города Ярославль, Смоленск, Вологда, Казань, Астрахань, Муром, Ростов, Владимир - все имеют своих заступников и молитвенников пред Престолом Божиим. Даже далекая Сибирь и та сияет такими светильниками, как, например, Иннокентий и Софроний Иркутские, Симеон Верхотурский, Иоанн Тобольский.
Православная вера воспитала таких великих русских святых, как Преподобный Сергий Радонежский, подвизавшийся в тамбовских лесах Преподобный Серафим Саровский, святители Иоасаф Белгородский и Тихон Воронежский. Имена этих угодников Божиих дороги не только для православных русских людей, но с любовью почитаются они и далеко за пределами нашей страны. Так богато наше Отечество молитвенниками, прославленными святыми, которых насчитывается более четырехсот. А сколько есть подвижников, Богу угодивших, чьи имена нам неизвестны! И это число святых увеличилось особенно в последнее время, когда за веру Христову, за исповедание слова Божия верные сыны Православной Церкви своей стойкостью и мужеством победили диавола и тем сподобились небесных венцов и блаженной вечной жизни.
Дорогие братия и сестры, имея столь великое множество святых, просиявших в нашей Русской земле, мы с вами должны радоваться и утешаться, что мы не одни, но имеем на Небесах своих старших братьев, наших покровителей и ходатаев, которые видят все наши нужды и слышат все наши молитвы и воздыхания.
Обратимся же и сегодня к ним с усердным молением о Земле Русской и о спасении душ наших, чтобы они своими молитвами испросили для нас милость и благодать Божию: Вси святии земли нашея, молите Бога о нас! Аминь.
Архимандрит Кирилл (Павлов)
Слово в Неделю 2-ю по Пятидесятнице
«Глагола има [Петру и Андрею]: грядита по Мне, и сотворю вы ловца человеком» (Мф. 4:19).
Нынешнее Евангелие представляет нам, братие, такую картину. Весь мир покрыт как бы густым мраком (Ис. 8:22) неведения истинного Бога, глубокою тьмою страстей, омрачающих ум. Галилея, эта земля Богом избранного народа израильского, уподобилась стране языческой. Ее жители, обратив все свои помышления к земле с ее страстями, не только не ищут, но и враждебно настроены к пришествию небесного света: этот свет разогнал бы их тьму, которую возлюбили они более, нежели свет. В «Галилею языческую» (Ис. 9:1) приходит предвозвещенный пророками Еммануил, воплотившийся Бог, Слово, которое должно было возвестить нам об Отце, тьмою заблуждений сокрытом доселе от очей людских, так чтобы они «видя не видели и не разумели» (Ис. 6:9). Отселе сей «свет во тьме светит» (Ин. 1:5), свет тихий, приятный, влекущий к себе с неудержимою силой.
И никто не может отселе устоять пред сладостным, смягчающим душу ощущением этого света: все, оставляя житейские попечения, подавлявшие искание света, идут к пришедшему на землю Великому Пророку, Целителю всяких немощей, Носителю Самого Божества.
Но дабы свет сей сделать явным всем людям, Божественное Слово избирает способные вместить Его сосуды, которые бы распространили сияние его по всей земле. Оно находит апостолов, которых посылает в мир, да «во всю землю изыде вещание их и в концы вселенныя глаголы их» (Пс. 18:5). Ведущий сердца находит эти сосуды, способные восприять свет, среди той же мглы и сени смертной, в которой пребывали все люди. Только в глубине души этих простых и невежественных по видимости людей можно было заметить слабое сияние Божественного света, возжженного словами пророков. Слова последних внедрили в них ожидание Спасителя мира, Христа, предызобразили тот путь, каким Он очистит сердца людей, как Агнец Божий, взяв на Себя грехи мира и быв уничижен «паче всех сынов человеческих». И вот теперь, когда этот издавна «Желаемый всеми народами» (Агг. 2:7) Устроитель спасения человеческого явился к народу израильскому, к которому первому Он послан был «благословить его» (Деян. 3:26), начал привлекать к Себе способных к Царствию Небесному, Он отвлекает апостолов от земных их дел, необходимых только для поддержания этой земной, маловременной жизни и указывает им занятие лучшее и высшее, которого значение не обнимается никакими веками. Отныне, вместо бессловесных рыб, они должны уловлять разумные души человеческие, привлекать их в сети Христовы, распространенные над всем миром, сети Божественной любви, гораздо более сладостные, нежели сети всякой земной любви и удовольствий; ибо что сладостнее любви Божественной, столь превосходящей земную, не очищенную от всякого рода страстей и добровольно устраивающую для себя неисчислимое множество мук душевных и, однако, несмотря на то, никогда не дающую душе полноты жизни.
Но то, что совершилось с апостолами, призванными быть ловцами душ человеческих, не есть ли призвание и всех нас? Ибо и мы не должны ли непрестанно распростирать сети Христовы, чтобы уловлять души вверенных нам «малых сих»? Сети эти наша любовь, которая невольно привлекает к нам сердца всех живущих с нами людей, только любовь не земная, которая столь много препятствий в себе самой заключает к уловлению иных душ, но любовь, очищенная словом Христовым, чрез которое были «очищены» (Ин. 15:3) предварительно и апостолы, уловившие весь мир своей проповедью. Тьма России, которую мы повсюду вокруг себя видим, которую усиливают враги ее, не желающие, чтобы она увидела свет Христов, не должна ли исполнить сердца наши жалостью и ревностью об очищении самих себя, потом же и других? И Господь, «свет всего мира» (Ин. 8:12), молившийся, чтобы Отец Его привел в единение с Собою всех верующих во имя Его (Ин. 17:20), оставит ли без Своей помощи тех, которые, проникнувшись любовью к меньшей братии Его, хотят быть «светом мира» и «солью земли» (Мф. 5:13—14) для очищения ее от зла.
Аминь.
Священномученик Фаддей (Успенский)
Размышления христианина об Ангеле-Хранителе (день четвертый)
Тебе предстоит решить выбор между Ангелом Неба и ангелом преисподней; между тем, который желает соделать тебя причастником вечного блаженства, и тем, который хочет видеть тебя в вечном пламени преисподней. Оба они стремятся один пред другим овладеть твоим сердцем, но ты волен отдать его тому или другому. Ты не можешь вообразить себе всей злости преисподнего духа. Возбуждаемый непреодолимою ненавистью и буйством своих сил, он клянет Бога! Но, не имея возможности обратить на Него свои удары, устремляется на тебя, в котором видит Его образ и подобие. Зависть жжет его сильнее адского пламени. Какое удовольствие злобному сердцу его осквернить твою душу, лишить тебя благодати Христовой, изгнать Бога из твоего сердца и преградить тебе путь к Небу. Хотя он приходит к тебе раздраженный сильным гневом, но хитро скрывает свою злобу. Он принимает на себя вид светлого Ангела и беседует с тобою языком друга: он хвалит, льстит, предлагает наслаждения; нет ни одной хитрости, которой бы не употреблял он. Сей змей вероломный вползает в твою грудь, усыпляет тебя и язвит смертельным жалом: то старается он погасить в твоем сердце спасительный свет веры, то томит тебя беспечностью и скукой, то возбуждает в душе твоей бурные страсти, то увлекает твои чувства к постыдным вожделениям. Он не оставляет тебя в покое ни на минуту. Чем настойчивее ты гонишь его, тем с большей яростью он нападает на тебя. Он, по слову Апостола, яко лев рыкая, ходит, некий кого поглотити (1 Пет.5:8). И сие не может быть иначе. Он с ожесточением и с яростью ополчается против Бога, но, чувствуя себя слабым и видя все свои усилия тщетными, обращает свою злобу на тебя, ибо знает твою слабость и непостоянство. Еще было бы менее опасности, если бы он нападал на тебя с открытой силой. Его хитрость гораздо опаснее, нежели его сила. Как воздушная зараза, наполняющая атмосферу и незаметная для твоего чувства, вливает смертоносный яд в твое дыхание, так и злобный дух, действуя с тонким и незаметным коварством, растлевает непорочность твоей души. Ты не замечаешь его действий на твое сердце, потому что он не противодействует, но потворствует стремлению твоих наклонностей. Он манит, стремительно влечет тебя в ту сторону, куда твои наклонности увлекают тебя. Он непрестанно разжигает твои пожелания, дабы постепенно воспламенить их и превратить в необузданные страсти. Он умеет приноровляться ко всем умам и ко всем характерам.
Зачатые и рожденные в грехах, мы принадлежим, по началу нашего бытия, власти преисподнего духа, который, обладая нами, успевает в это время разлить тайный яд своей злобы на все существо наше. Таинство Крещения омыло наш грех и даровало нам новое, благодатное бытие; но в нас осталось семя смерти. Если мы решаемся иногда предпринять что-нибудь доброе, мужество наше слабеет и предприятие остается без выполнения. Если благочестивая мысль побуждает нас на доброе дело, злая воля тотчас отклоняет нас от него и часто изглаживает его из памяти. Рожденные для познания истины, мы томимся в невежестве; рожденные любить Бога, мы занимаем сердце свое самыми низкими чувствами. И верх несчастья нашего есть то, что мы не хотим знать наших немощей. Находясь в беспрестанной мучительной борьбе со смертью, мы считаем себя здоровыми и добровольно отдаем себя во власть врагу душ наших. Как мы несчастливы! Ангел Божий приносит нам благодать, которая животворит душу, а мы предпочитаем ей предлагаемый нам ангелом сатаны смертоносный грех – так велика власть чувственности! Так гибельно ослепление, в котором содержит нас дух злобы! Не забывай, что тот из двух ангелов, которого ты избрал путеводителем в продолжение твоей жизни, поведет тебя также и в свое жилище, когда смерть прекратит твои дни, и помня это, молись Ангелу Хранителю:
Прими слезную молитву мою, святой Ангел Хранитель, верный защитник мой! Страх проник кости мои, скорбь сокрушила всю мою душу. Для чего я безумный оставил тебя? Для чего я в искушениях не обратился к тебе? Я сделался рабом демона, страшного существа, отверженного Богом. Я предавал ему свою душу за суетное наслаждение, за удовольствие минутное. Для него я изменил моему Богу. Увы! С моим несчастьем ничто не может сравниться! Молись за меня, святой Ангел, испроси у Милосердого Бога прощение мне в моих беззакониях.
Как должно уговаривать людей, питающих гнев и злобу против ближнего
В высшей степени жалко положение человека, находящегося в гневе против ближнего и питающего злобу против него. Ибо человек, питающий вражду, ненависть, чувство мщения, всегда лишен внутреннего мира, душа его беспокойна, он почти всегда малодушен и всегда волнуется беспорядочными движениями. По заповеди о любви к ближним, таковых людей уговаривать необходимо: иначе своим гневом и мщением много они могут наделать зла обидчикам. Как же тут быть? И чем вразумлять таковых?
Некоторый инок, обиженный одним из братии, пришел к преподобному Сисою Фивеянину и сказал: «Меня такой-то брат страшно оскорбил; уж и я отомщу ему!» Старец стал уговаривать его и сказал: «Сын мой, предоставь все Богу; Он Сам отомстит за тебя». Но инок не слушал и продолжал: «Нет, не оставлю его, пока не отомщу ему». Тогда Преподобный, чтобы вразумить гневливого, прибегнул к следующему средству – он сказал негодующему: «Погоди, брат, сначала помолимся Богу». Стали на молитву, и Сисой начал ее так: «Боже, уже мы более на Тебя не надеемся; Ты не пекись о нас, не мсти за нас, за себя мы сами мстим». Услышав это, негодующий инок тотчас же пришел в себя, пал к ногам старца и воскликнул: «Нет, отче, я отселе не буду сердиться на брата и сейчас же прощу его». Тогда старец сказал: «Верь мне, сын мой, что всякий, терпеливо сносящий обиды, без труда спасется, а кто гневается на ближнего, тот все свои добродетели губит и делается рабом дьявола».
Наставление прекрасное! В самом деле, братие, чем лучше вразумлять гневающихся, как не тем внушением, что есть над всеми нами Бог всеведущий и правосудный, что Он видит и знает, кто и за что обидел нас, и Сам Своим праведным судом лучше нас рассудит нас с оскорбившими нас. Притом, если уже мы знаем, что есть над нами всеведущий и правосудный Судия, то не значит ли, мстя другим, восхищать право Божие и оскорблять Бога? Конечно, так. Поэтому, если когда придется вам говорить с негодующими на братий своих, внушайте им мысли, подобные указанным, а вместе, пожалуй, при случае, и вполне поступите так, как поступил преподобный Сисой, вразумляя брата гневавшегося. Аминь.
Пролог в поучениях на каждый день года