Неделя 3-я по Пятидесятнице

Толкование Евангелия на каждый день года

Мф., 18 зач., 6, 22–33

Сказал Господь: светильник для тела есть око. Итак, если око твое будет чисто, то все тело твое будет светло; если же око твое будет худо, то все тело твое будет темно. Итак, если свет, который в тебе, тьма, то какова же тьма? Никто не может служить двум господам: ибо или одного будет ненавидеть, а другого любить; или одному станет усердствовать, а о другом нерадеть. Не можете служить Богу и маммоне. Посему говорю вам: не заботьтесь для души вашей, что вам есть и что пить, ни для тела вашего, во что одеться. Душа не больше ли пищи, и тело одежды? Взгляните на птиц небесных: они ни сеют, ни жнут, ни собирают в житницы; и Отец ваш Небесный питает их. Вы не гораздо ли лучше их? Да и кто из вас, заботясь, может прибавить себе росту хотя на один локоть? И об одежде что заботитесь? Посмотрите на полевые лилии, как они растут: ни трудятся, ни прядут; но говорю вам, что и Соломон во всей славе своей не одевался так, как всякая из них; если же траву полевую, которая сегодня есть, а завтра будет брошена в печь, Бог так одевает, кольми паче вас, маловеры! Итак не заботьтесь и не говорите: что нам есть? или что пить? или во что одеться? потому что всего этого ищут язычники, и потому что Отец ваш Небесный знает, что вы имеете нужду во всем этом. Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам.

Господь говорит в сегодняшнем Евангелии о тайне простой жизни – о том, чтобы мы среди наших печалей, среди испытаний, среди всех лишений не заботились ни о чем.

«Не заботьтесь ни о чем, а живите легко, свободно, чтобы не быть рабами всего того, что хочет поработить вас и лишить вашу жизнь радости» – вот что значат Его слова. Тогда око наше будет простым, детским, светлым, доверчивым к Богу, потому что светильник для тела есть око. «Итак, если око твое будет чисто, то все тело твое будет светло. Если же око твое будет худо, – говорит Господь, – то все тело твое будет темно». Все тело твое будет темно, если око твое будет помрачено каким-нибудь грехом. Если оно лишится той простоты, целостности видения жизни, к какой призывает Господь.
Какие сегодня нечистые, темные глаза у многих людей! Такая же темная жизнь и темные пути у тех, кто не видит ясно того, что открывает Господь. Они рассуждают так: «Конечно, Богу хорошо служить, но мы же не духи, у нас есть тела, земная жизнь и о ней нужно позаботиться».

Служение двум господам, говорит Спаситель, неизбежно приводит к такому состоянию, когда мы начинаем одного господина ненавидеть, а другого любить: об угождении одному прилагаем все заботы, а к другому относимся все с большим нерадением. Чем больше люди начинают любить «другого господина» – маммону – бога земного богатства, тем больше они ненавидят Господа и Церковь. Их ненависть доходит до того, что они, отвергая Бога, делают все, чтобы ничто не мешало им обогащаться и быть уверенными, что все под их контролем, что они – в полной безопасности.

Идол маммоны, на самом деле – это смерть, говорит нам сегодня Господь, – именно из-за многозаботливости, которая всю жизнь нашу делает бесполезной и бессмысленной, наполняя ее постоянным страхом, что будем есть и пить завтра. И действительно, есть и пить скоро будет нечего. И дышать, из-за многозаботливости, будет нечем, потому что из-за чрезмерного развития науки и техники, из желания обеспечить себя далеко вперед, человечество разрушает уже природу. Даже природа скоро перестанет учить человека. Посмотрите, она вас назидает – говорит сегодня нам Господь, а человек все уничтожает.

Из-за многозаботливости Россия, самая богатая природными ресурсами в мире страна, стала самой нищей. Если многозаботливость проникнет в Церковь, говорит сегодня Христос, это значит, что наступит конец миру. Если в первую очередь мы будем заботиться о том, о чем заботятся люди, не знающие Бога, не знающие, кому довериться и на что опереться, если в Церкви перевернется этот порядок – жить, не заботясь о завтрашнем дне – тогда свет, который в нас, будет тьмою. «Итак, – говорит Господь, – если свет, который в тебе, тьма, то какова же тьма? Тьма будет такая, какая она будет уже при наступлении тьмы – власти тьмы, кончины мира.

Мы должны научиться доверять Богу. Научиться простым детским взором видеть все пути истории, все, что происходит в нашей судьбе. Чем больше мы будем доверять Господу, искать Царства Его и правды Его, тем больше у нас надежды, что все устроится с нашим Отечеством, потому что Сам Господь примет тогда участие в нашей нужде.

Мы должны искать не просто Царства Небесного, но и правды Его. То есть не просто все исполнять, ходить на богослужения, а выйдя из церкви, заниматься своими делами, думая при этом: «Молитва – молитвой, а дела – делами». Именно в этом случае величайшая религия – вера истины – превращается в суеверие. Оттого, что мы не ищем правды Божией, мы лишаемся дара доверчивости Господу.

Господь говорит сегодня такие прекрасные, удивительные слова о том, как должен жить человек, показывая на птиц небесных, на лилии и траву полевую. «Взгляните на птиц небесных, – говорит Он, – они не сеют, ни жнут, ни собирают в житницы; и Отец ваш Небесный питает их. Вы не гораздо ли лучше их?».

«Ну да, – скажут некоторые, – птицы ли не трудятся, не собирают в свои житницы ничего? Посмотрите на воробьев, или стрижей, или ласточек, или трясогузок. Сколько они трудятся для своего ежедневного пропитания!» Но Господь говорит о другом – не о том, что они не трудятся, а что не заботятся. У них нет никакой заботы. Они живут абсолютно беззаботно, легко. Вот об этой свободной жизни возвещает нам Господь. Он не говорит о том, чтобы в нашей жизни не было обычной предусмотрительности. Он не говорит о том, чтобы мы были беспечными, безответственными и бездумными людьми.

Праздность есть искушение Бога. Подобно тому как диавол искушал Самого Господа, предлагая Ему броситься с высоты, ссылаясь при этом на Писание: «ибо ангелам Своим заповесть о Тебе, на руках возмут Тя да не когда преткнеши о камень ногу Твоею», так и здесь. Вместо доверия Богу – гордость. Вместо радости и мудрости – безумие и отчаяние. Самая главная тайна жизни, которой мы должны научиться – безграничное доверие Богу.
Люди, не знающие Бога, ищут земное, потому что они не знают лучшего. Они ищут земное с заботой и тревогой, потому что они живут без Бога в этом мире и не понимают, что есть Божий промысел, есть Отец Небесный, который бесконечно любит нас и знает лучше нас, что нам нужно.

Почему без конца мы готовы слушать птиц и смотреть на цветы полевые? Из какого мрака и холода вырастают цветы, и каким сиянием и радостью облекает их Господь, так что никакие цари земные во всей славе своей не имели такой праздничной одежды! Цветы существуют для того, чтобы напоминать нам, что жизнь – это праздник. Преддверие вечного праздника, для которого создан человек. И птицы, не заботясь ни о чем, живут самой веселой жизнью. Они поют среди ветвей и хвалят Господа. Если мы будем ни о чем не заботиться, как они, мы будем петь, как они, всегда радуясь, всегда благодаря Бога.

Протоиерей Александр Шаргунов

 

Житие Преподобного Мефодия, Игумена Пешношского

Преподобный Мефодий еще в молодых летах, в числе первых, пришел к преподобному Сергию и под руководством сего велико-го наставника иноческой жизни провел несколько лет. О его родителях, времени и месте рождения ничего неизвестно. Ревнуя жить в безмолвии, он по благословению прп. Сергия удалился искать пустынное место. И в глуши дубового леса за рекой Яхромой, в 25 верстах от Дмитрова, на небольшом возвышении среди болота поставил он себе келлию для подвигов отшельничества. В суровом посте и постоянных молитвах текла жизнь преподобного, и его душа все более и более отрешалась от мира тленного и земного, стремясь в страны горние, небесные. Но как пламень костра просвечивается даже и через лесную чащу, так и подвижническое житие св. Мефодия не укрыли болота и леса от ревнителей благочестия, которые не замедлили собраться, чтобы под его руководством сделаться достойными будущей награды, обещанной Господом всем верным Его последователям. В это время преподобный Сергий, посетив любимого ученика, дал ему совет построить обитель и храм на другом, более сухом и обширном месте и благословил то самое, где и была основана обитель. Преподобный Мефодий, как послушный сын, исполнил волю наставника. Он сам трудился при строении храма и келлий, «пеш» нося деревья через речку, которую от того назвали Пешношею, а за обителью осталось навсегда имя Пешношской.

С 1391 года преподобный Мефодий стал игуменом своего монастыря. Поселившиеся здесь иноки вели трудолюбивый образ жизни, сами себе добывая пропитание и исполняя все нужные для обители работы, так что эта обитель по преимуществу была обителью трудолюбия. Только частые посты и молитвы разнообразили жизнь пешношских иноков. Сам игумен подавал братии пример во всем и был между ними первым по подвигам труда, молитвы и поста и через это самое воспитывал многих благочестивых иноков. Но, строгий по отношению к себе, прп. Мефодий был нетребователен и милостив к братии, снисходя к их немощам и предостерегая от ошибок в будущем.

По временам преподобный, как любитель безмолвия, удалялся за две версты от обители и здесь уединенно подвизался в молитве. Сюда же приходил к нему для духовных бесед преподобный Сергий. Потому эта местность названа была «Беседа». Преподобный Мефодий был погребен († 1392 г.) в основанной им обители. В день преставления его, как видно из составленной в честь его службы, собралось множество народа – старцев, сирот и вдов – оплакивать кончину своего питателя.

По рукописным святцам, «преподобный Мефодий, игумен Пешношской обители, ученик святого Сергия чудотворца, преставися в лето 6900 (1392), месяца июня в 14 день». Прп. Мефодия ублажали на Пешноши как святого со дня его кончины и память его праздновали в обители и в окрестных селениях июня 14-го дня. По другим источникам, преподобный Мефодий преставился месяца июня в 4-й день 1392 года, а память празднуется в один день с памятью свт. Мефодия, патриарха Константинопольского, 14/27 июня. К лику святых прп. Мефодий причислен на Московском Соборе 1549 года.

 

Собор Петербургских святых

В воскресенье, в Неделю третью по Пятидесятнице, Русская Православная Церковь празднует день памяти Санкт-Петербургских, Новгородских, Вологодских, Псковских и Белорусских святых.

Первоначально Собор Петербургских святых составили 45 святых. Кто же вошел в их число? Принцип отбора был достаточно гибким и широким. Главное требование состояло в том, чтобы святой подвижник достаточно долгое время жил и подвизался на землях епархии. Поэтому в Собор Петербургских святых кроме общеизвестных небесных покровителей – благ. кн. Александра Невского, блаж. Ксении Петербургской, прав. Иоанна Кронштадтского – вошли святые, которые в нашем представлении связаны с другими епархиями и даже поместными церквами, как, например, сибирские святые Софроний и Иннокентий Иркутские, которые были в свое время настоятелями Александро-Невской Лавры, Филарет Московский, бывший в свое время викарным епископом С.-Петербургской епархии (освятил Андреевский собор в Кронштадте), Феофан Затворник, бывший ректором СПб Духовной Академии (СПбДА), или сщмч. Владимир Киевский, занимавший Петербургскую кафедру. В Собор Петербургских святых включен даже сербский святой свт. Петр Цетинский, на том основании, что он учился в СПбДА. Этот принцип имеет глубокий духовный смысл. Он позволяет не обособлять Петербургскую землю, но соединяет ее со всей Русской землей и со всем вселенским Православием»

Спустя всего лишь месяц после первого празднования Собор Петербургских святых весьма умножился. На Архиерейском соборе в августе 2000 года были причислены к лику святых многие мученики и исповедники, подвизавшиеся на территории нашей епархии. В частности, были прославлены святые Царственные страстотерпцы, прп. Серафим Вырицкий, сщмч. Философ Орнатский и многие другие. За прошедшие годы были собраны и представлены в Синодальную комиссию по канонизации материалы еще на многих новомучеников, например, священномучеников Алексея Ставровского, Петра Скипетрова, Николая Симо и других. В настоящее время список Собора Петербургских святых составляет около 70 имен.

Петербургских святых можно условно разделить на собственно Петербургских, т. е. непосредственно связанных с городом, и тех, кто подвизался в Петербургской епархии до основания города, которых точнее называть Ладожскими. В этом, широком, смысле история Петербургской святости насчитывает 8 столетий. Исторически первыми святыми нашей земли являются прпп. Антоний Дымский, Сергий и Герман Валаамские. К ним, конечно, нужно добавить имена тех святых, которые здесь никогда не были, но являются молитвенниками о нашем городе – такие как Первоверховные апостолы Петр и Павел, прп. Исаакий Далматский. Нужно также помнить, что были и такие святые, которые сокрыли свои подвиги и остались ведомы Единому Богу.

Знаменательно, что установление праздника собора Петербургских святых практически совпало с празднованием 300-летия Санкт-Петербурга. Собор Петербургских святых стал итогом духовной истории Северной столицы за три века ее существования. Именно Собор Петербургских святых делает Петербург Санкт-Петербургом в прямом смысле этого слова и позволяет говорить о Небесном Петербурге, гражданами которого являются святые.

Святость Петербурга весьма необычна. В этом проявляется необычность истории самого города. Петербург явил святых, образа подвижничества которых не знала Святая Русь. Это, прежде всего, блаженная Ксения, ставшая первой русской женщиной – юродивой Христа ради. Нет венцов, подобных венцу святости прав. Иоанна Кронштадтского: это первый святой, канонизированный за подвиг иерейского служения. К ним же можно отнести и Царя-Мученика Николая Александровича – единственного прославленного русского Царя. При этом нужно отметить, что наиболее значимые Петербургские святые являются поистине всероссийскими – Александра Невского, блаженную Ксению и Иоанна Кронштадтского почитают во всех концах Русской земли.

Несмотря на довольно краткий период истории Петербурга, поражает многообразие образов подвижничества и ликов святости. Взирая на Собор Петербургских святых, мы видим в полноте образ Святой Руси – от царя и священника до воина и простой женщины.

Удивительное явление представляет само понятие Собора святых. Это понятие объединяет имена людей, которые в большинстве не знали друг друга на земле, но на иконе изображены вместе. Что же их объединяет? Их объединяет место подвигов и та молитва, которую они возносят ныне у Престола за эту землю.

Протоиерей Геннадий Беловолов