Неделя 4-я Великого поста. Благовещение Пресвятой Богородицы

Евангельское Чтение

Архангел Гавриил возвещает о рождении Христа (Лк. 1:24-38)

После сих дней зачала Елисавета, жена его, и таилась пять месяцев и говорила: так сотворил мне Господь во дни сии, в которые призрел на меня, чтобы снять с меня поношение между людьми.

В шестой же месяц послан был Ангел Гавриил от Бога в город Галилейский, называемый Назарет, к Деве, обрученной мужу, именем Иосифу, из дома Давидова; имя же Деве: Мария.И сказал им: истинно говорю вам: есть некоторые из стоящих здесь, которые не вкусят смерти, как уже увидят Царствие Бо­жие, пришедшее в силе.

Ангел, войдя к Ней, сказал: радуйся, Благодатная! Господь с Тобою; благословенна Ты между женами.

Она же, увидев его, смутилась от слов его и размышляла, чтó бы это было за приветствие.

И сказал Ей Ангел: не бойся, Мария, ибо Ты обрела благодать у Бога; и вот, зачнешь во чреве, и родишь Сына, и наречешь Ему имя: Иисус.

Он будет велик и наречется Сыном Всевышнего, и даст Ему Господь Бог престол Давида, отца Его; и будет царствовать над домом Иакова во веки, и Царству Его не будет конца.

Мария же сказала Ангелу: кáк будет это, когда Я мужа не знаю?

Ангел сказал Ей в ответ: Дух Святый найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя; посему и рождаемое Святое наречется Сыном Божиим.

Вот и Елисавета, родственница Твоя, называемая неплодною, и она зачала сына в старости своей, и ей уже шестой месяц, ибо у Бога не останется бессильным никакое слово.

Тогда Мария сказала: се, Раба Господня; да будет Мне по слову твоему. И отошел от Нее Ангел.

С каждым днем Великого поста мы все ближе подходим к Страст­ной седмице. И сегодня Церковь выносит для поклонения Святой Крест, чтобы напомнить нам о том, что великопостный путь приве­дет нас к подножию Голгофы, где мы будем предстоять распятому Господу.

Благовещение – это день благой вести о том, что нашлась во всем мире людском Дева, так верующая Богу, так глубоко способная к послушанию и к доверию, что от Нее может родиться Сын Божий. Воплощение Сына Божия, с одной стороны, дело Божией любви – крестной, ласковой, спасающей – и Божией силы; но вместе с этим воплощение Сына Божия есть дело человеческой свободы. Св. Григорий Палама говорит, что Воплощение было бы так же невозможно без свободного человеческого согласия Божией Матери, как оно было бы невозможно без творческой воли Божией. И в этот день Благовещения мы в Божией Матери созерцаем Деву, Которая всем сердцем, всем умом, всей душой, всей Своей крепостью сумела довериться Богу до конца.

А благая весть была поистине страшная: явление Ангела, это приветствие: Благословенна Ты в женах, и благословен плод чрева Твоего, – не могли не вызвать не только изумления, не только трепета, но и страха в душе девы, не знавшей мужа, – как это могло быть?..

И тут мы улавливаем разницу между колеблющейся – хотя и глубокой – верой Захарии, отца Предтечи, и верой Божией Матери. Захарии тоже возвещено, что у его жены родится сын – естественным образом, несмотря на ее преклонный возраст; и его ответ на эту весть Божию: Как же это может быть? Этого не может случиться! Чем Ты можешь это доказать? Какое заверение Ты мне можешь дать?.. Божия Матерь ставит вопрос только так: Как это может случиться со мной – я же дева?.. И на ответ Ангела, что это будет, Она отвечает только словами полной отдачи Себя в руки Божии; Ее слова: Се, Раба Господня; буди Мне по глаголу твоему…

Слово «раба» в теперешнем нашем словоупотреблении говорит о порабощенности; в славянском языке рабом называл себя человек, который свою жизнь, свою волю отдал другому. И Она действительно отдала Богу Свою жизнь, Свою волю, Свою судьбу, приняв верой – то есть непостижимым доверием – весть о том, что Она будет Матерью воплощенного Сына Божия. О Ней праведная Елизавета говорит: Блаженна веровавшая, ибо будет Ей реченное Ей от Господа…

В Божией Матери мы находим изумительную способность довериться Богу до конца; но способность эта не природная, не естественная: такую веру можно в себе выковать подвигом чистоты сердца, подвигом любви к Богу. Подвигом, ибо отцы говорят: Пролей кровь и примешь Дух… Один из западных писателей говорит, что Воплощение стало возможным, когда нашлась Дева израильская, Которая всей мыслью, всем сердцем, всей жизнью Своей смогла произнести Имя Божие так, что Оно стало плотью в Ней.

Вот благовестие, которое мы сейчас слышали в Евангелии: род человеческий родил, принес Богу в дар Деву, Которая была способна в Своей царственной человеческой свободе стать Матерью Сына Божия, свободно отдавшего Себя для спасения мира.

Митрополит Антоний Сурожский

 

Благовещение: откровение о Деве

Икона Благовещения – всегда перед глазами. Дева и Ангел – на створках Царских врат. А ведь здесь, на иконостасе – ряды икон, целые этажи ликов. И на многих иконах – Богоматерь – и здесь – в первом ряду, и в деисусном чине, и там высоко – в собрании праздников, и только Благовещение – всегда на уровне глаз обычного взрослого человека.

Стоит только задержаться перед Царскими вратами, и вот они – Дева и Ангел. Архистратиг Гавриил. Как правильно сказать – «пришел» или «прилетел»? Находчивый евангелист Лука пишет просто: «был послан» – «В шестой же месяц послан был Ангел Гавриил от Бога в город Галилейский, называемый Назарет, к Деве, обрученной мужу, именем Иосифу, из дома Давидова; имя же Деве: Мария».

Явился Деве ангел и возвестил о рождении Христа: «Не бойся, Мария, ибо Ты обрела благодать у Бога; и вот, зачнешь во чреве, и родишь Сына, и наречешь Ему имя: Иисус. Он будет велик и наречется Сыном Всевышнего, и даст Ему Господь Бог престол Давида, отца Его; и будет царствовать над домом Иакова во веки, и Царству Его не будет конца». Какие торжественные слова! Даже читать страшно! Потому что здесь – о тайне нашего спасения, а тайна – потому и тайна, что невозможно скромному нашему рассудку постичь всей глубины замыслов Божиих.

«Спасения нашего главизна» – так богословская поэзия величает Благовещение. Сейчас, здесь, в скромной келии неизвестной бедной девушки начинается тайна спасения человека: от Чистой Девы родится Бог, пожелавший стать человеком насовсем, добровольно отдавший Себя людям, позволивший страданию и смерти коснуться Бессмертного.

И Чистая Дева, наша удивительная сестра и матерь, имеет к этой тайне прямое отношение, потому что Она не только послужила этому чудесному делу, но сама принимает в этом таинстве самое активное участие, поскольку всё это происходит согласно её воле, её решению.

Бог терпеливо ждал решения Девы, без которого не мог прийти в мир, не смел воплотиться, и само таинство спасения началось только после Ее согласия. Бог хотел спасти мир, но нужно было еще, чтобы этого захотела Пречистая Дева, и в прихожей бедного дома в безвестном городе Назарете стоял молчаливый архангел, тревожно дожидаясь скромного согласия Пречистой. Войдя в наш мир, Господь навсегда сделал его другим. Но прежде явления Спасителя мир увидел Деву.

Старший брат звезд, Гавриил, древний и вечно юный, приветствовал Деву просто, но возвышенно: «Радуйся, Благодатная! Господь с Тобою; благословенна Ты между женами», и не было в истории мира человека, к которому бы так обращался ангел. Ведь ангелы – воители, бесплотные стражи правды Божией.

Христианский мир уже и позабыл, как много в Библии рассказов об ангелах-истребителях, ревностных хранителях служения подлинному Богу, Единому и Единственному. Мы запомнили только ангелов Благовещения и Пасхи – кротких, радостных, немного смущенных. Пасха и Благовещение так изменили небесных воителей, что по своей забывчивости мы стали называть ангелами кротких и беззлобных детей.

Но Сама Дева была смущена ангельским приветствием. А ведь по преданию Дева Мария изучала пророческие книги, Она твердо помнила, как и для чего приходят ангелы на землю. Она услышала в словах ангела то, чего там не должно было быть – восхищение.

Честный человек знает свои немощи и понимает, что не нам тягаться с ангелами в силе, а особенно – в святости. Ангел – сила в чистом виде, и бесплотность делает его еще в большей степени силой. Ангел – чудесное явление для Марии. Мария – изумительное откровение красоты и святости для Архангела. Тот редкий случай, когда небесное изумляется земному! Ангел сложил свое оружие к ногам Пречистой. Здесь он – не архистратиг, он просто ангел – спрашивающий, ждущий, готовый служить. Безмерная сила, первобытная мощь – у ног Девы!

«Красоте девства Твоего удивляются ангелы», а ангел – это такой ум и такая древность, которую очень сложно удивить. А мы – просто люди, но оттого и изумление наше не меньше ангельского.

Благовещение – откровение о Деве. После откровения миру о Пречистой Деве мужчины уже по-другому смотрят на женщин, другими глазами глядят на детей, тем взглядом, который выдает глубокое благоговение и восторг перед чистотой и святостью. Всё по-другому, всё иначе – в тихом свете Благовещения.

Мы даже не можем представить, как Благовещение изменило наш мир! Именно Благовещение подарило миру идеал рыцарства и бескорыстного служения Даме. Откровение о Деве вызвало к жизни подвиги иноков, на лицах которых отражался свет подлинной чистоты и святости девства не как слабости или гнушения плотью, а красоты, которая от полноты жизни и беспримесной радости.

Пустыни наполнились крепкими и сильными мужчинами, которые однажды удивились чистоте, усмирились целомудрием, и не пророк Илия и даже не Предтеча вывели подвижников в дикие пустыни, а изумление перед девством и чистотой Святой Девы, открывшей, что святость – это красота, и по этой красоте мы всю жизнь тоскуем, ищем ее, обманываемся, увлеченные больной красотой, призраками совершенства. А потому Благовещение – откровение о человеке: какой он – настоящий, чего ищет, к чему стремится на самом деле, чего ищет его слепая душа.

Все мы – раненые дети, искалеченные страстями, замученные пороками. Но нет такого человека, нет такого сожженного сердца, которое бы не помнило, где-то, может, очень глубоко – о чистоте и святости, о радости невинности, о незамутненной цельности. Ведь задыхается человек в грязи и пороках, устает до бесчувствия.

Зрение возможно только там, где есть свет, но нас ослепляют страсти, погружают в безбрежную тьму. Чистая Дева, Нетленная Агница! Она – наш свет, свет Благовещения, неоспоримое свидетельство о том, что человеку естественно быть святым и чистым.

Икона Благовещения – всегда перед глазами. На лике Пречистой отдыхают наши глаза, врачуются раны, печали утоляются. Благовещение возвращает память о мне настоящем.

Архимандрит Савва (Мажуко)

 

Мариино стояние

Великий Покаянный Канон преподобного Андрея Критского читается на протяжении Великого Поста дважды. Первый раз он прочитывается на первой неделе Поста, в первые четыре дня. Второй раз он читается в день памяти преподобной Марии Египетской, вечером в среду пятой недели Великого Поста. На ряду с этим каноном на службе прочитывается житие преподобной Марии Египетской. Именно поэтому эта долгая служба получила название «Мариино стояние».

Двое этих святых – прп. Андрей Критский и прп. Мария Египетская часто изображаются на иконах рядом. Они никогда не виделись при жизни, да и жизнь у них была совершенно разная.

Андрей от юности возлюбил безмолвие и молитву. Он воспитывался в одном из самых строгих монастырей Палестины – Лавре прп. Саввы Освященного. Там, усердно подвизаясь, он обрел то духовное сокровище, которого, по словам Христа, не стоит весь мир. Достигнув высот духовного совершенства, Андрей помышлял остаток своих дней провести в любимом им монастыре св. Саввы, но Промыслом Божиим был поставлен епископом острова Крит.

Уже в преклонных годах, украшенный многими духовными дарованиями, совершив многие чудеса, он написал главный труд своей жизни – Великий Покаянный Канон. Для всех поколений христиан это произведение останется учебником, азбукой покаяния. Канон этот нельзя пересказать, его надо читать. Читать не спеша и со вниманием. И тогда откроется душе, что написан он именно про нее.

Совсем другая жизнь была у Марии Египетской. Еще в юности она избрала жизнь бесплатной блудницы. Она признавалась позже, что не брала даже денег со своих «клиентов», полагая, что смысл жизни состоит в получении телесных наслаждений. В безудержном сладострастии прожила она 17 лет, до тех пор, пока Господь не открыл ей истинный смысл жизни человека.

Перелом в жизни Марии наступил тогда, когда невидимая сила не пустила нечистую блудницу войти в Храм Божий, куда Мария шла, влекомая любопытством. Осознав всю глубину своей греховности, она обратилась с молитвой к Божией Матери прямо у входа в храм, в который не могла войти. Искреннее покаяние грешницы было принято: Божия Матерь указала Марии спасительный путь.

Сразу после этого бывшая блудница удалилась в заиорданскую пустыню, где прожила в молитве и покаянии несколько десятков лет, перенося все лишения и страдания такой жизни. Днем она изнывала от жары, ночью замерзала. Ее терзали голод, внутренние страсти и воспоминания о прежней жизни. После семнадцати лет такой борьбы она почувствовала внутреннюю свободу от страстей и греха. Последующие долгие годы своей подвижнической жизни Мария вкушала небесную радость совершенной молитвы, радость близости Бога.

В таком состоянии ее встретил старец Зосима, ушедший для молитвы в пустыню на время Великого Поста. Ему и поведала она повесть своей жизни – историю великого греха и великого покаяния. Когда Зосима попросил святую помолиться, он с изумлением увидел, что во время молитвы она поднялась от земли и молилась стоя на воздухе.

Кто-нибудь, прочитав историю ее жизни скажет: «ну вот, столько лет грешила, а потом покаялась… можно и нам еще погрешить, потом тоже покаемся…». Нет. У нас так не выйдет.

Мария не знала Истину. Ее жизнь представлялась ей правильной. Когда же Истина открылась ей, она без колебания отвергла грех. Мы знаем истину. Как бы мы не пеняли на «совковое» воспитание, но нам с детства объясняли, что такое хорошо, а что такое плохо. Совершая грех, мы поступаем против совести.

Тот, кто сознательно грешит, в надежде на последующее покаяние – лукавит перед Богом. Бога обмануть нельзя. Не дастся покаяние такому человеку.

Что же общего между св. Андреем Критским и св. Марией Египетской? Почему Церковь соединила их в одной длинной службе? Один – праведник от юности, другая – покаявшаяся грешница.

Оба они – великие учителя покаяния, и пример обоих говорит о том, что покаяние необходимо всем. Нет никого, кто бы в нем не нуждался. Прожил ли ты всю жизнь в монастыре, или провел ее в непрестанном грехе? Все равно ты нуждаешься в покаянии. Ибо грех не только в поступках человека. Он гораздо глубже. Он в сердце, и может как червь яблоко, изъесть все сердце изнутри, даже вез видимых внешних проявлений.

И еще одну великую истину открывают нам эти святые: пусть никто не отчаивается в спасении. Бог внимает и праведнику и грешнику, и Он ищет, именно ищет желание исправиться в самом ожесточенном сердце, ждет и с радостью принимает покаяние самого последнего грешника.