Неделя 5 по Пасхе. О слепом

А Кто Он?
Вспоминая исцеленного слепорожденного

Евангельский слепорожденный прозрел телесно и духовно. Ему больше не нужна трость — ни телесная, ни духовная. С помощью первой он добрел до Силоамского источника, с помощью второй обрел Источник Непересыхающий. Первую он, возможно, так и оставил при купальне или подарил кому-то из слепых нищих, а вторую передает тем, кто еще блуждает в духовной тьме. Эту трость не нужно искать в спецмагазинах, не нужно ломать с дерева. Она вложена апостолом Иоанном в Евангелие. Бери, кто желает.

Много желающих? Мало.

Мало, кто вслед за слепорожденным честно спрашивает: «А Кто Он, Этот Христос, чтобы мне веровать в Него?» (См.: Ин. 9:36) Вот типичный диалог на вводной огласительной беседе со взрослым человеком, желающим принять крещение и стать членом Церкви.

— Для того, чтобы окреститься, необходима христианская вера. Вы верующий человек?

— Да, я верю в Бога.

— А веруете ли вы во Христа Спасителя?

— Да, конечно.

— А Кто Он, Иисус Христос, в Которого вы веруете? Что вы о Нем знаете? Почему хотите стать Его последователем? Читали ли вы Евангелие?

— Нет, не знаю. Нет, не читал. Зачем это? Я верю в душе.

Как видите, сам такой человек не владеет тростью, приходится подсовывать ему ее в руки. Возьми, возьми же вопрос слепорожденного, возьми его желание во всем разобраться и сделать осмысленный шаг ко Христу, чтобы поклониться Ему искренне. Возьми!

Кто-то берет, кто-то — нет.

Интересно, как отвечает слепорожденному Христос: «И видел ты Его, и Он говорит с тобою» (Ин. 9:37). Здесь есть над чем подумать. Во-первых, греческое словоупотребление дает право на следующий перевод: «Ты прозрел, стал видеть и сейчас видишь Его…» Затем Господь добавляет: «и Он говорит с тобою», — для того, чтобы обратить бывшего слепца к его слуховой памяти. Ведь у незрячего человека слух, компенсируя отсутствие зрения, развит гораздо лучше, чем у зрячих. И слуховая память тоже. Христос как бы говорит ему: «Сопоставь голос, который отправил тебя к Силоамской купели, с Моим голосом. Это был Я. Тогда ты Меня только слышал, теперь можешь и видеть. Я и есть Мессия».

Мне кажется, человек, взявший в руки Новый Завет, должен пережить нечто подобное. Он слышит доносящийся со строк Писания голос Христов и должен сопоставить его с тем внутренним голосом «Бога в душе», Который говорил в нем прежде, Который привел его к этой открытой Библии, Который давал силы жить и идти дальше. Куда идти? К Нему!

Слышишь, это Он и есть!

А теперь всмотрись в Него, в Его полные любви и сострадания глаза, в глубину Его пробитых ребер, в раны на руках и ногах, в славное сияние Его (а, значит, и твоего) Воскресения!

И поклонись Ему (Ин. 9:38).

Священник Леонид Кудрячов

 

Вознесение Господне

– двунадесятый праздник, относящийся к праздникам подвижного цикла. Он празднуется в четверг шестой недели (седмицы), в сороковой день от Пасхи. В 2018 году – 17 мая по новому стилю.

Вознесение Иисуса Христа на небо – одно из главных событий Священной истории. После Вознесения видимое земное присутствие Христа уступает место Его невидимому пребыванию в Церкви.

Событие Вознесения подробно описывается в Евангелии от Луки и Деяниях св. апостолов. Краткое изложение этого события приводится в окончании Евангелия от Марка.

После Своего Воскресения из мертвых Спаситель неоднократно являлся ученикам, удостоверяя их в истинности Своего телесного Воскресения, укрепляя в них веру и подготавливая к принятию обетованного Святого Духа. Наконец, повелев не отлучаться из Иерусалима и ждать обещанного от Отца, Господь Иисус Христос вывел учеников из города в Вифанию, на гору Елеон, и, подняв Свои руки, подал им благословение, а затем стал отдаляться от них и возноситься на небо. В Деяниях св. апостолов описано, что, начав возноситься, Христос был сокрыт облаком, и тогда явились «два мужа в белой одежде», которые возвестили Его Второе пришествие. Ученики же поклонились Ему и с радостью вернулись в Иерусалим, где через несколько дней на них сошел Святой Дух.

 

Вознесение – возвращение на Родину?

Библейское облако

Библейские облака прячут самое интересное. Под завесой облаков Бог скрывает Свои тайны. Облака укутали Синай в дни Завета, и там одно облако таило другое, из которого Господь говорил с Моисеем. И скинию, и храм освящало таинственное облако, как бы скрывая то, о чём говорить еще рано. Исаия видел Бога-воина, навещавшего Египет верхом на облаке. Иезекииль и Даниил созерцали Творца и Судию, укрытого облаком от пророков Своих и тайновидцев.

Сорок дней Христос – Бессмертный Бог и Воскресший Человек – встречался со Своими учениками, разделял с ними трапезу, учил их и наставлял, а потом вознесся у них на глазах на небо, скрытый облаком. Они уже видели этот таинственный знак – не все, только трое, – но там, на горе Преображения, уже было это светлое облако, скрывавшее что-то даже от избранных, ужасавшее и обнадеживающее.

Радость апостолов

Откуда эта радость, такая неуместная на лицах апостолов? – Ведь они только что простились со Своим Учителем! Они Его так неожиданно и страшно потеряли, видели Его казнь, муки и смерть. Хоронили в спешке и отчаянии, а потом так же внезапно нашли, и жили радостью этого обретения. И через сорок дней Он ушел уже насовсем, а они рады: «Они поклонились Ему и возвратились в Иерусалим с великой радостью» (Лк. 24:52).

Евангелист Марк не стал скрывать ничего. Он сообщил одной фразой об источнике радости апостолов: Христос воссел одесную Отца. Но ведь мы об этом знаем. Это даже вошло в наш Символ веры. Что тут необычного? Сидение одесную Отца – символ воцарения Мессии, известный библейский образ. Почему же он так взволновал апостолов? Потому что они не просто помыслили или открыли, а увидели нечто, что касается каждого из нас.

Христос указал человеку на его место

Христос указал человеку его место. Он показал, где нам естественно находиться, где наша подлинная Родина – рядом с Богом, с подлинным родным и любящим Отцом, в том Царстве, где уже не нужны никакие облака и радуги, где я и Мой Отец – лицом к лицу – там наша Родина. Своим Вознесением Господь показал человеку его место. Бог поставил каждого из нас на место. Вернул нас туда, где нам и надлежит быть. Ибо такова воля Божия о человеке. Во Христе – каждый из нас – посажен одесную Бога.

В этом откровении о небесном отечестве и есть источник радости апостолов. Смысл самого события Вознесения в словах, которые хоть и прозвучали в Евангелии по другому поводу, но передают саму суть восшествия Христа на небо: «Ибо так надлежит нам исполнить всякую правду» (Мф. 3:15).

Сидеть одесную Отца – вот евангельская правда о человеке. Наше «естественное место», к которому мы неосознанно стремимся – быть с Богом, сидеть одесную Отца. Человеку естественно быть святым, естественно стремиться к святости. Святость, о которой говорит Евангелие, не требует развоплощения или гнушения землей и телом. Евангельская святость оправдывает человека живого, оправдывает и исцеляет всю землю, всё творение.

Ожидание новой тайны

Чтобы вознестись на небо и быть в общении с Отцом, Христу не понадобилось развоплощаться, отбрасывать человеческое тело и земную душу – с ее памятью, чувствами и желаниями. Всё наше человеческое преобразилось во Христе, оправдалось и ожидает открытия новой тайны, на которое указывает второе облако Вознесения.

Да, именно так: в рассказе о восшествии Христа на небо было еще и второе облако – таинственный знак откровения и сокрытия последних вещей о Боге и человеке. Помните ангелов, выводивших апостолов из созерцательного состояния после Вознесения Христа? Вот что они сказали изумленным ученикам: «Мужи галилейские! что вы стоите и смотрите на небо? Сей Иисус, вознесшийся от вас на небо, придет таким же образом, как вы видели Его восходящим на небо» (Деян. 1:11).

У тайны Вознесения есть вторая, нередко упускаемая, часть. Вознесение на небеса и сидение одесную Отца есть прелюдия возвращения – в облаке и славе – для суда и конечного примирения неба и земли. А это значит, что не надо уже человеку разрываться между небом и землей, потому что всё примирится под главою Христом, когда растает последнее облако откровения и тайны, когда откроется, что Родина – это и есть небо, а небо – это и есть земля, и нет больше вражды, и сгинет злоба навек, и мы увидим не скрытый никакими облаками Лик нашего настоящего Отца, Его любящие руки обнимут нас. И уже сейчас мы живем этой надеждой, порой не понимая, откуда у нас эта тоска, эта неутолимая память Родины.

Человеку естественно – быть святым

Всему свое место. Всему свое время. Камень падает вниз, огонь устремляется вверх, масло всплывает над водой. Как бы ни стелились наши тучные мысли над землей, всё равно влечет нас на Родину, к нашей небесной отчизне, к незримым светлым обителям. Так думали мыслители древности. Так учил мудрый Аристотель, утверждая, что у каждой вещи под солнцем есть свое «естественное место», к которому устремляет ее неодолимая сила естества. В этом законе Философ усматривал тайну движения: каждый предмет движется, потому что влечет его к своему «естественному месту», и только найдя его, обретает он покой.

Наша «природная тяжесть» влечет нас на Родину. Которая на небе. Которая на земле. Человеку естественно – быть с Богом. Человеку естественно – быть святым. Это наше самое нормальное состояние, потому и тревожится и волнуется наше сердце, и тоскует по подлинной чистоте и святости, по незабываемому Лику нашего Отца. По дому – наша тоска, по небесному отечеству, которое обретем на земле.

Архимандрит Савва (Мажуко)

 

«Христос воскресе!» – что это для нас?

Заканчивается пасхальный период, во время которого вместо обычного приветствия христиане говорят друг другу: «Христос воскресе!» Сколько раз мы сказали эти слова? И что они для нас? Размышляет архимандрит Андрей (Конанос).

Эти слова – «Христос воскресе» – означают, что и мы воскресли вместе с Ним. В противном случае получается то, что я услышал совсем мальчишкой от одного своего товарища в старших классах. Он сказал насмешливо:

– Христос воскрес! Но какое отношение это имеет ко мне?

Он воскрес, а я? А ты? А все мы? Какое значение Воскресение Христово имеет в нашей жизни, здесь и сейчас? Влияет ли это событие на реальность, в которой мы живем сегодня?

Вот, например, встречаются на Пасху двоюродные братья, и – с порога:

– С праздником! Христос воскресе! Давай по кофейку, поговорим!

И вот садятся и начинают обсуждать, что говорить в суде против третьего родственника, с которым делят имущество. Обсуждают, договариваются, встреча подходит к концу, и – «Ну пока, до встречи в суде! Не забудь, что я тебе сказал, это очень важно! Ну, счастливо. Христос воскресе!»

Христос воскрес. Но своими поступками, словно клавишей Delete, мы «стираем» эти слова из нашей жизни. Говорим «Христос воскресе!», а в жизни у нас никакого Воскресения нет. У нас по-прежнему веет могильным холодом от эгоизма, страстей, слабостей и пороков. А ведь именно Воскресение, обновление собственной жизни является конечной целью. Да, Господи! Об этом мы молимся. И сейчас я не собираюсь читать вам нравоучения. Мне просто хочется, чтобы вы внимательнее относились к собственным словам. Помните, о чём говорится в Ветхом Завете? «Не произноси Имя Господа Бога Твоего напрасно» (Исх. 20:7). А мы спокойно произносим священные слова, которые никак не подтверждаем делами.

Созвонимся, отче!

Однажды я позвонил своему знакомому, православному христианину, про которого мне было известно, что он – человек небедный.

– Христос воскресе!

– Воистину воскресе! – ответил он.

Этот человек хорошо знал, как отвечать на пасхальное приветствие. Его ответ был абсолютно правильным.

– Знаешь, тут есть одна бедная семья, им нужны деньги…

– Отче, ну что я могу поделать… Ты же знаешь, сейчас кризис, у всех проблемы… Дай Бог, чтобы их ситуация как-то разрешилась… Ничем не могу помочь. Созвонимся, отче! Христос воскресе.

– Воистину воскресе! – ответил я. – До свиданья.

Христос воскрес, но мы по-прежнему сребролюбивы, жадны и скупы. Наше сердце по-прежнему закрыто. Мы не воскресли. Наше сребролюбие, наш эгоизм всё еще живы и никак не умрут.

После этого разговора я обратился со своей просьбой к другому человеку, который не особо верит в Бога, не ходит в церковь и не живет церковной жизнью, в отличие от нас. Его внутренний мир закрыт от меня. И он не приветствовал меня словами «Христос воскресе!» Но, едва услышав про нуждающуюся семью, этот человек тут же дал мне пятьсот евро со словами:

– Возьми, отче, делай с этими деньгами, что хочешь. Отдай их тем, кому они нужны.

В сущности, произошло то, что имел в виду Господь, когда говорил, что мытари и блудницы первыми войдут в Царствие Божие (Мф. 21:31).

Я обратился к этому человеку со словами: «Христос воскресе!», а он своим поступком ответил мне: «Истинен Господь! Правда, не знаю, правильно ли я выразился».

Вы спросите меня: «Разве это правильно?» Нет, гораздо правильнее – говорить «Христос воскресе!» и при этом любить Господа, жить Им и своей жизнью исполнять евангельские заповеди. И я не говорю, что мне больше нравится, когда человек атеист и при этом живет по-христиански (такие люди действительно есть: они называют себя атеистами, но на деле атеистами не являются, потому что их душа высока, любовь деятельна, а сердце – сострадательно к беде и боли других).

Воскрес ли Христос в нашей жизни?

Один человек как-то сказал старцу Паисию про свою сестру, которая ночью вела распутный образ жизни, а днем работала в больнице:

– Отче, моя сестра погибает! Она попадет в ад! Ведь она ходит по кабакам, грешит!

В ответ старец спросил его:

– Твоя сестра работает в больнице? Когда она ухаживает за больными, она смиренна, добра? Она помогает им?

– Да, отче! Очень помогает! Она любит больных, моет и кормит пожилых людей, которые уже не могут ходить, без всякого отвращения, выполняет все их просьбы, ухаживает за ними, как будто они ее родители.

– Не волнуйся, дитя мое. Господь ей поможет.

– Но, отче, она почти не ходит в церковь! Она не имеет никакого отношения к тому, что мы делаем!

Мы делаем… А что мы делаем? Говорим «Христос воскресе», и тут же всаживаем ближнему нож в спину. Очень красивый такой нож, с надписью «Христос воскресе». Вот тебе! Христос воскресе! И продолжается осуждение, неприязнь, ненависть, пороки – никаких перемен, никакого преображения.

Да, Господь действительно воскрес. И Он преображает людей, меняет их, после того как Его любовь проникает к ним в душу. Тогда преображается и душа, и тело. Преображается весь человек. В нём всё меняется – его душа, его сердце. В душе поселяется мир, и человек успокаивается, спокойно засыпает и радостно пробуждается, с желанием жить – трудиться и совершенствоваться. Всё это дает Господь.