В пятое воскресенье Великого поста Церковь празднует память преподобной Марии Египетской, святой подвижницы, которая является образом глубочайшего и искреннего покаяния.
Преподобная Мария родилась в Египте. На двенадцатом году жизни она бежала из родительского дома в город Александрию, где предалась безудержному и ненасытному любодеянию и заслужила крайней распущенностью своей жизни позорную известность. Так продолжалось 17 лет, и казалось, что всякая надежда на спасение грешницы потеряна. Но Господь не отвратил от нее Свое милосердие.
Однажды Мария увидела на берегу моря толпу людей, которые собирались плыть на кораблях в Иерусалим на праздник Воздвижения Святого Креста. Отнюдь не из благочестивых побуждений, но просто желая развлечься, она упросила взять и ее, причем, вела себя в пути вызывающе бесстыдно.
По прибытии в Иерусалим Мария пошла за народом в церковь, но войти в нее не смогла: какая-то неведомая сила отталкивала ее и не пускала внутрь. После нескольких безуспешных попыток Мария отошла в угол церковной паперти и задумалась. Взгляд ее случайно остановился на иконе Пресвятой Богородицы – и вдруг, потрясенная, она осознала всю мерзость и срам своей жизни. Свет Божий коснулся ее сердца – она поняла, что в церковь не пускают ее грехи.
Долго и усердно молилась Мария Пресвятой Богородице, долго умоляла позволить ей войти в церковь и увидеть Крест, на котором пострадал Иисус Христос. Наконец ей показалось, что молитва ее услышана.
Дрожа от волнения и страха, подошла Мария к церковным дверям — и на этот раз беспрепятственно вошла внутрь. Там увидела она Животворящий Крест Господень и поняла, что Бог готов простить кающихся. Она снова возвратилась к Иконе Пресвятой Богородицы и обратилась к Ней с мольбой указать ей путь к покаянию.
И тут она услышала как бы далекий голос: «Иди за Иордан, там обретешь покой для души твоей». Мария немедленно отправилась в путь, добралась до реки Иордан, переправилась на другой берег и удалилась в глубину пустыни Иорданской. Здесь, в пустыне, она прожила в полном одиночестве 47 лет, питаясь одними кореньями.
Первые 17 лет ее одолевали блудные помыслы, и она боролась с ними, как с лютыми зверями. Претерпевая голод и холод, она вспоминала пищу и вина, к которым привыкла в Египте, веселые песни, которые пела когда-то; но более всего ее одолевали блудные помыслы и искусительные образы.
Мария умоляла Пресвятую Богородицу избавить ее от них, падала ниц на землю и не вставала до тех пор, пока в душе ее не совершалось покаяние, – тогда в нее проникал Небесный свет, и она вновь обретала покой.
Через 17 лет искусы ее оставили – наступили годы сосредоточенного и отрешенного покоя. Наконец Богу угодно стало явить миру необычный подвиг покаявшейся грешницы, и позволением Божиим Марию встретил в пустыне старец Зосима, инок соседнего монастыря, удалившийся сюда для аскетических подвигов.
К этому времени вся одежда на Марии истлела, но старец покрыл ее своим плащом. Подвижница поведала ему всю свою жизнь, попросив никому о ней не рассказывать и прийти к ней через год на Великий Четверг со Святыми Дарами, чтобы она могла причаститься.
На следующий год, исполняя просьбу Марии, старец Зосима взял Святые Дары и отправился к Иордану. На другом берегу он увидел Марию, которая, подойдя к реке, осенила воду крестным знамением и спокойно пошла по ней. С благоговейным трепетом смотрел старец на идущую по воде святую.
Выйдя на берег, Мария преклонилась перед старцем и попросила его благословения. Потом выслушала «Верую» и «Отче наш», причастилась Христовых Тайн и произнесла: «Ныне отпущаеши рабу Твою по глаголу Твоему с миром!»
Потом попросила Зосиму исполнить последнюю ее просьбу: прийти через год на то место, где он встретил ее впервые. Через год старец вновь отправился на то место, где спасалась Мария, но нашел ее там уже почившей. Она лежала на земле, сложив руки, как на молитве, и обратив лицо на Восток. Рядом с ней на песке было начертано: «Отец Зосима, погреби тело смиренной Марии, умершей 1 апреля. Верни прах праху».
Со слезами и молитвами старец предал земле великую подвижницу и возвратился в обитель, где поведал инокам и игумену все, что услышал от преп. Марии.
Преподобная Мария Египетская скончалась в 522 г. На первой и пятой неделях Великого поста читается покаянный канон св. Андрея Критского с присоединением молитвенных стихов о Марии Египетской.
Проповедь на Евангельское чтение
Умирающая от тяжкой болезни женщина говорит своему духовнику: «Бог не помог мне». И священник молчит в ответ, потому что сердце его духовной дочери так и не смогло вместить такую меру доверия Богу, которая принимает всё, Им посланное, как благой дар, как залог Вечной жизни. Священник молчит не потому, что слов нет. Он молчит потому, что все слова давно сказаны, все семена посеяны, но взойти и окрепнуть они так и не смогли. Это не значит, что жизнь прожита впустую. Всегда есть время, пока дышишь.
Вот и благоразумный разбойник на кресте успел перед последним вздохом попросить Христа о милости, о спасении. Попросил, и был спасён. А вот апостолы Христовы, которые за три года странствования вместе со своим Богом и Спасителем много чего повидали и, казалось, многому должны были бы научиться, многое понять, просят Спасителя не о милосердии, а о награде. На пути в Иерусалим они, услышав горькие слова Иисуса о предстоящем Ему испытании поруганием, избиением, оплеванием и, наконец, позорной смертью на Кресте, – почему-то, однако, не восскорбели о предстоящей страсти, почему-то решили, что именно сейчас самое время попросить о награде, о воздаянии за трёхлетнее служение Спасителю. «Смотри, Господи, не забудь! Дай нам сесть у Тебя одному по правую сторону, а другому по левую в славе Твоей». Вот как! Ещё бесконечно далеко до славы, ещё между просьбой этой и Царством Божиим, которое, между прочим, «не от мира сего», кровь и страдания, слёзы и смертный пот, ещё услышат солдаты римской стражи на Голгофе хриплый крик: «Боже Мой, Боже Мой! для чего Ты Меня оставил?», – а самые любимые, самые приближённые уже просят о награде. Им не терпится.
Чего же ждать от нас, грешных, если самые лучшие, самые верные ученики таковы? Это так понятно, так по-человечески обычно, что тяжко страдающая женщина надеялась, как когда-то апостолы Иаков и Иоанн, на то, что её молитва о помощи исполнится именно так, как ей, бедной, представлялось правильным и справедливым? Да, понятно. Да, обычно. И тем не менее: Царство Небесное – не удел, где реализуются наши честолюбивые мечты, сколь бы по-человечески извинительны они ни были, а жизнь наша – вовсе не место бесскорбного блаженства. Скорее, наоборот, из того, что сказал нам Христос, мы знаем: «В мире будете иметь скорбь».
Вот почему и Своих учеников, и вместе с ними всех нас, христиан, Господь спрашивает сегодня: «Можете ли пить чашу, которую Я пью, и креститься крещением, которым Я крещусь?». Можете ли вы разделить со Мною муку и боль Креста? Захотите ли вы испить горькую чашу предательства самыми дорогими и самыми близкими? Да что там предательства! Захотите ли вы пойти со Мною до конца и оказаться в ситуации, когда вам станет ясно, что Бог вас оставил, что надеяться вам больше не на кого? Можете ли вы пить эту чашу? Можете ли вы не умереть от отчаяния, оставшись без надежды?
Легко ответить «можем» в тот момент, когда Господь спрашивает нас об этом. Гораздо труднее – добровольно взойти на Крест. Несложно оставаться верным Христу, когда ни боль, ни страх, ни похоть, ни обида не терзают нашу душу и тело. Куда как сложнее сохранить верность Богу в смертной безнадёжности, куда как мучительнее подниматься из бездны очередного падения! Подниматься, наперёд зная, что как ни старайся, всё равно придётся умереть одному, наедине со своими страхами, наедине со своими страстями… И только одна надежда – на то, что среди страхов и тоски последнего пути, последнего «восхождения в Иерусалим» Иисус будет идти впереди нас, как Он шёл среди Своих учеников тем весенним днём, потому что: «Если же мы умерли со Христом, то веруем, что и жить будем с Ним». Так вот, задача всей нашей жизни в том и состоит, чтобы обрести такое устроение души, когда, умирая на своём кресте, когда, оказавшись, подобно Ему, Иисусу из Назарета, в крайней богооставленности, всё-таки не забыть о Нём, не отказаться от Него и умереть, если не во Имя Его, то по крайней мере с Его Именем, каким бы далёким, каким бы недостижимым не представлялся нам Бог в этот момент.
Вот почему Спаситель говорит нам эти страшные слова, которые едва ли утешат малодушных, вряд ли подбодрят маловерных: «…чашу, которую Я пью, будете пить, и крещением, которым Я крещусь, будете креститься; а дать сесть у Меня по правую сторону и по левую – не от Меня зависит, но кому уготовано».
Если мы хотим воскреснуть, нам придётся понести Крест, но сколько бы мы его ни несли, надо помнить, что никто не может дать нам гарантий спасения. Никто, даже Сам Спаситель, не сможет упразднить для нас подвиг веры, «Ибо и Сын Человеческий не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих», – отдать, не рассчитывая ни в малой мере на благодарность этих самых «многих». Мало сказать – не рассчитывая; ещё и зная заранее, что эти «многие» при всяком удобном случае отведут глаза в сторону и скажут: «Не знаю Человека Сего, о Котором вы говорите».
Если мы хотим быть со Христом и в этом веке, и в будущем, надо быть готовыми любить без надежды на взаимность, надо научиться служить ближнему, не рассчитывая на благодарность, надо суметь принять крестную скорбь и жизни, и смерти, не требуя гарантий, не ожидая награды.
Священник Сергий Ганьковский
Благовещение Пресвятой Богородицы
Благовещение Пресвятой Богородицы и Приснодевы Марии – великий двунадесятый праздник, посвященный воспоминанию о возвещении Архангелом Гавриилом Деве Марии тайны воплощения от Нее Бога Слова (Лк. 1:26-38).
Общее значение слова «Благовещение» – благая, радостная, добрая весть – то же, что и Евангелие; сугубое значение указывает на праздник Благовещения, отмечаемый 7 апреля. Это священное событие совершилось, по церковному преданию, в шестой месяц после зачатия святой праведной Елизаветой святого пророка Иоанна Предтечи.
«Совет Превечный открывая Тебе, Отроковице, Гавриил предста…» – воспевает Святая Церковь в начале праздничной службы великого праздника Благовещения Пресвятой Богородицы.
Пресвятая Дева Мария была дарована престарелым родителям, праведным Иоакиму и Анне за их непрестанные и слезные молитвы. По достижении 14 лет, когда по закону иудейскому пребывание Ее в храме должно было окончиться, Пресвятая Мария была обручена праведному восьмидесятилетнему старцу Иосифу, бедному плотнику из рода Давидова, которому поручили хранить Ее девство. Переселившись в Назарет, в дом Своего Обручника старца Иосифа, Пресвятая Мария продолжала ту же жизнь, которую проводила в храме. Святые отцы Церкви – Афанасий Великий, Василий Великий, Иоанн Дамаскин – указывают, что под видом супружества Господь оградил Пресвятую Деву Марию от злобы врага рода человеческого диавола, скрыв от него таким образом, что Она – Та Самая Благословенная Дева, о Которой сказал пророк Исайя: «Се, Дева во чреве приимет и родит Сына и нарекут имя Ему Еммануил, что значит с нами Бог».
Пребывая в доме Своего Обручника старца Иосифа, Пресвятая Дева Мария однажды читала Книгу пророка Исаии и размышляла о величии Той, Которая удостоится быть Матерью Бога. Всем сердцем Святая Мария хотела увидеть Избранницу Божию и в глубоком смирении желала быть последней Ее служанкой. В тот благословенный день начала человеческого спасения, ставший днем воплощения Бога Слова, Пресвятой Деве Марии с небес явился посланный Богом Архангел Гавриил и приветствовал Ее словами: «Радуйся, Благодатная, Господь с Тобою; благословенна Ты между женами». Она же, увидев его, смутилась от слов его и размышляла, что значит это приветствие.
И сказал Ей Ангел: «Не бойся, Мария, ибо Ты обрела благодать у Бога; и вот, зачнешь во чреве, и родишь Сына, и наречешь Ему имя Иисус. Он будет велик, и наречется Сыном Всевышнего и даст Ему Господь Бог престол Давида, отца Его; и будет царствовать над домом Иакова во веки, и Царству Его не будет конца». Мария же сказала Ангелу: «Как будет это, когда Я мужа не знаю?» Ангел сказал Ей в ответ: «Дух Святый найдет на Тебя, и Сила Всевышнего осенит Тебя; посему и рождаемое Святое наречется Сыном Божиим…» Тогда Мария сказала: «Се, Раба Господня; да будет Мне по слову твоему. И отошел от Нее Ангел».
Непоколебимая, глубокая вера Пресвятой Девы Марии и столь же глубокое Ее смирение, соединенное с пламенной любовью к Богу и преданностью Его Святой воле, явились той благодатной Нивой, в недрах которой возник Благословенный Плод – Богочеловек Иисус Христос, Агнец Божий, взявший на Себя грехи всего мира. Так как от времени бессеменного зачатия Сына Божия полагается начало спасения рода человеческого, то Церковь в день Благовещения неоднократно возглашает: «днесь спасения нашего главизна и еже от века таинства явление…».
Яд злости
Как-то раз приходит к старцу хмурый сосед:
– Ох, совсем бессонница замучила, – жалуется. – А все из-за птах мелких, что ночь напролёт трещат за окном!
– Это ты сам себя замучил, – отвечает старец. – Ночь за ночью ты истекаешь ядом злости на ни в чём не повинных птиц. Пение – их жизнь! И если бы ты выбрал не гневаться, а слушать трели с благодарностью и наслаждением, то пение птах стало бы для тебя лучшей колыбельной в мире!
Сие сказал Я вам, да радость Моя в вас пребудет и радость ваша будет совершенна (Ин. 15:11)