КРАТКОЕ ЖИТИЕ ПРЕПОДОБНОЙ МАРИИ ЕГИПЕТСКОЙ
Преподобная Мария, прозванная Египетской, жила в середине V и в начале VI столетия. Ее молодость не предвещала ничего хорошего. Марии исполнилось лишь двенадцать лет, когда она ушла из своего дома в городе Александрии. Будучи свободной от родительского надзора, молодой и неопытной, Мария увлеклась порочной жизнью. Некому было остановить ее на пути к погибели, а соблазнителей и соблазнов было немало. Так 17 лет Мария жила в грехах, пока милостивый Господь не обратил ее к покаянию.
Случилось это так. По стечению обстоятельств Мария присоединилась к группе паломников, направлявшихся в Святую Землю. Плывя с паломниками на корабле, Мария не переставала соблазнять людей и грешить. Попав в Иерусалим, она присоединилась к паломникам, направлявшимся в храм Воскресения Христова.
Люди широкой толпой входили в храм, а Мария у входа была остановлена невидимой рукой и никакими усилиями не могла войти в него. Тут поняла она, что Господь не допускает ее войти в святое место за ее нечистоту.
Охваченная ужасом и чувством глубокого покаяния, она стала молить Бога простить грехи, обещая в корне исправить свою жизнь. Увидев у входа в храм икону Божией матери, Мария стала просить Богоматерь заступиться за нее перед Богом. После этого она сразу почувствовала в душе просветление и беспрепятственно вошла в храм. Пролив обильные слезы у гроба Господня, она вышла из храма совершенно другим человеком.
Мария исполнила свое обещание изменить свою жизнь. Из Иерусалима она удалилась в суровую и безлюдную Иорданскую пустыню и там почти полстолетия провела в полном уединении, в посте и молитве. Так суровыми подвигами Мария Египетская совершенно искоренила в себе все греховные пожелания и соделала сердце свое чистым храмом Духа Святого.
Старец Зосима, живший в Иорданском монастыре св. Иоанна Предтечи, промыслом Божиим удостоился встретиться в пустыне с преподобной Марией, когда та уже была глубокой старицей. Он был поражен ее святостью и даром прозорливости. Однажды он увидел ее во время молитвы как бы возвысившейся над землей, а другой раз – идущей через реку Иордан, как по суше.
Расставаясь с Зосимой, преподобная Мария попросила его через год опять прийти в пустыню, чтобы причастить ее. Старец в назначенное время вернулся и причастил преподобную Марию Святых Таин. Потом придя в пустыню еще через год в надежде видеть святую, он уже не застал ее в живых. Старец похоронил останки св. Марии там в пустыне, в чем ему помог лев, который своими когтями вырыл яму для погребения тела праведницы. Это было приблизительно в 521 году.
Так из великой грешницы преподобная Мария стала, с Божией помощью, величайшей святой и оставила такой яркий пример покаяния.
РАДУЙТЕСЬ, РАЗВРАТНИКИ КАЮЩИЕСЯ…
Характеристики «мира сего» в устах Иисуса Христа емки и кратки. «Кто постыдится Меня и Моих слов в роде сем прелюбодейном и грешном, того постыдится и Сын Человеческий…» (Мк. 8:38)
Два слова: «Прелюбодейный и грешный». Хотя прелюбодеяние тоже грех, нельзя, очевидно, сказать просто «грешный». Нужно все же выделить прелюбодеяние в отдельную категорию, потому что это – грех господствующий. И не говорит Господь: «в роде сем, вороватом, лицемерном, корыстном, ханжеском, жестоком», и прочее, и прочее. Всего этого перечислять не надо, а вот прелюбодеяние – надо. «В роде сем прелюбодейном и грешном».
О Лоте и о Содоме сказано, что он «живя между ними (содомлянами), ежедневно мучился в праведной душе, видя и слыша дела беззаконные» (2Пет. 2:8) Притом еще и назван «праведным» тот, кто после бегства из гибнущего города стал отцом собственных внуков, поскольку в пьяном виде спал с дочерьми. Сказано, что Господь «праведного Лота, утомленного обращением между людьми неистово развратными, избавил» (2Пет. 2:7)
Итак, если человек не вполне святой мучается, живя между любителями всякого беззакония, то как же нужно было мучиться Господу Иисусу, живя среди людей! Это нашим больным глазам нынешнее состояние человечества представляется чем-то привычным и естественным. Чистым глазам Богочеловека это же зрелище предстает, возможно, чем-то похожим на лепрозорий.
Становится понятным горький возглас Иисусов: «О, род неверный и развращенный! доколе буду с вами? доколе буду терпеть вас?» (Мф. 17:17) Опять два слова: «неверный и развращенный». Неверность означает и склонность к измене, и непостоянство в добре, и подмешивание лжи в истину. А развращение понятно без объяснений. «Неверный и развращенный», «прелюбодейный и грешный», таков наш мир, согласно кратким Христовым характеристикам. А, значит, таковы и мы в нем, потому что нельзя одной из ниток ковра сказать, что «в этом ковре все нитки грешные, кроме меня». Нет. Если мы все еще живем по понятиям, и обычаям мира сего (обычаи всегда сильнее законов), то все характеристики мира относятся к нам напрямую.
Нужно внутреннему человеку выйти из привычного круга мертвых понятий; выйти, как евреям – из Египта. Тогда исполнится слово Христово из последней Его молитвы: «Не молю, чтобы Ты взял их из мира, но чтобы сохранил их от зла. Они не от мира, как и Я не от мира» (Ин. 17:15-16)
Блажен, кто понимает, о чем речь, и не только понимает, но и делает. Тот усыновляется Богу, по сказанному: «выйдите из среды их и отделитесь, говорит Господь, и не прикасайтесь к нечистому; и Я прииму вас. И буду вам Отцом, и вы будете Моими сынами и дщерями» (2Кор. 6:17-18)
Мир таких не любит. «Таких», это тех, кто живет «здесь», но не «по-здешнему». Те, кто в грехе полагает счастье, те «дивятся, что вы не участвуете с ними в том же распутстве, и злословят вас» (1Пет. 4:4). Сначала просто дивятся и едко злословят. Потом…
Но скажет некто: «Я весь осквернился, весь испачкался. Что делать мне? Как освящаться?». То же делать, что и всем христианам. И тот, кто свят с пеленок, и тот, кто грешен до седин, должны духом пламенеть и Господу служить. Евангелие возвещено грешникам. Только нужно ушами сердца расслышать голос Доброго Пастыря и не делать вид, что вы ничего не слышали. «Ибо довольно, что вы в прошедшее время жизни поступали по воле языческой, предаваясь нечистотам, похотям (мужеложству, скотоложству, помыслам), пьянству, излишеству в пище и питии и нелепому идолослужению» (1Пет. 4:3)
Вот к кому обращено слово спасения: и к скотоложникам, и к мужеложникам, и к пьяницам, и к идолопоклонникам. А поскольку совесть все мучит и мучит; и поскольку примеры утешают лучше всего, то есть и особая радость для всех людей, чья память, как архив, полна воспоминаниями, свидетельствующими против самого человека. Эта радость – жизнь Марии Египетской.
Веселитесь, замученные совестью блудники и блудницы! Радуйтесь, развратники, сердцем уставшие от разврата! Пакостники, вылезайте на свет Божий и перестаньте бояться дневного света! Все, осквернившие ум и плоть обесчестившие, рцыте Богу: «Слава Твоему милосердию!». Приспела память великого человека, сумевшего развернуться от грехов к Господу не на 45 градусов, и не на пол-оборота, как большинство, а всецело. В градусах это – 180.
И плоть бесилась, и сатана злился, и мир издалека щелкал зубами на убежавшую добычу (прочтите Житие). А она знала одно занятие – плач, и одну Заступницу – Матерь Распятого и Воскресшего. Теперь собеседница ангелов, тезоименитая Богоматери, святая имеет силу помогать грешникам. Таков закон Духа: «Как Сам Он претерпел, быв искушен, то может и искушаемым помочь» (Евр. 2:18)
Закон сей как для Воплотившегося Единородного, так и для любящих Его.
О, Мария, глубоко павшая и великих высот затем достигшая, молись о нас, живущих в мире, не победивших плоть и принимающих в себя раз за разом «раскаленные стрелы лукавого» (СМ. Еф. 6:16).
Горько и страшно думать о том, до каких глубин ты опускалась. Но Божественным весельем дышит твое исправление. Читая и слушая о тебе, мы все понять должны, что твоя святость – не только твоя святость. И грехи твои, это не твои только грехи.
Общий грех на тебе отразился и стал всему миру виден. И общее спасение на тебе проявилось, и об этом нельзя не знать.
Твое дело ныне – радоваться, наше – трудиться и каяться. Помогай нам, просим. Помогай, Мария. И не только в день твоей памяти.
Протоиерей Андрей Ткачев
Проповедь на Евангельское чтение
Один из грехов, о котором говорится в читаемой сегодня выдержке из Евангелия, – это грех стремления возвыситься над другими людьми, желания почета и власти. Два ученика Христовых Иоанн и Иаков попросили не только быть в Царстве Его, но даже сесть справа и слева от Него.
Желание быть принятым в Царстве Божьем понятно всем и оправдано, однако сыновья Заведеевы захотели не только быть в Царстве, но и занять там самые почетные места. Это желание было отвергнуто Иисусом Христом потому, что никто не может самовольно присвоить себе то, что дается только Богом. Иоанн и Иаков пользовались благосклонностью Спасителя на земле, поэтому, видимо, они понадеялись и на небе выделиться среди других. Но они проявили при этом греховную гордость и самомнение. Нам же нужно помнить, что для достижения небесной награды нужно постоянно духовно трудиться. Молитва и забота о ближних, освобождение себя от губительных страстей и всего излишнего в мирской жизни – вот что необходимо нам. Всегда помнить слова Господа, что к праведникам будет причтен тот, кто накормит голодного, напоит жаждущего, оденет нагого, посетит больного и заключенного в тюрьме. Однако и по совершении всего этого нужно не зазнаваться, а смиренно надеяться.
К сожалению, духовное зазнайство нередко наблюдается и среди нас, православных христиан. Бывает так: человек еще совсем недавно пришел к вере, выучил несколько молитв, начал посещать храм, прочитал сколько-то книжечек, и ему начинает казаться, что он чуть ли не приблизился к святости. Он начинает свысока смотреть на окружающих, пытается судить их. Часто этим злоупотребляют прислуживающие в храме. Они могут грубо одернуть человека, впервые пришедшего в храм, за нарушение определенных правил, вместо того, чтобы похвалить его за желание посетить храм и ласково объяснить ему, как следует поступать. Обидно, что это обычно относится к чисто внешнему признаку, например, головной убор у женщин, одежда и т.п. Или начинают высокомерно поучать, распространяя часто суеверия. Такие поступки неоднократно приводили к тому, что человек терял стремление быть в храме. Нужно же всегда помнить, что Бог – это добро, что Христос пришел на землю не судить, а спасать. Поэтому мы, православные христиане, должны поддерживать каждого, приближающегося к Церкви, ободрять его и с любовью объяснять ему начальные основы веры.
Жажда власти – это самая сильная и опасная страсть человека. Ради власти над миром властители идут на чудовищные преступления. В таких государствах закон служит интересам господствующей верхушки. Тогда как закон – это упорядочение разумом отношения граждан к родине, братьям и сестрам, к правителям, и все это должно быть основано на учении Христа. Однако мы свидетели того, что в наше время есть много людей, пытающихся возвыситься за счет унижения других.
Церковь напоминает властителям, что власть – это служение: «Кто хочет между вами быть большим, да будет вам слугой». Она твердо заявляет, что никто не имеет права приказывать или устанавливать то, что несовместимо с человеческим достоинством и естественным законом, что противоречит учению Церкви.
Схиигумен Сергий (Златоустов)
Виртуальный христианин
В очередной раз разглядывая в своих руках толстенную, многосотенную пачку записок о здравии и о упокоении и сравнивая количество записок с количеством присутствующих за богослужением людей, подумалось о том, что христианство стало у нас каким-то виртуальным. А что, удобно. Пришёл, написал записку, заплатил и пошёл заниматься своими делами, а батюшка пусть там молится сам.Ещё подумалось о том, что знают ли люди, поминаемые в записках, что сейчас за них будет выниматься частица хлеба, которая в конце Литургии будет погружена в Чашу с Кровью Христовой со словами: «Отмый, Господи, грехи поминавшихся зде Честною Твоею Кровию»; и, вообще, нужно ли им это. А ведь в этом священнодействии происходит мистическое соединение поминаемых людей со Христом. А мы знаем, что соединение со Христом может быть во благо, а может — «в суд и осуждение». Представьте, человек совершает смертный грех, а в это время частичка с его именем погружается в Кровь Христову, и совершается страшное кощунство и глумление над Величайшей Святыней. Человек, отторгнутый через смертный грех от Церкви, от Тела Христова, лишённый благодати Святого Духа, мистически соединяется со Христом, и получает духовный ожёг, потому что Бог — Огонь, попаляющий грех и всякую нечистоту, а в месте с этим и человека, если он покаянием не растождествил себя с грехом. Поэтому нужно хорошенько подумать, за кого мы подаём записки на проскомидию, и что потом с этой запиской будет происходить. Для поминовения людей, далёких от Церкви, специально существуют молебны и акафисты. Здесь можно всех поминать, даже некрещёных. А на проскомидии мы поминаем верных чад Церкви, которые сами сейчас в силу объективных причин (болезнь, поездка, работа) не могут присутствовать за богослужением и приступить к Святым Тайнам.
И было бы пол беды, если бы те, кто подаёт записки, сами бы молились на службе за своих близких, сами бы вели христианскую жизнь. Ан, нет. Подали и убежали. Но если вы не хотите для своих близких совершить дело любви — труд молитвы, то неужели вы думаете, что Бог будет вас слушать. Можно заказать хоть тысячу «сорокоустов», но пока вы лично не предпримите труд молитвы, труд христианской жизни, толку от этого не будет никакого. Бога не купишь. Такое формальное поминовение будет только в суд.
Нельзя отоноситься к Церкви как к бюро по предоставлению дешёвых религиозных услуг. Любая небрежность и формализм по отношению к тому, что в Церкви происходит, может очень дорого обойтись. Церковь — это особая духовная зона, где действуют свои духовные законы (вспомните фильм «Сталкер»). И эти законы нужно знать и соблюдать, иначе — беда.
Если проанализировать происходящие в нашей церкви процессы, то получается очень невесёлая картина. Принесли младенца покрестить в храм родители, которые сами далеки от церкви и всего того, что с нею связано, то есть виртуальные христиане. Покрестили. Ребёнок растёт, но никакого христианского воспитания не получает, то есть как и его родители становится виртуальным христианином. Когда крещёный ребёнок вырастает, никакого сознательного шага ко Христу он не делает (его этому никто не учил), своего младенческого крещения не актуализирует, оно так и остаётся, как не посеянное семя, в потенциале. И живёт такой человек (чаще всего в смертных грехах) в твёрдой уверенности, что я крещён, и этого достаточно. Потом приносят успопшего виртуального христианина его родственники — виртуальные христиане уже на отпевание. То есть принесли в младенчестве, принесли после смерти, а сам человек так до Христа и не дошёл. И кому потом нужет весь этот спектакль, и какой в нём смысл?
Это и есть те 70% процентов виртуальных православных в нашей стране, о которых постоянно слышишь, когда говорят о церковной статистике.
Приходит такой виртуальный христианин в храм, и ему там говорят, чтобы у тебя и у твоих близких (не важно, ходят они в храм или нет) было всё хорошо (здоровье, благополучие, успех… О Христе, конечно, и речи быть не может), тебе нужно написать записочку о здравии, а чтобы хорошо было вашим усопшим (не важно, ходили они в храм или нет), их нужно заочно (ещё одно порочное явление в нашей церкви) отпеть, если не отпеты, и подать записочку о упокоении. Заплатить копеечку и идти заниматься своими делами.
И вот, стоит батюшка в алтаре с этой грудой записок, с именами виртуальных христиан, в пустом храме и грустно ему становится от этого виртуального христианства.
Иерей Николай Сушков