Воскресенье третьей недели Великого поста в Православной Церкви носит название Крестопоклонной недели.
В субботу вечером на всенощном бдении в центр храма торжественно выносится Животворящий Крест Господень — напоминание о приближающейся Страстной Седмице и Пасхе Христовой. После этого священники и прихожане храма совершают перед крестом три поклона. При поклонении Кресту Церковь поет: «Кресту Твоему покланяемся, Владыко, и святое воскресение Твое славим». Это песнопение поется и на Литургии вместо Трисвятого.
История
Весеннее празднование в честь Креста Господня появилось почти четырнадцать веков назад. В ходе ирано-византийской войны в 614 году персидский царь Хосрой II осадил и взял Иерусалим, забрав в плен иерусалимского патриарха Захарию и захватив Древо Животворящего Креста, найденное когда-то равноапостольной Еленой. В 626 году Хосрой в союзе с аварами и славянами едва не захватил Константинополь. Чудесным заступничеством Матери Божией столичный город был избавлен от нашествия, а потом ход войны переменился, и в конце концов византийский император Ираклий I праздновал победное окончание 26-летней войны.
Предположительно 6 марта 631 года Животворящий Крест вернулся в Иерусалим. Император собственноручно внес его в город, а вызволенный из плена патриарх Захария радостно шел рядом. С тех пор в Иерусалиме стали праздновать годовщину возвращения Животворящего Креста.
Надобно сказать, что в ту пору продолжительность и строгость Великого поста еще обсуждались, а порядок великопостных служб только формировался. Когда появился обычай переносить праздники, случающиеся в Великом посту, с будних дней на субботы и воскресенья (чтобы не нарушать строгий настрой будних дней), тогда праздник в честь Креста также сместился и постепенно закрепился за третьим воскресеньем поста.
Как раз с середины поста начиналась интенсивная подготовка тех оглашенных, которые собирались креститься уже на Пасху этого года. И оказалось очень уместным начинать такую подготовку с поклонения Кресту. Начиная со следующей среды на каждой Преждеосвященной Литургии после ектении об оглашенных будет еще одна ектения – о «готовящихся к просвещению» — как раз в память о тех, кто усердно готовился и собирался в скором времени креститься.
Со временем чисто иерусалимский праздник возвращения Креста стал не таким уж актуальным для всего христианского мира, и праздник в честь Креста приобрел более глобальное звучание и более прикладное значение: как воспоминание и помощь в середине самого строгого и трудного из постов.
Как известно, этот Крест, как и многие другие христианские святыни, пропал во времена крестоносцев, в ХIII в., хотя его частицы до сих пор можно видеть во многих ковчежцах. Но утерянным оказался и изначальный смысл великопостного поклонения Кресту, ведь сейчас даже детское крещение у нас, к сожалению, редко связывается с оглашением и с личным исповеданием веры. Поэтому постепенно в церкви стали переосмыслять традиционный порядок проведения Великого поста в более «спиритуализированном» ключе. И при этом стали, впрочем, не без основания, часто думать о том, что Крестопоклонная — это именно преполовение, середина поста, когда пост усиливается и каждый хочет получить утешение и укрепление в вере через поклонение святому Древу или его образу, любой его иконе.
Смысл
Крест выносится верующим для того, чтобы напоминанием о страданиях и смерти Господней воодушевить и укрепить постящихся к продолжению подвига поста.
Святая Церковь сравнивает Крест с райским древом жизни. По толкованию Церкви, крест также подобен древу, положенному Моисеем среди горьких вод Мерры, для услаждения еврейского народа во время сорокалетнего странствования в пустыни. Крест сравнивается и сеннолиственным древом, под тенью которого останавливаются для отдохновения утомленные путники, ведомые в обетованную землю вечного наследия.
Архиепископ Аверкий (Таушев):
«Глубокий смысл заключается в этом чрезвычайно-назидательном для нас, верующих, уставном обычае св. Церкви. Если мы добросовестно пропостились всю первую половину Великого поста, то есть: скоромной пищи вовсе не вкушали, старались есть меньше и реже, в разного рода удовольствиях и развлечениях себе отказывали, честно боролись со своими греховными склонностями и привычками, мы не могли не почувствовать некоторого переутомления и даже упадка сил от необычного напряжения воли и телесного ослабления. И когда подумаем, что прошла еще только половина поста, кое у кого невольно может вырваться вздох малодушной ропотливости: «Тяжко! не по силам мне это! Когда же конец?!»
И вот, чтобы подбодрить нас и укрепить нашу волю и дух к дальнейшему пощению, св. Церковь устраивает нам духовное утешение — выносит для всеобщего торжественного поклонения Крест Господень.
«Вам тяжело — вы ропщете», как бы так говорит она нам этим: «а каково было Господу страдать за вас, терпя невыразимыя муки на этом кресте? Или вы думаете, что страдания Его были меньше ваших? Однако, Он все претерпел, дабы спасти вас. Он терпел ради вас, — потерпите же и вы ради Него и во Имя Его! Тем более, что это терпение ваше не Ему и никому другому, а именно вам и только вам нужно и спасительно. Вспомните про Его великую любовь к вам, какую явил Он, добровольно предав себя на распятие и поносную смерть, — и воспряньте духом! Любовь Его и чудодейственная сила крестная поддержит вас и поможет вам до конца совершить все поприще подвига постнаго и приведет вас чрез пучину поста к великой радости светоноснаго праздника Воскресения».
Иными словами; износимый на середину храма для поклонения Крест Господень — это наше воинское знамя, которое выносится, как и в обыкновенной мiрской брани, на поле сражения для того, чтобы возбудить в нас, воинах Христовых, бодрость духа и неустрашимое мужество для успешного продолжения борьбы и окончательной победы над врагами. Взирая на это славное знамя — знамение победы над диаволом, — мы невольно ощущаем прилив новых, свежих сил и воодушевляющий нас на продолжение подвига подъем духа. Все перенесенные доселе скорби и трудности как бы забываются, и мы, по слову Апостола, «задняя забывая, в предняя простираемся» (Флп. 3, 13) с еще большим усердием начинаем стремиться к вожделенной цели — победе над грехом, победе над диаволом, ради достижения «почести вышняго звания Божия во Христе Иисусе»(Флп. 3, 14), где ожидает нас радость неизреченная и нескончаемая, обещанная нам пострадавшим за нас на Кресте Господом-Спасителем.
Но Крест Господень для нас — не только «знамя», но и «оружие непобедимое», ибо им сокрушена власть диавола, как поет об этом св. Церковь:«Господи, оружие на диавола крест Твой дал еси нам: трепещет бо и трясется, не терпя взирати на силу его…»
В поучении (так наз. «синаксарии») Крест Господень сравнивается с райским «древом жизни», с тем древом, которое во время сорокалетнего странствования избранного народа Божия по пустыне было вложено в горькие воды Мерры для их услаждения, а также — с сеннолиственным древом, под тенью которого находят отдохновение и подкрепление сил путники, ведомые в обетованную землю вечного наследия.
«Сраспинаеми нас ради Распеншемуся, умертвим вся плотския уды в постех и молитвах и молениях» — так взывает к нам в эти дни поклонения Кресту Господню св. Церковь, увещевая нас бодренно продолжать подвиг святого поста, мысленно взирая на Распятого за нас Господа.
Вместе с тем, это изнесение Креста Господня для поклонения среди св. Четыредесятницы напоминает верующим о приближающихся великих днях воспоминания Страстей Христовых и о Светлом Празднике Воскресения Христова. При торжественной встрече победоносного военачальника обыкновенно предшествуют ему его победные знаки — эмблемы и трофеи: так и тут — Пасхе Христовой — торжественному шествию Победителя греха, ада и смерти, — предшествует знамение Его победы — Животворящий Крест. Он живо напоминает нам, что, если мы со Христом страждем, то с Ним и прославимся — если с Ним умираем, то с Ним и воскреснем.
Таким образом, Неделя Крестопоклонная есть как бы предвкушение среди поста ожидающей нас светлой пасхальной радости, почему, прославляя Крест Господень, мы одновременно воспеваем и Его Воскресение, когда троекратно поем: «Кресту Твоему покланяемся, Владыко, и святое воскресение Твое славим».
Православие и мир
Сила крестная
Пост начинается с евангельского чтения об изгнании праотцов наших с обителей райских. За прошедший год забредаем и мы в страну житейскую дальнюю, где о Боге вспоминается лишь пред тем, как спать лечь, да когда заботы с болезнями одолеют. Надобно возвращаться, вовремя преодолеть расстояние, что бы успеть к Воскресению.
Для любого пути силы нужны. Обратите внимание, что даже в наши дни, совершая путешествие в сравнительно комфортных условиях, мы устаем, выбиваемся из сил. Нам нужно подкрепление. Ведь недаром замечено, что в дороге все едят…
Но это путь телесный.
Духовный сложнее. Он требует постоянного присмотра за состоянием собственной души, которую всегда, каждое мгновение, смущают «хотения», соблазны и искушения.
Без помощи, только своими силами справиться непросто. Именно поэтому на полпути до конечной цели, Церковь выносит в центр своего богослужения Крест Господень. Этот символ веры и спасения не только «пища духовная», но и напоминание, что наша жизнь в основе своей имеет крест. Помните, как у апостола: «Кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мной» (Мк. 8;34)
Путь телесный это перемещение из пункта «А» в пункт «Б» и далеко не всегда восхождение. Путь же Великого поста, каждый год повторяемый, всегда стремление вверх, к Богу. Здесь без помощи обойтись невозможно…
Силушка нужна.
Есть в нашем крестном пути одна особенность: свой крест мы берем добровольно, по собственной инициативе и собственному разумению. И здесь возможна ошибка, неверное решение. Как всегда, больше ошибается новичок, которого у нас в православии часто называют «неофитом». Ведь для него в Церкви изначально все кажется быстро достижимым, да и реалии дня нынешнего постоянно учат с экранов телевидения, FM радио и бесконечных рекламных бигбордов: «Приди. Возьми. Приобрети. Купи»… Трудно купить сразу понравившуюся дорогую вещь, несравненно труднее достигнуть духовного совершенства, но ведь хочется быстрее и скорее. Поэтому и берет на себя неофит крест превосходящий его силы и уже через некоторое время ломается под его тяжестью. Хорошо если сумеет понять, что не ту меру на себя взвалил, что силу постепенно набирать надобно, но ведь очень часто, разочаровавшись, обвиняют не свою духовную слабость, а окружающих, а то и Церковь.
Перед каждым постом подходят такие чада и вопрошают из года в год:
— Батюшка, какое мне постовое молитвенное правило благословите?
— Утром и вечером в четко определенное время вычитывать полностью из молитвослова утренние и вечерние молитвы.
Вижу удивленный и разочарованный взгляд, с репликой:
— И это всё?
Далее следует собственное решение неискушенного прихожанина:
— Буду каждый день, кроме правила, по пять кафизм прочитывать.
Результат такого самочиния известен и печален: отброшена в сторону Псалтырь, на первой странице пылится под иконами молитвослов и каждое посещение храма Божьего откладывается на «потом», тем более, что дни весенние столь ярки, заманчивы и привлекательны…
Чтобы не случилось подобного, начать надобно с малого и, видя усердие и старания, Господь обязательно даст силы на большее.
Да и мера у всех разная. Нет среди нас одинаковых. Каждый – особенность. Неповторимая и единственная. Поэтому, нельзя дать «правило» одно на всех. Господь толпы не принимает, а о каждом печется индивидуально.
Подтверждение этому Крест Господень, который сегодня вынесен в центр храма. Преклоняя пред Ним колени, со своей надеждой и своим личным молением, мы обязательно по своей личной мере веры и получим помощь.
Протоиерей Александр Авдюгин
«Я пощусь – не то, что вы!»
Как проявляется подлинная христианская добродетель и как найти положительные черты в тех людях, которые тебя особенно раздражают – размышляет протоиерей Артемий Владимиров.
Одно из главных аскетических правил у афонских монахов – никогда не показывать, не выдавать вовне духовных чувств, которые тебя наполняют. А попросту – не привлекать к себе внимания.
Христианин, если он находится не у себя дома, никому ничто не навязывает. Все его особенности, отличия, всё, что делает его иным по отношению к этому миру, сокрыты в глубинах сердца. Там вера, надежда, любовь, смирение, чистота, радость, мудрость и Божественная благодать.
Вот почему, если ты будешь слишком хорошим, тебя просто заплюют, а если ты будешь дерзким и наглым, как окружающие, тебя съедят.
Христианин, по слову Христа, должен сочетать мудрость змеи (но отнюдь не змеиный яд) и чистоту горлицы.
Прежде всего, разумно постящийся должен освободиться даже от гранулы раздражительности. Гневливость и раздражительность – это такие токсины, которые, проникая внутрь человека, обесценивают и делают совершенно ненужными все подвиги внешнего воздержания. Поэтому лучше ты ешь сырок «Виола» прямо с упаковкой, но при этом будь Винни-Пухом – белым, пушистым, приятным, приветливым, радушным, улыбчивым, светлым.
Давайте, друзья, хорошенечко помнить: нельзя быть ни Грымзой, ни брынзой. И если ты христианин, тебе остаётся только одно: быть солнышком в этом тусклом и грешном мире, согревая и освещая все закоулки Вселенной.
При этом не нужно про себя повторять: «Ай да Пушкин, ай да молодец!» или «Какой прекрасный день, какой чудесный я!» Христианин, постящийся разумно, должен, прежде всего, видеть свою ограниченность и свои недостатки. И, вместе с тем, отдавать должное и справедливое ближним, радуясь и благодаря Бога за те светлые и благие качества, которые он наблюдает в окружающих его людях.
Вот Роза Ибрагимовна, сослуживица в присутственном месте, работает с Вами уже третий десяток лет. Да, она склонна к осуждению. Да, она безбожно красится и встаёт со своего рабочего места так, что кресло издаёт ужасающий звук металлом по стеклу. Но зато у неё есть добродетель: когда она обедает вместе с Вами, то не чавкает. Вот этому у неё надо поучиться, это и держать в фокусе своего внимания.
Так мудрость учит нас закрепить за каждым человеком ту или иную добродетель и в свете этой добродетели относиться к нему, закрывая глаза на все кажущиеся или реальные его недостатки.
Таким образом, мы завершаем тем, с чего начали: христианство заключается в совершенно особом строе мыслей и чувств. Умей ставить себя позади окружающих, сознавай себя служащим, а не господствующим. Пойми, что ты призван в этом мире производить чистоту, красоту и порядок. Будь фикусом, который, вбирая в себя остатки человеческой жизнедеятельности – CO2, — выпущает из своих листов чистый кислород.
Мудрствуя таким образом, мы никогда не станем тщеславиться по поводу внешнего поста. Потому что Богу не нужны никакие наши подвиги, но умение затянуть ремень и чуть-чуть повоздержаться весьма необходимо нам. Ведь чуть-чуть приструнив своё ненасытное чрево, мы приобретаем внутри себя потребность молиться. И тогда душа, раскрываясь, как цветок, вбирает в себя лучи божественной благодати. А вот сытое брюхо к учению глухо.
И дай нам Бог, дорогие друзья, постом ли, пасхальными ли праздниками, всегда выполнять заповедь апостола Павла, сказавшего удивительно ёмко и понятно: «Всегда молитесь, за всё благодарите, всегда радуйтесь. Сия есть воля Иисуса Христа о вас».