Во имя Блаженной Ксении

Храм. В представлении всякого человека, верующего и неверующего, это непременно благолепие, красота, торжественность, неземное пение. Для верующих это молитвенная устремленность ввысь, сосредоточенность, благоговейное ощущение силы, чистоты, совершенства Того, Кому в нем служат, осознание значимости совершающихся в нем действ, слезы умиления, благородные порывы души. Мы, потомки верующих, знаем, что храм – это средоточие и истоки культуры.

Мы потеряли почти все, что создали и взрастили наши предки, а главное, мы потеряли людей, чьи души терзала псевдокультура, а сейчас пытается поглотить черное бескультурье. Мы пришли к тому упадку и запустению, которые явила собой картина первого богослужения в городе Капчагае. Оно состоялось в Рождество Христово 1991 года в обшарпанном, неотапливаемом низком бараке с покосившимися и болтающимися дверями и одним окном, в бывшем клубе, или, иными словами, в бывшим Доме пресловутой безбожной «культуры» мостостроителей, до безобразия загаженном, потом выскобленном руками старух, а затем освященном. На голой сцене его стоял узкий стол на металлических ножках, на стенах висело несколько бумажных иконок в фольге, под ними стояли табуретки. Тазы с песком, водруженные на них, заменяли подсвечники. В службе отцу Георгию – после пострига иеромонаху Вениамину — помогали молитвенным пением и чтением три старушки 80-ти лет, девочка одиннадцати лет и мальчик тринадцати. Девочка с выражением, как учили в школе, и очень бойко читала псалмы, бабушки внятно пели то, что помнили, и невнятно все остальное, так как ни одна из них не видела даже в очках. «И земля вертепному преступному приносит…», — так прозвучал в их исполнении праздничный кондак. Дети не знали мелодий. Я, поставленная за неимением другого в качестве псаломщика, не знала ни церковнославянского, ни гласов, ни устава, не обладала музыкальной грамотой, не могла похвалиться голосом.

Людей собралось много. Свечей воткнули в песок и зажгли столько, что они, несмотря на стужу в помещении, стали клониться в разные стороны. Загорелась шубка у девочки. Набежали баптисты и начали распространять книги. Отцу Вениамину пришлось прервать богослужение и попросить их или молча молиться со всеми, или покинуть службу. Праздничное настроение и радость верующих омрачали убожество обстановки и нестройность пения. В слове, обращенном к прихожанам после богослужения, о. Вениамин сказал: «Запомните этот день. Наша церковь рождается в День Рождения Христа в такой же нищете, в какой родился Он Сам и в какой жила покровительница нашей церкви святая блаженная Ксения. От нас с вами, от наших молитв и трудов будет зависеть будущее нашего храма и наше с вами будущее».

Выяснилось, что помещение арендовано, что председатель общины — некрещеная женщина. В кассе оказалось сто рублей. До весны служили в холоде. Двери еле держались, поэтому священник приносил в чемодане и уносил с собой облачение, книги, иконы. Жил у прихожан, кочуя из квартиры в квартиру. Для меня, «псаломщицы», каждая служба была подобна автомобильной катастрофе. Я приходила в отчаяние, понимая, что так служить Богу нельзя. В Свято-Никольском соборе нам посочувствовали и дали помощницу. Ее просили временно поруководить нашим жалким хором. Я тем временем собиралась поучиться в Алма-Ате. Но помощница наша не выдержала и трех дней. Моя учеба не состоялась. Несколько раз к нам приезжали на две-три службы певчие из Покровской церкви и собора, но это мало помогало мне, так как нужно было время, чтобы изучить устав, запомнить мелодии, приобрести навыки. Однажды, помню, на мой вопрос, как мы пропели мелодию тропаря, батюшка ответил мне, сочувственно улыбаясь: «Вы исполнили Пендерецкого».

В Покровской церкви записали для нас на магнитофон гласы и отдельные мелодии. «Херувимской» обучали бабушки по памяти, «Хвалите имя Господне» и другие песнопения разбирал с нами батюшка по нотам. Так с миру по нитке, с бору по сосенке приобретались знания отдельных кусочков службы, но вся она комкалась, путалась, искажалась в моих неумелых руках. Неудачи, бесплодные усилия и усталость сделали свое дело. Меня стал валить с ног сон, когда нужно было идти на службу. В физиологии это называется «запредельным торможением». Пришлось перед службой спать хотя бы по полчаса. Наконец наступил момент, когда я оказалась не в состоянии сосредоточиться и вспомнить мелодию гласа, которую уже знала, не в состоянии вообще что-либо петь или читать. Мне с какой-то отчаянной тоской захотелось в ту минуту бросить все, уйти с клироса, уйти, куда глаза глядят, и никогда в жизни сюда не возвращаться. Я была подобна слабому источнику, из которого вычерпали все до капли, выскребли вместе с сырым песком со дна. К месту катастрофы поспешил о. Вениамин, и службу закончили без меня. А к утру снова по капле что-то собралось во мне, и я смогла приступить к Литургии и довести начатое до конца. Тогда я пришла к выводу, что легче стоять у мартеновской печи, чем служить в церкви. Выручал службу всегда батюшка, который, казалось, знает все наизусть от рождения. Мы же, спотыкаясь и путаясь, не туда ударяя при чтении, «помогали» ему в службе и «услаждали» слух молящихся. Иногда я плакала горькими неутешными слезами, а иной раз мы истерически смеялись, не от радости, конечно, а совершив какую-нибудь дичайшую нелепость по немощи нашей. Да простит нам Господь невольные безобразия наши! Да помилует тех, кто помогал нам в тот трудный период нашей жизни!

Тяжесть и этой, и всех остальных проблем нашей приходской жизни, конечно, легла на плечи священника. И если каждый из нас с трудом справлялся с одной обязанностью, то он безропотно нес все. Переговоры с властями о земле под строительство церкви и о возможной помощи, доставка товаров из Алма-Аты при отсутствии транспорта, служба в церкви, исповедь до 10-11 часов ночи, посещение больных на дому и в больницах, бесконечные приемы у себя дома всех нуждающихся в беседах и наставлениях, подготовка к экзаменам в Лавре, поездки туда, доставка оттуда книг, подбор людей для службы в церкви и масса всего прочего, что необходимо было продумать, обговорить, решить, осуществить при строительстве церкви в условиях инфляции, вплоть до разгрузки машины кирпичей своими руками.

Есть еще одна проблема, которой, я думаю, не избежал ни один священник. Это несоответствие требований духовной жизни церкви представлениям людей, воспитанных безбожным материалистическим миром и вносящих в церковь, при всем желании помочь ей в ее становлении, все свои страсти и привычки, своеволие и заслуживающее лучшего применения упорство в нем.

В жизни любого прихода трудно выделить и описать какую-либо одну сторону ее. Здесь все взаимосвязано. И подчас сложно переплетено несовместимое: духовное с мирским, подвиги с грехами, за которые прежде отлучали от церкви, и с ошибками. Особенно в период формирования прихода и строительства церкви, когда у прихожан мало духовного опыта и много искушений, людьми движут разные побуждения, новое и ветхое борется в каждом человеке, и ветхое зачастую берет верх. Проходит какое-то время, прежде чем человек сам сможет отличить в себе желаемое от действительного, а окружающие увидеть его не таким, каким он хочет казаться, а тем, кем он является на самом деле. Поэтому многим с их плотским мудрованием и мирским отношением ко всему бывают не понятны и вызывают недовольство решения священника, руководствующегося духовными мотивами, учитывающего особенности пристрастий каждого и направляющего их по пути спасения души, а не удовлетворения их прихотей, какими бы обоснованными они им ни казались. Многие не имеют представления о том, что такое послушание и как полезно оно и необходимо в духовной жизни, так и не могут уразуметь, что в церкви все до мелочей следует делать только по благословению священника.

Сколько выдержки и любви к людям нужно иметь, чтобы терпеть и гасить лавины и шквалы страстей~ А шекспировские страсти пылают даже вокруг ведра и швабры. И все-таки со временем на деле проявляется уровень способностей и духовности, степень самоотверженности каждого. При всех трудностях и невзгодах, досадных недоразумениях и огорчениях постепенно все становится на свои места, каждый занимает соответствующее его достоинству место. И всегда в конечном итоге преобладает положительное, радостное, ободряющее. Стоит вспомнить, как с коченеющими от холода руками и ногами служили Богу старушки с детьми в первую зиму, не пропустив ни одного богослужения, как каждый нес в церковь все, что было дома красивого, как своими руками делали иконы, копие, рамки, подсвечники, аналои, решетки на окна, скамьи, шили красивые покровцы, накидки на аналои, чистили, мыли, копали, строили, красили, добывали, переносили и перевозили на себе все, что было нужно. Три года трудятся наши прихожане в церкви Христа ради, отказываясь от жалования в пользу строительства и благоустройства ее. Живущие в Доме престарелых жертвуют последние гроши. Всем городом, всем миром построили здание крестильни, в которое перешли служить два месяца назад.

Не прошло и года со дня основания общины, как администрация города подарила ей квартиру для священника, выделила землю под строительство церкви в центре города, на территории Дома престарелых, перечислила некоторые средства. Неоценимую помощь оказали нам Предприятие тепловых сетей, КДСМ, Комбинат хлебопродуктов. Очень помогли строительством на льготных условиях «Стройблок» и «Дружба», много выделили средств и материалов Фарфоровый завод, «Тэкондест», «Самшит», «Альтернатива», материалами и работами помогли Водоканал, Завод средств механизации, «Промтехника», «Квант», воинскис части, четвертая школа. Дом инвалидов при собственном затруднении не стал взимать плату за аренду помещения. Камнеобрабатывающий завод подарил мраморные плиты для купели. Машины для перевозки материалов по просьбе церкви предоставляли автотранспортные предприятия, предлагал свои услуги и помогал начальник ГАИ. Владельцы частных машин доставляли церковные товары и книги из Алма-Аты. Если бы я стала перечислять всех, кто помог суммой денег, доставкой бетона, песка, гравия, глины, шлака, арматуры, краски, емкостей, перевозкой, разгрузкой, людьми, ускорением, удешевлением и улучшением качества работ, мне пришлось бы составить длинный список, куда вошло бы большинство предприятий и организаций Капчагая, а для перечисления имен благодетелей не хватило бы страницы. Надеюсь, все это будет отражено в летописи, которую, я думаю, мы напишем, когда закончим самые неотложные работы. Для нас ценно любое пожертвование, будь то две лепты вдовицы или миллион преуспевающего предприятия. Особенно отрадно, что во времена, когда главной ценностью объявлены деньги, вещи и рыночные отношения, при обнищании и затруднениях люди способны пожертвовать во имя Бога частью своего скудного достояния. Такой народ непобедим, какие бы силы ни пытались одолеть его.

По прошествии 8-ми месяцев на клирос встали молодые преподаватели музыкальной школы, и служба преобразилась, пение стало радовать.

Сначала по воскресениям устраивались чтения святоотеческой литературы, потом открылась воскресная школа для детей и взрослых, проводились беседы о православии по приглашению и просьбам капчагайцев.

С наступлением тепла весной 1991 года крещения и венчания стали проводиться не на дому, а в церкви, и уже не прерывались после того, как предприятие тепловых сетей наладило систему водяного отопления в арендованном помещении. Служба милосердия у нас пока не налажена, но несколько прихожан пытаются оказывать посильную помощь немощным. Хлопотами наших энтузиастов дети время от времени ездят в Алма-Ату на службы в Покровскую церковь, знакомятся с другими церквами. Были они в день канонизации святых и на могилах преподобномучеников Серафима и Феогноста. Интересный эпизод произошел в Музее искусств Казахстана. Знакомясь с экспонируемыми там иконами, девочки привели в большое волнение служительницу зала, прочитав написанные церковнославянской вязью тексты на иконах, сообщив ей, какого века эти иконы.

Повествование о нашем приходе было бы не полным, если бы я не упомянула о чудесных исцелениях надеющихся на милость Божию людей. Мне рассказала дочь парализованной, что на следующий день после исповеди больная села в постели, а еще через неделю, после Причастия, встала и начала ходить. Отец Вениамин подтвердил это и добавил, что при первом посещении прикованной к постели женщины он не решился ее причастить, настолько она была плоха.

Удивительное случилось и со мной. Во время побелки в церкви мне в глаза брызнуло под большим напором свежегашеной известью. Несколько минут я не могла их открыть от жжения. «Не допустит Господь моей слепоты! — подумала я. — В церкви работаем, а не где-нибудь!  Проплачусь. Матерь Божия и Ксения Блаженная мне помогут!» С трудом открыла глаза — и тут же вторая струя. Попробовала промыть глаза водой, но прикосновение к ним причинило острую боль. И снова с полной уверенностью я подумала, что мне ничего не следует делать самой, все, что нужно, сделает Бог и слепоты моей не допустит. Дома увидела на веках кровавые точки — разъеденные известью участки. В эти дни служили ежедневно, службу я оставить не могла. Так, с припухшими глазами, из которых истекала густая липкая жидкость, я и ходила неделю. В глазном институте в Алма-Ате мне сказали, что известь дает глубокие ожоги, необратимые повреждения тканей, приводящие к слепоте. Осмотр показал, что ни одного повреждения нет.

Александр, сын нашей прихожанки Ольги, упал с высоты третьего этажа в подвальчик, пробив головой шифер навеса. Его в бессознательном состоянии извлекли оттуда и доставили в больницу. Мать тотчас же прибежала к священнику, был отслужен молебен о здравии. Через день или два после госпитализации врачи сообщили, что при обследовании не обнаружено никаких отклонений от нормы. Вскоре его выписали из больницы. Ольга сказала, что только теперь осознала во всей полноте милость Божию: она, мать, не смогла уберечь ребенка от опасностей, как ни старалась, а Господь после такого падения сохранил его невредимым.

Дети были одни. Четырехлетний Ваня прыгнул с дивана с палкой во рту и воткнул ее в горло. Старший мальчик, девятилетний Константин, вырвал палку и заставил сестренку отмывать у брата кровь, а сам зажег свечу, принесенную из церкви после чтения 12 Евангелий, встал на колени и стал молить Бога о помощи. Кровотечение остановилось, но обильное слюноотделение и быстро нарастающая отечность горла говорили о серьезном повреждении и возможной угрозе жизни.

Вернувшись со службы, мать детей, Наталья, вызвала скорую помощь, ребенка отвезли в больницу, где решено было везти его в Алма-Ату. Была вторая половина дня, обследование и хирургическое вмешательство отложили до утра. В Капчагае в это время служили молебен о здравии Иоанна. К вечеру в больницу приехал отец ребенка, и мать настояла на том, чтобы больного отвезли в Покровскую церковь для Причастия. Несли его на подушке, голова из-за отечности не поворачивалась. Но в Церкви мальчик встал на ноги, скрестил ручки и пошел к священнику. Отец Владимир спросил, сможет ли он проглотить, тот ответил утвердительно. Ребенка причастили. В больницу он возвращался с улыбкой на лице, вскоре попросил поесть, к утру отечность спала. Мать уверяет, что исцеление его было чудом.

Подобные события, укрепляющие в вере, происходят, конечно, в каждом приходе. Господь по немощи нашей и маловерию дает нам пережить их, чтобы мы всегда помнили о пути спасения и о значении в нашей жизни Святой церкви. И всем нашим благодетелям, жертвующим на храм и трудящимся в нем, всем нам, верующим, не стоит забывать, что главное в церкви все-таки не стены, не внешнее благолепие, не трапезная, не хозяйственная деятельность, а Дух Святой, стяжание которого — подвиг молитвы, послушания, смирения, покаяния и несения креста. Направим же на это все наши помыслы, чувства и усилия! Будем не только жертвовать на храм, но и ходить в него, не только трудиться в нем, но и молиться, и принуждать себя изменять свою жизнь по Слову Божию! И Бог нас не оставит, даст все, к чему мы так неразумно стремимся пробиться своими страстями.

Беспредельный Божий мир изумителен своей гармонией, сложностью и тонкостью строения, совершенством форм, процессов и взаимосвязей. Ничто в нем не нарушает закона Божьего. Ни одна планета, во много раз больше Земли, не отклонилась от назначенного ей пути. Только человек дерзает поступать по своей прихоти, вопреки Божьей воле, употребляя для этого всю силу воли собственной. Каждым грехом своим мы оскверняем это совершенство, противимся Его воле, обрекая себя на заведомую гибель. Будем же благоразумны и постараемся всеми нашими усилиями удержаться на пути, указанном Господом, жить по совести, стремясь спасти душу. И эти усилия вернутся к нам, как эхо, Божией благодатью. Но наших собственных сил нам не хватит, поэтому без церкви нам не обойтись, ибо только там мы можем получить безграничную помощь от Бога.

Поздравляю всех с наступающим праздником! Наши особые поздравления, нижайший поклон с выражением самом большой благодарности за братскую духовную и материальную помощь, пожелание благоденственного и мирного жития, здравия и спасения, во всем благого поспешения и многих лет жизни отцам Евгению, Валентину, Владимиру, Артеме, Валерию и всем труженикам Покровской церкви, выручавшим нас всегда при наших затруднениях, щедро дарившим нам свою любовь.

Прыгунова И.Г.

Лучик 2014 г. № 1