Мысли свт. Феофана Затворника
Святая Церковь всякий день творит память святых. Но так как были угодники Божии, безвестно подвизавшиеся, не явленные Церкви, то, чтобы не оставить и их без чествования, Св. Церковь установила день, в который прославляет всех от века угодивших Богу, чтобы не осталось никого не прославляемого ею. Творить же это тотчас после сошествия Святого Духа узаконила она потому, что все святые соделались и соделываются святыми благодатью Святого Духа.
Благодать Святого Духа приносит покаяние и оставление грехов, она же вводит в борьбу со страстями и похотями и венчает этот подвиг чистотою и бесстрастием. И таким образом является новая тварь, годная для нового неба и новой земли.
Поревнуем же и мы идти вслед святых Божиих. Как это делать – учит нынешнее Евангелие: оно требует небоязненного исповедания веры в Господа, преимущественной любви к Нему, поднятия креста самоотвержения и сердечного от всего отрешения. Положим же начало по этому указанию.
Проповедь на Евангельское чтение
Совершенно неслучайно круг церковных служб и воспоминаний организован так, что после Троицы мы говорим о всех святых. День Святой Троицы – это день сошествия Святого Духа на апостолов, когда благодать Божия была низведена на тех, кому должно было устроять Церковь и через Церковь продолжать дело служения Господа и Спасителя нашего. Именно Святой Дух превращает людей, объединенных одной верой, в Церковь. И именно Святой Дух дает силы для того, чтобы каждый член Церкви мог обновлять себя, очищая покаянием и смывая грехи свои силой Божественной благодати.
Говоря о сошествии Святого Духа, Господь перед Своими страданиями, обращаясь к апостолам, сказал, что «Дух, Который будет послан во имя Мое, Он обличит мир о грехе» (см. Ин. 16, 7–8). Эти слова для многих остаются непонятными. Как это возможно? И зачем нужно, чтобы Дух обличал во грехе? На самом же деле, именно это обличение во грехе силой Духа Святого помогает людям оставаться людьми, помогает людям различать добро и зло, помогает людям стремиться к нравственному совершенству.
Дух Святой обличает нашу совесть; а там, где нет Духа, там совесть не работает или работает так ущербно, что ею легко манипулировать. Именно на этой манипуляции человеческой совестью основываются сегодня все попытки разрушить нравственную природу человека: каждый, мол, сам решает, что хорошо, а что плохо. А ведь каждый может заблуждаться, уходить от истины, выдавая ложь за правду и зло за добро...
Но там, где действует Дух Святой, там возбуждается человеческая совесть, там наше нравственное чувств настраивается по Божественному камертону на ту самую волну и на тот самый звук, который исходит от Бога. Если же человеческая природа теряет способность нравственно настраивать себя на эту Божественную волну, то человек, переставая различать добро и зло, со всей убежденностью совершает зло, настаивая на своем праве так поступать. Когда мы сталкиваемся со страшными проявлениями человеческой греховности в личной и особенно в общественной жизни – ибо последнее более очевидно, – тогда многие в негодовании восклицают: «Как все это плохо! До чего мы дошли! Куда мы идем?!» И одновременно очень многие, кто так лицемерно воздыхает, делают все для того, чтобы помешать нравственной природе человека настроиться под силу Духа Святого, под Его голос, под Его истину...
Почему же мы празднуем в первое воскресенье после Пятидесятницы день Всех святых? Мы празднуем его как утверждение того факта, что сила Духа Святого преобразовала во множестве человеческие души от греха к святости, от тьмы к свету. Никто из этих святых не рождался святым – они стали святыми, сопрягая свои внутренние собственные усилия с тем, чтобы открыть душу свою навстречу Божественной благодати. В этой синергии, в этом соработничестве Божественного и человеческого начал и обретается полнота человеческой жизни, полнота спасения, а все остальное вторично и десяте-рично. И если будет так, то не придется инвестировать колоссальные средства, чтобы защищать людей от криминала, от коррупции, от жестокости, от лжи, от несправедливости, ведь добрые помыслы исходят от сердца, как от сердца исходят и помыслы злые (см. Мф. 7, 19).
Церковь призвана свидетельствовать миру – тому самому миру, который очень часто не признает ее голоса и не желает его слушать. Со смирением, без всякой власти, тихим голосом Церковь призвана свидетельствовать, что там, где Дух Святой, там жизнь, а где нет Святого Духа, там гибель; и день всех святых является свидетельством об этом.
Вспоминая святых угодников, просиявших во всей вселенской Церкви, во все времена и во всех народах, мы преклоняем главу пред их жизненным подвигом и свидетельствуем, что они были храмами живущего в них Святого Духа, как и заповедал Сам Господь словами апостола (см. 1 Кор. 6, 19).
Пусть празднование дня всех святых поможет и нам, открывая свой разум и свое сердце навстречу Богу, навстречу Его благодати, настраивать свое нравственное чувство на этот Божественный голос. Это не будет гарантией от наших ошибок и даже от наших грехов. Но это будет гарантией того, что, вставая и падая, мы идем к Богу в надежде на Его милость и на Его прощение, обличаемые во грехах Духом Святым. И пусть силу прикосновения Божественной благодати Святаго Духа каждый из нас воспримет умом и сердцем, и да поможет нам в этом Воскресший Спаситель, искупительной Жертвой Которого Дух Святый был ниспослан Отцом на святых учеников и апостолов. Аминь.
Святейший Патриарх Кирилл
Петров пост
Через 7 дней после праздника Троицы (Пятидесятницы) начинается Апостольский, или Петров, пост в память о двух самых почитаемых апостолах Петре и Павле.
Установление Петрова поста – раньше его называли постом Пятидесятницы – относится к самым первым временам Православной Церкви. Особенно он утвердился, когда в Кон-стантинополе и Риме св. равноап. Константином Великим (ум. 337 г.; память 21 мая) были воздвигнуты храмы в честь свв. первоверховных апостолов Петра и Павла. Освящение константинопольского храма совершилось в день памяти апостолов 29 июня (по ст. стилю; т. е. 12 июля по новому), и с тех пор этот день стал особенно торжественным и на Востоке, и на Западе. Это день окончания поста. Начальная же его граница подвижна: она зависит от дня празднования Пасхи; поэтому продолжительность поста варьируется от 6 недель до недели и одного дня.
Почему же пост все-таки Петровский? Почему Апостольский понятно: апостолы всегда приготовляли себя к службе постом и молитвой (помните, как на вопрос учеников, почему они не могут изгнать бесов, Господь объяснил им, что сей род выходит только молитвой и постом (см. Марк 9, 29)), и поэтому Церковь призывает нас к этому летнему посту по примеру тех, кто, приняв Святого Духа в день Св. Троицы (Пятидесятницы), «в труде и в изнурении, часто в бдении, в голоде и жажде, часто в посте» (2 Кор. 11, 27) готовились ко всемирной проповеди Евангелия. А именовать пост «петропавловским» просто неудобно – слишком громоздко; так уж получилось, что называя имена апостолов, мы произносим имя Петра первым.
Святые апостолы были такими разными: Петр, старший брат апостола Андрея Первозванного, был простым, необразованным, бедным рыбаком; Павел – сын богатых и знатных родителей, римский гражданин, ученик известного иудейского законоучителя Гамалиила, «книжник и фарисей». Петр – верный ученик Христа с самого начала, свидетель всех событий его жизни с момента выхода на проповедь.
Павел – злейший враг Христов, разжигавший в себе ненависть к христианам и выпросивший у синедриона разрешение преследовать христиан повсюду и приводить в Иерусалим связанными. Петр, маловерный, трижды отрекшийся от Христа, но сокрушенно покаявшийся и ставший началом Православия, основанием Церкви. И Павел, яростно сопротивлявшийся правде Господней, а после столь же пламенно уверовавший.
Вдохновенный простец и неистовый оратор, Петр и Павел олицетворяют собой духовную твердость и разум – два столь необходимых миссионерских качества. Ведь чем, как ни призывом к миссионерству должен откликаться в нас приход Петровского, т. е. Апостольского поста? Господь послал в мир апостолов для того, чтобы учить все народы: «Итак идите, научите все народы... уча их соблюдать всё, что Я повелел вам» (Мф. 28, 19; 20). «Если ты не хочешь учить и вразумлять себя в христианстве, то ты не ученик и не последователь Христа, – не для тебя посланы апостолы – ты не то, чем были все христиане с самого начала христианства...» (Митр. Московский Филарет. Слова и речи: в 5 тт. Т. 4. – М., 1882. Сс. 151-152).
www.pravmir.ru
Размышления христианина об Ангеле-Хранителе (день третий)
Когда Творец вдохнул в тебя дыхание жизни, соединил душу с телом, Он избрал одного из Своих Ангелов и послал его хранить тебя.
Когда ты явился в свет, по благодати Божией, ты восприял Крещение и получил новое бытие. Твой Ангел, присутствовавший при сем Таинстве, радовался о тебе, видя, что Первосвященник предвечный, Иисус Христос, искупивший Кровию Своею человека, приемлет тебя в число Своих избранных и облечет тебя в небесные доспехи. Дух Божий освятил твое сердце, которое стало Его чистым храмом. Как Ангел твой любит тебя! С какою заботливостию охраняет тебя! Добрая мать твоя, утомленная попечением о тебе, иногда предавалась крепкому сну и забывала о тебе на несколько минут, но Ангел твой никогда не отвращал от тебя своих очей; он приникал над твоею колыбелью и любовался в тебе образом Божиим и богатством благодати Христовой; он предохранял тебя от тысячи опасностей, которые угрожали тебе, когда ты начал несколько понимать язык матери. Она спешила передать тебе святые слова молитв; твой Ангел Хранитель печатлел их на твоем сердце, твердил и повторял в глубине души твоей имена Христа Спасителя и Божией Матери; ты наслаждался спокойствием и счастием. В это время ты сам был ангелом и душевною красотою уподоблялся своему Ангелу Хранителю. В младенчестве твоем он приготовлял тебя к принятию Тела и Крови Господней, вселял в тебя чувствования любви к Богу, наполнял пламенными желаниями всю твою душу. Таинством Причащения Спаситель соединился с тобою и освятил твое сердце. Не Ангел ли Хранитель руководил тебя к сей Тайной Вечери и молил Бога принять тебя участником в оной? Когда Иисус Христос благодатно почивал в твоем сердце, Ангел Хранитель молился за тебя день и ночь. О, сколь счастливо было время твоей невинности! Какие приятные воспоминания оно оставило по себе! Для чего ты не продолжал идти сим путем? Для чего оставил его? Где теперь твоя невинность, то святое состояние сердца, которое уподобляло тебя существам небесным? Что сделалось с одеждою, убеленною Кровию Иисуса Христа, в которую ты облекся при Крещении и в которой должен был явиться на Небо? Ты сделался несчастным блудным сыном, ты огорчил Отца Небесного и твоего друга Хранителя; ты бежал от них. Они призывали тебя, но ты не хотел возвратиться к ним. Безумный слепец! Ты стремился в пропасть; твой Ангел удерживал тебя и не допускал к ней; наконец, он успел избавить тебя от зияющих челюстей ада и привести к Спасителю Иисусу. Он сопровождал тебя в то священное судилище, где грешник примиряется с Богом. Он слышал твое раскаяние в грехах и радовался твоему исправлению. Он видел благодать, нисшедшую на тебя; и все избранные Божии с твоим Ангелом радовались о твоем спасении. Но долго ли ты оставался верным данному обету? Ты скоро перестал внимать голосу Ангела и снова впал в беззакония. Что такое жизнь твоя? Это непрерывная цепь грехопадений, стезя, ознаменованная раскаяниями и нарушениями обещаний. Но о милосердие беспредельное! Господь не перестал любить тебя; Его Ангел всегда был с тобою. В это время как ты предаешься сим размышлениям, он молится за тебя, просит Бога о ниспослании Его благодати на тебя. Сколь ни многочисленны грехи твои, уповай на Бога, возложи надежду на Его милосердие и обращайся к твоему Ангелу Хранителю с сею молитвою:
Ангел Божий, прости меня неблагодарного, огорчившего тебя своими безумными делами. Как сладостно проливать слезы в твоем присутствии, припоминая твои благодеяния с признательным сердцем! Ты оказал мне бесчисленные благодеяния; явил мне недостойному всю нежность, всю заботливость, свойственную самому нежному материнскому сердцу; а я несчастный не только не думал о том, чтобы принести тебе свою благодарность, но еще оскорблял святость твоих взоров делами своими. Когда ты говорил мне через совесть мою, я не внимал твоему голосу; пред очами твоими я оскорблял Бога. Благодарю тебя, Ангел Божий, за дивное твое терпение, за твои великие и бесчисленные благодеяния! Я воздавал тебе злом за добро, но теперь я хочу вечно благословлять и любить тебя!
Притча дня
Одному своему духовному чаду старец Порфирий предсказал, что тот проживет столько-то лет. Когда этот человек подверг риску свое здоровье, старец заявил, что тот мог умереть. На недоуменный вопрос о том, как это согласуется с данным ранее предсказанием, старец ответил: «То, что я тебе сказал, верно. Ничего не изменилось. Лампада твоей жизни имеет масла на столько лет, сколько я тебе сказал. Но если ты ее уронишь, масло разольется и лампада погаснет! Такова жизнь! Бог нам дает многоценный дар жизни; мы его принимаем и обязаны оберегать, а вовсе не подвергать опасностям, да к тому же бессмысленным».