Побеждает тот, с кем сила Божия

Сегодня мы празднуем великий двунадесятый праздник — Святую Пятидесятницу, сошествие Святаго Духа на апостолов, а через них — и на весь род человеческий.

В пятидесятый день после еврейской Пасхи в Ветхом Завете праздновали Пятидесятницу ветхозаветную. Господу было угодно, чтобы именно в пятидесятый день после Пасхи Сына Его, Господа и Спасителя, на Его учеников снизошел Дух Святый. И это произошло тогда, когда собранные в Сионской горнице ученики вспоминали Воскресшего Спасителя. Раздался шум, как повествует евангелист Лука (см. Деян. 2:1-11), и в виде огненных языков снизошел Дух Святый на апостолов, они стали говорить иными языками, то есть стали понятными для всех. И мало того, что апостолы обрели великую силу убеждения и проповеди Слова Божия — они обрели и иную силу, о которой предвозвещал Спаситель накануне Своих страданий. Он говорил: Утешителя пошлю вам от Отца, Духа Истины, Который научит вас и напомнит вам все, что Я говорил вам (см. Ин. 14:26; 15:26).

Удивительные слова! Зачем нужен Святый Дух, чтобы напомнить то, что произошло 50 дней назад? Человеческая память прекрасно удерживает события, которые произошли не так давно. Зачем же нужно силой Божией напоминать о том, что было хорошо известно? Воспоминание в Святом Духе — это совсем иное воспоминание. Это не то воспоминание, которое совершается усилиями памяти на уровне человеческого сознания. Воспоминание силой Святаго Духа — это такое воспоминание, которое каждого человека, на коего сходит Дух Святый, делает соучастником всего того, что Христос совершил ради нашего спасения.

Накануне своих страданий, на Тайной Вечере, Господь, преломляя хлеб и благословляя вино, сказал: Сие творите в Мое воспоминание (Лк. 22:19). Опять-таки, не то воспоминание, которое силой памяти обращает нас в прошлое, но то воспоминание, которое совершается силой Святаго Духа. Благодать Божия, Дух Святый, делает нас соучастниками в том числе и Тайной Вечери — и не только, но всей жизни, проповеди, страданий, смерти и Воскресения Господа. Но даже более того — как мы свидетельствуем это евхаристической молитвой — перед освящением Святых Даров мы вспоминаем крест, гроб, тридневное Воскресение, на небеса восхождение, одесную седение, второе и славное паки Пришествие. Ну какой же человеческой памятью можно вспомнить одесную Бога Отца седение Спасителя нашего? Какой человеческой памятью можно вспомнить второе пришествие, которого еще не было?

У Бога нет прошлого, настоящего и будущего. Бог вне времени и вне пространства. И силой Святаго Духа, через Таинства, преодолевая время и пространство, преодолевая тяготение физического мира, таинственно мы становимся реальными соучастниками и жизни, и страданий, и креста, и Воскресения, и вознесения, и одесную Бога Отца седения и славного Его второго пришествия. Силой Святаго Духа в Церкви, в общине веры, совершается Таинство спасения. В этой общине силой Святаго Духа актуализируется все то, что совершил Христос; оно становится реальным, действенным для каждого человека вне зависимости от времени и места его жизни. Еще будучи здесь, на земле, мы прикасаемся Божественного Царства. Вот почему и Литургия начинается дивным возгласом: Благословенно Царство Отца и Сына и Святаго Духа — потому что силой Святаго Духа мы соприкасаемся этому Божественному Царству, которое благодатью, радостью, миром и любовью отображается в наших сердцах.

Вот почему такое особое состояние посещает нас во время Литургии. Даже тогда, когда мы выходим из храма, у нас иные чувствования, потому что мы приразились Божественному царству, мы прикоснулись к нему, мы стали на мгновение небожителями. И хотя, обремененные грехами, немощами и самой физической природой, мы не способны видеть то, к чему мы прикоснулись — сердцем чувствуем.

Сегодня удивительные слова звучали в Евангельском чтении. Господь, обращаясь к ученикам, говорит: Я свет миру (Ин. 8:12). Действительно, Он — Свет миру. И, по Его словам, где есть свет, там нет тьмы. Тьма и грозные ветры пытаются потушить этот свет, и борьба, космическая борьба между добром и злом, вселенская борьба ни на минуту и ни на мгновение не останавливается. И в этой борьбе побеждает не тот, кто является самым сильным с человеческой точки зрения, не те, у кого власть, не те, у кого деньги, не те, у кого сила, могущая принудить других людей к исполнению их воли. Побеждает тот, с кем сила Божия, кто в сердце и разуме хранит Его свет. И не потому что тот, кто хранит свет, сильнее других, а потому что у того, кто хранит свет, через Церковь, через общину веры, в которой живет и действует Дух Святый, происходит великая тайна — соединение с Божественным Царством и обретение Божией силы.

Пребывать в Церкви означает пребывать в вере, в общении с Богом силой Святаго Духа, в творении Божией правды, в жизни по закону Божиему — в той жизни, к которой Господь призвал всех нас. И этот призыв становится особенно сильным и его можно особым образом прочувствовать именно в этот святой Пятидесятый день после Пасхи, когда мы торжественно прославляем Духа Святаго, явленного во всей силе ученикам Господа, а через них — всем нам. Аминь.

Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл

 

Толкование на Евангельское чтение

Господь Иисус Христос сравнивает Себя со скалой, источившей воду в пустыни для жаждущего народа, указывая на Себя, как на Источник благости, прообразом которой была та скала. При этом Он указывает, что верующий в Него сам станет источником благодати, которая будет утолять духовную жажду всех, ищущих спасения. Евангелист от себя поясняет, что Господь имел здесь в виду благодать Святого Духа, которая должна была быть ниспослана людям после прославления, т.е. после воскресения и вознесения Христова.

Эта речь Господа взволновала толпу: многие из народа решительно стали на сторону Господа, признавая в нем «пророка», а некоторые даже прямо говорили: «Сей есть Христос». Фарисеи же начали внушать народу, не знавшего о рождении Господа Иисуса Христа в Вифлееме, что Он не может быть Мессией. Желая исполнить приказание начальства, служители синедриона пытались схватить Иисуса, но каждый раз руки у них опускались: они не осмеливались этого сделать: совесть, по-видимому, подсказывала им, что грех тронуть такого Человека. В таком настроении они и возвратились к пославшим их, и исповедали перед ними, что сила слова Господа была столь могуча и неотразима, что они не смогли исполнить данного им поручения. Ответ служителей произвел на членов синедриона самое раздражающее впечатление: «Еда и вы прельщени есте?» Служителям, происходившим из простого народа, они противопоставляют то, что никто из «начальников» или «фарисеев» не уверовал во Христа, «но народ сей, иже не весть закона, прокляти суть», - это выражение безумной ярости иудейских начальников против простых людей, уверовавших во Христа. Эту веру они пытаются дискредитировать, объясняя ее «неведением закона». Но тут выступил Никодим, сам фарисей и член синедриона, решившийся мужественно указать им, что они сами забывают закон: «Еда закон наш судит человеку, аще не слышит от него прежде, и разумеет, что творит?» Закон требует не принимать пустых слухов, а исследовать дело того, кто обвиняется. Это вызвало лишь раздражение: «Еда и ты от Галилеи еси?» - т.е. только галилеянин может рассуждать так. Они и не заметили, что лгут на историю, ибо, например, пророк Иона был из Галилеи.

Архиепископ Аверкий (Таушев)

 

Церковная молитва

Как говорил известный богослов XX века протоиерей Георгий Флоровский, христианин никогда не молится в одиночестве: даже если он обращается к Богу в своей комнате, закрыв за собой дверь, он все равно молится как член церковной общины. Мы не изолированные индивидуумы, мы члены Церкви, члены единою тела. И спасаемся мы не в одиночку, а вместе с другими нашими братьями и сестрами. И потому очень важно, чтобы у каждого человека был опыт не только молитвы индивидуальной, но и молитвы церковной, вместе с другими людьми.

Церковная молитва имеет совершенно особое значение и особый смысл. Многие из нас по собственному опыту знают, как порой трудно бывает человеку одному погрузиться в стихию молитвы. Но когда вы приходите в храм, вы погружаетесь в общую молитву многих людей, и эта молитва уносит вас на какие-то глубины, и ваша молитва сливается с молитвой других.

Жизнь человеческая подобна плаванию через море или океан. Есть, конечно, смельчаки, которые в одиночестве, преодолевая бури и штормы, на яхте пересекают морские пространства. Но, как правило, люди, чтобы пересечь океан, собираются вместе и на корабле движутся от одного берега к другому. Церковь – это корабль, в котором христиане вместе движутся по пути к спасению. И совместная молитва – одно из самых сильных средств для продвижения на этом пути.

В храме многое способствует молитве, и прежде всего богослужение. Богослужебные тексты, которые употребляются в Православной Церкви, необычайно богаты по содержанию, в них сокрыта великая мудрость. Но есть препятствие, с которым сталкиваются многие приходящие в Церковь,– это церковнославянский язык. Сейчас много спорят о том, сохранять ли славянский язык в богослужении или переходить на русский. Мне кажется, что если бы наше богослужение было целиком переведено на русский язык, очень многое в нем было бы утрачено. Церковнославянский язык обладает большой духовной силой, и опыт показывает, что он не так уж и труден, не так уж сильно отличается от русского. Нужно просто приложить некоторое усилие, так же как мы, если это необходимо, прилагаем усилие для усвоения языка той или иной науки, например, математики или физики.

Итак, чтобы научиться молиться в церкви, нужно, приложить некоторые усилия, чаще ходить в церковь, может быть, купить основные богослужебные книги и в свободное время изучить их. И тогда все богатство литургического языка и богослужебных текстов раскроется перед вами, и вы увидите, что богослужение – это целая школа, которая учит вас не только молитве, но и духовной жизни.

Митрополит Иларион (Алфеев)

 

На каждое слово сказать «прости»

Прежде всего, братия, нам
нужно смиренномудрие, чтобы
быть готовыми на каждое слово,
которое слышим, сказать «прости».

Авва Исаия

Какие простые слова говорят святые отцы: «Словом „прости” побеждается сатана». Именно это нам и надо сделать: просто победить сатану. И оказывается, что это действительно просто. Надо только уметь искренне сказать «прости» на всякое дело, во всяком месте и всякому человеку. И как только мы внутри себя от сердца говорим это слово, мы разрываем связь с сатаной. Ведь единственное существо в этом мире, не способное сказать «прости», – это злобный дух вражий.

Если бы случилось невозможное и дьявол смог бы переступить через свою гордыню и покаяться, его больше не существовало бы, он бы немедленно вернулся в свое высочайшее архангельское достоинство. Он снова стал бы ангелом, если бы смог… Но сделать этого он уже не может.

Но это может сделать человек. Как только он произносит великое слово «прости», Господь откликается, прощает человека, и в нем чудесным образом проявляется потерянное в грехе божественное достоинство. Состояние гордыни, помраченности, злобности вдруг исчезает, и преображенный человек приобщается к жизни ангельской. Покаянием сокрушаются все козни, отражаются все стрелы врага, бессильного пред словом «прости». Сети, которые с такой тщательностью и изощренным хитроумием он расставляет человеку, разрываются, и перед нами открывается потерянная дорога в рай.

Покайтесь, – призывает Спаситель, выходя на проповедь, – приблизилось Царствие Небесное (Мф. 4, 17). Только так совершается возвращение в Царствие Небесное, дарованное нам Господом Его победой над сатаной. Он не просто возвращает нас в Место блаженства, а дарует неизмеримо больше того, что было дано Адаму в раю. Человеку, сотворенному в земном раю, открывается рай небесный, вместо мира земного – Небесное Царство, которое неизреченно, непознаваемо, которое совершенно никак не определено кроме того, что это есть Царство Божией любви, Царство Его настоящей жизни.

Вот что нам даруется вместо потерянного земного блаженства! И только одно слово «прости», сказанное всею жизнью человека, – не случайно, не впопыхах, не формально, не в один единственный день в году, а всею нашей жизнью, – открывает нам эту дверь. Открывает каждому: разбойнику и праведнику, мытарю и фарисею, блуднице и целомудренной – всем.

И когда мы оказываемся способными всей жизнью своей всегда говорить «прости», это значит, что мы всегда оказываемся победителями сатаны. Только это и возвращает нас в рай. И этому слову мы будем учиться всю жизнь, чтобы оно стало нашим главным оружием в победе над злом. Потому, что невозможно победить его иначе, как только по-настоящему начать духовную борьбу.

Протоиерей Алексий Уминский