Поклонение честным веригам святого Апостола Петра

Святой апостол Петр, по приказанию царя Ирода, был ввергнут в темницу и скован двумя железными цепями.

Но ночью, когда он спал среди двух воинов, ангел Господень разбудил его, толкнув в бок, и вывел из темницы, причем железные вериги упали с рук апостола, как повествуется об этом в книге Деяний Апостольских (Деян. 12:1). Весть о чудесном избавлении Петра от оков и темницы разошлась по всему Иерусалиму, – и некоторые из верующих, взяв тайно эти вериги, стали хранить их у себя, чтобы, смотря на них, иметь пред глазами как бы самого первоверховного апостола Петра, который, немедленно по выходе из темницы, отправился для проповеданья слова Божьего в другие страны и не возвращался в Иерусалим. Эти вериги получили от тела апостола, который был крепко ими связан, целебную силу. Известно, что головные повязки и платки святого апостола Павла исцеляли болезни и изгоняли нечистых духов, потому что были пропитаны потом его (Деян. 19:15); такое же действие оказывали вериги святого Петра, потому что некогда плотно охватывали тело апостола. Верующие с глубоким благоговением чтили эти честные вериги, воздавали им поклонение и тщательно хранили их, как дорогое наследство, из рода в род, причем каждый раз родители – детям, а те – своим наследникам, объясняли, какого Великого узника касались эти вериги и чьим телом он освящены. Так перешли они по наследству в руки святейшего иерусалимского патриарха Ювеналия. И когда благочестивая царица Евдокия, супруга царя Феодосия Младшего, возвращалась в Царьград из Иерусалима, – где, за время своего пребывания, построила много церквей и украсила из своих царских средств святые места, – то патриарх Ювеналий подарил ей за ее благочестие и любовь к святыне немало разных духовных сокровищ. В числе их он подарил ей и эти честные и чудотворные вериги святого апостола Петра. По возвращении в Царьград, Евдокия одну веригу принесла в дар храму святого апостола Петра, находившемуся внутри Великого Софийского собора, а другую послала в Рим своей дочери Евдокии, которая была замужем за римским царем Валентином III-м. Благочестивая, подобно матери, Евдокия с любовью приняла этот драгоценный дар и, построив на Эксквилийской горе храм во имя святого апостола Петра, положила там эту веригу, вместе с найденной в Риме другой веригой святого апостола Петра, которою связал его во время мучений Нерон. После того было установлено совершать 16 января праздник поклонения этим честным веригам, в память и честь святого апостола Петра и во славу Христа Бога нашего.

Святитель Димитрий Ростовский

 

Преподобный Антоний Великий
Память 17/30 января

Святой Антоний Великий родился в Египте около 250-го года от благородных и богатых родителей, воспитавших его в христианской вере. В 18 лет он лишился родителей и остался один с сестрой, которая была на его попечении. Однажды он шел в церковь и размышлял о святых апостолах, о том, как они оставили все в этом мире, чтобы следовать за Господом и служить Ему. Входит в храм и слышит евангельские слова: «Если хочешь быть совершенным, иди, продай имение твое и раздай нищим, и будешь иметь сокровище на Небе, и иди вслед за Мной». Эти слова поразили Антония, как бы сказаны были Господом лично ему. Вскоре после этого Антоний отказался от наследства после родителей в пользу бедных жителей своего селения, но недоумевал, на кого он оставит сестру. Озабоченный этой мыслью, он опять идёт в храм и слышит там опять как бы к нему обращенные слова Спасителя: «Не заботься о завтрашнем дне: завтрашний день сам будет заботиться о себе: довольно для каждого дня своей заботы». Антоний поручил сестру известным ему христианским девственницам и оставил город и дом, чтобы жить уединенно и служить одному Господу.

Сначала святой пребывал близ города у одного благочестивого старца, жившего уединенно, и старался во всем подражать ему. Посещал и других отшельников, живших в окрестностях города, и пользовался их советами. Уже в это время он так прославился своими подвигами, что его звали «другом Божиим». Затем он решается уйти дальше. Зовет старца с собой, и когда тот отказывается, прощается с ним и поселяется в одной из отдаленных пещер. Один из друзей его по временам приносил ему пищу. Наконец святой Антоний удаляется совсем из обитаемых мест, переходит реку Нил и поселяется в развалинах воинского укрепления. Он принес с собой хлеба на шесть месяцев, а после получал его от друзей своих только два раза в год через отверстие в кровле.

Подвижник страдал от голода и жажды, от холода и зноя. Но самое страшное искушение пустынника, по слову самого Антония, – в сердце: это тоска по миру и волнение помыслов. Иногда святой подвижник изнемогал, готов был впасть в уныние. Тогда или Сам Господь являлся ему, или посылал ангела для его ободрения.

Однажды, среди ужасной борьбы с помыслами, Антоний воззвал: «Господи, я хочу спастись, а помыслы не дают мне». Вдруг он видит: кто-то похожий на него сидит и работает, потом встал и начал молиться, затем опять сел за работу. «Делай так и спасешься», – сказал ему ангел Господень.

Уже двадцать лет жил Антоний в своем уединении, когда некоторые из друзей его, узнав об его местопребывании, пришли, чтобы поселиться вокруг него. Спокойный, сдержанный, ко всем одинаково приветливый, старец скоро сделался отцом и наставником многих. Святой Антоний не давал своим ученикам каких-либо определенных правил для монашеской жизни. Он заботился только о том, чтобы укоренить в них благочестивое настроение, внушал им преданность воле Божией, молитву, отрешение от всего земного, неусыпный труд.

Но святой Антоний в самой пустыне тяготился многолюдством и в поисках уединения пришел в пустыню, лежавшую близ берегов Красного моря.

Через три дня пути нашел он дикую высокую гору с ключом воды и немногими пальмами в долине. На этой горе он и поселился. Здесь он обработал небольшое поле, так что теперь никому не нужно было приходить к нему и приносить хлеба. По временам он посещал братию. Со временем почитатели святого Антония открыли и последнее его уединение. Во множестве стали приходить к нему искавшие его молитв и наставлений.

Приводили к нему больных; он молился о них и исцелял их.

Преподобный Антоний скончался в глубокой старости (106 лет, в 356 г.) и за свои подвиги заслужил наименование Великого.
Преподобный Антоний основал отшельническое монашество. Несколько отшельников, находясь под руководством одного наставника – аввы (авва, евр. слово – значит отец) жили отдельно друг от друга в хижинах или пещерах (скитах) и предавались молитве, посту и трудам. Несколько скитов, соединенных под властью одного аввы, назывались лаврой. Но еще при жизни Антония Великого появился другой род иноческой жизни. Подвижники собирались в одну общину, несли совместные труды, каждый по своей силе и способностям, разделяли общую трапезу, подчинялись одним правилам. Такие общины назывались киновиями или монастырями. Аввы этих общин стали называться архимандритами.

Епископ Александр (Милеант)

 

«А, ну он верующий, что с него взять!»

Господь никому не грозил пальцем

С годами я начал понимать, что плохих людей нет. Просто некоторым не посчастливилось встретить на своем пути таких примеров, которые по-настоящему коснулись бы их сердца. Потому они и не нашли Истинного Бога, Который привлек бы их к Себе. Да, Господь привлекает к Себе людей. Почему мы ходим к одному и тому же духовнику? Посещаем один и тот же монастырь? Потому что нашей душе там хорошо. Когда человек видит что-то настоящее, он от этого не отказывается. А вот когда перед тобой фальшь, которая вдобавок прикрывается Именем Бога, наступает разочарование и хочется убежать от этого подальше.

Это абсолютная истина.

И я понял, что все люди – очень хорошие. А те, кого мы считаем грешными и злыми, на самом деле просто запутались, сбились с пути.

И св. Порфирий постоянно говорил об этом – что современные люди вовсе не плохие, а заблудшие.

Если человек увидит Бога в сердце священника, его душа откроется Господу, и он придет к этому священнику, и расскажет обо всех своих проблемах, и никуда не убежит.

Но если, напротив, человек увидит, что ему постоянно грозят пальцем, делают замечания и сердятся, он подумает: «Нет, здесь Бога нет!» Потому что Господь никому не грозил пальцем и, в отличие от нас, никогда не ругался. Обличения от Него слышали только фарисеи. Христос не только не отталкивал грешников, но наоборот – шел к ним, ел с ними. Вот какой Он – Бог любви. Господь Сам идет навстречу человеческим страданиям и немощам.

Будем строгими по отношению к себе

Как-то в церкви одна девушка подошла ко мне в макияже и с накрашенными губами. Конечно, она беспокоилась, что я тут же начну ругать ее за это, и сказала:

– Отче, извините, у меня не было времени зайти после работы домой, чтобы переодеться для храма.

Девушка явно переживала и боялась моей реакции. Я ответил ей:

– Ничего страшного, это твоя жизнь. Ты так живешь.

– Спасибо, отче! Вы не стали меня ругать, и мне сразу полегчало, я успокоилась!

Чего ждут от нас люди? Чтобы мы приняли их такими, какие они есть. Именно это делал Господь. А поступаем ли мы так по отношению к своим близким – мужьям, женам?..

Ведь именно это будет прямым доказательством того, что нашего сердца коснулся Господь, Тот Самый Иисус Христос, который ходил по Иерусалиму в 33 году по Р.Х.

А если мы – религиозные фанатики, резкие и категоричные, значит, в нашей духовной жизни происходит что-то не то. Хочется быть строгим? Будем строгими по отношению к себе. Хочется поститься? Давайте поститься как можно строже.

А общаясь с ближним, будем вспоминать про благородство Христа. Хочешь съесть скоромное в пост? У тебя свои отношения с Богом, смотри сам. Я пощусь. Если мой пример вдохновит тебя на пост, постись и ты. А если тебе еще рано поститься, знай: я люблю тебя и без поста. И не стану коситься и морщиться, глядя в твою тарелку, не стану делать намеков, чтобы ты почувствовал себя виноватым и тебя охватили внутренние терзания. Я с уважением принимаю тебя таким, какой ты есть, и хочу, чтобы ты изменился – но тогда, когда придет твое время.

Или становишься другим, или уходи

– Отче, я так много курю!

– Отче, я пью и развратничаю!

Почему люди говорят обо всем этом на исповеди? Потому что признают свои ошибки. Но невозможно полностью измениться за одни сутки. Это происходит постепенно. И важно, чтобы рядом был кто-то, кто напоминает тебе Христа, Который любит всех нас такими, какие мы есть. И по чуть-чуть, шаг за шагом, человек меняется. Именно так происходят самые удивительные перемены, без принуждения и фанатичных указаний. Так с тобой говорит Христос, Живущий в сердце. А другой «Христос» – «бог строгости» – учит совсем иначе:

– Или ты сейчас же меняешь свою жизнь, или буду на тебя ругаться! Или становишься другим человеком, или уходи! Не хочу знаться с тобой, если ты такой! Вон из дома!

Нет, не этому учит нас Бог любви. Наш Господь так ни с кем не разговаривает.

Вот в чем разница.

«Господи, к кому нам еще идти? – повторяем мы вслед за апостолом Петром. – Ты так хорошо говоришь с нами. И не просто говоришь – мы чувствуем в Тебе огромную силу. Кто еще нам нужен? Разве мы найдем кого-то лучше Тебя?» Но Господь отвечает нам, как отвечал Своим ученикам: «Вы – свободные люди. Я хочу, чтобы вы были со Мной, только если вы сами хотите любить Меня».

Как удивительна и прекрасна эта свобода! Быть свободным самому и давать свободу другим, никого ни к чему не принуждая, каким бы благом ни казалось это «что-то».

Только так и можно научить ребенка молиться и поститься – не заставляя его, не подавляя. В противном случае, едва ему исполнится восемнадцать, он уйдет из церкви, хлопнув дверью. Знаете, сколько молодых людей сегодня не хотят создавать семью именно по этой причине? Они настолько разочарованы тем, что видели в родительском доме, что теперь говорят: «Нет, у меня так не будет!»

Повседневный счет

Все остальное – просто красивые слова и теоретические рассуждения о христианской жизни. А по-настоящему важно лишь то, что происходит в нашей семье, как мы ведем себя со своими близкими. Счет ведется не здесь, в храме, где внешне все благостные и хорошие. Счет ведется в нашей повседневной жизни – дома, на работе, в школе, на приходе или в офисе. Именно здесь наши качества проявляются в полную силу. И обнаружить красоту души здесь труднее, для этого нужно как следует постараться. На расстоянии легко играть роль истинного христианина. А вот как мы ведем себя с женой, мужем, детьми каждый день – вот где идет настоящая борьба, прекрасная и трудная одновременно.

Настоящий Христос – Тот, который помогает нам жить здесь и сейчас.

Господь принимает нашу жизнь. Он не говорил нам отречься от мира. Он говорил отречься от зла, которое в этом мире есть. Бог принимает и земные радости, и красоту, и природу, и наслаждение – принимает все, что хорошо и чисто. Почему я так думаю? А вы вспомните, как в Евангелии Господь постоянно говорит ученикам: посмотрите на птиц, посмотрите на море, на небо, на природу… Посмотрите, так вам легче будет познать Истину. Он ходил с учениками по берегам Галилейского озера, учил их посреди воды. То есть Его учение косвенно подтверждало красоту земной жизни.

Одна женщина как-то пришла к старцу Порфирию вся в меланхолии и депрессии. И он посоветовал ей гулять вместе с мужем вдоль моря, слушая шум волн. А другой женщине в подобном состоянии сказал: «Если можешь, поезжай на природу, разуйся и походи босиком».

Господь проповедовал на природе, среди красивых пейзажей и красивых людей, которых Сам создал. Наш Бог – добрый и красивый, любящий жизнь и улыбки.

Он верующий, что с него взять

Не могу понять, как можно быть христианином и при этом не радоваться, так что все тебя считают странным и ассоциируют с чем- то плохим. «А, ну он верующий, что с него взять!» Как будто быть верующим – это значит постоянно кривляться, капризничать, демонстрировать ужасный характер и никогда не улыбаться. Какая фальшь! Господь наш Иисус Христос не был таким. Если мы внимательно будем читать Евангелие, то увидим, какой красивой была Его душа. И поймем, что Он пришел на землю дать нам радость, уважая при этом все наши потребности, даже самые незначительные.

Он словно спрашивал каждого: «Чего ты хочешь?» Закхей говорил: «Хочу увидеть Тебя, Господи!» – «Посмотри на Меня», – отвечал Господь, и Закхей лез на дерево. А сотник просил: «Хочу, чтобы ты пришел ко мне и исцелил моего слугу». «А я хочу прикоснуться к Твоей одежде», – говорила кровоточивая жена. «А ты что хочешь?» – «Хочу услышать от Тебя хотя бы одно слово, чтобы моя дочь исцелилась». С каждым Господь был Таким, Каким он был нужен именно этому человеку, с учетом его характера и образа жизни. И при этом ко всем относился с уважением.

Если мы поймем это, то поверим, что каждый из нас – неповторим, и Господь любит всех нас такими, какие мы есть.

Архимандрит Андрей (Конанос)