Посмотрите вглубь своих сердец

В ночь на 14 ноября в Париже была совершена серия террористических атак. Публикуем отрывок из проповеди Святейшего Патриарха Кирилла после Литургии в кафедральном соборе Христа Спасителя г. Калининграда 15 ноября 2015 г.

Сегодня мы слышали евангельское чтение о гадаринском бесноватом (Лк. 8:26-39), человеке, который был пленен темной силой. Про таких говорят «одержимый». Чем одержимый? Силой, которая больше его собственной силы. Дьявол порой непосредственно воздействует на разум, волю, чувства людей, – к счастью, в очень редких случаях. Вот таким был и гадаринский бесноватый. Он буйствовал, он был совершенно неспособен жить в обществе. Чтобы хоть как-то удержать несчастного, местные жители заковывали его, но он разрывал цепи, убегал и жил в погребальных пещерах. Он был обречен на одиночество, он был лишен всякой свободы, ибо его жизнь была запрограммирована темной силой. 

В истории известны подобные случаи прямого воздействия дьявола на человека, который в результате становился одержимым, но чаще всего такое воздействие происходит опосредованно. Мы хорошо знаем одержимых, которые сами себя бесноватыми не считают. Один одержим плотской страстью, и та разрушает все, где только может и должна проявляется человеческая любовь. Чаще всего у таких людей нет ни семьи, ни благодарных детей. Бывает одержимость алкоголем или наркотиками, как мы хорошо знаем. Можно ли про таких людей сказать, что они свободны? Нет, они закабалены своими страстями. Они живут в жестко определенных пределах, откуда никто самостоятельно выбраться не сможет. Без молитвы, без помощи добрых людей, без особой помощи Божией одержимый останется в кабале, которая непременно приведет его к пропасти, к преждевременному концу.

Этот перечень одержимостей можно продолжать. А сребролюбие? Разве человек, который не видит ничего, кроме богатства, человек, у которого все ценности сводятся к наживе, – свободный? Разве он может пойти против своей страсти? Одержимость – это рабство, и хозяин одержимого – дьявол. Пусть опосредованно, через наш собственный свободный выбор, но мы становимся рабами, одержимыми. И сколько же бед от этой одержимости! Раз в год, в третье воскресенье ноября, мы молимся, и сегодня молились, о жертвах дорожных катастроф. Конечно, где-то подводит техника, где-то к авариям приводят объективные обстоятельства, но как много катастроф обусловлены одержимостью! Мы наблюдаем жуткие картины, как одержимый за рулем автомобиля летит, снося все на своем пути. А как часто такие люди не только одержимы непонятным ухарством, но и находятся во власти алкоголя! Мы каждый год теряем на дорогах больше, чем за долгие годы войны в Афганистане. И потому сегодня мы просили Господа, чтобы Он освободил сознательных виновников таких аварий от духовной одержимости; чтобы простил грехи тем, кто пал жертвой катастроф, и принял их души в Небесное Царство. 

Но сегодня мир сталкивается и с другой одержимостью, с другим беснованием, которое мы называем терроризмом. Неизвестно, от чего упал наш самолет над Синаем. Будут разбираться и, наверное, когда-то нам скажут окончательное суждение. То, что на днях произошло в Париже, должно со всей очевидностью вразумить наш не слишком религиозный мир и убедить в том, что источником безумной одержимости людей, готовых на любое преступление ради достижения своих политических целей, является та самая сила, которая закабалила гадаринского бесноватого.

И потому борьбу с терроризмом должны вести не только военные или спецслужбы, но и простые люди, которые через образование, культуру и, самое главное, через молитву, через повышение уровня своей религиозности могут преодолеть эту страшную напасть нынешнего века. Ведь и обезбоживание нашего мира, и разрушение святынь и идеалов, и одержимость темными духами – всё это части одной страшной цепи.

Еще раз хочу сказать: борьба с терроризмом – это не только задача государства, правоохранительных органов и вооруженных сил. Это задача каждого из нас. Мы должны научиться жить в той свободе, которую Бог нам даровал, чтобы никакая одержимость, в том числе одержимость политическими идеями, идеологическими установками, не смогла лишить нас образа Божия и толкнуть на совершение страшных преступлений.

Сегодняшний терроризм – это некий диагноз, и не каким-то отдельным народам или государствам. Это диагноз всей человеческой цивилизации. Почему всё это происходит? У Церкви есть только один ответ: посмотрите вглубь своих сердец, раскайтесь, вновь обратитесь к Богу. Пусть наша вселенская молитва на разных языках, и даже через разные религиозные традиции будет обращена к Богу, чтобы Он приклонил милость Свою к роду человеческому и изъял нас из страшного плена одержимости.

Публикуется в сокращении www.patriarchia.ru

 

Где искать помощи во время болезни

В нынешнем Евангелии говорилось о двух чудесных благодеяниях, оказанных Спасителем нашим кровоточивой женщине и начальнику еврейской синагоги Иаиру. Первую Господь исцелил в один миг – через прикосновение ее к Его одежде; у другого воскресил из мертвых единородную двенадцатилетнюю дочь.

В этом евангельском сказании поучительна для нас, во-первых, вера Иаира, начальника синагоги. У него при смерти единородная дочь, и он обращается с просьбой о помощи не к врачам, а к Иисусу Христу, веруя, что Он одним словом может исцелить ее. Так и вы, братья мои, когда заболеваете или когда у вас заболевает жена или дети или кто-либо из родных или знакомых или слуг, обращайтесь прежде всего с молитвой о помощи к Иисусу Христу, Врачу душ и телес наших, скорому в заступлении всех с верой к Нему прибегающих; приглашайте в дом духовного отца с божественными Тайнами Тела и Крови Господней и верьте, что, как Иаир, не будете посрамлены в вашем уповании. Сколько примеров было и при моем духовном требоисправлении, что больные, обращавшиеся прежде всего за помощью к Богу, прибегавшие к покаянию и причащению, быстро поправлялись по приобщении святым Тайнам! Я могу назвать вам многих, сподобившихся такой великой милости Божией. Упоминаемого в Евангелии Иаира не посрамила вера его в божественного Чудотворца. Не бойся только, веруй, – сказал ему Господь, когда Иаиру донесли, что дочь его умерла, – и спасена будет. И он, по слову Господа, несомненно веровал, что дочь его будет воскрешена – и действительно увидел ее воскресшей. Так, когда душа твоя, собрат мой, будет умерщвлена грехом, страстями, впадет в глубину зол, не отчаивайся в своем спасении, но веруй, что Господь, пришедший в мир грешников спасти, может спасти и тебя и воздвигнуть тебя из глубины греховной; воспряли от сна греховного; востани спяй, и воскресни от мертвых, и осветит тя Христос (Еф. 5, 14).

Далее, в этой евангельской истории поучительна вера женщины, страдавшей двенадцать лет кровотечением; поучительны обстоятельства ее болезненного состояния. Эта женщина, по сказанию другого евангелиста, прежде прикосновения к одежде Спасителя думала в себе: «Если я только прикоснусь к одежде Его, то я исцелюсь», – и с такой верой прикоснулась к краю одежды Его и тотчас исцелилась; между тем как прежде, лечившись у врачей около двенадцати лет и предававши им все свое имение, она не получила ни от одного из них пользы, а, напротив, пришла еще в худшее состояние.

Как много есть и ныне таких из христиан, которые в болезни своей обращаются лишь к врачам, забывая обратиться к Иисусу Христу, Который и врачей, особенно верующих в Него, умудряет, и, подобно кровоточивой женщине, долго болеют и лечатся и раздадут врачам едва не все имение свое и все-таки пользы не получат или – пользу малую, между тем как если бы вскоре по заболевании они обратились к Спасителю и пригласили к себе служителя Его с животворящими Тайнами и вкусили животворящей Пищи, вскоре получили бы исцеление и прославили бы Господа за силу и благость Его. Но за свое маловерие они наказываются продолжительностью болезни и тратой имущества на лекарства и на врача.

Замечательно, что кровоточивая женщина тотчас исцелилась по прикосновении к одежде Спасителя. Это служит образом нашего исцеления душевного. Наши души тотчас исцеляются, когда мы с верой, в покаянии призовем всеспасительное имя Иисуса Христа или когда мы вкусим пречистого Тела и Крови Спасителя – какая вдруг жизнь, сладость, тишина разольются в душе и теле по причащении святых Тайн! Течение греховных помыслов и страстей мгновенно останавливается, место их заступают помыслы святые, небесные; душа вся делается здоровой и радостно славит Господа Жизнодавца. Так, так прикасайтесь сердечной верой и покаянием к Господу, к Телу и Крови Спасителя, так вкушайте их – и исцелеете. А как мало искренне прикасающихся к Спасителю, искренне, с глубокой верой и пла­менной любовью вкушающих Тело и Кровь Его!

В святой Великий пост, в субботы на литургиях народ окружает и теснит Господа в святых Его Тайнах, ища вкусить пречистого Тела и Крови Господа, но многие ли приемлют Его с той верой, с которой прикоснулась означенная женщина. Я думаю, что и ныне Господь вопросил бы этих причастников: «Кто прикоснулся из вас ко Мне?», т. е. «Кто прикоснулся ко Мне из вас с верой и получил через веру силу, исшедшую из Меня, – силу очищающую, освящающую, умиротворяющую, просвещающую, укрепляющую?» Не многие ли причащаются без живой веры и, причастившись, уходят такими же больными духовно, какими и прежде были, а иногда и хуже? Но причащающиеся с живой верой получают очищение грехов и умиротворение совести, ибо они в своей совести ясно слышат голос Спасителя: «Дерзай, человече! Вера твоя спасла тебя; иди в мире».

На что еще обратить ваше внимание в предложенном чтении из Евангелия? Вот еще на что обратим внимание: когда Господь увидел плакавших и рыдавших родных и знакомых умершей дочери Иаира, Он сказал: «Не плачьте; она не умерла, но спит». Эти слова весьма для нас утешительны. Жизнодавец Господь называет смерть нашу сном. Почему? Потому что будет общее воскресение мертвых, как общее пробуждение от сна, и это – в силу Его смерти и Воскресения, ибо Христос воста от мертвых, начаток умершим бысть (1 Кор. 15, 20), как из-за Адама все умирают, так из-за Христа все оживут.

Но что же последовало, когда Иисус Христос назвал смерть девицы сном (не умерла, но спит)? Смеялись над ним, зная, что она умерла. Неудивительно: они не знали еще тайны воскресения. Но удивительно, как ныне могут некоторые глумиться, слыша о воскресении, – ныне, когда воскресение мертвых сделалось для нас так несомненно, как несомненен нынешний день! Впрочем, не будем дивиться: так поступают христиане только по имени, но язычники по делам, рабы чрева, богатства неправедного, поклонники мира сего, для которых нет высшего удовольствия, кроме удовольствия гортани, вкушающей сладкие брашна и напитки, кроме удовольствия поклонения золотому тельцу. Но им и конец будет по делам их. А мы посмотрим на величественное зрелище, как Жизнодавец наш воскрешает дочь Иаира.

Выслав всех вон из комнаты, где лежала умершая, кроме Петра, Иакова и Иоанна да отца и матери умершей, и, взяв ее за руку, возгласил: «Девица! Встань». И что же? Вот, братья, образ нашего будущего воскресения: подобный глас Сына Божия услышат мертвецы во второе пришествие Сына Божия и, услышавши, оживут, и изыдут сотворшии благая в воскрешение живота, а сотворшии злая – в воскрешение суда (Ин. 5, 29).

Вот вам урок о воскресении, затвердите его хорошенько, помните, что вы воскреснете. И только? Нет, и живите по-христиански, чтобы достигнуть блаженного воскресения: будьте воздержны и целомудренны, терпеливы, незлобивы, смиренны, снисходительны, милосерды, единодушны. Друг друга подвизайте, друг друга влеките в Царство Небесное. Аминь.

Святой праведный Иоанн Кронштадтский

 

Вспомнить, что Рождество нам необходимо

28 ноября начинается Рождественский пост. О его смысле рассказывает протоиерей Алексий Потокин

Рождественский пост не такой строгий, как Великий, но он тоже имеет глубокий духовный смысл – готовит нас к появлению Бога на земле, напоминает, как ждали и готовились поколения ветхозаветных людей к приходу Мессии. Человек непостоянен, забывчив, он склонен терять обретенное сокровище – такова наша падшая природа. «Но имею против тебя то, что ты оставил первую любовь твою», (Откр. 2, 4) – говорит Господь, обращаясь к Ефесской Церкви. Первая любовь как к людям, так и к Богу всё время утрачивается, а это и есть измена, предательство, безжизненность. Поэтому сейчас очень важно вспомнить о значении Рождественского поста.

Несколько тысячелетий мир ждал Спасителя, вера была как ниточка, она терялась, и все, включая лучших – пророков, – заканчивали изменой и уходили в ад. Вспомним об этом, о том, что сами мы, без Божьей помощи, бессильны. И если бы просто Господь посылал нам с небес благодать, эта благодать никого не выручила бы. Небеса должны были сойти на землю, принять природу человеческую, разделить с человеком все его страдания вплоть до смерти.

Бог умереть не может, а вот Сын Человеческий и Сын Божий – может. Поэтому Спаситель родился в мир и претерпел в этом мире до конца, до Крестной смерти.

На Рождество Церковь поет: «Слава в вышних Богу, и на земли мир, в человецех благоволение». До рождения в мир Сына Божьего не было в людях благой воли. Люди и представить не могли, что кого-то можно простить и помиловать. Мы пропадали, уходили в небытие, и явился Тот, Кто не за что-то, не за какие-то заслуги, а просто так выручил нас. Подзабыло православное общество, что мы верим в Бога, Который Своей добротой, человеколюбием превосходит все законы, все установления, и воскрешает того, кто умер.

Рождество указывает нам на исторический момент, в который жизнь небесная достигла земли. Мы считаем, что добро на земле естественно, что тьма не объяла свет, а литургия говорит иное. Она говорит, что свет – это завтрашний день, и Христа мы на литургии благодарим за то, что Он нам даровал завтрашний день. Пришла завтрашняя жизнь, а сегодняшняя еще не изжита, и в ней, сегодняшней, люди спотыкаются, падают и могут умереть, так и не поверив в милость. Могут не найти Спасителя.

Пост помогает нам вспомнить свою веру, убедиться, что она слаба, обновить ее, вновь обрести живую веру. Рождество – всегда обновление веры. Это необходимо, как необходимо обновлять наши отношения друг с другом. Каждая беседа с другом – воспоминание о первой встрече с ним. А когда перестаем общаться, отношения засыхают. Так и в вере. Когда человек впервые приходит к Богу, он весь в трепете, не может поднять глаз, как мытарь. А потом становится уверенным, вера слабеет и умирает, остается механическая привычка. Не только за злом в себе надо следить, но и за добром, чтобы оно не стало привычным, не уснуло. Поэтому посты нам необходимы, как необходимы встречи с друзьями.

Отказ от скоромной пищи важен, потому что помогает мне понять, насколько телесное преобладает пока над душевным (не говоря уж о духовном). Если бы я так чувствовал свои душевные переживания, как чувствую изменение рациона... Вот и повод вздохнуть: «Господи, когда же душа моя станет госпожой над телом, а не наоборот?» Потому что это состояние ненормальное, нечестное по отношению к другим. В таком состоянии я и в другом человеке, даже в самом близ-ком, вижу в первую очередь тело, а душу его не понимаю. Моя душа спит, и пост помогает ее разбудить, а без этого, без бодрствования душевного, невозможна живая вера.

И всё же телесный пост – не главное. По возможности меньше суетитесь, сократите развлечения, найдите время для серьезного чтения, для размышлений о вечном, для воспоминаний о первом приходе в храм, первой исповеди, первом причастии. Постарайтесь быть внимательней во время молитвы, вдумайтесь в смысл. Ведь как часто мы в суете вычитаем правило наспех, механически, а смысл теряется, уходит.

Церковь знает природу человека, его ритмы, и как заботливая мать, она нам подсказывает, что пришло время подготовиться к Рождеству, вспомнить, что оно нам необходимо.