Праздник Рождества Христова

РОЖДЕСТВЕНСКОЕ ПОСЛАНИЕ

Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Возлюбленные о Господе архипастыри, всечестные пресвитеры и диаконы, боголюбивые иноки и инокини, дорогие братья и сестры!

Сердечно поздравляю всех вас с великим праздником Рождества Христова: праздником рождения по плоти от Духа Святого и Пречистой Девы Марии Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа. Ныне мы призываем всех людей вместе с Церковью прославить Творца и Создателя словами: «Пойте Господеви вся земля» (ирмос 1-й песни канона Рождеству Христову).

Любящий Свое творение Всеблагой Бог посылает Единородного Сына — долгожданного Мессию, дабы Он совершил дело нашего спасения. Сын Божий, сущий в недре Отчем (Ин. 1:18), становится Сыном Человеческим и приходит в наш мир, чтобы избавить нас Своей кровью от греха и чтобы жало смерти больше не страшило человека.

Мы знаем, что поклонившиеся Христу волхвы принесли Ему дары. Какой же дар мы можем принести Божественному Учителю? Тот, о котором Он Сам нас просит: «Отдай сердце твое мне, и глаза твои да наблюдают пути мои» (Прит. 23:26). Что значит отдать сердце? Сердце — это символ жизни. Если оно перестает биться, человек умирает. Отдать сердце Богу — значит посвятить Ему свою жизнь. Это посвящение не требует от нас отречения от всего, что у нас есть. Мы призваны лишь удалить из сердца то, что мешает Божиему присутствию в нем. Когда все помышления заняты лишь собственным «я», когда в сердце нет места ближнему, тогда и Господу нет в нем места. Присутствие же ближнего в сердце зависит прежде всего от нашей способности переживать боль другого человека и откликаться на нее делами милосердия.

Господь требует от нас наблюдать пути Его. Наблюдать пути Божии — значит видеть Божественное присутствие в своей жизни и в человеческой истории: видеть проявления как Божественной любви, так и Его праведного гнева.

Минувший год в жизни нашего народа был наполнен воспоминаниями о трагических событиях XX века и начавшихся гонениях на веру. Мы вспоминали подвиг новомучеников и исповедников, стойко засвидетельствовавших свою преданность Христу. Но даже в это грозное для страны время Господь явил нам Свою милость: после вынужденного двухсотлетнего перерыва было восстановлено Патриаршество в Русской земле, и Церковь в тяжелую годину испытаний обрела в лице святителя Тихона, избранного Предстоятелем, мудрого и мужественного пастыря, усердными молитвами которого пред престолом Всевышнего Творца наша Церковь и народ смогли пройти чрез горнило испытаний.

Сейчас мы переживаем особый период: скорби не ушли из мира, ежедневно мы слышим о войнах и о военных слухах (Мф. 24:6). Но сколько же любви Божией изливается на род людской! Мир существует вопреки силам зла, а человеческая любовь, семейные ценности — вопреки невероятным усилиям окончательно их разрушить, осквернить и извратить. Вера в Бога жива в сердцах большинства людей. А Церковь наша, несмотря на десятилетия гонений в недавнем прошлом и на запущенные механизмы подрыва ее авторитета в настоящем, была, остается и всегда будет местом встречи со Христом.

Верим, что, пройдя через нынешние испытания, народы исторической Руси сохранят и обновят свое духовное единство, станут материально процветающими и социально благополучными.

Рождество Христово является центральным событием человеческой истории. Люди всегда искали Бога, но во всей возможной для нас полноте Создатель открыл Себя — Триединого Бога — роду человеческому только через воплощение Единородного Сына. Он приходит на грешную землю, дабы соделать людей достойными благоволения Отца Небесного и положить твердое основание мира, заповедав: «Мир оставляю вам, мир Мой даю вам» (Ин. 14:27).

Да будет этот год для народа нашего, для народов исторической Руси и всех народов земли годом мирным и благополучным. Пусть родившийся в Вифлееме Богомладенец поможет нам обрести надежду, побеждающую страх, и через веру почувствовать силу преображающей человеческую жизнь Божественной любви.

Аминь.

+КИРИЛЛ, ПАТРИАРХ МОСКОВСКИЙ И ВСЕЯ РУСИ
Рождество Христово
2017/2018 гг.

 

Рождественское послание Главы Православной Церкви Казахстана митрополита Астанайского и Казахстанского Александра

Ваши Преосвященства! Всечестные отцы, дорогие братья и сестры, жители земли Казахстанской!

ХРИСТОС РОЖДАЕТСЯ — СЛАВИТЕ!

Всещедрый Бог по великой милости Своей вновь даровал нам радость празднования Рождества Господа и Спасителя Иисуса Христа. Собравшись в храмах, мы благодарно воспеваем со ангелами небесную песнь «Слава в вышних Богу, и на земле мир, в человеках благоволение!» (Лк. 2:14), прославляя Спасителя за величие Его дел и непостижимую любовь к человеческому роду. Участвуя в церковных богослужениях, мы таинственным образом переносимся в Вифлеем, где совершилось величайшее чудо всей человеческой истории: «Бог явился во плоти» (1Тим. 3:16), родился в городе Давидовом Спаситель, Который есть Христос Господь (см. Лк. 2:11).

«Возрадуемся, возлюбленные, — обращается к нам святитель Лев Великий, — Спаситель наш ныне рождается! Не должно быть места скорби там, где обретает рождение Жизнь. Пусть же ликует святой, ибо приближается к славе. Пусть радуется грешник, ибо даруется ему прощение».

Согласно замыслу Творца, изначальное предназначение человека — обожение, вечная блаженная жизнь в благодатном соединении с Богом. Но по собственной воле на заре истории человек оставил этот путь, стал рабом греха и смерти, и сам уже не мог вернуться к первозданной чистоте и святости. Движимый состраданием к Своему творению, Создатель пришел на землю, принял на Себя человеческую природу, «уничижил Себя Самого, приняв образ раба, сделавшись подобным человекам» (Флп. 2:7). Воплощение Сына Божия и последующие за этим евангельские события — земная жизнь, Распятие и Воскресение Спасителя — даровали всем уверовавшим во Христа вечную жизнь и возможность стать причастниками Божеского естества (см. 2Пет. 1:4). Святитель Иоанн Златоуст так изображает дары, явленные людям в Рождестве Христовом: «Ныне древние узы разрешены, смерть сокрушена, рай открыт, проклятие уничтожено, грех удален, заблуждение истреблено, истина возвратилась, вышняя жизнь насаждена на земле, ангелы входят в общение с людьми и люди беседуют с ангелами, потому, что Бог пришел на землю, и человек — на Небо».

Праздником мира и торжеством Божией любви называют святые отцы день Рождества Христова. Праздником мира — «потому что Бог во Христе примирил с Собою мир» (2Кор. 5:19), а торжеством любви — потому что «любовь Божия к нам открылась в том, что Бог послал в мир Единородного Сына Своего, чтобы мы получили жизнь через Него» (1Ин. 4:9). Мир, принесенный на землю Христом, — это мир с Богом, мир с совестью и мир с ближними, который обретает человек в таинстве Покаяния и в постоянной работе над собой — в преодолении самолюбия, в прощении обид и прекращении ссор, в обуздании гнева и раздражения, в избавлении от греховных привычек и изгнании из сердца и ума суетных помыслов. Приобретая мир в душе и созидая мир вокруг — в своей семье, среди близких и соседей, на работе, в личной и общественной жизни, человек восходит на необыкновенную духовную высоту. «Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божиими» (Мф. 5:9), — свидетельствует о таких людях Сам Господь.

Любовь и мир являются главными признаками истинных учеников и последователей Господних, как Он Сам сказал об этом: «По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою» (Ин. 13:35) и «мир имейте между собою» (Мк. 9:50). Откроем святое Евангелие и увидим, как Господь в Своем смиренном явлении к роду человеческому и в Своей земной жизни показал нам лучшие примеры милосердия, снисхождения, сострадания, помощи, понимания и терпения. В слове на Рождество преподобный Ефрем Сирин восклицает, обращаясь к Богомладенцу Христу: «Как пламенна любовь Твоя! Если кто ропщет на Тебя — не гневаешься, если кто угрожает — не смущаешься, если кто издевается над Тобой — не оскорбляешься. Примирял Ты воспламененных гневом, и снова сходились они между собой с улыбкой. Огорченные исполнялись радостных ощущений от Тебя, Благосердый. Приходит ли кто обремененный заботами? Увидит он Тебя, и бегут от него все беспокойства. Подавлен ли кто горестью? При Тебе забывает он горесть свою».

Рождество Господа Иисуса Христа дает нам возможность преодолеть смертность и приобщиться к вечности, взойти на Небеса, примириться с Богом, сердцем и душой ощутить, что стали мы Его детьми. Поэтому в святочные дни мы сугубо призываемся Церковью откликнуться на любовь Христову, но ответить на нее не словами, а всей жизнью своей. Мы можем это сделать через твердость в Православной вере, через исполнение евангельских заповедей, через добрые бескорыстные дела и благородные поступки. У каждого из нас много путей и возможностей угодить Богу и помочь ближнему, как наставляет нас в этом апостол Петр: «Служите друг другу, каждый тем даром, какой получил, как добрые домостроители многоразличной благодати Божией» (1Пет. 4:10).

В дни празднования Рождества Христова вознесем особые молитвы за наш родной Казахстан, чтобы Господь благодатию и щедротами Своими всегда посещал эту древнюю землю, чтобы Бог благословил жизнь и труды каждого, для кого эта страна является родным домом, чтобы нерушимый мир и братолюбие пребывали на просторах Великой степи.

Сердечно поздравляю всех вас с великим праздником Рождества Христова и Новолетием. Пусть свет Вифлеемской звезды всегда озаряет наши души, подавая силу твердо и неленостно идти путем Христовым. Господь, «от Девы родивыйся и во яслех возлегий», да дарует всем нам душевное и телесное здравие и Свою великую и богатую милость.

ХРИСТОС РОЖДАЕТСЯ — СЛАВИТЕ! ХРИСТОС С НЕБЕС — ВСТРЕЧАЙТЕ!

С Рождеством Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа и Новолетием!

Глава Православной Церкви Казахстана
митрополит Астанайский и Казахстанский
Александр

 

ПРИТЧА ДНЯ

Жил человек, который не верил в Бога и не смущаясь рассказывал всем о своем отношении к религии и религиозным праздникам. Однако его жена верила в Бога и детей своих воспитывала в вере, несмотря на едкие выпады мужа.

Однажды зимним вечером жена отправилась с детьми на службу в местную деревенскую церковь. Там должна была быть и проповедь о Рождестве Христовом. Жена попросила мужа пойти с ними, но он отказался. «Вся эта история – чепуха! – сказал он. – С чего вдруг Богу понадобилось унижать Себя и являться на Землю в виде человека? Это же смешно!».

И вот жена и дети ушли, а он остался дома. Немного спустя поднялся сильный ветер и началась снежная буря. Человек поглядел в окно, но увидел лишь все застилающий снежный вихрь. Он уселся в кресло у камина и собрался провести так весь вечер. Вдруг он услышал громкий хлопок: что-то стукнуло в окно. Он подошел к окну, но ничего не смог разглядеть. Когда метель немного утихла, человек вышел на улицу посмотреть, что же это могло так стукнуть. На поле возле дома он увидел стаю диких гусей. Видимо, они летели зимовать на юг, но попали в снежную бурю и не смогли лететь дальше. Они заблудились и оказались возле его фермы без еды и укрытия. Взмахивая крыльями, они летали низкими кругами над полем, ослепленные снегом. Видимо, это кто-то из гусей стукнул в его окно. Человеку стало жалко этих бедных гусей, и он захотел им помочь. Он подумал, что сарай был бы подходящим для них местом. Там тепло и безопасно, они, конечно же, могли бы провести там ночь и переждать метель. Он прошел к сараю, широко открыл его двери и стал ждать, надеясь, что гуси, увидев, войдут туда.

Но гуси только кружились бесцельно и, казалось, не замечали дверей сарая или не понимали, для чего он нужен. Человек попробовал привлечь их внимание, но это только отпугивало гусей, и они отлетали все дальше. Тогда человек пошел в дом и вернулся с куском хлеба; он раскрошил его, сделав из хлебных крошек дорожку, ведущую к сараю. Но гуси и на это не поддались.

Он был уже на грани отчаяния. Зашел сзади и попробовал погнать их к сараю, но гуси только еще больше испугались и стали разлетаться в стороны – в разные стороны, но только не к сараю. Ничего не могло заставить их отправиться в сарай, где им было бы тепло и безопасно. «Почему же гуси не идут за мной? – воскликнул человек. – Неужели они не видят, что только здесь они смогут выжить в такую бурю?». Он поразмыслил немного и понял, что они просто не хотят идти за человеком. «Вот если бы я был гусем, я бы мог их спасти», – сказал он вслух. Потом ему пришла в голову идея. Он вошел в сарай, взял одного из своих гусей и вынес его на руках в поле, подальше от кружившихся диких гусей. Затем он выпустил своего гуся. Гусь пролетел сквозь стаю и вернулся прямиком в сарай – и один за другим все остальные гуси последовали за ним в спасительное укрытие.

Человек постоял тихо минутку, и вдруг у него в голове снова прозвучали те же слова, что он сказал несколько минут назад: «Вот если бы я был гусем, я бы мог их спасти!». А потом он вспомнил, что он сказал своей жене немного раньше. «С чего вдруг Бог захотел бы стать как мы? Это же смешно!». И вдруг все стало понятно. Это как раз то, что Бог сделал. Мы были как эти гуси – слепые, заблудившиеся, погибающие. Бог отправил Своего Сына стать как мы, чтобы Он мог показать нам путь и спасти нас.

Когда ветер и слепящий снег стали стихать, душа его тоже затихла и умиротворилась этой прекрасной мыслью. Внезапно он понял, зачем пришел Христос. Годы сомнения и неверия исчезли вместе с прошедшим бураном. Он упал в снег на колени и произнес свою первую в жизни молитву: «Благодарю тебя, Господи, за то, что Ты пришел в виде человека, чтобы вывести меня из бури!»