16 июня 2019 года, в день Пресвятой Троицы после окончания Божественной Литургии митрополит Александр совершил праздничную Великую вечерню в Софийском соборе Иверско-Серафимовского монастыря Алма-Аты.
В начале вечерни всенародно была пропета молитва Святому Духу «Царю Небесный». По богослужебному Уставу к обычным прошениям великой ектении присоединяются особые воззвания «о предстоящих людех и ожидающих благодати Святаго Духа», «о приклоняющих сердца своя пред Господем и колена» и т.д. был исполнен великий прокимен «Кто Бог велий, яко Бог наш? Ты еси Бог, творяй чудеса».
Главной особенностью Великой вечерни святой Пятидесятницы является чтение коленопреклоненных молитв, составленных в IV веке святителем Василием Великим. В первой молитве, возносимой Богу Отцу, верующие исповедуют свои грехи, испрашивают их прощения и благодатной небесной помощи против козней вражиих. Во второй – верующие просят дарования им Духа Святого, наставляющего и укрепляющего их в соблюдении заповедей Божиих для достижения блаженной жизни. В третьей, обращенной к Сыну Божию, исполнившему все смотрение (домостроительство) спасения человеческого рода, Церковь молится об упокоении усопших отцев и братий наших. Эта молитва содержит прошение «о иже во аде держимых» и о том, чтобы Господь упокоил их «на месте светле, месте злачне, на месте прохлады».
Завершает праздничную вечерню особый отпуст: «Иже от Отчих и Божественных недр истощивый Себе и с Небесе на землю сошедый…». В его вводной, весьма объемной по содержанию фразе прославляются все спасительные действия Господа, начиная с Боговоплощения, заканчивая Крестной смертью и ниспосланием Святого Духа на апостолов.
После отпуста богослужения протодиакон возгласил многолетие Предстоятелю Русской Православной Церкви Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Кириллу; Главе и Преосвященным архипастырям Казахстанского Митрополичьего округа; Президенту, властям, воинству и всему народу Казахстана.
При пении многолетия митрополит Александр осенил крестом духовенство и верующих, окропил святой водой собравшихся, после чего обратился к прихожанам с архипастырским словом.
По древнему обычаю, берущему свое начало еще в ветхозаветные времена, в праздник Пятидесятницы храм был украшен ветвями деревьев, растениями и цветами. Священнослужители и прихожане на протяжение богослужения держали в руках цветы и ветви, символизирующие таинственное обновление человеческих душ силою Святого Духа.
«День Святой Троицы, праздник Пятидесятницы наполняет сердца верующих особой радостью. Мы торжествуем от осознания того, что в ответ на церковные молитвы Христом от Отца подается нам Дух Святой. Утешитель, Царь Небесный, которого мы призываем, совершает наше божественное усыновление, приводит нас к единству с Богом Отцом и Господом Иисусом Христом. Дух Святой осуществляет единство православных христиан, которые становятся единым телом, Церковью, Царством Бога в этом мире.
С явлением в мир Духа Святого людям приоткрылась тайна Живоначальной Троицы. Человечество узнало о том, что Всемогущий Бог, Творец Неба и земли, един по своему Существу, но вместе с тем Он троичен в Лицах. Мы веруем во Единого Бога – Отца, Сына и Святого Духа, мы поклоняемся Единосущной и Нераздельной Троице. Но при этом разум наш не в состоянии постичь эту священную и великую истину. Учитель Церкви блаженный Августин в своем выдающемся духовном произведении – «Исповеди» – рассказывает, что он много размышлял о Святой Троице, очень желал, но никак не мог постичь этой тайны. Однажды он вышел на прогулку и пришел к берегу моря. Там он увидел маленького мальчика, который выкопал ямку в песке и начал носить в нее пригоршнями морскую воду. Блаженный Августин стал наблюдать за мальчиком и, наконец, спросил, что тот делает. Мальчик ответил, что вот, он ископал в песке углубление и теперь носит воду, чтобы море перенести в свою ямку. Блаженный Августин удивился непонятливости ребенка и воскликнул: “Разве ты не понимаешь, что перелить море в ямку нельзя, она не может вместить в себя море!”. Тогда мальчик, который на самом деле был ангелом, посланным вразумить Августина, ответил: “А как же ты хочешь вместить в своем разуме океан Святой Троицы?”» Из проповеди митрополита Александра.