В земной жизни Господа Иисуса Христа было очень немного радостных, светлых минут. Бог воплотился, пришел в этот мир прежде всего для того, чтобы погрузиться в нашу тьму, разделить с нами скорбь и будни человеческого существования. Именно потому Господь Иисус Христос столько времени проводил с людьми грешными, нуждавшимися в очищении, просвещении, спасении. Именно потому Господь избрал для Себя крестный путь, пострадал за людей, был отвергнут ими, принял оплевание и заушение, крестную смерть и сошел во ад, чтобы все то пространство, где до Его прихода царствовало зло, наполнить Своим Божеством и светом.
В Евангелии описано лишь несколько случаев, когда Божество Христа было видимым образом явлено людям. Например, это произошло во время крещения Иисуса, когда с неба прозвучал голос Божий: «Сей есть Сын Мой Возлюбленный, в Котором Мое благоволение». Другим таким моментом – и именно его мы вспоминаем сегодня – было преображение, когда Господь, взяв трех своих ближайших учеников, взошел с ними на высокую гору, и там, когда Он молился, «просияло лице Его, как солнце, одежды же Его сделались белыми, как свет». И голос Отца прозвучал вновь: «Сей есть Сын Мой Возлюбленный… Его слушайте».
Когда видение еще продолжалось, один из учеников, Петр, сказал: «Господи! хорошо нам здесь быть; если хочешь, сделаем здесь три кущи: Тебе одну, и Моисею одну, и одну Илии», – ибо Моисей и Илия явились Иисусу и беседовали с Ним об исходе Его, т. е. о Его крестной смерти. Слова апостола Петра были естественной реакцией человека на присутствие Божие, на Его внезапное явление, на неожиданное, светоносное посещение свыше. «Хорошо нам здесь быть», – т. е. хорошо бы, чтобы все это продлилось, чтобы этот момент славы, света никогда не кончался. Но после восшествия Иисуса на гору было сошествие с нее, были Его встречи с бесноватым отроком и многими другими людьми, нуждавшимися в исцелении. Сойдя с горы, Господь вновь погрузился в нашу человеческую тьму, чтобы разделить ее с нами. А затем был Гефсиманский сад и Голгофа.
Каждый из нас проходит через разные состояния. Иногда мы бываем на Фаворе, а иногда оказываемся на Голгофе. Иногда присутствие Божие столь ощутимо, явно, что нам хотелось бы, чтобы эти минуты никогда не кончались, длились вечно. Но иногда Бог словно бы покидает нас, оставляет во тьме наедине с самими собой, с нашими проблемами и грехами. Но в такие минуты особенно важно помнить о Его присутствии и о том, что нашу человеческую тьму Он просвещает изнутри божественным светом.
Божественный свет, который был явлен ученикам на Фаворе, – это не какой-то материальный свет, который сияет «как солнце», но это Свет Нетварный, это Сам Бог, само присутствие Божие, энергия Божия – то божественное действие, посещение свыше, в котором является людям слава Божия. И этот свет осиял не только учеников на Фаворе, Он являл себя многим людям, многим святым, в том числе святителю Григорию Паламе и преподобному Симеону Новому Богослову. И среди наших современников есть люди, которые созерцают божественный свет. Блаженной памяти старец архимандрит Софроний неоднократно удостаивался лицезреть божественный свет, который был для него не только явлением славы Божией, преображавшей его изнутри.
Но для чего Господь посещает нас Своим божественным светом? Не для того, чтобы, ярко блеснув, быстро исчезнуть и оставить нас во тьме. Господь посещает нас, чтобы, узрев Его свет, мы сделались пронизаны им и вся наша жизнь изменилась, чтобы с нами происходило то, о чем Сам Господь сказал: «Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного». Божественный свет посещает нас, чтобы преобразить не только все вокруг нас, но и нашу собственную жизнь, дабы мы изменились и свет Божий начал через нас распространяться на других людей.
Именно потому Церковь празднует Преображение Господне, что оно может стать и нашим преображением, что и для нас могут открыться двери к созерцанию божественного света, – созерцанию которого за прошедшие века удостаивались столь многие. Но чтобы этот свет не был поглощен нашей человеческой греховной тьмой, мы должны жить в соответствии с Евангелием, и через наши добрые дела, через весь наш облик люди узнавали Христа. Ведь о Христе и христианстве судят прежде всего по нам, верующим, членам Церкви. Вокруг нас живет немало людей, которые, может быть, уже давно пришли бы в Церковь, если бы на жизненном пути не повстречали христианина, который не был достоин этого высокого звания и который, вместо того чтобы излучать свет и сияние Божества, источал смрад греховных страстей.
Будем помнить о том, что те минуты просветления, которые мы время от времени испытываем или здесь, в храме, причащаясь Святых Христовых Тайн, или во время молитвы, даются нам, чтобы мы менялись к лучшему, преображались. Будем стремиться к тому, чтобы в нравственном и духовном плане всегда быть на предельной доступной для нас высоте, никогда не опускаясь ниже той очень высокой планки, которую мы видим в Евангелии.
Епископ Александр (Милеант)
Что меняется, когда мы стоим в храме с корзинами яблок
Яблоки святить пойдем!
– Матушка, яблок-то набрала?
– Каких яблок?
– Ты что! Скоро Яблочный Спас, яблоки святить пойдем!..
Праздник Преображения Господня, один из самых любимых в православном народе. Гора Фавор, нетварный свет, слава Христова, пораженные ученики, восторженно зрящие эту славу, воспринимающие ее «якоже можаху», но по-прежнему ничего не понимающие в тайне грядущих событий, в тайне предстоящей смерти и воскресения Учителя: «Хорошо нам здесь быть! Зачем спускаться с горы, на какую такую Голгофу?»…
Тема преображения – одна из любимых тем приходских проповедников: братья и сестры, должны преобразиться и мы во Христе! Кто во Христе – тот новая тварь, рече апостол…
Братья и сестры, стоящие у амвона в этот день с корзинками яблок, слушают внимательно, соглашаются охотно, по окончании проповеди более или менее стройным хором говорят батюшке: «Спаси вас Господи!» Но в глубине души воспринимают все это хотя и с умилением, но не очень-то доверчиво.
По одной простой причине: ну, вот я – во Христе, и уже много лет. Молюсь, пощусь, причащаюсь… А гляну на себя в зеркало – мало что изменилось. Те же скорби, те же грехи, то же довление забот и суеты, тот же страх старения и смерти… Какая уж там из меня «новая тварь», какое там «преображение». Ну, может, ТАМ, после смерти, когда здесь отмучаюсь, там, в волшебном загробии, Бог сжалится, простит мне грехи и как-то меня преобразит, только на это и есть смутная надежда…
В чем тут дело? Думаю, в том, что, приходя ко Христу каждый сам по себе, к Богу, как подателю индивидуальных благ и прощателю индивидуальных грехов, мы зачастую забываем о Церкви. О том, о чем так настойчиво говорил в своих посланиях апостол Павел: новая тварь во Христе – не волшебный человек с крыльями, отличный от язычников безгрешностью и крепким здоровьем, новая тварь во Христе – это часть Церкви, часть Тела Христова.
Взгляд на себя как на часть Церкви, принятый всерьез, способен совершенно перевернуть мое мировоззрение, смысл моего существования.
Взгляд этот бывает очень болезненным для смертного падшего существа – он с корнями выдирает самые основы греховной самости, житейской концентрированности на себе любимом, на своих и только своих болячках, мечтах, нуждах.
«А люди – друзья Его – члены этого Организма»
Новомученик и исповедник Михаил Новоселов в своих знаменитых «Письмах к друзьям» в 1923 году размышлял об этом так: «В представлении рационалистов и мистиков община христианская есть организация – и больше ничего. Члены этой организации связаны между собой наподобие членов всякой организации: общностью цели, верованиями и убеждениями.
Но ведь в Благовествовании мы имеем указание на другого сорта общину, на общину как на организм, на общину как на живую Личность. Вот это-то представление о христианстве, как о чем-то не только личном, но и соборно-общественном, мы имеем только в учении Церкви. По учению Церкви, Церковь Христова не только организация, но она еще живой Организм, Живая Личность, Тело Христово.
Как некогда Христос для выполнения Своего дела нуждался в Теле, так и ныне для продолжения Своего дела Он нуждается в видимом и осязаемом Теле. Нынешнее Тело Христа – это Церковь Его».
И далее: «Для жизни вечной не человек должен воплотить Христа, а Христос должен воплотить человека. Если бы человек воплощал Христа, то Христос явился бы частью человека. И только если Христос воплотил человека, можно говорить, – если выражаться точно, – что человек стал частью Тела Христова. Христос говорил, что Он – начаток нового Существа, нового Организма (не организации), что Он – глава этого Существа. А люди – друзья Его – члены этого Организма. И Он говорил совершенно точно и определенно: так как Я имею жизнь вечную, то могут иметь жизнь вечную – только части Меня Самого (…) «Я – начаток новой жизни, – говорил Христос. – Я притягиваю людей не в организацию, а втягиваю в Себя, в Свою жизнь… Я есмь сама жизнь вечная» (Ин. 11:25)».
И много неудобных вопросов
Серьезное принятие себя как части Христа и Церкви как живого Тела Христова болезненно еще и потому, что вызывает много неудобных и даже, как говорят, «искусительных» вопросов. Если Церковь, такая, как мы ее видим, есть Тело Христово, а мы – ее части, то что происходит с этим Телом? Способно ли оно болеть, ведь столько болячек Церкви и вокруг нас, и в нас самих? Что делать, как эти болячки лечить? И если распяли Самого Христа, и Он страдал и умер на кресте, то ведь то же самое может происходить и с Его нынешним Телом – Церковью, то есть с нами?..
При таком взгляде на Церковь уже начинаешь понимать, что все мы в ней – связаны воедино, и что вот этот посторонний, будь то прихожанин, батюшка или архиерей – уже не посторонний, и язык уже не так скоро повернется судить тех, которые «вон что творят», а поводов судить современная жизнь Церкви предлагает более чем достаточно.
Но без такого осознания невозможно и наше собственное преображение во Христе. Без него праздник Преображения Господня так и останется «красным днем в календаре», когда в посту на трапезе разрешается рыба, днем – освящение яблок, и не более того.
Священник Сергий Круглов
Символ веры
Третий член Символа веры
Нас ради, людей, и ради нашего спасения сошедшего с Небес, и воплотившегося от Духа Святого и Марии Девы, и ставшего человеком.
Чтобы спасти род человеческий, Господь в исторически определенное время сошел на землю, чтобы воплотиться действием Святого Духа от Девы Марии, приняв наше человеческое естество. Он родился в Палестине, в городе Вифлееме. У Спасителя не было человеческого отца, ибо Его Отцом является Сам Бог. Следовательно, зачатие Его во чреве Богородицы происходило без семени мужа, поэтому и называется оно непорочным, бессеменным. Церковь в своих песнопениях говорит, что плоть Христа силой Божией внутри чрева Богородицыисткалась. Зачатие Христа было сверхъестественным. Еще Адаму и Еве после грехопадения было дано от Бога обетование-пророчество о Семени жены, которое поразит главу змия (см.: Быт. 3:15). Это первое обетование о Спасителе мира.
По словам святителя Филарета Московского, здесь содержится указание на таинство, которое выше природы: на рождение, о котором природа спрашивает: как будет это, когда Я мужа не знаю? и о котором благодать ответствует: Дух Святый найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя; на чудесное рождение Сына от жены без мужа, на рождение Христа, Богочеловека, от Девы. Церковь называет Богородицу Приснодевой, то есть Она была девственницей до рождения Христа, сохранила девство в момент рождения и оставалась Девой после рождества Спасителя.
Как такое могло произойти? Для Бога ничего невозможного нет. Он Своей Премудростию, Словом создал этот мир. Первого человека — Адама — Бог создал из персти земной и вдохнул в него дыхание жизни, и чудо рождения без участия мужа также подвластно Ему. Христианский писатель III века Тертуллиан пишет: «Подобно тому, как земля (при творении первого человека. — Ред.) была обращена в эту плоть без семени мужа, так и Слово Божье могло перейти в материю той же плоти без связующего начала».
Иисус Христос воспринял все человеческое естество (душу и тело), чтобы воссоздать, обожить, спасти его. Божественная природа во Христе не поглотила человеческое естество, как учат некоторые еретики, но два естества в Нем пребудут навечно неизменно, неразлучно и неслитно.
Спаситель, приняв на Себя человеческую плоть и душу, является одновременно и Истинным Богом, и истинным человеком во всем, кроме греха. Он трудился, испытывал холод, зной, голод и жажду. Он был искушаем сатаной, знал немощи человеческие, но победил их, и соблазны не коснулись Его. Господь неустанно трудился для людей: проповедовал, исцелял больных, воскрешал мертвых.
Своим воплощением Господь воссоздал нашу истлевшую грехом природу, обожил ее и показал нам путь спасения, путь истинной христианской жизни. Святоотеческое учение о Боговоплощении заключено в емкую формулу: Бог стал человеком, чтобы человек стал Богом. И теперь всякий рожденный от Христа через крещение в Его Церкви становится новым творением: которые ни от крови, ни от хотения плоти, ни от хотения мужа, но от Бога родились (Ин. 1:13).
Православие.ру