Притча, которую мы только что слышали, я думаю, по-особому близка нашему сердцу. На человека свалилась огромная житейская удача. Такая удача, которая редко, когда, кому выпадает. Нам вполне понятно, мы даже радуемся за этого грамотного, разумного хозяйственника, который решает разорить старые ветхие хранилища, построить новые, тем самым поднять уровень своего собственного существования, сделать более эффективными свои экономические процессы.
Казалось бы, все идет, как по маслу. И вдруг в этой притче Бог обращается к этому хорошему хозяйственнику со словами: «Безумный, в эту ночь из тебя душу с муками изымут ангелы. Кому останется все то, что ты накопил?» Жестоко? Казалось бы, да.
Но на самом деле эта притча является пояснением других слов Спасителя, сказанных ранее: жизнь человека не зависит от изобилия его имения. Если вдуматься в эти слова, то хочется сказать – плохо, что не зависит. Нам было бы гораздо легче, если бы знали, что счастье первой категории – это 100 тысяч долларов, счастье второй категории – 20 тысяч долларов, ну, а третьей, для тех, кто попроще, и за 5 тысяч долларов вполне можно приобрести.
Но на самом деле Спаситель прав. Счастье невозможно измерять никакими материальными эквивалентами. Иногда на самом деле людям кажется, что для счастья чуть-чуть чего-то не хватает. Человеку, который одержим сребролюбием, всегда не хватает определенной суммы денег. Человеку тщеславному всегда не хватает какой-то дополнительной славы. Человеку, озадаченного своими проблемами, всегда не хватает какого-то волшебного, чудесного разрешения этих проблем.
И вот в этом вечном томлении, вечном хождении человека по кругу проносится у человека вся жизнь. Разве это не жестоко? На самом деле жестокость происходит здесь не от отношения Бога к человеку, а от того, за кого мы считаем сами себя.
Неужели наша жизнь не больше всех этих денег, связей, яхт, богатств, миллионов и миллиардов, когда Господь говорит о ценности всего лишь одной человеческой души, что она больше, чем ценность всего тварного мира. Не совершаем ли мы жуткое, по сути, преступление, как бы ставим знак тождества между собой и, какими бы они ни были великими, материальными благами.
В свое время блаженный Августин сказал удивительно простые и в то же время глубокие слова в своей молитве, обращенной к Богу: «Ты создал нас для себя, и мятется сердце наше, доколе не успокоится в Тебе». Сердце человека – это, как огромная черная дыра. Сколько в нее не вбрасывай, она все проглотит, и ничего на поверхности не останется. Лишь только Бог своей любовью, своей силой, своим всемогуществом может удовлетворить потребность человеческого сердца.
Как это ни парадоксально прозвучит, но самый короткий путь к счастью – делать счастливыми других, найти того, кому сейчас гораздо хуже и гораздо сложнее, чем тебе, помочь ему в том, в чем ты реально можешь помочь.
Забыть про самого себя, забыть про мучительные поиски своего собственного счастья, и тогда удивительным, невидимым образом вдруг где-то краешком глаза ты заметишь, что счастье-то есть, счастье-то пришло, счастье не где-то там за горами, за миллионами, за миллиардами, оно здесь, в твоем сердце, ибо в сердце пришел Бог.
И измеряется человеческое счастье вовсе не килограммами золота, у него есть своя система измерения – духовными джоулями сердечной теплоты. И там, где есть эта теплота, там есть счастье. Там, где холод, отчужденность и отстраненность, не будет счастья, не зайдет оно в этот дом.
Помоги же нам, Господи, всякий раз помнить о том, что наши труды, наши добродетели, наши молитвы имеют смысл лишь только тогда, когда в нашем сердце происходит настоящий процесс аккумулирования Твоей сердечной доброты.
Протоиерей Павел Великанов
Введение во храм Пресвятой Богородицы
4 декабря Православная Церковь празднует Введение во храм Пресвятой Богородицы
По сохраненным Преданием рассказам, родители Девы Марии, праведные Иоаким и Анна, молясь о разрешении неплодства, дали обет, если родится дитя, посвятить его на служение Богу.
Когда Пресвятой Деве исполнилось три года, святые родители решили выполнить свое обещание. Собрав родственников и знакомых, одев Пречистую Марию в лучшие одежды, с пением священных песней, с зажженными свечами в руках привели ее в Иерусалимский храм. Там встретил отроковицу первосвященник со множеством священников.
В храм вела лестница в пятнадцать высоких ступеней. Младенец Мария, казалось, не могла бы Сама взойти по этой лестнице. Но как только Ее поставили на первую ступень, укрепляемая силой Божией, Она быстро преодолела остальные ступени и взошла на верхнюю. Затем первосвященник, по внушению свыше, ввел Пресвятую Деву в Святое святых, куда из всех людей только раз в году входил первосвященник с очистительной жертвенной кровью. Все присутствовавшие в храме дивились необыкновенному событию.
Праведные Иоаким и Анна, вручив Дитя воле Отца Небесного, возвратились домой. Преблагословенная Мария осталась в помещении для девственниц, находившемся при храме. Вокруг храма, по свидетельству Священного Писания и историка Иосифа Флавия, имелось много жилых помещений, в которых пребывали посвященные на служение Богу.
Глубокой тайной покрыта земная жизнь Пресвятой Богородицы от младенчества до вознесения на небо. Сокровенна была и Ее жизнь в Иерусалимском храме. «Если бы кто спросил меня, – говорил блаженный Иероним, – как проводила время юности Пресвятая Дева, – я ответил бы: то известно Самому Богу и Архангелу Гавриилу, неотступному хранителю Ее».
Но в Церковном предании сохранились сведения, что во время пребывания Пречистой Девы в Иерусалимском храме она воспитывалась в обществе благочестивых дев, прилежно читала Священное Писание, занималась рукоделием, постоянно молилась и возрастала в любви к Богу. В воспоминание Введения Пресвятой Богородицы в Иерусалимский храм Святая Церковь с древних времен установила торжественное празднество. Указания на совершение праздника в первые века христианства находятся в преданиях палестинских христиан, где говорится о том, что святая царица Елена построила храм в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы.
В IV веке упоминание об этом празднике есть у святителя Григория Нисского. В VIII веке проповеди в день Введения произносили святители Герман и Тарасий, Константинопольские патриархи.
Праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы – предвозвестие благоволения Божия к человеческому роду, проповедь спасения, обетование Христова пришествия.
Тропарь Введению во Храм Пресвятой Богородицы, глас 4
Днесь благоволения Божия предображение, и человеков спасения проповедание, в храме Божии ясно Дева является, и Христа всем предвозвещает. Той и мы велегласно возопиим: радуйся смотрения Зиждителева исполнение.
Цитата дня
Да постится ум твой от суетных помышлений;
да постится воля твоя от злого хотения;
да постятся очи твои от худого видения;
да постятся уши твои от скверных песней и шептаний клеветнических;
да постится язык твой от клеветы, осуждения, лжи, лести и сквернословия;
да постятся руки твои от биения и хищения чужого добра;
да постятся ноги твои от хождения на злое дело.
Вот это и есть христианский пост, которого ждет от нас Господь.
Архим. Иоанн (Крестьянкин)
Хорошее настроение – когда искренне любишь Бога и ближних
Почему некоторые православные годами недовольны жизнью, и куда пропадает хорошее настроение, когда мы встречаем своих нецерковных родных – не абсурд ли это для христианина?
Откуда у нас может взяться плохое настроение
Я не очень понимаю плохого настроения у православных людей. Понятно, что не всегда удается радоваться и веселиться по Евангелию, но надо хотя бы стараться не выглядеть унылыми и скорбящими не по заслугам.
Постоянные жалобы на жизнь, к сожалению, присущи и опытному прихожанину, который хорошо знает, что уныние –это грех. Разве может быть хорошее настроение у грешника, если он постоянно должен помнить о своих неистребимых грехах? Так рассуждают некоторые и живут так, как будто умерли еще вчера, но почему-то ходят по земле и сегодня.
Однако хорошее настроение – не всегда вызывающая улыбка и громкий восторг от своего состояния, и вовсе не повод, чтобы им хвастаться или подкалывать других – «чего такой грустный, нет настроения?». При таком превозношении потерять свое хорошее настроение – дело нескольких секунд, потому что мы еще не умеем искренне радоваться чужим радостям и молиться за других больше, чем за себя.
Многие ведь, видя хорошее настроение у других, только и думают, как бы его испортить у этих счастливчиков. Это я не про христиан. А про тех, кто живет от случая к случаю, считая все случайным и зависящим от них самих. С нас же совсем другой спрос. И первый вопрос к самим себе, если мы считаем себя людьми церковными – откуда у нас может взяться плохое настроение?
Рядом со Христом души наполнялись любовью
Говорю так, потому что вижу многих прихожан, которые многие годы остаются недовольными жизнью, в которую вовлечены их родные и близкие, друзья и коллеги, батюшки и не только. Человек исповедуется, причащается и все так же, как и раньше, ропщет на жизнь, бесполезно благодаря Господа, потому что делает это не искренне, не простив всех, а лишь произнеся впустую слова о всепрощении. И то не так, и эдак не так.
Вот и ходим мы с опущенными глазами и серыми лицами, будто жизнь приносит нам лишь одни неприятности. Разве это путь православного христианина? У святых отцов, да и в Библии я не нашел четкого определения «хорошего настроения» или ссылок на него.
Но есть вещи, которые и не требуют особого определения. Они и так понятны. И вот, когда мы читаем Слово Божие и любимых святых отцов, почему-то хорошее настроение так и распирает обрадованную душу. Значит, у них было хорошее настроение, несмотря на осознание своего падшего состояния и горький плач о своих грехах.
Христос не был весельчаком в нашем понимании этого слова, но и Он не мог всегда ходить грозным и устрашающим, отчего у других – слушающих Его – должно было бы быть плохое настроение. Но, когда люди слушали Учителя, души их наполнялись любовью, оттого они и пребывали в настроении, которое позволяло делиться им этой любовью с другими.
А ведь это и есть хорошее настроение – живое и заразительное, когда искренне любишь Бога и ближних. Тогда отчего мы грустим и пребываем в состоянии нелюбви, которое хорошее настроение превращает в мучительно плохое? Причастились, пришли домой и…
Из-за нашей напускной грусти многие боятся и нас, и Церкви
Куда пропадает наше хорошее настроение, когда мы встречаем родных, которые еще не «доросли» до храма? Почему мы продолжаем жить прежними возмущениями и недовольством? Как нам полюбить тех, кому мы должны передать свое хорошее настроение, навеянное нам Самим Святым Духом на святой службе?
Из-за нашей напускной грусти многие боятся и нас, и Церкви. Вместо того чтобы поделиться христианской радостью и всеобъемлющим хорошим настроением, мы выжимаем из себя скорбь и тесноту, которой у нас не должно быть. Любящий Бога и ждущий Вечности, умеющий бороться со страстями и получивший освобождение от грехов в таинстве Исповеди не может постоянно пребывать в плохом настроении.
Это абсурд и искривленное понимание церковной жизни. Ведь что другим плохо и портит настроение, то нам-то все во благо должно быть: и страдания, и множество искушений, без которых не живет ни одна душа.
Хорошее настроение – от хорошего отношения к жизни
Поэтому хорошее настроение можно назвать непризнанной добродетелью, которая помогать жить с благодарностью к Богу не только нам, но и сотням окружающих нас людей.
Тебя спрашивают по обычаю: «Как настроение?», а ты в ответ: «Отличное от плохого. Хорошо мне здесь быть с Господом! Слава Богу за все». И подтвердить свои слова еще и на деле, переспрашивая вопрошающего: «Может, тебе чем-то помочь?» Не уверен, что ваша реакция и предложение не вызовет недоумения, но то, что вы поднимете настроение другому человеку, – это точно…
И в заключение приведу цитаты по поводу хорошего настроения людей неправославных, но, уверен, думающих и умных, не называя их имен:
«Хорошее настроение – это доброта и мудрость вместе».
«Хорошее настроение не от хорошей жизни, а от хорошего отношения к ней».
Молодцы, правда? Разве это не по-христиански? Вот мы и должны стремиться к мудрости и доброте, и относиться к жизни по-православному – с верой, надеждой и любовью. И разве при таком отношении к жизни у нас может быть плохое настроение?
Протоиерей Александр Акулов
Притча дня
У старца спросили об одном человеке, богат ли он.
– Не знаю, ответил тот. – Мне лишь известно, что у него много денег.
– Значит, он богат?
– Быть богатым и иметь много денег – не одно и то же, – ответил старец. – По-настоящему богат лишь тот, кто вполне удовлетворен тем, что имеет. Тот же, кто старается иметь больше того, что имеет, беднее того, кто ничего не имеет, но при этом доволен своей участью.