Никто не восходил на небо, как только сшедший с небес Сын Человеческий, сущий на небесах.
И как Моисей вознес змию в пустыне, так должно вознесену быть Сыну Человеческому, дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную.
Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную.
Ибо не послал Бог Сына Своего в мир, чтобы судить мир, но чтобы мир спасен был чрез Него.
Бог так человека любит, что отдаёт всего Себя до конца. И мы сегодня за этим в храм пришли – чтобы эту Божественную любовь получить, чтобы её принять, чтобы ею наполниться. Потому что в причастии Святых Христовых Тайн, в принятии Его Тела и Крови заключена вся тайна Его любви.
Мы сегодня отмечаем день перед праздником Воздвижения Честного и Животворящего Креста, который будет свидетельствовать именно об этом – о Божественной любви, с которой Он отдаёт Себя нам полностью, до конца, потому что любит нас, потому что хочет, чтобы мы с Ним пребывали. Смысл Его пребывания в этом мире – чтобы никто не остался неспасённым. Он пришёл спасти всех – всех, кто готов на эту любовь откликнуться.
А каким образом человек может на эту любовь откликнуться?
Да, мы с вами причащаемся Святых Христовых тайн. Сегодня, надеюсь, что все, кто пришёл в храм, должным образом приготовились к принятию этой любви, чтобы евангельские слова о том, что Бог отдаёт Себя нам и что мы готовы Его принять, не втуне звучали для нас. Эта готовность Его принять – то есть возлюбить Его всем сердцем, всею мыслию своею, всем помышлением своим, всею крепостью своею – самое главное в нашей подготовке к принятию Святых Христовых Тайн. Она заключается не в трехдневном посте и «вычитывании» трёх канонов и последования, она заключается в готовности к любви.
В чем эта готовность? Как это можно – все забыть и полюбить только Бога? Мы все эти слова хорошо знаем, мы прекрасно их изучили, читая Евангелие, мы знаем заповедь. А насколько мы в ней живем? Насколько мы стремимся это сделать?
В своей последней беседе перед Своим страданием Господь собирает учеников на Тайную вечерю, на которой Он молится Своему Отцу о нас, о Своих учениках, о Церкви, обо всём мире. И, обращаясь к Отцу, Он говорит такие слова: «Всё Мое – Твое, и всё Твоё – Моё». Это слова настоящей любви. И таким же образом Христос обращается к каждому из нас. Отдавая Себя нам во спасение, отдавая Себя нам в пищу, Он говорит нам: «всё Мое – Твое, и всё Твоё – Моё». То же самое Он говорит и через евангельскую притчу о блудном сыне. Отправляя блудного сына на свободу, отец говорит ему: «всё Мое – Твоё». Но сыну не надо «всё Его», ему нужно только «своё».
И когда мы оказываемся способными сказать Богу те же самые слова, которые Сын говорит Отцу: «всё Мое – Твоё», тогда мы можем оказаться способными Бога полюбить, ответить на Его любовь. Это очень не просто – предаться в руки Божии. Это очень не просто – до конца поверить Богу, доверить себя Богу до конца и сказать такие слова. Но только эти слова – самые важные в наших отношениях с Ним, только они должны звучать в нашем сердце, когда мы принимаем Святое Причастие. Когда мы способны сказать Богу: «всё Мое – Твоё», тогда в этом мире мы можем ни о чём не беспокоиться. Мы можем ничего не бояться, даже смерти, потому что эти слова так могут нас соединить с Богом, как Сын соединен с Отцом. Это одна и та же любовь: любовь, которой Бог любит Своего Сына, и любовь, которой Бог любит каждого из нас. Эта любовь, прежде всего, нам нужна. Эту любовь, прежде всего, мы должны стяжать. К этой любви мы должны стремиться.
Если для этой любви наши сердца откроются, если мы окажемся способными – не сразу, конечно, а понемногу, по чуть-чуть – открывать своё сердце и всё время понуждать себя жить по этим словам «всё Мое – Твоё», то тогда мы сможем понять, как любить и ближнего своего. Не того ближнего, который нам люб и приятен, потому что связан с нами дружбой, любовью, семейными узами, – это естественная любовь, которая как дар Божий дана всему человечеству. Но мы сможем любить той любовью, которая делает человека способным отдавать себя за этот мир, как отдает Себя Сын Божий. Мы сможем так расточать себя, так раскрывать себя для каждого человека, так стараться увидеть и услышать каждого человека, который к нам обращается за помощью, как Господь нас слышит и видит, как Господь воспринимает каждый наш вздох, каждое наше движение сердечное.
Если мы научимся так Бога любить, предавая себя полностью в Его руки, тогда мы научимся и видеть, и слышать тех, кто находится рядом с нами, видеть настоящими глазами, слышать слухом нашего сердца. И тогда любовь, к которой призван человек, в нас может осуществиться. По этой любви нас могут узнавать как христиан, только по этой любви. Не по внешним действиям, не по тем высказываниям и призывам, которые Церковь возвещает этому миру и которые многих людей удивляют и раздражают. Не этого ждет от нас сегодня мир, не слов и даже не каких-то внешних действий, а только настоящей любви. И этой любви мы с вами должны научиться.
Протоиерей Алексий Уминский
Символ веры
Восьмой член Символа веры
И в Духа Святого, Господа, подающего жизнь, от Отца исходящего, равно с Отцом и Сыном покланяемого и прославляемого, говорившего через пророков.
Святой Дух — третья Ипостась, третье Лицо Святой Троицы. Дух Святой единосущен и равночестен Отцу и Сыну. Он — Бог, поэтому Он также именуется в Символе веры Господом.
Святой Дух назван Животворящим, дающим жизнь, во-первых, потому, что Он вместе с Отцом и Сыном участвовал в творении мира. В книге Бытия, при описании творения земли, говорится: и тьма над бездною, и Дух Божий носился над водою (Быт. 1:2). Дух Божий создал меня (Иов. 33:4), — говорит праведный Иов. Во-вторых, Святой Дух дает вместе с Отцом и Сыном духовную жизнь людям, сообщая им Божественную благодать. Если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царство Божие (Ин. 3:5).
Пророки, провозвестники слова Божия, писали свои книги не от себя, а по наитию Святого Духа, поэтому Священное Писание называется богодухновенным.
Господь Иисус обещал послать Своим ученикам, святым апостолам, Святого Духа, Которого Он называет Утешителем: Когда приидет Утешитель, Которого Я пошлю вам от Отца, Дух истины, Который от Отца исходит (Ин. 15:26). В пятидесятый день по воскресении Христовом, когда апостолы были собраны в одном месте, в Сионской горнице, на них сошел Дух Святой в виде языков пламени и сообщил им благодатные дары.
С этого времени Святой Дух действует в жизни Церкви, особенно сообщая свои дары в святых Таинствах. Святитель Василий Великий сравнивает Святого Духа с солнечным светом, согревающим и дающим жизнь: «Каждый наслаждающийся им как бы один, между тем это сияние озаряет землю и море и растворяется в воздухе. Так и Дух в каждом из приемлющих Его пребывает, будто присущий ему одному, и всем достаточно изливает всецелую благодать, которою наслаждаются причащающиеся по мере собственной способности принять, а не по мере возможного для Духа».
Православие.ру
Снова и снова возвращайся к Богу в объятия
Святые мученики отдавали за Христа свое тело. Их убивали, мучили – отрубали руки, ноги, бросали в огонь, негашеную известь, резали, вешали… Тысячи пыток! В те времена такое практиковалось. И Господь попускал такие страдания, кровь и слезы…
Мы сегодня другие христиане, гораздо менее серьезные. Но и сегодня Господь смотрит на наш труд. Сегодня Он не призывает нас проливать за Него кровь (по крайней мере, пока – не знаю, что будет потом). Сейчас Богу не нужно от нас что-то исключительное, чрезмерное и героическое, как бывало, когда люди отдавали за Него жизнь.
Ему нужно совсем немного. И я вижу, что вы даете Ему это. Прекрасно, молодцы! Потому я и не ругаю вас на исповеди – просто не могу! Ведь одно дело, когда человек грешит, а другое – когда не хочет прилагать даже малейших усилий. Грех свойственен всем людям. Но если при этом нет усердия – это действительно проблема.
А вы стараетесь. И старайтесь дальше! Прилагайте усилия. Появляется искушение – борись. Старайся, напрягайся, двигайся вперед, борись – а не соглашайся с легкостью на грех. Поборись немного!
Пусть в итоге ты не сдержишься, пусть не справишься, начнешь кричать, ругаться и нервничать – все это можно понять.
Но продолжай пытаться – снова и снова. Снова и снова возвращайся к Богу в объятия, и Он скажет тебе: «Я опять прощаю Тебя! Опять забываю, опять люблю, опять помогаю стать лучше. Мне достаточно видеть, что ты стараешься, прилагаешь усилия. Пусть и чуть-чуть».
Но если даже чуть-чуть стараться не выходит – как же быть?
Если ты не подчинишь свое «я», то начнешь сам ему подчиняться
Один человек пришел к Антонию Великому за советом: как лучше подвизаться. И святой сказал в ответ:
– Пусть твоим подвигом будут такие-то молитвы – в такое-то время суток.
– Не могу, отче!
– Не можешь? Хорошо, тогда каждый день читай Евангелие.
– Нет, не могу!
– Ну, тогда делай по два-три поклона.
– Но это очень трудно, у меня больная спина!
– Тогда подавай милостыню.
– Нет денег.
И тут святой Антоний сказал монаху, находившемуся поблизости:
– Свари этому человеку каши, он болен!
Не можешь того, не можешь этого… Что ты вообще можешь? Ты болен, дорогой мой? Говорю тебе одно – это трудно, говорю другое – невозможно.
Я не требую от тебя подвигов. Не настаиваю, чтобы ты ехал на Афон и жил там, подвизался пятьсот дней в году. Там редко когда едят растительное масло, по нескольку дней вообще воздерживаются от пищи или едят раз в день; постоянно кладут поклоны – а Великим постом и вдвое больше. А ты – что ты делаешь? Ходишь в храм?
Вложи свою частичку подвига, делай хоть что-то – понемножку. Никто не упрекает тебя в том, что ты не совершаешь ничего великого или сложного. Но пусть Господь видит, сын мой, хотя бы твое расположение, благое произволение, хотя бы немного любочестия с твоей стороны!
Перестань постоянно себя оправдывать: «Не могу, не успеваю…» Хорошо, сегодня не смог. А когда сможешь? В следующее воскресенье сможешь? «Ну, не знаю, может быть». Ты понимаешь, что на самом деле тебе просто не хочется делать над собой усилие? Но если ты не подчинишь себе свое «я», то начнешь сам ему подчиняться. И когда это произойдет, тебе будет очень тяжело, жизнь станет кошмаром, беды обрушатся на твою голову… Забудь свое «я», чтобы обрести Господа. Забудь, и тогда непременно снова найдешь его – знаешь, где? В объятиях Бога. Нравится такая мысль? Я «украл» ее у старца Паисия.
Ты боишься малейшего дискомфорта, малейшего затруднения – боишься не выспаться, устать, замерзнуть… Постой, но ведь впереди – столько счастья! Бог дарует нам рай! Дарует – значит, что бы ты ни делал, награда все равно достается даром. Но нужно хотя бы протянуть руки навстречу дарам Господа. Твой подвиг состоит именно в этом – распахнуть объятия, чтобы дать Богу возможность одарить тебя.
Архимандрит Андрей (Конанос)
Жития мучениц Минодоры, Митродоры и Нимфодоры
Святые девицы Минодора, Митродора и Нимфодора (305–311), родные сестры, происходили из Вифинии (Малая Азия). Отличаясь особым благочестием, сестры-христианки пожелали хранить девственную жизнь и не соприкасаться с миром. Они избрали себе уединенное место в пустыне и проводили свою жизнь в подвигах поста и молитвы. Слава о святой жизни девиц скоро распространилась, так как по их молитвам стали совершаться исцеления больных. Вифинской областью управлял в то время правитель по имени Фронтон, который приказал схватить сестер и привести к нему. Сначала он пытался убедить их отречься от Христа, обещая большие почести и награды. Однако святые сестры твердо исповедали пред ним свою веру, отвергнув все предложения правителя, объяснив ему, что они не дорожат временными земными благами и готовы умереть за своего Небесного Жениха. Придя в ярость, правитель обрушил свой гнев на старшую из них – святую Минодору. Святая мужественно терпела муки и, наконец, воскликнула: «Господи Иисусе Христе, веселие сердца моего, надежда моя, приими с миром душу мою!» и с этими словами предала дух свой Богу.
Через четыре дня привели на суд младших сестер Митродору и Нимфодору. Перед ними положили для устрашения израненное тело старшей сестры. Девицы плакали о ней, но были также непреклонны. Тогда подвергли истязаниям святую Митродору. Она скончалась, призывая до последнего вздоха возлюбленного ею Господа Иисуса Христа. Затем подвели третью сестру Нимфодору. Перед ней лежали тела замученных старших сестер. Фронтон надеялся, что это зрелище устрашит юную девицу. Делая вид, что он сожалеет о ее молодости и красоте, он стал ласково убеждать ее поклониться языческим богам, обещая высокие награды и почести. Святая Нимфодора, отвергнув его речи, разделила участь своих старших сестер. Она была замучена до смерти ударами железных прутьев.
Тела святых мучениц хотели сжечь на костре, но сильный дождь угасил разведенный огонь, а молния опалила Фронтона и его слуг. Христиане взяли тела сестер и погребли с почестью около так называемых Теплых вод в Пифиях (Вифиния). Часть мощей святых мучениц хранится на Афоне в Покровском соборе Русского Пантелеимонова монастыря, а рука святой Митродоры находится на Святой Горе в монастыре Пантократор.