О любви к врагам (Лк. 6:31-36)
И кáк хотите, чтобы с вами поступали люди, тáк и вы поступайте с ними.
И если любите любящих вас, какая вам за то благодарность? ибо и грешники любящих их любят.
И если делаете добро тем, которые вам делают добро, какая вам за то благодарность? ибо и грешники тó же делают.
И если взаймы даёте тем, от которых надеетесь получить обратно, какая вам за то благодарность? ибо и грешники дают взаймы грешникам, чтобы получить обратно столько же.
Но вы люби́те врагов ваших, и благотворите, и взаймы давайте, не ожидая ничего; и будет вам награда великая, и будете сынами Всевышнего; ибо Он благ и к неблагодарным и злым.
Итак, будьте милосерды, как и Отец ваш милосерд.
Закон, по которому жило ветхозаветное человечество, был достаточно прост. Тот, кто соблюдает заповеди, – праведник перед лицом Божиим. Тот, кто их нарушает, – грешник. Соответственно, любое нарушение закона должно было быть наказано. И это не только требование естественного нравственного закона, но это требование Бога. Око за око и зуб за зуб – только таким путем виделось возможным преодоление греховности человека и распространения этой греховности вокруг.
В словах Спасителя, которые мы только что слышали, с первого взгляда может показаться преодоление или даже разрушение этого, казалось бы, незыблемого векового закона справедливости. Как же так? Если меня ударяют, я не должен отвечать? Если мне делают зло, я не должен мстить? Если у меня отнимают деньги, или я сам отдаю их взаймы и мне могут их вернуть, я не должен требовать их обратно?
На самом деле Спаситель вовсе не разрушает установленный некогда закон справедливости, но Он преодолевает условность наших человеческих отношений. Ведь если я могу покрыть милостью чужой человеческий грех и этого не делаю, значит я сам раб закона.
Если кратко свести всю суть христианства к одному слову, то этим словом будет не «сила Божия», не «всемогущество». Это будет слово «милость». Будьте милосерды, как милосерд Отец ваш Небесный. И поэтому непротивление злу силой в христианстве проистекает вовсе не из неспособности или нежелания преодолевать это зло. Ничего подобного. Наоборот, мы хотим и мы знаем как надо преодолевать зло, но мы не хотим становиться частичками, которые умножают это зло, пытаясь облепить мелким злом крупное зло.
Христос дал нам прекрасный инструмент для сопротивления злу. Это Его правило – «не делай другому того, чего не хочешь, чтобы сделали тебе». И внимательно вчитываясь, вдумываясь в эти слова Спасителя, становится понятным, что значит на пути распространения зла каждый из нас должен оказаться последней точкой. Точкой, но не ступенькой – для того, чтобы это зло развивалось и приумножалось.
Обижают тебя – терпи. Не возвращают тебе деньги – прости. Поднимается в душе волна праведного гнева перед лицом очевидного греха – успокойся. Потому что каждый из нас – такой же грешник, как и все остальные. Если на каждом из нас зло прекратит свое развитие и распространение, то тогда действительно мы уподобимся Богу в его милости.
Протоиерей Павел Великанов
Покров Пресвятой Богородицы
“Дева днесь предстоит в Церкви, и с лики святых невидимо за ны молится Богу: ангели со архиереи покланяются, апостоли же со пророки ликовствуют: нас бо ради молит Богородица Превечнаго Бога” – это чудное явление Матери Божией произошло в середине Х века в Константинополе, во Влахернской церкви, где хранилась риза Богоматери, Ее головной покров (мафорий) и часть пояса, перенесенные из Палестины в V веке. В воскресный день, 1 октября, во время всенощного бдения, когда храм был переполнен молящимися, святой Андрей, Христа ради юродивый (память 2 октября), в четвертом часу ночи, подняв очи к небу, увидел идущую по воздуху Пресвятую Владычицу нашу Богородицу, озаренную небесным светом и окруженную Ангелами и сонмом святых. Святой Креститель Господень Иоанн и святой апостол Иоанн Богослов сопровождали Царицу Небесную. Преклонив колена, Пресвятая Дева начала со слезами молиться за христиан и долгое время пребывала в молитве, потом, подойдя к Престолу, продолжала Свою молитву, закончив которую, Она сняла со Своей головы покрывало и распростерла его над молящимися в храме людьми, защищая их от врагов видимых и невидимых. Пресвятая Владычица сияла небесной славой, а покров в руках Ее блистал “паче лучей солнечных”. Святой Андрей с трепетом созерцал дивное видение и спросил стоявшего рядом с ним своего ученика, блаженного Епифания: “Видишь ли, брат, Царицу и Госпожу, молящуюся о всем мире?” Епифаний ответил: “Вижу, святый отче, и ужасаюсь”. Преблагословенная Богородица просила Господа Иисуса Христа принять молитвы всех людей, призывающих Его Пресвятое Имя и прибегающих к Ее заступлению. “Царю Небесный, – глаголаше в молитве на воздусе со Ангелы стоящая Всенепорочная Царица, – приими всякаго человека, молящегося к Тебе и призывающего Имя Мое на помощь, да не отыдет от Лика Моего тощ и неуслышан”. Святые Андрей и Епифаний, удостоившиеся созерцать молящуюся Богоматерь, “долгое время смотрели на распростертое над народом покрывало и на блиставшую наподобие молнии славу Господню; доколе была там Пресвятая Богородица, видимо было и покрывало; по отшествии же Ее, сделалось и оно невидимым, но, взяв его с Собою, Она оставила благодать, бывшую там”. Во Влахернской церкви сохранилась память о дивном явлении Богоматери. В XIV веке русский паломник дьяк Александр видел в церкви икону молящейся за мир Пресвятой Богородицы, написанную так, как Ее созерцал святой Андрей. Но Греческая Церковь не знает этого праздника.
В русском Прологе ХII века содержится запись об установлении особого праздника в честь этого события: “Се убо, егда слышах – помышлях; како страшное и милосердное видение и паче надеяния и заступления нашего, бысть без празднества… восхотех, да не без праздника останет Святый Покров Твой, Преблагая”. В праздничном Богослужении Покрову Божией Матери Русская Церковь воспевает: “С чинми Ангел, Владычице, с честными и славными пророки, с верховными апостолы и со священномученики и со архиереи за ны грешныя Богу помолися, Твоего Покрова праздник в Российстей земли прославльшыя”. Следует добавить, что и святой Андрей, созерцавший дивное видение, был славянин, в молодых годах попавший в плен и проданный в Константинополе в рабство местному жителю Феогносту. В России храмы в честь Покрова Божией Матери появились в XII веке. Всемирно известный по своим архитектурным достоинствам храм Покрова на Нерли был построен в 1165 году святым князем Андреем Боголюбским. Заботами этого святого князя и был установлен в Русской Церкви около 1164 года праздник Покрова Божией Матери. В Новгороде в XII веке существовал монастырь Покрова Пресвятой Богородицы (так называемый Зворинский монастырь); в Москве царем Иоанном Грозным был построен собор Покрова Божией Матери у храма Святой Троицы (известный как храм Василия Блаженного).
В праздник Покрова Пресвятой Богородицы мы испрашиваем у Царицы Небесной защиты и помощи: “Помяни нас во Твоих молитвах, Госпоже Дево Богородице, да не погибнем за умножение грехов наших, покрый нас от всякаго зла и лютых напастей; на Тя бо уповаем и, Твоего Покрова праздник чествующе, Тя величаем”.
Православный календарь
Афонские старцы о Божией Матери
Святая Гора Афон является землей Пресвятой Девы Марии, «Садом Богородицы». Присутствие Божией Матери руководит афонской жизнью. По словам святителя Григория Паламы, Пресвятая Богородица для святогорских монахов – защитница, заступница, целительница, покровительница, ходатайствующая за них перед Своим Сыном.
Предлагаем вашему вниманию пять изречений афонских святых о Пресвятой Богородице.
- Душа моя в страхе и трепете, когда размышляю о славе Божией Матери. Мал ум мой и бедно и немощно сердце мое, но душа радуется и влечется написать о Ней хоть несколько слов. Боится душа моя прикоснуться, но любовь понуждает не скрывать благодарности за Ее милосердие. Божия Матерь не предала писанию ни мыслей Своих, ни любви Своей к Богу и Сыну Своему, ни страданий души Своей при распятии, потому что все равно мы не могли бы постигнуть, ибо любовь Ее к Богу сильнее и горячее, чем любовь Серафимов и Херувимов, и Ей удивляются все небесные силы ангелов и архангелов.
И хотя жизнь Божией Матери как бы покрыта святым молчанием, но Господь нашей Церкви Православной дал знать, что любовью Своею Она объемлет весь мир, и в Духе Святом видит все народы на земле, и подобно Сыну Своему, всех жалеет и милует.
Преподобный Силуан Афонский
- Богородица передаёт все наши просьбы Христу, но и Сама Она по Своей заботе и нежности наполняет наши души любовью ко Христу.
Преподобный Паисий Святогорец
- Все мы чада Божии. День и ночь Владычица Богородица, Сладчайшая Матерь наша, молится и просит о нас.
Старец Иосиф Ватопедский
- Что бы человек ни нашёл хорошего сказать о Божией Матери, не сможет выразить Её величия. Богородица Своим послушанием вновь открыла для нас рай, который закрыло преслушание Евы. Ева разорвала звено, которое соединяло нас с Богом, и принесла в мир горе и боль. Божия Матерь вновь соединила звено и принесла в мир райскую радость. Она соединила нас с Богом, ведь Христос – Богочеловек.
Преподобный Паисий Святогорец
- Все святые сотворили много похвал нашей Матери Божией, но я, убогий, не нашел более прекрасной и более сладкой похвалы и имени, чем так призывать Ее в каждый миг: „Матерь моя! Сладкая моя Матушка!“ И как только мы Ее призовем, Она сразу спешит на помощь. Не успеваешь сказать: „Пресвятая Богородица, помоги мне!“ – и сразу как будто молния озаряет ум и наполняет светом сердце.
Старец Иосиф Исихаст
Символ веры
Одиннадцатый член Символа веры
Ожидаю воскресения мертвых.
Человек создан Богом существом бессмертным. После грехопадения Адама человеческое тело стало подверженным болезням. Оно стареет и постепенно, с возрастом, разрушается. Тело утратило свои бессмертные свойства. Люди рождаются, живут на земле, а потом умирают. Бессмертная душа разлучается с телом после смерти. Душа проходит частный суд. Господь определяет место пребывания души до дня Страшного Суда. При кончине мира, в день последнего суда, Бог воскресит, восстановит тела умерших людей, чтобы вынести Свой окончательный приговор человечеству и отделить достойных вечной блаженной жизни с Богом от тех, кто по своим грехам недостоин Царства Божия. Нераскаянные грешники пойдут в муку вечную (Мф. 25:46), в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его (Мф. 25:41), то есть в место, лишенное Божественного света, где они будут пребывать в вечных муках вместе с сатаной и его служителями.
Нынешнее состояние усопших, то есть существование души без тела, является не окончательным и не полным. Человек — это не только душа, но и душа, и тело вместе. Поэтому для суда над всеми людьми и дальнейшей вечной жизни Господь воскресит усопших в теле. Те люди, которые на момент Второго Пришествия Христова будут живы, также предстанут на суд Божий.
Господь Иисус Христос, пройдя полным путем человеческой жизни от рождения до смерти, показал нам путь, который ожидает всех усопших людей. Он воскрес, и Его душа соединилась с телом. Об этом говорит апостол Павел: если мы веруем, что Иисус умер и воскрес, то и умерших в Иисусе Бог приведет с Ним. Ибо сие говорим вам словом Господним, что мы живущие, оставшиеся до пришествия Господня, не предупредим умерших, потому что Сам Господь при возвещении, при гласе Архангела и трубе Божией, сойдет с неба, и мертвые во Христе воскреснут прежде; потом мы, оставшиеся в живых, вместе с ними восхищены будем на облаках в сретение Господу на воздухе, и так всегда с Господом будем (1Фес. 4:14-17).
В Священном Писании как Нового, так и Ветхого Завета много раз говорится о будущем воскресении мертвых. Господь дал пророку Иезекиилю видение, которое не только имеет историческое значение (пророчество о возрождении избранного народа после окончания Вавилонского плена), но, прежде всего, является прообразом всеобщего воскресения мертвых. Пророк видит поле, полное мертвых, сухих человеческих костей. И вот Бог говорит, что введет в них дух, обложит жилами, нарастит на них плоть и обтянет кожей. И все происходит по слову Господню: вошел в них дух, и они ожили, и стали на ноги свои — весьма, весьма великое полчище (Иез. 37:10).
Человеческому сознанию, привыкшему мыслить земными, ограниченными категориями, сложно представить, как может произойти воскресение давно умерших людей и восстановление распавшейся плоти. Но мы знаем, что Господь создал первого человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни (Быт. 2:7), то есть дал ему бессмертную душу. Земля, прах земной — это набор химических элементов, из которых состоит вся природа, в том числе и человек. Умирая, тело разлагается и возвращается в состояние праха. После грехопадения Бог говорит Адаму, что ты… возвратишься в землю, из которой ты взят (Быт. 3:19). Конечно же Бог, Который некогда создал человеческое тело из естества земли, сможет и восстановить истлевшее тело человека.
Чтобы уверить нас в будущем воскресении тел, апостол Павел использует образ зерна, брошенного в землю: Скажет кто-нибудь: как воскреснут мертвые? и в каком теле придут? Безрассудный! то, что ты сеешь, не оживет, если не умрет. И когда ты сеешь, то сеешь не тело будущее, а голое зерно, какое случится, пшеничное или другое какое; но Бог дает ему тело, как хочет, и каждому семени свое тело. <…> Так и при воскресении мертвых(1Кор. 15:35-38,42).
Православие.ру
Цитата дня
Матерь Божия врачует все немощи, утоляет всякие скорби, покрывает самые грехи, коль скоро они соединены с сокрушением о них сердца, но не покрывает и не может покрыть ожесточение во грехах!
Свт. Иннокентий (Борисов)