Притча о сеятеле (Лк. 8:5-15)
Вышел сеятель сеять семя свое, и когда он сеял, иное упало при дороге и было потоптано, и птицы небесные поклевали его; а иное упало на камень и, взойдя, засохло, потому что не имело влаги; а иное упало между тернием, и выросло терние и заглушило его; а иное упало на добрую землю и, взойдя, принесло плод сторичный. Сказав сие, возгласил: кто имеет уши слышать, да слышит!
Ученики же Его спросили у Него: что бы значила притча сия?
Он сказал: вам дано знать тайны Царствия Божия, а прочим в притчах, так что они видя не видят и слыша не разумеют.
Вот что значит притча сия: семя есть слово Божие; а упавшее при пути, это суть слушающие, к которым потóм приходит диавол и уносит слово из сердца их, чтобы они не уверовали и не спаслись; а упавшее на камень, это те, которые, когда услышат слово, с радостью принимают, но которые не имеют корня, и временем веруют, а во время искушения отпадают; а упавшее в терние, это те, которые слушают слово, но, отходя, заботами, богатством и наслаждениями житейскими подавляются и не приносят плода; а упавшее на добрую землю, это те, которые, услышав слово, хранят его в добром и чистом сердце и приносят плод в терпении. Сказав это, Он возгласил: кто имеет уши слышать, да слышит!
В нынешнем Евангелии читана была, возлюбленные братья, весьма поучительная притча Спасителя о сеятеле и семени. В этой притче, как и во всем учении Христа Спасителя, явно, братья, видишь Бога, видящего насквозь сердце каждого человека или, как говорит Священное Писание, испытующаго сердца и утробы (Пс. 7:10) наши – все, что в них есть скрытного, иногда даже и нам самим неизвестного, все духовные извилины и закоулки их, все неправды или правды их. Одних из нас эта притча Бога Спасителя осуждает и повергает в стыд и посрамление, а других восхваляет и приносит в сердца мир и благословение Божие. Речь идет, братья, о слушании слова Божия. Итак, внимайте, возлюбленные! Сердцеведец взирает на вас и ожидает плода от Своего слова, через меня, смиренного и многогрешного, вам проповедуемого. Ваша собственная польза требует, чтобы вы приняли это слово всем сердцем и удержали его в нем навсегда – для руководства на будущее время при слушании слова Божия в церкви.
Сеятель, возлюбленные братья, есть Иисус Христос; семя – значит слово Божие, а земля – сердце человеческое; доброе сердце – добрая земля, а злое, нечистое, страстями задавленное сердце – худая земля. Вот, одни бывают невнимательные слушатели, рассеянные, которые не благоговеют пред словом Божиим, как бы следовало благоговеть; и к таким-то слушателям приходит тайно в сердце их сатана в то самое время, как они слушают, и, как вор у неосторожных хозяев дома, уносит слово Божие из сердца их, чтобы они не уверовали и не спаслись. Это подле дороги посеянное слово Божие.
Научитесь же из этого, с каким глубоким вниманием, с какой несомненной верой нужно слушать спасительное и живое слово Божие. Враг то и дело высматривает, нельзя ли как – либо сделать кого невнимательным к слову Божию, нельзя ли уничтожить в сердце чем-либо веру в него, чтобы через веру в слово Божие они не покаялись в своих грехах и не спаслись. Весь ум в сердце вперите во время чтения или проповедования слова Божия и открытыми, верующими сердцами, со смирением слушайте его во спасение душ своих, а помыслы сомнения или другие беспокойные или нечистые мысли и чувства прогоняйте прочь, как диавольское семя.
Другие охотно, со вниманием слушают слово Божие, но вот горе: они бывают легкомысленны, нетерпеливы, самолюбивы, непостоянны; при благоприятных обстоятельствах веруют, а при неблагоприятных изменяют своей вере; это люди, которые не укоренили в себе веры, это семя, упавшее на камень. А вера проповедует, что только претерпевый до конца, той спасен будет (Мф. 10:22); а страшливым и неверным, и скверным и всем лживым, часть ими в озере горящем огнем и серою (Отк. 21:8,3). И по общему человеческому сознанию не справедливо ли требовать, возлюбленные братья, чтобы человек был верен до конца тому, кому дал клятвенный обет быть верным до смерти, особенно если клятва в верности дана им лицу, стоящему полной нашей любви и совершенного почтения? Если мы земному царю даем обет клятвенный служить до последней капли крови и считаем бесчестием не сдержать своего обета и остаемся ему верны до смерти, то как же не будем верны до смерти Богу Спасителю, Который, приняв на Себя нашу природу, пролил за нас до капли всю кровь Свою и Которому мы дали при крещении долг верности? О, да не отпадем от нашего Господа Искупителя, какая бы ни постигла нас напасть! Ибо куда мы скроемся от Него? Что мы найдем без Него? Он имеет глаголы жизни вечной (Ин. 6:68).
А вот есть еще и такие слушатели слова Божия, которых сердце обременено заботами житейскими, пристрастием к богатству и предано наслаждениям жизни: они послушают слово Божие, поймут и как – будто примут его к сердцу, но когда выйдут из церкви, то сейчас же на них нападают житейские попечения или обольщения богатства или прельщают их житейские наслаждения, и вот слово Божие, едва получившее себе тесное место в сердце, подавляется этим как бы свинцовым гнетом забот житейских, пристрастия к богатству и удовольствиям временной жизни, и – увы! – нет опять плода в жизнь вечную, потому что человек силится собирать плоды в жизнь временную. Увы, возлюбленные братья, таких слушателей слова Божия в наших храмах всего больше. Согласитесь, что многие из вас приходят в церковь с мирским рассеянием, с заботами об удовлетворении своих обыденных нужд – да если бы только еще нужд, а то часто об удовлетворении своих страстей и похотей; и вот, когда начнется проповедь, вы начинаете, по-видимому, слушать; кончилась проповедь – и любимые ваши мысли и пожелания овладевают вами и вы остаетесь без плода от слова Божия. Бывает еще и то, что страсти и похоти гонят вас из храма во время самой проповеди слова Божия и вы бежите от глаголов жизни вечной. О, если бы этого никогда не было впредь!
Наконец, слава Богу, были во все времена, есть и теперь такие слушатели, которые слушают слово Божие добрым и благим сердцем, преданы совершенно Богу и Его святому слову, которые живут, не привязываясь сердцем к земному, не подавляясь житейскими заботами, потому что не считают нужным убивать время, данное для приготовления к Небесному Отечеству, на убийственные и мелочные заботы об одежде, пище и питии. Эти-то слушатели, выслушав со вниманием слово Божие, держат его в сердце и терпеливо подвизаются в жизни, ожидая будущего Царствия Божия, пока наконец смерть отворит им дверь в него. Знаю, что такие слушатели есть и между вами, возлюбленные братья. Мир и благословение Божие да почиет на вас, и да сподобит вас Господь Царствия Своего Небесного.
Братья возлюбленные! Во время чтения или проповедования слова Божия крайне берегитесь быть рассеянными и никогда не сейте на тернии, т. е. на сердцах, заросших страстями и похотями. Слушайте все слово Божие добрым и благим сердцем, т. е. сердцем с живой верой, с добрыми и святыми помыслами. Аминь.
Святой праведный Иоанн Кронштадский
Священноисповедник Афанасий (Сахаров)
Будущий святитель и исповедник епископ Афанасий (в миру Сергей Григорьевич Сахаров) родился 2 июля 1887 года в селе Царевка Тамбовской губернии. После окончания Владимирской семинарии и Московской духовной академии (в 1912 году) принял монашеский подстриг. Еще до пострига он получил назначение преподавателем своих любимых предметов литургики и гомилетики в Полтавскую духовную семинарию, где и преподавал в течение следующего учебного года.
В 1917 году иеромонаха Афанасия избирают членом исторического Поместного Собора Русской Церкви. В связи с восстановлением Собором праздника Всех святых, в земле Российской просиявших, отец Афанасий вместе с известным историком, академиком Борисом Александровичем Тураевым составил службу на этот праздник. Почти всю последующую жизнь, до 1955 года, большей частью в заключении, он работал над усовершенствованием этой службы, гимнографического памятника его любви к Святой Руси. И не случайно полюбились православному русскому народу духоносные слова из этой службы: «Русь Святая, храни веру православную, в ней же тебе утверждение».
Летом 1921 года состоялась хиротония архимандрита Афанасия во епископа Ковровского, викария Владимирской епархии. В 1922 году святитель подал рапорт митрополиту Владимиркому и Шуйскому Сергию (Страгородскому) о непризнании обновленчества. Результат — первый арест святителя в марте 1922 года. Так начался отсчет тридцатилетним тюремным и лагерным мытарствам владыки-исповедника.
В автобиографии владыки только перечисление тюрем и лагерей занимает целую страницу. Тюрьмы: Владимирская, Ивановская, внутренняя и пересыльная, Ярославская, Вологодская, Ленинградская пересыльная, Ишимская, Омская, Московские: внутренняя, Лефортовская, Бутырская, Краснопресненская. Лагеря: Беломорские, Онежские, Сибирские. Рассказывают, что, возвращаясь в камеру еле живым после допросов и пыток, святитель Афанасий говорил соузникам: «Давайте помолимся, восславим Бога!» — и первым запевал: «Хвалите имя Господне!»
Когда было особенно тяжело, владыка повторял шутливые слова оптинского старца Амвросия: «Терпел Моисей, терпел Елисей, терпел Илия, так потерплю же и я». Владыка также часто вспоминал святителя Иоанна Златоуста, закончившего свои дни в тяжких узах и неустанно повторявшего: «Слава Богу за все!»
Владыка Афанасий твердо уповал на Промысл Божий. Находясь много лет в заключении, он писал духовным чадам: «В моем положении нет перемен. Отношусь к этому спокойно, зная, что не от земных правителей зависит наша судьба, а от Того, Кто держит в Своих руках и судьбы правителей».
После освобождения владыка трудился над исследованием православного богослужения, житий русских святых и составил обстоятельный труд «О поминовении усопших по уставу Православной Церкви». С 1955 года был председателем Богослужебно-календарной комиссии при Издательстве Московской Патриархии и внес немало исправлений в месяцеслов святых. Составил также несколько молебных последований, в том числе: «О хотящих по воздуху шествовати», «О сущих в скорбях и различных обстояниях», «О сущих в темницах и заточении», «О врагах, ненавидящих и обидящих нас», «Благодарение о получении милостыни», «О мире всего мира и о прекращении войн» и других. Владыка составил также «Молитвословия за трапезой», содержащие молитвы за уставными и неуставными трапезами, поминальной трапезой, молитвы на благословение скоромных снедей после многодневных постов.
Также владыка Афанасий готовил сборник «Святая Русь», куда вошел месяцеслов особо чтимых на Руси праздников, святых вселенских и всех русских святых, с тропарями и кондаками, и работал над порядком соединения служб русским святым, празднуемым в один день, с уставными заметками, что можно рассматривать как начало создания русского Типикона.
За несколько дней до смерти вдруг спросил у келейницы: «День? Час?» Та ответила. Владыка покачал головой и тихо произнес: «Воскресенье, восемь часов». В воскресенье, 28 октября 1962 года, в 8 часов 15 минут последовала блаженная кончина владыки Афанасия. Последними его словами были: «Молитва вас всех спасет!»
Старец был реабилитирован уже посмертно, в 1998 году, по всем делам, начиная с 1922 года.
В 2000 году владыка Афанасий (Сахаров) был прославлен Русской Православной Церковью в лике священноисповедника. Память его празднуется 28 октября (по н. ст.).
Православие и мир
«Ты мне, я Тебе» – Бог не такой, как люди
Когда Господь дарует нам Свою благодать – что мы делаем? Протягиваем руки. Как маленькие дети, когда им дают конфетку; или как в храме, когда тянемся за просфорой или освященным хлебом – хочется взять побольше, сразу несколько кусочков…
Иными словами, когда мы постимся, то не говорим Богу: «Вот, я сейчас пощусь, а Ты отплати мне за это! Я выдержал пост, дай мне то-то и то-то!» И когда в воскресенье приходим рано утром в храм, чтобы принять участие в Божественной литургии, не говорим Господу: «Вот, я пришел в церковь, что Ты мне за это дашь?» Нет. Бог все равно одарит тебя – так или иначе. Ведь Он любит нас просто так, без повода.
Бог не такой, как мы, люди: «Ты – мне, я – тебе». Он любит нас даже тогда, когда мы Его не любим. Помнишь, ты сам говорил мне, что столько лет подряд живешь без всякой Церкви, постоянно согрешая? И что же, Бог тебя как-то за это наказал? Напротив, Господь устроил твою жизнь наилучшим образом: у тебя есть работа, здоровье, никаких страданий… То есть ты грешишь, а в ответ Бог дарит тебе Свою любовь. Снова и снова – любовь! «Я люблю тебя! – говорит Господь. – И Я не хочу заставлять тебя быть христианином».
Посмотри на распятого Христа! Он протягивает к тебе Свои руки, распахивает объятия. Он не подавляет, не удушает тебя, не поучает, не порабощает… Ты абсолютно свободен! «Дитя Мое, посмотри на Меня. Я раскрываю тебе объятия, предоставляю полную свободу. Ты можешь поступать со Мной как хочешь, относиться ко Мне как хочешь. Я даю тебе полную свободу – остаться или уйти. Принимай это как хочешь, понимай как хочешь».
И каждый человек действительно понимает это по-своему, а Господь принимает его решение. Или мы приближаемся к Богу, потому что нас притягивает Его любовь, Его Крест, или думаем, глядя на Его объятия: «Ну, раз Он позволяет мне уйти, я и уйду! Мне так хочется». Что ж, уходи.
Но если по-настоящему приблизиться к Богу, то ни о каком «ты мне, я тебе» уже не может быть и речи. Ты идешь в церковь, чтобы принять Божию благодать, взять Божие благословение, поблагодарить Господа и ответить на ту великую любовь, которую Он дает тебе. Бог полюбил тебя еще до твоего покаяния. Понимаешь?
В общем, мне не нравится, когда люди в церкви иногда пытаются свести с Богом какие-то «счеты» или обращаются к Нему только в случае необходимости. Заказывают молебны, чтобы «подружиться» с Богом, сделать его своим союзником, защитником. Это я и называю отношением типа «ты мне, я тебе». Неправильное отношение!
Однажды я услышал, как пожилая соседка уговаривала своего маленького внука съесть побольше: «Кушай, а то Бог тебя любить не будет».
– Почему же? – не удержавшись, вмешался я. – Напротив! Бог очень любит детей, которые едят мало и не толстеют. За что их не любить? И зачем создавать у ребенка такое неправильное представление о Боге?
Зачем искажать то, что предельно ясно? Помните, в сказках встречаются такие волшебные коврики, мгновенно переносящие героев на любой край света? Так вот, зачем ломать «ковер-самолет», который летит прямо в Рай? Это волшебство, эту красоту ты передаешь ребенку в искаженном виде, а он потом при слове «церковь» будет с содроганием думать: «Ох уж эти ограничения, рамки, запреты…»
Люди так себе и представляют Церковь: серое, мрачное пространство, полное ограничений. А ведь Церковь – это пространство, наполненное до краев величайшей свободой, любовью и покоем; пространство, где дышишь полной грудью, где сердце бьется спокойно, где нет боязни и страхов, где ты – такой, какой есть, естественный, искренний, честный пред самим собой, согрешивший, но покаявшийся. Да, мы грешим, но затем плачем и каемся, снова и снова – до тех пор, пока любовь Христова не возьмет верх над грехом в твоей душе.
Потому что – знаешь, что такое грех? Это обман. И когда грех перестанет привлекать тебя, то уже не нужно будет делать над собой усилие, чтобы не грешить. Не нужно будет заставлять себя. Выбор в пользу добра ты будешь делать спонтанно – просто потому, что тебе уже не захочется грешить. Грех перестанет нравиться – потому что теперь душа наполнена другим. Попробуй представить себе это – всё так просто!
Архимандрит Андрей (Конанос)