Притча о милосердном самарянине (Лк. 10:25-37)
И вот, один законник встал и, искушая Его, сказал: Учитель! чтó мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную?
Он же сказал ему: в законе чтó написано? кáк читаешь?
Он сказал в ответ: возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всею крепостию твоею, и всем разумением твоим, и ближнего твоего, как самого себя.
Иисус сказал ему: правильно ты отвечал; так поступай, и будешь жить.
Но он, желая оправдать себя, сказал Иисусу: а кто мой ближний?
На это сказал Иисус: некоторый человек шел из Иерусалима в Иерихон и попался разбойникам, которые сняли с него одежду, изранили его и ушли, оставив его едва живым.
По случаю один священник шел тою дорогою и, увидев его, прошел мимо.
Также и левит, быв на том месте, подошел, посмотрел и прошел мимо.
Самарянин же некто, проезжая, нашел на него и, увидев его, сжалился и, подойдя, перевязал ему раны, возливая масло и вино; и, посадив его на своего осла, привез его в гостиницу и позаботился о нем; а на другой день, отъезжая, вынул два динария, дал содержателю гостиницы и сказал ему: позаботься о нем; и если издержишь что более, я, когда возвращусь, отдам тебе.
Кто из этих троих, думаешь ты, был ближний попавшемуся разбойникам?
Он сказал: оказавший ему милость. Тогда Иисус сказал ему: иди, и ты поступай так же.
Эта притча имеет красивое толкование. Под Иерусалимом разумеется Эдем, потерянный рай. Путник, идущий в низинный Иерихон, – потомки Адама и Евы в их историческом бытии на этой земле. Разбойник – враг рода человеческого, диавол. Священник и левит указывают на Закон Моисеев и ветхозаветное священство, которые сами по себе не могли избавить человека от греха, не были способны уврачевать раны, нанесенные диаволом. Самарянин – это сам Христос, происходивший из Галилеи, жителей которой, равно как и жителей Самарии, правоверные иудеи глубоко презирали. Постоялый двор – Церковь, хозяин постоялого двора – пастырь (епископ или священник). Два сребреника – учение Ветхого и Нового Завета (или две природы во Христе – божественная и человеческая). Ожидающееся возвращение доброго самарянина – второе пришествие Христа Спасителя. Всё это можно детализировать, для некоторых лиц, предметов и действий можно отыскать и другие, не менее впечатляющие и многообещающие толкования.
И всё-таки, как представляется, полезнее и правильнее будет обратить внимание прежде всего на сам сюжет, а также на тот вопрос, ответом на который и явилась притча. Законник спрашивает Христа: «Кто мой ближний?», – подразумевая со своей стороны очевидный во все времена ответ: ближние – семья, родственники, друзья, соседи, люди своего круга. И уж, само собой разумеется, с точки зрения законника ближним может быть лишь правоверный иудей.
Но Христос вместо готового ответа по обыкновению предлагает собеседнику и всем слушателям притчу, в которой представлена необычная, но, судя по реакции законника, вполне правдоподобная ситуация: мимо израненного человека прошли священник (т. е., собственно говоря, жрец) и левит (храмовый служитель). Они не смогли и не захотели ничем ему помочь. Но лишь житель Самарии, сочетавший служение Яхве с поклонением ложным богам, оказал милосердие несчастному путнику. И на вопрос Спасителя: «Кто из этих троих – ближний попавшемуся разбойникам?», – законник с неизбежностью отвечает: «Оказавший милость ему», имея в виду, конечно, самарянина, хоть он и не произнес это неприятное для иудея слово.
Обычно из этого ответа делают такой вывод: ближние – не только родственники и друзья. Ближний – это тот человек, который оказывается на нашем жизненном пути, тот, с кем у нас возникают какие-то отношения, тот, кто нуждается в нашей помощи, заботе, добром слове. Всё это, в общем-то, верно. Но заметим, что Христос показывает ситуацию с обратной стороны: «Кто из этих троих, спрашивает Он, – ближний попавшемуся разбойникам?» В качестве точки отсчета берется как раз тот человек, который нуждается в помощи. И что выясняется? Ближний по отношению к нему – тот, которому этот несчастный, будь он в добром здравии, не подал бы, как говорится, руки. Ближним-то оказался презренный самарянин, который хуже, чем язычник!
Так бывает и в нашей жизни. Мы ждем душевного участия от священника, порой надеемся на помощь от Церкви, как от организации. Мы рассчитываем на поддержку со стороны единоверцев, которые все как один – благочестивые люди, читающие «духовную литературу». Но бывает так, что священник не может или не хочет услышать нашу боль. В ближайшем к нашему дому приходе заявляют, что не занимаются благотворительностью и кормить бомжей не намерены («здесь же батюшки обедают!»). Читатели духовной литературы как-то вдруг все исчезают из поля зрения (наверное, чтобы раздобыть еще больше душеспасительных книг). И человек остается один на один со своей болью, со своим горем, со своей бедой.
Но неожиданно приходит чаемая помощь. Впрочем, приходит она оттуда, откуда не ждали. Какой-нибудь наш сосед, имя которого мы едва ли помним, который не дурак выпить и посидеть в хорошей компании; или наша приятельница, которая ходит в неправильную церковь и потому не рассматривалась нами как тот, к кому можно обратиться; или вообще случайный, незнакомый нам человек – звонят, и приходят, и взваливают нас на себя, и несут. И правоверный православный обливается слезами благодарности и стыда – благодарности за ниспосланную Господом помощь и стыда за свое высокомерие и помраченность.
Но всех нас, и правильных, и неправильных, грешных и тех, кто без греха, эллинов и идуеев, возлюбил до смерти Милосердный Самарянин, осмеянный, поруганный и убитый, – наш ближний, спасший нас своим Воскресением от разбойника-диавола и открывший человечеству Небесное Царство.
Священник Феодор Людоговский
Мы призваны удивить мир!
(В день памяти святителя Иоанна Милостивого)
Очень непростой вопрос для христианской совести: подавать ли милостыню тому, в ком видишь неискренность; поступаться ли там, где это может быть воспринято как поблажка злу? Однозначный ответ трудно найти даже в специальных статьях, богословских трудах, где Священное Писание представляется в разном контексте. И, по всей видимости, это неслучайно. У добродетели не существует иного критерия, кроме совести. Господь призывает нас к одному: «Будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный» (Мф. 5:48). И в этом призыве вся глубина евангельских заповедей. Только так нужно подходить к Откровению: это не модель лучшего общественного уклада, не нравственная система, это путь к беспредельному совершенству конкретного человека! Поэтому всякие попытки определить точные границы евангельских добродетелей не могут быть оправданы. Мы обязаны доверять Христу, просто поверить в то, что Он знает этот мир, знает нас самих лучше, чем мы, поэтому не мог заповедать нам невозможное. От нас же требуется немного – просто поверить Творцу, довериться Ему, поступить по Евангелию, сделать всё возможное, чтобы невозможное сделал Господь.
Одним из ярчайших примеров действенности евангельских заповедей является жизнь святителя Иоанна Милостивого. Будучи Александрийским патриархом, святой никогда не отказывал просящим. Однажды по дороге в больницу он встретил нищего и велел дать ему 6 сребреников. Нищий, переменив одежду, обогнал патриарха и снова стал просить милостыню. Святитель Иоанн снова дал ему 6 сребреников. Когда же нищий в третий раз попросил подаяния и слуги стали гнать назойливого просителя, патриарх приказал дать ему 12 сребреников, сказав: «Не Христос ли искушает меня?».
Есть два основных соображения, которые заставляют нашу совесть колебаться в подобных случаях. Во-первых, нас беспокоит забота о состоянии общества: как бы наша поблажка неправде не дала ей еще один повод к распространению. Во-вторых, часто мы оправдываем себя тем, что пока не доросли до того уровня совершенства, когда можно в ответ на удар в правую щеку подставить другую (см.: Мф. 5:39). При этом мы забываем о том, что евангельские заповеди «просящему у тебя дай», «кто захочет судиться с тобою и взять у тебя рубашку, отдай ему и верхнюю одежду» и «не противься злому» (Мф. 5:39,40,42) даны нам Господом, спасшим нас от греха. Неужели не знал Спаситель, что поблажка неправде может дать ей новый стимул для распространения в обществе? История учит нас одному: мы слишком долго и слишком упорно боремся за правду и справедливость, однако ни на шаг не приблизились к ним в реальности. Причем чем активнее люди выступают за эти лозунги, тем больше непонимания, вражды и крови бывает на земле. Мы наконец должны признать, что не мы и не наши благие цели – источник правды в этом мире, но единственно Бог и Творец, Его Откровение. А значит, всякий наш акт доверия Священному Писанию приносит в мир намного больше добра и справедливости, чем самая искренняя и самоотверженная защита этих добродетелей с помощью наших разума и силы. Искреннее и бесхитростное доверие Богу никогда не посрамит. Мы обязаны дать место Господу в нашей жизни.
Подобно и довод о том, что мы не доросли до необходимого уровня незлобия и доверия Богу, нельзя считать достаточным основанием для самооправдания. В любом случае это наша вина, если мы не можем исполнить то, к чему призваны в Крещении, в чем давали обеты. Поэтому даже если мы не поступили по заповеди по объективным и, как нам кажется, справедливым причинам, не смогли поверить в искренность просящего, не удержались в ответ на несправедливые оскорбления, и в этом случае не следует искать оправданий. Пусть лучше нашим ответом будет искреннее покаяние, осознание того, что мы действительно преступили заповедь, не сделали того, что должны были сделать, чем самооправдание. Пусть так мы будем поступать всю жизнь, но каждый раз следует искренне раскаиваться – и придет момент, когда Господь поможет нам преодолеть собственное нерадение.
Да, нам бывает действительно трудно поверить в силу евангельских заповедей, в их решительную однозначность. Ведь они порою так далеки от наших представлений о целесообразности и рассудительности. В то же время нелегко поверить и в реальность призыва Спасителя: «Будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный» (Мф. 5:48). Однако это не пустые слова. За ними стоит сила и непоколебимость Истины, авторитет Творца. Мы призваны не к тому, чтобы сделать мир уютнее, даже добрее, справедливее. «Вы – соль земли, – говорит Господь. – Вы – свет мира» (Мф. 5:13,14). А значит, мы призваны принести в этот мир то, чего у него нет, что он не знает, чему он удивится! Мы призваны удивить мир, а не просто сделать его лучше!
Чтобы понять это, обратимся к еще одной истории из жизни святителя Иоанна Милостивого. Один горожанин оскорбил Георгия, племянника патриарха. Георгий просил святого отомстить обидчику. Святитель обещал так воздать оскорбителю, что удивится вся Александрия. Это успокоило Георгия, и святой Иоанн стал поучать его, говоря о необходимости кротости и смирения, а затем, призвав оскорбителя, объявил, что освобождает его от уплаты церковной дани за землю. Александрия действительно была удивлена такой «местью», а Георгий понял урок своего дяди…
Поймем ли мы?..
Роман Савчук
Рождественский пост
28 ноября начинается Рождественский пост
Как был установлен Рождественский пост?
Установление Рождественского поста, как и других многодневных постов, относится к древним временам христианства. Уже с четвертого века св. Амвросий Медиоланский, Филастрий, блаженный Августин упоминают в своих творениях Рождественский пост.
В пятом веке о древности Рождественского поста писал Лев Великий.
Рождественский пост – последний многодневный пост в году. Так как заговенье на пост приходится в день памяти св. апостола Филиппа, то этот пост называют Филипповым.
Зачем установлен Рождественский пост?
Рождественский пост – зимний пост, он служит для нас к освящению последней части года таинственным обновлением духовного единения с Богом и приготовлением к празднованию Рождества Христова.
По словам Льва Великого, Рождественский пост есть жертва Богу за собранные плоды.
«Как Господь ущедрил нас плодами земли, – пишет святитель, – так и мы во время этого поста должны быть щедры к бедным».
Рождественский пост установлен для того, чтобы мы ко дню Рождества Христова очистили себя покаянием, молитвою и постом, чтобы с чистым сердцем, душой и телом могли благоговейно встретить явившегося в мир Сына Божия и чтобы, кроме обычных даров и жертв, принести Ему наше чистое сердце и желание следовать Его учению.
Как питаться в Рождественский пост?
Правила воздержания, предписанные Церковью в Рождественский пост, столь же строги, как и Петров пост.
Постясь телесно, в то же время необходимо нам поститься и духовно. «Постящеся, братие, телесне, постимся и духовне, разрешим всяк союз неправды», – заповедует Святая Церковь.
Пост телесный без поста духовного ничего не приносит для спасения души, даже наоборот, может быть и духовно вредным, если человек, воздерживаясь от пищи, проникается сознанием собственного превосходства от сознания того, что он постится. Пост не цель, а средство – средство смирить свою плоть и очиститься от грехов.
Священник Сергий Свешников: «Почему мы соблюдаем пост в пище? Потому что мы – целостные существа. Христос не пришёл спасти только наши души, но всё наше естество: душу, тело, ум, дух, волю – и столько ещё «частей», сколько кому угодно будет насчитать. Он вполне принял на Себя наше человечество и «всего человека исцелил» (Ин. 7:23). В богоданном порядке наш дух должен устремлять нас к Богу, душа должна находить вдохновение в устремлении духа, а тело должно быть питаемо деланием воли Отца (Ин. 4:34; ср. Мф. 4:4)».
Православие и мир