Проповедь на Евангельское чтение

Притча о званом ужине (Лк. 14:16-24)

Он же сказал ему: один человек сделал большой ужин и звал многих, и когда наступило время ужина, послал раба своего сказать званым: идите, ибо уже всё готово.

И начали все, как бы сговорившись, извиняться. Первый сказал ему: я купил землю и мне нужно пойти посмотреть ее; прошу тебя, извини меня.

Другой сказал: я купил пять пар волов и иду испытать их; прошу тебя, извини меня.

Третий сказал: я женился и потому не могу прийти.

И, возвратившись, раб тот донес о сем господину своему. Тогда, разгневавшись, хозяин дома сказал рабу своему: пойди скорее по улицам и переулкам города и приведи сюда нищих, увечных, хромых и слепых.

И сказал раб: господин! исполнено, как приказал ты, и еще есть место.

Господин сказал рабу: пойди по дорогам и изгородям и убеди прийти, чтобы наполнился дом мой.

Ибо сказываю вам, что никто из тех званых не вкусит моего ужина, ибо много званых, но мало избранных.

Эта притча была рассказана в очень непростой ситуации. Спаситель находится в доме Симона мытаря, где вместе со Спасителем возлежат фарисеи и другие представители еврейской религиозной знати.

Вот один из участников торжества, вальяжно развалившись на этом торжественном пиршестве, говорит: «Блажен, кто вкусит благ Царства Небесного». То есть, другими словами, жизнь ведь удалась, смотрите, как хорошо, здесь мы торжествуем, пиршествуем и с Богом у нас все тоже в порядке, потому что мы – народ избранный, мы соблюдаем его закон, мы гарантированно попадаем в Царство Небесное.

Спаситель, услышав эту реплику, рассказывает собравшимся притчу. Чтобы понять притчу, которую рассказывает далее Спаситель, надо вспомнить, что брачный пир в то время – это не событие чьей-то отдельной семьи, это событие всего поселения, всего городка, которые в то время в то время были совсем небольшими. Поэтому практически не было такого человека, который бы не приглашался на званый пир.

Что значит, отказ от участия в праздничном пиру? Это тождественно разрыву отношений с хозяином, это подобно пощечине, которую в самый неподходящий момент человек отвешивает другому. Когда хозяин вдруг понимает, что все отказались, что никто не придет, он в раздражении призывает кого попало на пир – больных, хромых, кривых. Как мы сказали бы сейчас, берет, кого ни попадя.

Но самое интересное разворачивается дальше – эти несчастные, совершенно недостойные для участия даже в самом простом человеческом пиру люди, приходят в дом, хозяин им дает богатые одежды, для того чтобы они не ощущали себя некомфортно во время этого праздника.

И тут появляется вдруг какой-то человек. Скорее всего, кто-то из званых решил все-таки прийти на этот пир, чтобы уж не доводить ситуацию конфликта до предела. Но, когда он видит, что на пиру сидят люди, с которыми он на улице и рядом бы постеснялся оказаться, и эти люди одеты в богатые одежды, он отказывается одевать такую же одежду, чтобы, тем самым, подчеркнуть – я не вместе с ними, я не такой, как все остальные.

Хозяин замечает, что на его пиру есть человек не в брачных одеждах, тем самым, декларируя свое противопоставление всему собранию. Увидев это, он обращается к нему со словами: «Друг, как ты попал на этот пир, если на тебе нет одежд?»

Гость молчит, ему не хочется, ему стыдно признаться в том, что на самом деле он просто презирает всех тех, кто пришел на этот пир. В итоге оказывается выброшенным вон за свое высокомерие, а пир продолжается.

Не надо быть великим истолкователем, для того чтобы понять – тот самый человек, пришедший на пир не в брачных одеждах, это и есть законоучители, фарисеи и книжники, которые в тот момент лежали рядом со Христом, будучи абсолютно уверены, что у них место в Царстве Небесном давно забронировано.

Таким образом, Спаситель словами притчи вскрывает тот давний гнойник высокомерия и надменности, который был у этих людей, вскрывает, не для того, чтобы им сделать больно, а для того чтобы их душу очистить от самого главного греха – человеческой гордости, греха, который становится, как каменная стена, между человеком и Богом.

Помоги же нам, Господи, помнить о том, что спасение происходит исключительно по милости Божьей, а не по нашим делам, и нет никаких званий, никаких добродетелей и никаких подвигов, которые стопроцентно гарантировали бы нам попадание в Царство Небесное. Есть только одна милость Божия, на которую можно надеяться, но которую требовать нельзя.

Протоиерей Павел Великанов

 

Все лучшее – Богу!

В день памяти пророка Даниила и трех отроков: Анании, Азарии и Мисаила

История пророка Даниила и трех отроков – Анании, Азарии и Мисаила – начинается в один из самых трагических моментов истории Израиля. «Пришел Навуходоносор, царь Вавилонский, к Иерусалиму и осадил его. И предал Господь в руку его Иоакима, царя Иудейского, и часть сосудов дома Божия, – говорится в Священном Писании, – и он отправил их в землю Сеннаар, в дом бога своего, и внес эти сосуды в сокровищницу бога своего» (Дан. 1:1,2).

Однако Навуходоносор взял в плен не только святыни. «И сказал царь Асфеназу, начальнику евнухов своих, чтобы он из сынов Израилевых, из рода царского и княжеского, привел отроков, у которых нет никакого телесного недостатка, красивых видом, и понятливых для всякой науки, и разумеющих науки, и смышленых и годных служить в чертогах царских, и чтобы научил их книгам и языку Халдейскому» (Дан. 1:3,4), – читаем в книге Пророка. Так в халдейском плену оказались лучшие представители Богоизбранного народа. О святом же Данииле и его друзьях сказано, что «даровал Бог четырем сим отрокам знание и разумение всякой книги и мудрости, а Даниилу еще даровал разуметь и всякие видения и сны» (Дан. 1:17).

В этих свидетельствах Священного Писания нам открывается одна важная закономерность духовной жизни. Мы видим, как в Вавилон отбираются самые лучшие из тех, кто мог отдать свои силы служению Израилю. В этом есть особый смысл. Он близок каждому христианину в его обыденной жизни. Его суть в том, что в нашем сердце непрестанно совершается борьба между небом и землей. Делая каждый новый шаг в жизни, мы должны непременно решать, чему посвятить его, на что потратить силы, устремления, надежды. При этом мир, земные потребности и заботы, за которыми скрывается диавольская прелесть, постоянно стремятся оттянуть на себя все лучшие силы человеческой души. В итоге, самые плодотворные часы мы посвящаем работе, самые вдохновенные минуты жертвуем собственным увлечениям, иногда близким, самые свежие силы отдаем тому, что может принести определенную выгоду.

Можно быть честным, искренним, нравственным человеком, но если свои главные силы, устремления человек посвящает не Богу, то гибельность их очевидна.

В принципе, в этом проявляется сущность человеческой жизни – в посвящении себя чему-то. Мы созданы Богом для того, чтобы жертвовать, служить Творцу. Человек по природе своей жрец. А значит, себе принадлежать он не может. Но может служить своим страстям, греховным привычкам, даже идеям, мировоззрению. Этим идолам он может посвящать все лучшие силы души. При этом самое гениальное изобретение диавола состоит в том, что он смог убедить людей, что его не существует, что, служа своим порывам, люди не становятся его рабами. Ведь так можно быть даже альтруистом, примерным гражданином, честным, искренним, нравственным человеком. Но смысл остается один и тот же – свои главные силы, устремления человек посвящает не Богу. И пусть это будут даже самые замечательные идеи, если в них нет места Христу, Церкви, то гибельность их очевидна. Ведь грех – это не только явное попадание в нечто темное, злое. Слово грех по этимологии с древнееврейского означает именно «промах, трата сил впустую».

Апостол Павел однозначно говорит о предназначении человека и всего созданного в мире: «О, бездна богатства и премудрости и ведения Божия! Как непостижимы судьбы Его и неисследимы пути Его!.. Ибо все из Него, Им и к Нему. Ему слава во веки, аминь» (Рим. 11:33,36). Далее он призывает рабов Христовых: «Итак умоляю вас, братия, милосердием Божиим, представьте тела ваши в жертву живую, святую, благоугодную Богу, [для] разумного служения вашего, и не сообразуйтесь с веком сим, но преобразуйтесь обновлением ума вашего, чтобы вам познавать, что есть воля Божия, благая, угодная и совершенная» (Рим. 12:1,2).

Из этих слов ученика Христова мы видим, что смысл христианской жизни состоит в посвящении себя, своих трудов, всего самого лучшего в нашей жизни, даже и незначительных начинаний Богу. «Верою Авель принес Богу жертву лучшую, нежели Каин, – говорит Апостол. – Верою Авраам, будучи искушаем, принес в жертву Исаака и, имея обетование, принес единородного, о котором было сказано: в Исааке наречется тебе семя» (Евр. 11:4,17,18). Добрый труженик на ниве спасения тот, кто утвердился в сознании: «Я не свой». А значит все, что нам дано в жизни – Божие. И дано не просто в пользование, а для служения Творцу, как в притче о талантах. И Господь потребует отчета не из-за Своей жестокости. Нет, причина в другом. Она состоит в том, что все равно служить кому-то, отдавать себя человек будет. Но если он не ставит целью посвятить свою жизнь Христу, послужить Ему тем, что имеет, значит, он служит кому-то другому.

Но как же человек может избежать этого фатального самообмана?

Осознание того, что все в жизни даровано Господом и Ему принадлежит, способно сделать и самую обыденную работу посвященной Христу, исполненной Его духом

Вернемся к повествованию о пророке Данииле и трех отроках. Навуходоносор поручает собрать лучших израильских отроков своему привратнику Асфеназу (Дан. 1:3). Его имя переводится как «человек с гневным лицом». А гнев – это признак неудовлетворенности своим положением, жизнью, происходящим вокруг. И вот именно такой настрой понуждает человека все свои силы посвящать достижению тех спорных целей, которые он сам себе наметил как первостепенные. И среди них первое место занимает комфорт. Причем комфорт в любом виде – материальный, социальный, мировоззренческий, даже нравственный. Конечно, это не означает, что христианин не имеет права на благоустроенную жизнь в плане добрых отношений с близкими, хорошего положения в обществе, даже материального обеспечения. Но все это не должно стать целью, стимулом и мотивом его деятельности. То есть христианин не восстает против внешних обстоятельств жизни, но они не должны направлять вектор его усилий. Поэтому главный принцип христианской жизни – благодарность Творцу. Именно благодарение Богу, осознание того, что все в жизни даровано Господом и Ему принадлежит, способно освятить всякое начинание, сделать и самую обыденную работу посвященной Христу, исполненной Его духом. Это расположение души дает возможность без колебаний отдавать Богу все самое лучшее, самое дорогое. Таким образом, благодарный человек не может быть недовольным, не исполняется гнева и злобы.

Вот какой глубокий смысл содержит Божественное Откровение в повествовании о начальной истории пророка Даниила и трех отроков. Да и вся их дальнейшая жизнь является для нас добрым примером посвящения лучших сил души прославлению Бога. И это пусть станет еще одним напоминанием для христианской души о вечном и самом важном вопросе: «Для чего я?»…

Роман Савчук

 

Отдать Богу первородное и лучшее

Господь уготовал нам жить в такой век, когда информация обрушивается на нас почти в любом месте. Дома ли мы или гостим у кого-то, на работе ли с сослуживцами, или просто идем по улице, с домочадцами ли пребываем или направляемся в храм – и там, если и не на богослужении, то после него новости разного свойства всенепременно нас подстерегают. А уж если включить телевизор или радио – то уж куда деваться-то… тут же обрушатся на нас с преизбыточной своей полнотой.

Вот и ныне – грядет гражданский Новый год, и от новости сей затвориться мы не в силах. А надо ли? И если надо, то насколько, чтобы если не получить пользу, то по крайней мере не повредить себе и ближним?

Отдавайте кесарево кесарю, а Божие Богу.

Но надо помнить – Богу полагается первая и лучшая часть.

Авель также принес от первородных стада своего и от тука их (Быт. 4:4).

Потому погрузиться в застолье и безудержное веселье в гражданский Новый год, а после, уставшим и захмелевшим, перекрестив лоб, упасть в кровать, будет решением ошибочным.

Чтобы отдать Богу первородное и лучшее, надо бы вечером быть в храме на богослужении, помолиться и попросить благословения на дни грядущие. Да, для нас этот день, в настоящем своем понимании, Новым годом не является: наш Новый год – индикт – мы празднуем первого сентября (14 н.ст.). Но мы должны понимать, что Церковь с уважением относится к государству. Так, мы знаем, что брак, зарегистрированный государством, хотя и не является союзом, освященным Богом, но уже и не является блудным сожительством.

Также и гражданский Новый год, хотя и не является для нас праздником, но, проявляя уважение к государству, Церковь благословляет в этот день совершать благодарственные молебны и испрашивать благословения Божьего на гражданское новолетие.

В качестве миссии, как пример иного понимания праздника и иного, духовного наполнения его, Церковь, на усмотрение настоятелей храмов, благословляет ночную литургию в день гражданского Нового года. И надо сказать, что это очень наглядная миссия, в первую очередь для тех, у кого в семье есть как воцерковленные, так и невоцерковленные православные (а таких семей в нашей стране, наверное, большинство).

Отдав Господу лучшую часть этого дня и благословив ястие, уже не будет грехом для каждого из нас отдать и кесарю (в том числе и ближним) их часть, избегая для себя самих всех излишеств – как в еде, так и в веселии. Так мы и заповедь соблюдем, и проявим любовь к ближним своим, и не соблазном для них явимся, а живым примером к назиданию.

И не исключено, что через пару-другую лет кто-то из тех, кто сегодня посмеивался над православными, встречающими бой курантов не с бокалом шампанского, а с крестным знамением, под возглас священника: «Благословенно Царство Отца и Сына, и Святаго Духа, ныне и присно, и во веки веков», станет рядом в храме и тем самым исправит стопы свои ко благоугождению Господу нашему Иисусу Христу, Которому слава, честь и держава подобает со Безначальным Его Отцом и со Святым Духом, всегда, ныне и присно и во веки веков!

Дмитрий Филин